АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
02 августа 2021 года Дело №А83-21121/2020
Резолютивная часть решения оглашена 02.08.2021г.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Гризодубовой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суворовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (109240, город Москва, площадь Славянская, 4, стр.1, 4 эт.; ком.2-8;10;12-19;23-28;109-117;119-122; 122А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.01.2012, ИНН: <***>, КПП: 770901001) в лице Межрегионального филиала в г. Симферополе (295051, <...>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (9403301, Волгоградская область, Михайловский район, Тракторная улица, Арчединская ст., ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 24.11.2011) о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России») в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в городе Симферополе обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 с требованиями о взыскании суммы штрафа в размере 3 284,02 руб.
Ответчик в отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав, что исполнитель по контракту действовал в строгом соответствии с условиями государственного контракта и действующего законодательства, оказанные услуги соответствуют стандартам и требованиям, заявленным в государственном контракте. Ответчик не согласен со следующими замечаниями истца: доказательств несоответствия требованиям Правил организации хранения суду не представлено, рекламаций не выставлено, акты приема передачи оказанных услуг подписаны заказчиком без замечаний.
В судебном заседании 02.08.2021 представитель истца требования к ответчику поддержал, от проведения судебной экспертизы отказался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Представил дополнение к отзыву через систему Мой Арбитр от 02.08.2021г., требования истца не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении.
Заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
По результатам электронного аукциона, проведенного 06.07.2018 на право заключения государственного контракта «оказание услуг по архивной обработке документов для нужд Управления Федерального казначейства по г. Севастополю» между Федеральным казенным учреждением «Центр обеспечения деятельности Казначейства России» от имени Российской Федерации (далее — Заказчик, Истец), в лице начальника Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Симферополе, и Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее - Исполнитель, ответчик), был заключен Государственный контракт на выполнение работ по оказанию услуг по архивной обработке документов для нужд Управления Федерального казначейства по г.Севастополю от 20.07.2018 2018/АЭФ-069.
Согласно пункту 4.2.4. Контракта, Исполнитель обязался обеспечить оказание услуг в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами, правилами, государственными стандартами, регулирующими правила и порядок оказания услуг.
Разделом «Требования к результатам работ, требования услугам» Технического задания установлено, что результат оказанных услуг должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качественным и техническим характеристикам, объемам оказанных услуг, другим условиям, в соответствии с Контрактом.
Разделом «Технические характеристики объекта закупки» Технического задания оговорено, что качество оказания услуг должно соответствовать действующему законодательству Российской Федерации, в том числе Федеральному закону от 22. 10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», приказу Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 №526 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (далее - Правила организации хранения).
Согласно выписке из протокола заседания Центральной экспертно-проверочной комиссии Управления, архивным делом в городе Севастополе Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя от 23.01.2019 №1 (далее - Выписка из протокола), документы, составленные по итогам научно-технической обработки документов Управления Федерального казначейства по г. Севастополю за 2015 год, проведенной Исполнителем, не соответствуют требованиям Правил организации хранения.
В соответствии с пунктом 14.2. Контракта, Исполнитель должен обеспечить гарантию на результаты оказанных услуг, действующую не менее двенадцати месяцев со дня подписания Акта приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 8.3. при неисполнении или ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по настоящему контракту, в том числе гарантийного обязательства, предусмотренных контрактом, Исполнителю начисляется штраф в размере 3 284, 02 руб., что составляет 3% от цены Контракта.
Указанная сумма подлежала перечислению на счет Заказчика в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента получения требования (претензии) от 30.01.2020 №32-02-22/179 (Приложение №4 к заявлению). Ответчик требование не исполнил, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд для принудительного взыскания штрафа.
Акт приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг по Контракту подписан 19.12.2018.
Как указывает истец, недостатки обнаружены 23.01.2019г., в пределах гарантийного срока.
Письмом Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Симферополе 15.04.2019 №34-03-36/698 «Об исполнении гарантийных обязательств» Исполнитель был уведомлен о недостатках оказанных услуг, однако гарантийные обязательства не исполнил.
