АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
08 июля 2020 года Дело №А83-17118/2019
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2020 года. Полный текст решения изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Авдеева М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Межмединовой У.А., рассмотрев материалы заявления индивидуального предпринимателя ФИО1
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН – <***>, ИНН – <***>, КПП – 910201001, ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым –ФИО2, доверенность от 05.06.2019. № 02.1-21/04652/2,
иные участники судебного процесса не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым (далее – суд) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 04.09.2019 №91051921708516700003.
В обоснования заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а также указывал на то, что постановление является незаконным из-за отсутствия состава вменяемого административного правонарушения.
До начала судебного заседания, от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, протокольным определением от 30.06.2020 суд отказал заявителю в ходатайстве об отложении судебного заседания ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, поскольку не усмотрел препятствий для рассмотрения дела по существу. Кроме того, по смыслу статьи 158 АПК РФ, отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью.
Присутствующий в судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях к нему.
В судебное заседание 30.06.2020 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым явку уполномоченного представителя не обеспечило, о дате судебного заседания уведомлено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Поручением Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым № 11-24/80 от 25.07.2019 (приложение № 1) старшему государственному налоговому инспектору отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым ФИО3 и государственному налоговому инспектору отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым ФИО4 поручено провести проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа в отношении ИП ФИО1 ИНН <***> по адресу: Республика Крым. <...>.
В результате проведенной 25.07.2019 административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков и применения контрольно-кассовой техники ИП ФИО1 установлено, что при пополнении карточки мобильного оператора «МТС Россия» на сумму 50 руб. через платежный терминал № 17285, размещенный по адресу: Республика Крым. <...>, в составе указанного платежного терминала отсутствует контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в установленном законодательством порядке, был выдан не фискальный кассовый чек №17802 на котором отсутствует информация о регистрационном номере контрольно-кассовой техники, заводском номере экземпляра модели фискального накопителя, фискальном признак документа.
По результатам указанной проверки был составлен Акт № 9105/11/001966 от 30.07.2019.
ИП ФИО1 (его представитель) отсутствовал по месту проведения проверки - <...>, что было отражено специалистами Инспекции в поручении от 25.07.2019 № 11-24/80 на исполнение Государственной функции.
Указанное поручение было отправлено в адрес ИП ФИО1 26.07.2019 средствами почтовой связи заказным письмом, и реестром отправленной корреспонденции.
Акт проверки и извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №11-14/01967 от 30.07.2019 были направлены ИП ФИО1 31.07.2019 средствами почтовой связи заказным письмом. Согласно отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №29610037028967 Акт и извещение получены ФИО1 02.08.2019
Согласно извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №11-14/01967 от 30.07.2019 ФИО1 вызывался в инспекцию для составления протокола на 12.08.2019. В то же время согласно пункта 1 указа Главы Республики Крым №88-У от 05.03.2019 в связи с празднованием Курбан-байрама 12 августа 2019 года был объявлен нерабочим праздничным днем. Поскольку 12.08.2019 года ИП ФИО1 на составление протокола не явился, с целью соблюдения его права участвовать при составлении протокола об административном правонарушении было принято решение о направлении нового извещения исх. № 11-14/11682 от 12.08.2019, согласно которого ФИО1 приглашался в МИФНС №1 по Республике Крым на составление протокола на 26.08.2019 в 10 часов 30 минут. Данное извещение направлено ФИО1 13.08.2019, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений согласно отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №29610037029582 получено индивидуальным предпринимателем 16.08.2019.
22.05.2019, руководствуясь пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, государственным налоговым инспектором ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении № 9105/001939/1.
В данном протоколе (страница 4) указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 04.09.2019 в 10 часов 30 минут по адресу: Республика Крым. <...>. 30, кабинет 301.
Протокол был направлен в адрес ИП ФИО1 27.08.2019 средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и списком внутренних почтовых отправлений, и получен адресатом 28.08.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 29610038031843.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым ФИО6 вынесено постановление о назначении административного наказания № 91051921708516700003 от 04.09.2019, согласно которому ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 статьи 14.5 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания № 91051914320408500003 от 04.06.2019.
Исследовав представленные доказательства, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов регулируется Федеральным законом № 54-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона №54-ФЗ, статьей 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пункта 5.1.6 Положения о ФНС утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 контроль за применением организациями и предпринимателями контрольно- кассовой техники возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится осуществление проверок выдачи налогоплательщиками (продавцами) кассовых чеков. Однако, указанные нормативно-правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок, равно как и полномочий инспекторов при их осуществлении.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н, которым налоговые органы руководствуются при исполнении государственных функций в сфере контроля за соблюдением законодательства о ККТ, специалисты инспекций имеют право, в частности, проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков.
