ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-18766/18 от 11.07.2019 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 июля 2019 года

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Якимчук Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его фиксации с применением средств аудиозаписи, секретарем судебного заседания Мухтаровой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению

Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр занятости населения» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 6 911 024,43 рублей,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 17.12.2018 №113, личность удостоверена паспортом гражданина РФ – до перерыва 04.07.2019, после перерыва 11.07.2019 – представитель не явился;

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2017 №46, личность удостоверена паспортом гражданина РФ.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр занятости населения» согласно которого просит суд (с учетом уточнений в ред. от 19.03.2019 №13/45) о взыскании 6 521 881,40 рублей.

Определением от  15.01.2019 исковое заявление Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято судом, возбуждено производство по делу №А83-18766/2018.

Судебные заседания откладывались по различным основаниям, в том числе с целью примирения сторон.

В судебное заседание, имевшее место 11.07.2019, прибыл уполномоченный представитель ответчика, истец явку своего уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Истец заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражало по доводам, изложенным в отзыве от 15.02.2019 №СЗ-12/391/01-19.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все представленные документы и доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, отвечающим условиями для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации, либопрекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

В свою очередь, пункт 4 статьи 32 Закона предусматривает, что расходы связанные с назначением пенсии, предусмотренной п. 2 настоящей статьи осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее – истец, отделение) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.03.2014 №37п, является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на выплату единовременной выплаты накопительной части трудовой пенсии, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному государственному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан РФ, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, истец осуществляет на территории Республики Крым выплату пенсий, назначенных досрочно по предложениям территориальных органов Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» (далее – ответчик, центр занятости).

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 29.06.2012 №10н (зарегистрированным в Министерстве юстиции России от 25.07.2012          №25012), утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Пункты 285 Регламента, предусматривает, что работник Центра занятости при получении от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих расходы, связанные с назначением пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости, оформляет платежное поручение в установленном количестве экземпляров. После подписания платежного поручения директором центра занятости, оно направляется в территориальный орган Федерального казначейства (пункты 285-288 Регламента).

Согласно отредактированных технически баз данных Отделения, контрольно-ревизионным департаментом ПФР в марте 2017 года установлено, что имеются получатели пенсий, направленных органами Центра занятости Украины, Республики Крым и Российской Федерации, по которым ответчиком не произведены возмещения на общую сумму 6 911 024,01 рублей.

Поскольку по настоящее время денежные средства не возмещены, истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что исковые требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крымне подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно представленного истцом списка получателей пенсии с расчетом выплаченных сумм 39 гражданам назначена пенсия досрочно по ходатайствам, выданным органами государственной службы занятости населения Украины, Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы в правовом поле Украины.

Статья 49 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 №5067-VI», регламентирует, что работникам, трудовой говор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в связи с мнениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, банкротством, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, при условии их регистрации в территориальном органе службы занятости и отсутствии входящей работы гарантируется право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законом пенсионного возраста при наличии необходимого страхового стажа.

Согласно статьям 16, 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» выплата пенсий лицам, которые досрочно вышли на пенсию в соответствии с Законом №5067, в период до достижения ими пенсионного возраста осуществляется в установленном законодательством Украины порядке Пенсионным фондом Украины за счет средств, которые возмещаются Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Данные правоотношения были урегулированы нормами Порядка размещения Пенсионному фонду Украины за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов на выплату досрочно назначенной пенсии и оплату услуг за ее доставку, утвержденного приказом Министерства социальной политики Украины № 47 от 11.02.2013.

На основании пункта 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым 1745-6/14 от 17.03.2014 центр занятости АР Крым, городские, горрайонные, районные центры занятости прекратили свою деятельность, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственному органу, а именно к Фонду общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, который зарегистрирован Советом министров Республики Крым на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 17 марта 2014 года №168-р.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.10.2014 №1100-р принято решение о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы.

В соответствии с пунктом 1.3 постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 535 кредиторская задолженность, не заявленная в виде требований в течение двух месяцев с момента опубликования объявления о ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы в средствах массовой информации, считается погашенной 1 января 2015 года и не подлежит удовлетворению.

Распоряжениями Совета министров Республики Крым №154-р и №155-р от 25.02.2015 процедура ликвидации Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы завершена: утвержден ликвидационный баланс, регистрация Фонда отменена. Фонд общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы ликвидирован без правопреемника.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2014 № 1216-р создано Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» (далее - ответчик).

Деятельность ГКУ «Центр занятости населения» осуществляет с 01.01.2015, которая регламентирована Законом РФ от 19.04.1991  №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон).

ГКУ «Центр занятости населения» не является правопреемником каких-либо ранее существовавших организаций на территории Республики Крым. Какого-либо перехода прав и обязанностей Государственной службы занятости Украины, Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым случай безработицы перед третьими лицами к ГКУ «Центр занятости выселения» законодательно не закреплено.