В судебном заседании 02.08.2021г. суду представлен рекламационный акт №1 от 17.07.2019г., в отсутствие доказательств его составления при участии исполнителя, а также направления его в адрес исполнителя.
Из содержания указанного акта следует, что в процессе передачи 17.01.2019г. при передаче УФК в Управление архивным делом для хранения документов обнаружено: в опись №Л (продолжение) дел по личному составу за 2015 год включены дела постоянного срока хранения (ед.хр.№17-20; в опись №1 (продолжение) дел постоянного хранения за 2015 год в делах №62,63 отсутствуют крайние даты/даты дел;в предисловиях к описи дел недостаточно полно отражены особенности формирования дел, имеются технические ошибки;).
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле), согласно статье 3 которого архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым пунктом 9 указанной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
Документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3 статьи 3 Закона об архивном деле).
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее- ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.
Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Правоотношения сторон по государственному контракту регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - договор подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702, пунктом 1 статьи 703 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьями 330, 331 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в соответствии с правилами распределения бремени доказывания по делам о взыскании неустойки (штрафа, пени) истец обязан доказать факт просрочки/нарушения ответчиком принятых на себя по государственному контракту обязательств. В свою очередь, ответчик, возражающий против требований, должен доказать отсутствие с его стороны просрочки исполнения/ненадлежащего исполнения обязательств либо наличие обстоятельств, исключающих его вину в просрочке исполнения/ненадлежащем исполнении обязательств по государственному контракту.
Оценив доводы истца и ответчика относительно нарушения условий государственного контракта в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
В соответствии с пунктами 2.1 государственного контракта ответчик обязан осуществлять оказание услуг в соответствии с настоящим контрактом и техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему контракту).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Во исполнение пункта 5 статьи 14 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Правила N 526).
В целях организации применения Правил N 526 разработаны Методические рекомендации по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (далее - Методические рекомендации), которые являются документом методического характера, раскрывающим механизм выполнения нормативных положений, установленных Правилами.
Методические рекомендации предназначены для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями - источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации (далее - организации).
Положения Методических рекомендаций могут использоваться также другими государственными и негосударственными организациями при организации хранения образующихся в их деятельности архивных документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ приказом Росархива от 02.03.2020 N 24 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях" (далее - Правила N 24).
Согласно разделу 1.2 Методических рекомендаций для подготовки к передаче в архив дела подлежат оформлению и описанию в соответствии с требованиями Правил N526 (пункт 4.19.).
В пункте 4.19 Правил N 526 предусмотрено, что законченные делопроизводством дела постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, после окончания календарного года, в котором они были заведены, подготавливаются к передаче в архив организации и подлежат оформлению и описанию.
Пунктом 21.2 Правил N 24 предусмотрено, что архив устанавливает состав учетных документов и последовательность выполнения работ по учету в целом по архиву и по каждому архивохранилищу в отдельности, а также схему учета архивных документов.
Пунктами 23.1, 23.2, 23.3 Правил N 24 предусмотрено, что система учетных документов архива включает:
обязательные, ведущиеся на бумажном носителе (кроме паспорта архивохранилища), в соответствии с порядком государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;
вспомогательные, ведущиеся на бумажном носителе и (или) в электронном виде, состав и формы которых архив определяет самостоятельно.
Учетные документы могут создаваться при помощи федеральной государственной информационной системы "Архивный фонд" на основании вносимых в нее данных.