Согласно п. 23 Регламента проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций ФИС России включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (не оформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные действия (процедуры проверки) проводятся специалистами ИФНС России в следующих формах:
- форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудио фиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами):
- аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, право налоговых органов на проведение проверок по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и порядок таких проверок предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ предусмотрено, что неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию 6 покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", при толковании настоящей нормы дано разъяснение о том, что судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективной стороной данного состава правонарушения является неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ № 10З-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Частью 12 статьи 4 указанного закона установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно ч. 1 статьи 5 данного Федерального закона прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Пунктами 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) использовании электронных средств платежей» установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 10З-ФЗ «О деятельности но приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 10З-ФЗ):
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия I уполномоченного лица платежного агента.
Согласно пункта 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
ИП ФИО1 является платежным агентом осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона № 10З-ФЗ платежный агент, при приеме платежей, обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 10З-ФЗ установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники после 1 апреля 2010 года.
Согласно статьи 5 Закона № 10З-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" установлены требования к контрольно-кассовой технике. Согласно пункта 2 данной статьи контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, либо соединяется с корпусом автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ ”О национальной платежной системе", механически или иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.
В силу пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, в частности, следующие обязательные реквизиты:
-наименование документа;
-порядковый номер за смену;
-дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» - адрес сайта пользователя);
-наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя;
-идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
-применяемая при расчете система налогообложения;
-признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него. - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
-наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
-сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
-форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
-должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет");
-регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
-заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
-фискальный признак документа;
-адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
-абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором такой документ может быть получен;
-адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
-порядковый номер фискального документа;
-номер смены;
-фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).
При этом кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;
- номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети 11 “Интернет") вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае «предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях:
1) осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;
2) осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства дли расчетов QR-кода.
Необходимо отметить, что согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ положения подпункта 2 пункта 5.1 статьи 1,2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ в части отображении при расчете на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-код применяются с 1 февраля 2020 года.
Таким образом, п.п. 2 п.5.1 статьи 1.2. ФЗ №54 предоставлено право применять контрольно-кассовую технику вне корпуса автоматического устройства для расчетов при оказании услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчета.
С учетом изложенного право на применение контрольно-кассовой техники вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отражения при осуществлении расчетов на дисплее (автоматического устройства для расчетов ОК-кода возникнет у индивидуальных предпринимателей только с 1 февраля 2020 года. При условии наличия на корпусе автоматического устройства для расчетов легко читаемого заводского номера такого автоматического устройства для расчетов, нанесенного в месте, доступном для осмотра без перемещения и (или) разборки автоматического устройства для расчетов. При этом при регистрации указанной контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) должны быть указаны сведения, о применении контрольно-кассовой техники с автоматическим устройствами, указанными в пункте 5.1 статьи 1.2 настоящего федерального закона, и о номерах этих автоматических устройств.
Пунктом 3.1 статьи 1.2 ФЗ № 54 ФЗ установлено, что в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода. который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (.далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению-уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе пли в электронной форме.
Следовательно, получение кассового чека осуществляется клиентом самостоятельно, в случае если обязанность по предоставлению кассового чека обеспечивается путем отражения OR-кода на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати 13 такого QR-кода на бланке документа только в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Что касается ссылки ИП ФИО1 на положения пункта 5.6 статьи 1.2 ФЗ № 54, в котором указано на то, что пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику, расположенную вне места совершения расчетов, то данным пунктом предусмотрен исчерпываемый перечень случаев, а именно:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в пункте 5.1 настоящей статьи);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи.
Указанные в данном перечне случаи не попадают под осуществление расчетов за оказание услуг с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами.
Довод предпринимателя о том, что при осуществлении платежа по пополнению счета мобильного оператора МТС на сумму 50 руб. была использована зарегистрированная контрольно-кассовая техника «КАЗНАЧЕЙ-ФА» заводской номер 00107604158220, в корпусе которой находится фискальный накопитель, а также исполнение ООО «Тензор» обязанности по отправке сведений о платеже в ФНС не доказывают того факта, что в момент проведения проверки, осуществления платежа в корпусе платежного терминала №17285, расположенного по адресу: <...> имелась контрольно-кассовая техника, исправленная и опломбированная в установленном порядке, зарегистрированная в налоговых органах по месту осуществления платежа, а также то, что в момент оплаты покупателю (клиенту) был выдан отпечатанный контрольно-кассовой техникой, встроенной в корпус спорного платежного терминала кассовый чек.
