ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-1967/17 от 18.04.2017 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Симферополь Дело № А83-1967/2017

21 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Куртлушаева М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николовой Е.В., рассмотрев заявление

Общества с ограниченной ответственности «Ист-Ком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № б/н от 21.04.2016;

от Администрации города Ялты Республики Крым – ФИО2, представитель по доверенности 06-06/1255 от 29.12.2016;

от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым – не явился.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ист-Ком» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, в котором просит:

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, оформленное в виде письма от 3 ноября 2016 г. № 01.1-18/9183, об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Ист-Ком» градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...> 27-Г.2. Обязать Администрацию города Ялты Республики Крым принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Ист-Ком» градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...>.

3. Судебные расходы возложить па Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым и Администрацию города Ялты Республики Крым.

4. Возложить на Администрацию города Ялты Республики Крым обязанность сообщить Арбитражному суду Республики Крым об исполнении решения суда.

Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «Ист-Ком» является арендатором земельного участка площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...>, в связи с чем, по его мнению, имеет право на получение градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка.

Однако письмом Департамента от 3 ноября 2016 г. № 01.1-18/9183 Обществу было отказано в выдаче градостроительных условий и ограничений. Основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений указан факт несоответствия планируемой застройки земельного участка утверждаемой градостроительной документации.

Поскольку, по мнению заявителя, такое основание отказа не предусмотрено Административным регламентом Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «Выдача градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка», утверждённым постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 16 июля 2015 г. № 1 116-п (далее - Административный регламент), то данное решение об отказе является незаконным.

Администрация города Ялты в письменном отзыве возражает относительно заявленных требований.

Возражения мотивированы тем, что в настоящее время вопрос о праве пользования Обществом земельным участком до настоящего времени не разрешен, а поэтому отсутствие права пользования на земельный участок и сведений о несоответствии градостроительной документации исключают возможность выдачи градостроительных условий.

При этом указывает, что в процессе рассмотрения вопроса о перезаключении договора аренды земли, согласно информации Департамента от 12.10.2016 №02-08/8768, было установлено, что вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <...>, будет определен после утверждения генерального плана муниципального образования городской округ Ялта.

Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент) явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Вместе с тем, судебное извещение, направленное Департаменту, было получено представителем под подпись (л.д. 6).

Таким образом, суд пришел к выводу о надлежащем уведомлении Департамента о дне, месте и времени судебного заседания.

Учитывая то, что неявка в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Департамента, по имеющимся в материалах дела документам.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением 22-1 сессии Ялтинского городского совета 6-го созыва от 19.09.2012 №153 Обществу с ограниченной ответственностью «Ист-Ком Украина» был передан в аренду земельный участок площадью 0,3000 га (кадастровый номер - 0111900000:01:024:0362), расположенный по адресу: <...>, в границах населённого пункта, сроком на 49 лет для строительства и обслуживания автокосметического комплекса.

04.03.2013 между Ялтинским городским советом и ООО «Ист-Ком Украина» заключён договор аренды указанного земельного участка из земель Ялтинского городского совета, согласно классификатору видов целевого назначения земель: «земли для строительства и обслуживания иных строений общественной застройки» (код - 03.14), договор зарегистрирован 07.08.2013 за № 7660120 (далее по тексту - Договор).

В пункте 14 Договора стороны предусмотрели, что земельный участок передается в аренду для строительства и обслуживания автокосметического комплекса.

03.10.2016 ООО «Ист-Ком» (наименование общества после перерегистрации) направило в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым заявление о выдаче градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка (вх. № 01.1-18/9183 от 07 октября 2016 г.).

Письмом Департамента от 03 ноября 2016 г. № 01.1-18/9183 Обществу было отказано в выдаче градостроительных условий и ограничений, в связи с тем, что застройка арендованного земельного участка противоречит утверждаемой градостроительной документации.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Обжалуемый отказ Департамента, согласно имеющейся записи, был получен Обществом 17 февраля 2017 г. (л.д. 78), что представителем Администрации г. Ялты не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, трёхмесячный срок для обращения в суд не считается пропущенным заявителем в понимании ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

По смыслу части 5 статьи 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В силу части 3 данной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок (часть 5 статьи 56 ГрК РФ).

Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 20 статьи 45 ГрК РФ).

В целях урегулирования правоотношений в сфере предоставления градостроительных условий на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым Администрацией г. Ялты были утверждены:

- постановлением № 7-п от 11.11.2014 «Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка» (далее по тексту – Порядок);

- постановлением № 1116-п от 16.07.2015 «Административный регламент Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «Выдача градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка»» (далее по тексту - Регламент).

Вместе с тем порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, регламентирован статьей 46 ГрК РФ.

Так, в части 17 данной статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно п.1.1 Регламента – органом, предоставляющим муниципальную услугу, является – администрация г. Ялты.

Вместе с тем пунктом 2.6. Порядка установлено, что градостроительные условия и ограничения подлежат утверждению Главой администрации путем издания соответствующего постановления.

Возможность отказа органами местного самоуправления по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам ГрК РФ не предусмотрена.

Отказывая в выдаче градостроительных условий заявителю, Департамент, по мнению суда безосновательно сослался на то, что застройка данной территории противоречит утверждаемой градостроительной документации.

В этой связи данный отказ, по мнению суда, является незаконным, как в силу закона, исходя из вышеприведенных положений ГрК РФ, так и принимая во внимание необоснованный отказ в виде существования противоречий с градостроительной документацией, которая находится на стадии утверждения, то есть не существующей на момент принятия оспариваемого решения.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, арбитражный суд в рамках данной категории дела, помимо рассмотрения вопроса о признании решения уполномоченного органа незаконным, также рассматривает вопрос о возможности принятия соответствующих мер к устранению допущенных обжалуемыми решениями, действиями (бездействиями) нарушений прав и законных интересов заявителя. При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, а также то, что именно сам факт выдачи градостроительных условий может привести к восстановлению нарушенного права заявителя, суд в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ считает необходимым обязать Администрацию г. Ялты Республики Крым в порядке, установленном действующим законодательством, выдать градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...>.

Также суд считает возможным в соответствии с ч. 6 ст. 201 АПК РФ - возложить на Администрацию г. Ялты Республики Крым обязанность сообщить Арбитражному суду Республики Крым об исполнении решения суда.

Вместе с тем, по мнению суда, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права в виде требования, изложенного в пункте 2 просительной части заявления, в связи с тем, что ГрК РФ не требует от органа местного самоуправления принятие какого-либо самостоятельного решения о предоставлении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, предшествующего их фактической выдачи, а поэтому в удовлетворении этой части заявленных требований следует отказать.

  В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании бездействия незаконным.

Расходы по оплате государственной пошлины в пользу заявителя подлежат взысканию с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым в размере 3000,00 руб., как с отраслевого органа муниципального образования принявшего незаконное решение.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично. Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, оформленное в виде письма от 03 ноября 2016 г. № 01.1-18/9183, об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Ист-Ком» градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...>. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Администрацию <...>, г. Ялта, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 01.12.2014) в порядке, установленном действующим законодательством, выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Ист-Ком» (ул. Октябрьская, д. 6, кв. 31, г. Ялта, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 31.08.2004, дата присвоения ОГРН – 13.12.2014) градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка площадью 0,3000 га, расположенного по адресу: <...>. Возложить на Администрацию города Ялты Республики Крым обязанность сообщить Арбитражному суду Республики Крым об исполнении решения суда. В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать. Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации <...>, г. Ялта, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 12.12.2014) в пользу Общества с ограниченной ответственности «Ист-Ком» (ул. Октябрьская, д. 6, кв. 31, г. Ялта, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 31.08.2004, дата присвоения ОГРН – 13.12.2014) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 3000,00 руб.Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru   в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.И. Куртлушаев