В состав обязательных учетных документов архива входят:
книга учета поступлений документов (приложение N 4 к Правилам) - для учета каждого поступления архивных документов в архив, а также количества и состава архивных документов, поступивших на хранение за определенный хронологический период времени; состояния их описания;
список фондов (приложение N 5 к Правилам) - для регистрации принятых на хранение архивных фондов, присвоения им номеров, учета количества находящихся на хранении и выбывших архивных фондов (не ведется при нефондовой организации хранения);
лист фонда - для учета в рамках архивного фонда количества и состава описей дел, документов и их нумерации, количества и состава архивных документов, состояния их описания, динамики изменений по каждой описи дел, документов и архивному фонду в целом, фиксации изменений в названии архивного фонда;
опись дел, документов (приложения N 6, 7 к Правилам) - для поединичного и суммарного учета архивных документов, закрепления порядка их систематизации, учета изменений в составе и объеме архивных документов, включенных в данную опись;
реестр описей дел, документов - для регистрации описей дел, документов, учета их количества и состава;
паспорт архива - для обеспечения государственного централизованного учета архивных фондов и архивных документов;
паспорт архивохранилища (произвольной формы) - для суммарного учета архивных фондов и архивных документов конкретного архивохранилища (при наличии в архиве нескольких архивохранилищ);
дело фонда - комплекс документов по истории источника комплектования (фондообразователя) и архивного фонда, объединенного архивного фонда и архивной коллекции;
лист-заверитель дела - для учета количества листов в деле (приложение N 8 к Правилам).
Обязательными учетными документами также являются:
для научно-технической документации - опись единиц хранения научно-технической документации;
для несброшюрованной научно-технической документации - внутренняя опись документов единицы хранения научно-технической документации.
В соответствии с пунктами 2.42, 2.43, 2.45 Приказа N 526 проверка наличия и состояния документов проводится путем сверки описательных статей описи с описанием дел на обложках.
Физическое состояние дел определяется путем визуального просмотра.
Делать какие-либо пометки или записи в описях дел и других учетных документах запрещается. В конце каждой просмотренной описи делается запись "ПРОВЕРЕНО" с указанием номера и даты акта проверки наличия и состояния документов.
Проверка наличия и состояния документов считается завершенной после внесения изменений, выявленных проверкой, в учетные документы архива.
По результатам проверки составляется акт проверки наличия и состояния архивных документов (приложение N 3). При обнаружении ошибок в учетных документах составляется акт о технических ошибках в учетных документах (приложение N 4). В случае обнаружения документов, не относящихся к данному фонду, архиву организации, неучтенных, также составляется соответствующий акт (приложение N 5). Указанные акты подписываются исполнителями и утверждаются руководителем организации или его заместителем, курирующим деятельность архива.
Если проверкой наличия и состояния документов установлено отсутствие дел и документов, организуется их розыск.
Проверка наличия и состояния документов архива организации проводится в целях:
- установления фактического наличия единиц хранения в соответствии с учетными документами;
- выявления и устранения недостатков в учете документов;
- выявления отсутствующих документов и организации их розыска;
- выявления и учета документов, требующих профилактической и/или реставрационно-профилактической обработки;
- выявления и учета электронных документов, требующих перезаписи на новые электронные носители, устранения вредоносных компьютерных программ (п. 2.39. Правил).
Согласно разделу 2.2.3.1 Методических рекомендаций по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, проверка наличия и состояния документов в архиве организации проводится с соблюдением следующих правил:
- необходимо сохранять порядок расположения документов на стеллажах, в шкафах в соответствии с топографическими указателями; при изменении расположения дел необходимо своевременно делать соответствующие записи в топографических указателях;
- запрещается внесение выявленных в ходе проверки неучтенных дел в опись (неучтенные дела подлежат обработке и описанию после завершения проверки);
- запрещается в процессе проверки делать какие-либо пометки или записи в описях дел и других учетных документах.
Перед началом проверки наличия и состояния документов на бумажных носителях составляется лист проверки наличия и состояния дел в фонде, который заполняется проверяющими работниками архива непосредственно в ходе проверки и содержит записи обо всех выявленных несоответствиях. Лист проверки составляется на каждый проверяемый фонд и подписывается исполнителем. Лист проверки наличия и состояния дел может составляться на отдельные описи, если проверяемый фонд состоит из значительного количества описей.
Проверка наличия и состояния начинается с проверки соответствия одних и тех же показателей в разных учетных документах.
Затем проводится проверка соответствия количества дел в итоговых записях годовых разделов описей сведениям о количестве дел в листах фондов.
Процесс проверки заключается в просмотре конкретных единиц хранения.
