АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295003, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
10 сентября 2015 года Дело №А83-2865/2015
Резолютивная часть решения объявлена «04» сентября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен «10» сентября 2015 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Титкова С.Я. при секретаре судебного заседания Динислям М.С., который ведет протокол судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению б/н от 23.07.2015
Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» (ул. Подвойского, д. 11, пгт. Гурзуф, г. Ялта, <...>),
к Администрации <...>, г. Ялта, <...>),
о признании незаконным постановления Администрации города Ялта №1033 – п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70 – й сессии Гурзуфского поселкового совета 6 – го созыва от 14.03.2014 №16»,
с участием представителей сторон:
от заявителя - ФИО1, по доверенности № б/н от 01.07.2015;
от заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности №02.11-07/4 от 14.01.2015.
23.07.2015 в Арбитражный суд Республики Крым от директора Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» ФИО3 поступило заявление б/н от 23.07.2015 к Администрации города Ялты согласно которого просит суд признать незаконным постановление Администрации города Ялта №1033 – п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70 – й сессии Гурзуфского поселкового совета 6 – го созыва от 14.03.2014 №16».
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.07.2015 суд принял заявление б/н от 23.07.2015 директора Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» ФИО3 к производству, возбудил и назначил предварительное судебное заседание на «24» августа 2015 года на 10 часов 30 минут.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.08.2015 суд в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов отложил предварительное судебное заседание на «04» сентября 2015 года на 10 часов 00 минут.
В судебном заседании, которое состоялось 04.09.2015 представитель Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский бриз» и представитель Администрации города Ялты во исполнение определения Арбитражного суда Республики Крым от 24.08.2015 заявили ходатайства о приобщении к материалам дела документов.
Суд удовлетворил ходатайства представителей сторон и приобщил к материалам дела документы.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела (часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).
В судебном заседании, которое состоялось 04.09.2015 судья объявил о завершении предварительного судебного заседания и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции изложенные ранее.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по имеющимся в нем материалам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, Арбитражный суд Республики Крым
УСТАНОВИЛ:
14.03.2014 Гурзуфский поселковый совет на 70 сессии 6 созыва принял решение №16 «Об утверждении договора о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости», которым утвердил договор о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости – часть земельного участка площадью 1,800 га, расположенного в границах пгт. Гурзуф по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона, заключенный между Гурзуфским поселковым советом, Коммунальным предприятием «Гурзуф» и Обществом с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» от 04.03.2014.
В Договоре о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости от 04.03.2014, заключенного между Коммунальным предприятием «Гурзуф», Обществом с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» и Гурзуфским поселковым советом (далее - Договор), стороны изъявили намерение произвести строительство здания фитоцентра в парке развлечений по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона, а также здания общественного туалета.
Согласно пункта 3.1 Договора на основании акта за исполнение обязательств, определенных Договором, Общество с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» получает в собственность здание фитоцентра в парке развлечений, а Гурзуфский поселковый совет – здание общественного туалета.
29.06.2015 прокурор г. Ялта внес в адрес Администрации г. Ялта представление №44 – 2015 об устранении нарушений Федерального законодательства, допущенных при заключении договора от 04.03.2015.
08.07.2015 Администрацией г. Ялты принято постановление №1033 – П «Об отмене решения 70 сессии Гурзуфского поселкового совета 6 созыва от 14.03.2014 №16», которым указанное решение Гурзуфского поселкового совета отменено, принято решение оформить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта на земельный участок площадью 1,800 га, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гурзуф в районе стадиона, провести претензионно – исковую работу по расторжению договора «О совместной деятельности по строительству объекта недвижимости от 04.03.2014».
Общество с ограниченной ответственностью «Гурзуфский бриз» считает незаконным Постановление Администрации города Ялта №1033 – п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 7- ой сессии Гурзуфского поселкового совета 6 – го созыва от 14.03.2014 №16».
