АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Симферополь Дело № А83-17991/2023
17 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Куртлушаева М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маленькой Е.А., рассмотрев заявление:
Заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Демьяненко Я.И.
к Обществу с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка»
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
с участием представителей:
от заявителя - ФИО1, личность установлена служебным удостоверением;
иные участники: не явились
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Крым от заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Демьяненко Я.И. поступило заявление о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявленные требования прокурор мотивирует грубым нарушением Обществом лицензионных требований к бессрочной лицензии от 10.03.2022 №Л049-00118-91/00001493 на деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях по адресу: ул. Лавандовая, 1, г. Белогорск, Республика Крым, парк львов «Тайган».
Прокурор в судебном заседании 10.08.2023 поддержал заявленные требования.
Будучи надлежащим образом извещенными, Общество явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв не предоставило.
Учитывая то, что неявка в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие указанного представителя, по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав доказательства в полном объеме, суд пришел к выводу о наличии в действиях Обществасостава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1КоАП Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно реестру лицензий, размещенному на сайте Россельхознадзора Российской Федерации (http://licreestr.fsvps.ru) Общество имеет бессрочную лицензию Л049-00118-91/00001493 от 10.03.2022 (ранее 00-22-4-004601) на деятельность по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях по адресу: ул. Лавандовая, д. 1, г. Белогорск, Республика Крым, Парк львов «Тайган».
В ходе выездной проверки природоохранной прокуратуры, проведенной 05.06.2023 с привлечением специалистов Южного межрегионального управления Россельхознадзора Республики Крым и Минприроды Крыма в деятельности Общества установлены нарушения п. 46 Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937 (далее – Требования№ 1937) - ягуар содержится в вольере, не учитывающем видовые особенности данного вида животных.
Также в деятельности Общества установлены нарушения п. 26 Требований № 1937 - вольеры с рысью и капуцинами плакса не оборудованы предохранительным барьером.
Данные обстоятельства отражены в справке специалиста Южного межрегионального управления Россельхознадзора, содержащей, в том числе,фотофиксацию правонарушений.
Выявив в действиях лицензиатагрубые нарушения лицензионных требований при осуществлении своей деятельности, природоохранной прокуратурой 29.06.2023 в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С уведомлением о составлении 29.06.2023 в 15 часов 00 минут постановления о возбуждении дела об административно правонарушении директор Общества была ознакомлена 27.06.2023.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении Обществак административной ответственности переданы в арбитражный суд, к подведомственности которого отнесено рассмотрение данной категории дел.
Рассмотрев заявленные требования, суд руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и требующие получения специального разрешения (лицензии).
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №498-ФЗ).
В соответствии с ч. 1, 9 ст. 15 Закона № 498-ФЗ использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляется с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации. Указанные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.
Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с п. 54 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно абз. 3 пп. «в» п. 6 Положения о лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1938 (далее – Положение о лицензировании№ 1938), для осуществления деятельности по содержанию и использованию животных лицензиат должен соблюдать требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.
Согласно п. 26 Требований № 1937 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечить безопасность посетителей (зрителей) зоопарков (зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов), выставок и иных мероприятий с участием животных, не допуская контактов с животными, угрожающих здоровью и жизни людей, в том числе посредством размещения посетителей (зрителей) на безопасном расстоянии от животных, установления предохранительных барьеров (решетка, сеткаи иные защитные ограждения) между посетителями (зрителями) и местом демонстрации животных (манежем, сценой и др.), информирования (устного или письменного) посетителей (зрителей) об опасности несанкционированных контактов с животными, а также запрета на привлечение (посетителей) зрителей к участию в выступлениях животных.
При этом безопасным считается расстояние не менее 1 метра от первого ряда зрительских мест до внешней стороны манежа, сцены, бассейна-арены и иных мест выступления (демонстрации) животных, а также не менее 1 метра от вольера с животными или защитного рва перед вольером с животными. При демонстрации животных в закрытых стеклянных вольерах указанные требования могут не соблюдаться.
В соответствии с п. 30 Требований№ 1937, вольеры с животными, включенными в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 (далее - опасные животные), оборудуются особо прочными запорами (задвижками), исключающими их открывание животными, а также лицами, не уполномоченными на это руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Хищные млекопитающие согласно разделу IV п. 10 вышеуказанного перечня отнесены к опасным животным.
Согласно пп. «т», п. 46 Требований№ 1937, при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) устанавливаются «отжимные» барьеры - дополнительное ограждение, препятствующее доступу посетителей зоопарка (зоосада) вплотную к основному ограждению вольера, в целях предотвращения любых контактов посетителей с опасными животными.
В соответствии со ст. 10 Закона № 498 Ф3, организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
При этом, в ходе проверки, в деятельности Общества установлены нарушения п. 26 Требований № 1937 - вольеры с рысью и капуцинами плакса не оборудованы предохранительным барьером.
Далее, с учетом п. 46 Требований№ 1937, при размещении животных в помещениях зоопарка (зоосада) вольеры должны учитывать видовые особенности животных и их размеры согласно приложениям № 3 – 9.
В ходе проверки было установлено, что помещение для содержания ягуара имеет площадь уличного вольера 75 м.
Вместе тем, приложением № 7 Требований № 1937установлены размеры вольеров для содержания хищных животных и слонов зоопарками (зоосадами), согласно которым тип помещения-вольер, размеры внутреннего вольера - 20м, размеры уличного вольера - 80 м (сумма площади 2 вольеров (основного и перегонного) не менее 100 м) из расчета на 1 особь.
Указанные нарушения зафиксированы в справке специалиста Южного межрегионального управления Россельхознадзора, содержащей, в том числе, фотофиксацию правонарушений.
Нарушения любого пункта Требований № 1937, с учетом п. 7 Положения о лицензировании№ 1938, является грубым нарушением лицензионных требований применительно к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.
Учитывая изложенное, суд считает доказанным факт грубого нарушения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательсткой деятельности.
Таким образом, в действиях Общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования о привлечении к административной ответственности предъявлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Процессуальных нарушений судом не выявлено.
Оснований для признания указанного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, судом не установлены.
При этом, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку, решением Арбитражного суда Республики Крымот 22.08.2022 (дело №А83-11869/2022) ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, за совершение однородного правонарушения при содержании иных животных.
Вместе с тем, в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от 100000 руб. до 200000 руб.
В этой связи, предусмотренное минимальное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей согласно санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, по мнению суда, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя о привлечении Обществак административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Уплата государственной пошлины за рассмотрение заявлений по делам данной категории действующим законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (298612, РЕСПУБЛИКА КРЫМ, ЯЛТА ГОРОД, САДОВАЯ УЛИЦА, ДОМ 14, КВАРТИРА 12А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.11.2014, ИНН: <***>, КПП: 910301001) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 60000,00 руб.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации:
получатель штрафа – УФК по Республике Крым (Прокуратуре Республики Крым) л/с <***>), ИНН – <***>, КПП – 910201001, ОКТМО – 35701000, банк получателя – Отделение Республики Крым Банка России, р/с – <***>, ЕКС 40102810645370000035, БИК – 013510002, назначение платежа: административный штраф (с наименованием вступивших в законную силу судебных актов, номер, дата, наименование организации правонарушителя).
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.И. Куртлушаев