В частности, согласно данных налогового органа о регистрации контрольно-кассовой техники, данная контрольно-кассовая техника с заводским номером 00107604158220 зарегистрирована 24.07.2018 с указанием адреса установки: 296100, <...>, магазин «Петрович». При этом проверяемый платежный терминал №17285, расположен по адресу: <...>. Актом проверки было зафиксировано, что кассовый чек №17802 получен в результате проверочной оплаты услуг мобильной связи МТС 25.07.2019 в 9час. 50 мин. в <...>, в то время как согласно карточки регистрации ККТ с заводским номером 00107604158220 адресом фактического ее местонахождения является <...> (место установки- магазин «Петрович»). Таким образом чек сформирован без использования ККТ.
02.10.2019 контрольно-кассовая техника с заводским номером 00107604158220 была перерегистрирована ИП ФИО1 с указанием адреса и места установки: 296100, <...> магазин «Петрович». При перерегистрации предпринимателем было указано, что указанная контрольно-кассовая техника входит в состав автоматических устройств для расчетов в том числе:
- автоматического устройства для расчетов №17285, расположенного по адресу 296100, <...>.
В тоже время указанное автоматическое устройство для расчетов №17285 является платежным терминалом, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального Закона №54-ФЗ применяемая в его составе контрольно-кассовая техника должна размещаться внутри корпуса данного платежного терминала.
Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ пункт 2 статьи 4.2 ФЗ № 54-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой при регистрации контрольно-кассовой техники в заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники должны быть указаны сведения о применении контрольно-кассовой техники с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации контрольно-кассовой техники» предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).
В пункте 1 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению;
- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
25.07.2019 при проведении проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов по адресу: Республика Крым. <...>, где разместил платёжный терминал индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>), при пополнении карточки мобильного оператора «МТС Россия» на сумму 50 рублей 00 копеек через платежный терминал № 17285 был выявлен факт использования платежного терминала, в котором отсутствовала контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а гак же был выдан не фискальный кассовый чек № 17802, на котором отсутствует регистрационный номер контрольно-кассовой техники, заводской номер экземпляра модели фискального накопителя, фискальный признак документа.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение п. 1 статьи 6. и. 12 ст.4, п. 2 ст. 5, и. 3 статьи 8 Федерального закона № 10З-ФЗ. и. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ используется платёжный терминал, в составе которого отсутствует контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Доказательств невозможности применения заявителем ККТ в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о недоказанности события правонарушения, об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, судом не принимаются ввиду того, что факт совершенного правонарушения п. 1 ст. 1.2, п. 3 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», п. 12 ст. 4 Федерального закона с 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, а именно неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, подтверждается следующими документами: Актом проверки № 9105/11/001966 от 30.07.2019, протоколом об административном правонарушении №11-14/01967 от 30.07.2019, протоколом опроса свидетеля ФИО7 от 25 июля 2019 года, актом контрольной закупки от 25 июля 2019 года, актом обследования от 25.07.2019, кассовым чеком № 17802.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При этом при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Проверив порядок определения наказания при вынесении постановления по административному делу, судом нарушений не установлено. Административным органом учтены все обстоятельства, имеющие значение по делу, наказание назначено в размере санкции статьи.
Доказательств применения к заявителю несоразмерно большого штрафа, что может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, заявителем не представлено.
Оснований для применения положений статьи 2. 9 КоАП РФ суд не находит.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5. КоАП РФ.
Из части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4. КоАП РФ определяется в соответствии со ст. 2.2. КоАП РФ.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1. КоАП РФ).
Как указывалось судом выше факт осуществления индивидуальным предпринимателем ФИО1 совершенного правонарушения, а именно неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, подтверждается следующими документами: чеком № 17802 от 25.07.2019, доказательств наличия объективных препятствий к соблюдению заявителем установленных законом требований, а также доказательств, свидетельствующих о принятии индивидуальным предпринимателем всех зависящих от него мер для недопущения административного правонарушения в материалах дела не имеется.
Судом в ходе проверки соблюдения административным органом процессуальных требований при осуществлении производства по делу об административном правонарушении нарушений не выявлено. Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым в полном объёме в соответствии с действующим законодательством соблюдена процедура осуществления налоговой проверки и производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1, что непосредственно подтверждается соответствующими копиями документов, в связи с чем факты, изложенные в заявлении о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности являются несостоятельными, а Постановление от 04.09.2019 №91051921708516700003 вынесено в соответствии и в пределах действующего законодательства.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, в том числе установленные в ходе административного производства обстоятельства и мотивированное решение со ссылкой на статью вмененного административного правонарушения, что позволяет объективно оценить событие противоправных действий (бездействия) заявителя.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено совершение правонарушения ИП ФИО1, судом не установлено нарушения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья М.П. Авдеев