По его мнению оно не соответствует закону и Уставу муниципального образования городской округ Ялта в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Устава Муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного Решением Ялтинского городского совета №78 от 19.11.2014 года, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Республики Крым, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам Республики Крым, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
Из статьи 48 упомянутого Закона следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. Однако при этом должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
В постановлении Администрации города Ялта №1033-п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета 6-го созыва от 14.03.2014 №16» не указано: какому закону или нормативному акту Российской Федерации не соответствует РешениеГурзуфского поселкового Совета №16 то 14 марта 2014 года «Об утверждении договора о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости».
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1202 ГК РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, решение Гурзуфского поселкового Совета №16 то 14 марта 2014 года «Об утверждении договора о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости» и заключение Договора о совместной деятельности осуществлялось Гурзуфским поселковым головой и Гурзуфским поселковым Советом, в строгом соответствии с действующим законодательством Украины, что подтверждается следующим:
В статье 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» указано, исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета:
- пункт 34, решаются в соответствии с законодательством вопросы регулирования земельных отношений.
- пункт 43, утверждение договоров, заключенных сельским, поселковым, городским головой от имени совета, по вопросам, отнесенным к её исключительной компетенции.
В соответствии с пунктом 16 части 4 статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», сельский, поселковый, городской голова уполномочен заключать от имени территориальной громады, совета и его исполнительного комитета договора в соответствии с законодательством, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции совета, подаёт их на утверждение соответствующего совета.
Статьей 1130 Гражданского Кодекса Украины, предусмотрено, что по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать для достижения определенной цели, которая не противоречит закону.(ч.1) Совместная деятельность может осуществляться на основании объединения вкладов участников (простое товарищество) или без объединения вкладов участников (ч.2).
Согласно со статьей 1131 Гражданского Кодекса Украины, договор о совместной деятельности заключается в письменной форме.(ч.1) Условия договора о совместной деятельности, в том числе и координация совместных действий участников или ведение их общих дел, правовой статус отданного для совместной деятельности имущества, покрытие затрат и убытков участников, их участие в результате совместных действий и иные условия определяются по договоренности сторон, если иное не установлено законом об отдельных видах совместной деятельности.
Таким образом, статьи 26,42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине, а также статьи 1130,1131 Гражданского Кодекса Украины, были строго соблюдены Гурзуфским поселковый головой и Гурзуфским поселковым советом, при заключении Договора о совместной деятельности и утверждении его Решением сессии Гурзуфского поселковогоСовета.
Пунктом 6 решения Ялтинского городского совета №7 от 29.09.2014 года «О ликвидации Ялтинского городского совета» установлено, что Ялтинский городской совет первого созыва является правопреемником прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на момент проведения выборов 14 сентября 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 31 и части 1 статьи 45 Устава Муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного Решением Ялтинского городского совета №78 от 19.11.2014 года, Администрация города Ялты является исполнительнораспорядительным органом Ялтинского городского совета.
Статьей 48 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что «муниципальные правовые акты могут быть отмененыили их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Устава Муниципального образования городской округ Ялта, утвержденного Решением Ялтинского городского совета №78 от 19.11.2014 года, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Республики Крым, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам Республики Крым, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
Учитывая вышеизложенные нормы Федерального закона и Устава, ООО «Гурзуфский Бриз» считает, что Администрация города Ялты, вправе осуществлять контроль, способом указанным в статье 48 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исключительно
в отношении, актов, принятых в период действия на соответствующей территории законодательства Российской Федерации, и не вправе осуществлять публичные функции по проверке актов, принятых до 18 марта 2014 года.
Таким образом постановление Администрации города Ялта №1033-п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета 6-го созыва от №16» принято в нарушение законодательства Российской Федерации, Республики Крым и собственного Устава, с присвоением отсутствующих в законодательстве полномочий по публичному контролю за актом Гурзуфского поселкового Совета, принятого по вне законодательного правового поля Российской Федерации
Постановление Администрации города Ялта №1033-п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета 6-го созыва от 14.03.2014 №16» нарушают права и законные интересы ООО «Гурзуфский Бриз» как стороны по договору о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости от 04.03.2014 года, заключенного между КП «Гурзуф», ООО «Гурзуфский Бриз» и Гурзуфским поселковым советом по строительству «здания фитоцентра в парке развлечений», и утвержденного вышеуказанным решением 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета 6-го созыва от №16, поскольку, ООО «Гурзуфскитй Бриз»:
- получил Декларацию о начале выполнения строительных работ, госрегистрация которой осуществлена Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 31.12.2014 года за №РК 083140007430заключив с ООО «Южная строительная компания» Договор подряда №32 на выполнение строительных работ от 16 июня 2015 года.