В первую очередь проверяется правильность расположения дел согласно топографическим указателям. Неправильно размещенные дела сразу же помещаются на свое место.
В ходе проверки проводится сверка соответствия описательных статей описи с информацией на обложке дел, при этом может быть обнаружено:
- отсутствие дела, включенного в опись;
- наличие дел, не относящихся к определенному фонду;
- наличие неучтенных дел;
- ошибки в описательных статьях описей.
Дела, не внесенные в описи, изымают, работа с ними (включение в соответствующий годовой раздел описи) проводится после завершения проверки наличия и состояния дел. Дела, не относящиеся к фонду, также откладывают отдельно. Все выявленные в ходе проверки нарушения фиксируются.
Физическое состояние дел определяется путем визуального просмотра.
Выявленные дела с физическими повреждениями бумажного носителя (утрата частей документа, разрывы) откладываются отдельно.
Дела, зараженные плесенью или другими биологическими вредителями, изымаются с последующей изоляцией в целях предотвращения заражения других дел.
Все дела с выявленными дефектами рекомендуется регистрировать в картотеке учета физического состояния документов с указанием вида необходимой обработки. Карточки учета физического состояния документов являются рабочими документами; срок хранения карточек учета физического состояния документов временного хранения равен срокам хранения дел, в отношении которых они были составлены; для документов постоянного срока хранения - до передачи документов на хранение в государственный, муниципальный архив. Работы по копированию документов с выцветающим текстом, по реставрации документов, имеющих разрывы, и др. при отсутствии специальной лаборатории может проводить работник архива.
Дела, требующие дезинфекции и дезинсекции, должны подвергаться обработке немедленно; при отсутствии специальной лаборатории - приглашенными специалистами.
В конце каждой просмотренной описи дел, документов делается запись "ПРОВЕРЕНО", которая после составления акта проверки наличия и состояния документов дополняется датой и номером акта (пункты 2.41, 2.42. Правил).
Дела, выданные сотрудникам организации, в читальный зал и временное пользование другим организациям, проверяются по книгам и актам выдачи дел и считаются имеющимися в наличии.
При обнаружении ошибок в учетных документах составляется акт о технических ошибках в учетных документах (приложение N 4 Правил). В случае обнаружения документов, не относящихся к данному фонду, архиву организации, неучтенных, также составляется соответствующий акт (приложение N 5 Правил). Указанные акты подписываются исполнителями и утверждаются руководителем организации или его заместителем, курирующим деятельность архива (пункт 2.43. Правил).
На обнаруженные в ходе проверки неисправимо поврежденные дела составляется акт о неисправимых повреждениях архивных документов (приложение N 22 Правил). После рассмотрения актов ЭК (ЦЭК) организации и утверждения ее решения руководителем организации, неисправимо поврежденные документы снимаются с учета. Организации - источники комплектования представляют акт о неисправимых повреждениях документов, содержащий документы постоянного хранения, на согласование в государственный (муниципальный) архив, источником комплектования которого является организация, или в уполномоченный орган исполнительной власти.
По результатам проверки составляется акт проверки наличия и состояния архивных документов (приложение N 3 Правил) и производятся следующие действия:
- дела, не относящиеся к данному фонду, учитываются в описях дел, документов тех фондов, к которым они относятся, и размещаются на соответствующих местах;
- неучтенные дела обрабатываются и учитываются в соответствующих описях дел, документов;
- несоответствие описательных статей в описях данным на обложке дел устраняется внесением изменений в описи дел, документов;
- в случае выявленных расхождений содержания итоговых записей описей дел с фактическим содержанием описей дел составляются новые итоговые записи.
Листы проверки наличия и состояния дел в фонде нумеруются по порядку номеров в ходе проверки каждого фонда и подписываются исполнителем. По окончании проверки листы включаются в дело данного фонда. Проверка наличия и состояния документов считается завершенной после внесения изменений, выявленных проверкой, в учетные документы архива (см. раздел 3 "Учет документов в архиве организации").