В соответствии со статьей 32 Закона, ГКУ «Центр занятости населения» обязуется производить возмещение расходов на выплаты пенсий назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий на погребение умерших неработающих пенсионеров, оформивших пенсию по предложению только территориальных отделений Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения».

Данные положения вытекают также из абсолютно разных источников финансирования возмещения расходов на выплаты пенсий назначенных досрочно гражданам, признанным безработными. До 01.01.2015 источником финансирования являлись средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (до марта 2014 года), Фонда общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы (до 01.01.2015), поступающие от расщепления Единого социального взноса, уплату которого производили работодатели и непосредственно наемные работники.

Источником финансирования средств ГКУ «Центр занятости населения» на возмещение расходов на выплаты пенсий назначенных досрочно гражданам, признанным безработными является исключительно федеральный бюджет, необоснованные (без законодательного обоснования) траты которого недопустимы.

Между ГКУ «Центр занятости населения» и Государственным учреждением делением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с 2016 года заключено Соглашение об организации взаимодействия Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» с Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, действие которого не распространяется на возмещение расходов по выплате досрочной пенсии по ходатайствам, выданным органами государственной службы занятости Украины, Фондом общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы согласно законодательства Украины.

Таким образом, у ГКУ «Центр занятости населения» отсутствуют правовые основания компенсировать затраты Пенсионного фонда на выплату досрочно назначенной пенсии гражданам по ходатайствам, выданным на основании законодательства о занятости Украины Фондом общеобязательного социального страхования Республики Крым на случай безработицы, органами службы занятости Украины.

Возмещение расходов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, связанных с назначением и выплатой в 2015 году досрочно пенсий ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 по предложениям территориальных отделений ГКУ «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях Республики Крым осуществлено ГКУ «Центр занятости населения» в декабре 2017 года на основании решения Арбитражного суда Республики Крым от 06 июня 2017 года № А83-8708/2016.

 Требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возмещении расходов, связанных с назначением и выплатой в 2015 году досрочно пенсии ФИО8 считаем также не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, последняя выплата досрочной пенсии ФИО8 была осуществлена в мае 2015 года, с июня 2015 года Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым требования по возмещению расходов Пенсионного фонда, связанных с выплатой досрочно назначенной пенсии ФИО8 к ГКУ «Центр занятости населения» с указанием выплаченных сумм не выставлялись, ГКУ «Центр занятости населения» перечисление средств не производило.

Требования к оплате сумм возмещения досрочно назначенной пенсии ФИО8 за 2015 год Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым также не были выставлены в сентябре 2016 года, когда Пенсионным фондом был подан иск о возмещении расходов, связанных с назначением и выплатой в 2015 году досрочно пенсий иным лицам.

Таким образом, неуплата понесенных Пенсионным фондом расходов по выплате досрочно назначенных пенсий произошла только по вине самого истца.

ГКУ «Центр занятости населения» в июне 2015 года не осуществлено возмещение расходов, связанных с назначением и выплатой в 2015 году досрочно пенсии ФИО8, однако Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в течение трех лет, до июня 2018 года, требования о возмещении указанных расходов выставлены не были, в связи с чем срок исковой давности истек.

Довод истца о неверном внесении в базу данных ОПФР по Республике Крым получателя пенсии ФИО8, как лица, пенсия которому назначена по представлению ответчика в 2015 года, ввиду чего данная сумма не была предъявлена ко взысканию, а обстоятельства пенсионного обеспечения установлены в ходе проверки лишь в мае 2017 не нашел своего правого обоснования и документального подтверждения в материалах дела.

Так, суд отмечает, что нарушенное право подлежит защите в сроки, установленные законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

В силу статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее Постановление № 43) истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

В силу правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 12 Постановления № 43, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 ГК РФ), а также последствий его пропуска (статья 199 ГК РФ) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод (определения от 20.11.2014 № 2720-0, от 23.06.2015 № 1446-0).

Из искового заявления следует, что истец должен был узнать о нарушении своего права не позднее июня 2015 года.

При этом настоящее исковое заявление подано в Арбитражный суд Республики Крым только 29.11.2018, то есть по истечении срока исковой давности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Как указано в статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном  и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, учитывая, что доводы истца, приведенные в обоснование заявленных требований не нашли своего правового обоснования, а также документального подтверждения, с учетом исключенного из числа доказательств документа, предоставленного истцом и составленного на иностранном языке, пропуска срока исковой давности, суд отказывает в удовлетворении искового заявления Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласностатье 333.37 НК РФ у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, а истец является государственным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины за подачу исков в арбитражный суд, вопрос о распределении судебных расходов в порядке статьи 110 АПК РФ судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.                                                                      

Судья                                                                                                      Н.Ю. Якимчук