- получил Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от
года Департамента градостроительства, архитектуры и развития территории Ялтинского городского совета
- привлек денежные средства в развитие, в том числе и социальной инфраструктуры пгт. Гурзуф.
Возражая против доводов заявителя Администрация города Ялты в лице ее представителя – начальника отдела судебной работы и правовой экспертизы ФИО2 ссылается на то, что Администрация города Ялты является правопреемником Гурзуфского поселкового совета и в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе отменять ранее принятые решения органов местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Оспариваемое заявителем постановление Администрации города Ялта №1033 – П от 08.07.2015 принято по результатам рассмотрения представления прокурора города Ялты от 29.06.2015 №44 – 2015 об устранении нарушений Федерального законодательства, которые допущенны при заключении договора о совместной деятельности от 04.03.2014 между Коммунальным предприятием «Гурзуф», Обществом с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» и Гурзуфским поселковым советом, по строительству объекта недвижимости, и о необходимости принятия мер, направленных на расторжение договора.
Протест на решение 70 сессии Гурзуфского поселкового совета 6 созыва от 14.03.2014 №16 прокуратурой не приносился.
Как усматривается из протокола совещания, которое состоялось 08.07.2015, по рассмотрению представления прокуратуры от 24.06.2015 №ИН – 2015 об устранении нарушений Федерального законодательства, предложение по отмене решения 70 сессии Гурзуфского поселкового совета 6 созыва от 14.03.2014 №16 было вынесено должностными лицами Администрации города Ялты, а именно: заместителем главы Администрации города Ялта ФИО4 и заместителем начальника юридического управления ФИО5
Обосновывая свои предложения указанные должностные лица сослались на то, что для расторжения договора о совместной деятельности, который заключен 04.03.2014 Коммунальным предприятием «Гурзуф», Обществом с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» и Гурзуфским поселковым советом, необходимо отметить указанное выше постановление Гурзуфского поселкового совета.
Такой вывод является ошибочным, так как расторжение договора производится по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 450, 451, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не требует предварительной отмены решения органа местного самоуправления об утверждении договора и принятия по этому вопросу соответствующего постановления.
Постановление об утверждении договора – это форма в которую облекается согласие на заключение договора.
То есть, право требовать расторжения договора не находится в причинно – следственной связи с отменой акта органа местного самоуправления об утверждении договора и принятия по этому вопросу другого акта ненормативного характера.
Такое право возникает из правоспособности юридического лица.
Решение или постановление местного органа самоуправления может быть отменено в связи с допущенным при принятии такого решения или постановления требования закона.
Однако, нарушение таких правовых норм допущено Гурзуфским поселковым советом при принятии решения на 70 сессии 6 созыва №16 от 14.03.2014 в обжалуемом постановлении не указано.
Сам договор о совместной деятельности от 04.03.2014 не признан недействительным в установленном законом порядке, не расторгнут и не изменен.
Право муниципальной собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в связи с отменой постановления местного органа самоуправления об утверждении гражданско – правового договора.
При таких обстоятельствах заявление Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» о признании незаконным постановления Администрации города Ялты №1033 – П от 08.07.2015 подлежит удовлетворению.
Судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб. суд относит на Администрацию города Ялта.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым
РЕШИЛ:
1.Заявление б/н от 23.07.2015 Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» о признании незаконным постановления Администрации города Ялта №1033 – п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70 – й сессии Гурзуфского поселкового совета 6 – го созыва от 14.03.2014 №16» - удовлетворить.
2.Признать незаконным постановление Администрации города Ялта №1033 – п от 08 июля 2015 года «Об отмене решения 70 – й сессии Гурзуфского поселкового совета 6 – го созыва от 14.03.2014 №16».
3.Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Гурзуфский Бриз» государственную пошлину в сумме 3 000,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Крым.
Судья С.Я.Титков