Если проверкой наличия и состояния документов установлено отсутствие дел и документов, информация о них вносится в картотеку учета необнаруженных дел и организуется их розыск.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что по результатам проверки качества выполненных работ ответчиком, заказчиком должны были быть представлены актуальные сведения о наличии выявленных Истцом недостатков и состояния документов (дел) а также должны были быть представлены доказательства устранения недостатков выполненных ответчиком работ собственными силами, на которые ссылался представитель истца в судебном заседании, с указанием в соответствующих актах внесенных изменений, выявленных проверкой, в учетные документы подготовленного ответчиком архива, а также с целью фиксации выявленных недостатков должны были быть составлены акты.
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что истец составил рекламационный акт №1 от 17.06.2019г. однако не направил его ответчику.
Доказательств составления и передачи ответчику акта проверки наличия недостатков в архивных документах по форме, предусмотренной Правилами N 526, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд предложил истцу предоставить доказательства нарушения условий контракта, положенные в обоснование иска.
Ответчик проигнорировал указанное право на расширение объема доказательств, как посредством предоставления документов в опровержение доводов и доказательств ответчика, так и посредством проведения судебной экспертизы с целью установления объема и качества выполненных работ.
В связи с отсутствием правовых оснований для назначения экспертизы по инициативе суда, на обсуждение истца, неоднократно выносился вопрос о назначении судебной экспертизы с разъяснением последствий незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
Истец от назначения судебной экспертизы отказался.
Суд, в контексте положений ст. 9 АПК РФ, разъяснил правовые последствия несовершения ими процессуальных действий, с учетом презумпции доказывания и состязательности сторон в исковом производстве по гражданско-правовому спору.
При данных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
Между тем, установление истцом факта несоответствия выполненных работ, без их конкретизации и доказательств внесения изменений в учетные документы архива своими силами, является основанием для составления соответствующего акта.
Таким образом, требования Правил N 526 в части внесения изменений в учетные документы архива по результатам произведенной истцом проверки наличия и состояния документов истцом не соблюдены.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Законодательством установлен повышенный стандарт поведения субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в гражданских правоотношениях (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), предполагающий необходимость повышенной осмотрительности при приобретении и осуществлении ими гражданских прав, несоблюдение которого вне зависимости от вины данного субъекта предполагает отнесение на него соответствующих негативных последствий.
Предусмотренная законом государственная регистрация юридического лица не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а само юридическое лицо решает вопросы целесообразности ведения данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличию необходимого имущества, оборудования, денежных средств, образования, навыков и т.п.
Согласно статье 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
Учитывая, что государственным контрактом предусмотрена обязанность ответчика на гарантийное устранение недостатков в выполненной работе, истцом не выполнено предшествующее встречное обязательство по конкретизации рекламаций и направлению исполнителю работ требований об их устранении.
В обоснование заявленных возражений ответчика, представитель истца не отрицает факта отсутствия направления рекламационного акта в адрес исполнителя, более того, суду не представлено доказательств наличия конкретных недостатков в выполненных работах и их самостоятельного устранения силами заказчика, как на том настаивает представитель истца.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Отношения между сторонами, должны в соответствии со ст. 1 ГК РФ строиться на основе равноправия и, следовательно, нормы гражданско-правовой ответственности должны применяться в соответствии с одним из основных принципов гражданского законодательства - равенством сторон. Вместе с тем, в системе действующего правового регулирования неустойка, являясь способом обеспечения обязательств и мерой гражданско-правовой ответственности, носит компенсационный характер.
Согласно ст. ст. 9, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
На основании изложенного, суд считает неустановленным факт ненадлежащего выполнения ответчиком работ по государственному контракту, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска о взыскании штрафа.
Судебные издержки, в контексте положений ст.110 АПК РФ, подлежат отнесению на истца.
Так, определением суда истцу была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, в связи с чем, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (109240, город Москва, площадь Славянская, 4, стр.1, 4 эт.; ком.2-8;10;12-19;23-28;109-117;119-122; 122А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.01.2012, ИНН: <***>, КПП: 770901001) в лице Межрегионального филиала в г. Симферополе (295051, <...>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.Н. Гризодубова