АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2018 года. Полный текст решения изготовлен 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боташевым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солего» (ул. Гагарина, дом.14А, офис 410, г. Симферополь, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру <...>, г. Симферополь, <...>), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – внешний управляющий Частного акционерного общества «Керченский стекольный комбинат» ФИО1 (ул. Речная, д. 9, г. Симферополь, <...>) о признании недействительным отказа,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО2, действует на основании доверенности б/н от 19.12.2016 г.;
от заинтересованного лица – не явился (уведомлен надлежащим образом);
от третьего лица – ФИО1, личность удостоверена паспортом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Солего» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнения от 12.05.2017) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит суд: признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, вынесенного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.10.2016, в отношении следующего имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым совершить в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Солего» государственную регистрацию права собственности на следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Россия, <...>: навес, кадастровый номер 90:19:010107:250; нежилое здание, кадастровый номер 90:19:010107:33; навес, кадастровый номер 90:19:010107:251; теплица, кадастровый номер 90:19:010107:238; склад лит. Ф1, кадастровый номер 90:19:010107:248; канализация подземная ливневая, кадастровый номер 90:19:010107:246;признать незаконной бездеятельность Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в плане непринятия решения о регистрации либо об отказе в государственной регистрации в срок, установленный законодательством РФ; взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Солего» убытки, понесенные им в результате вынесения ответчиком незаконных решений об отказе в государственной регистрации, в размере 198000 (сто девяносто восемь тысяч) рублей; в соответствии с ч.2 ст. 182 АПК РФ, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебное заседание, назначенное на 18.01.2018, явился представитель заявителя и третье лицо.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя просил суд признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, вынесенного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.10.2016, в отношении имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31.
Требования об обязании Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым совершить в отношении ООО «Солего» государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Россия, <...>: навес, кадастровый номер 90:19:010107:250; нежилое здание, кадастровый номер 90:19:010107:33; навес, кадастровый номер 90:19:010107:251; теплица, кадастровый номер 90:19:010107:238; склад лит. Ф1, кадастровый номер 90:19:010107:248; канализация подземная ливневая, кадастровый номер 90:19:010107:246; признании незаконной бездеятельности Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по принятию решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации в срок, установленный законодательством РФ; в соответствии с ч. 2 ст. 182 АПК РФ обратить решение к немедленному исполнению не поддержал, просил их не рассматривать исходя из позиции Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по аналогичному делу №А83-301/2017.
Третье лицо поддержало позицию заявителя, просило удовлетворить требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, вынесенного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.10.2016, в отношении имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31.
Заинтересованное лицо явку своего уполномоченного представителя в судебное заседание, назначенное на 18.01.2018, не обеспечило, о причинах неявки суд не уведомило, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. Ранее представляло отзыв на заявление, в котором возражало против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не нарушает права заявителя.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заинтересованное лицо было надлежащим образом извещено о времени, дате и месте судебного разбирательства, что дает право суду рассмотреть дело в отсутствии его уполномоченного представителя, по имеющимся в материалах дела доказательствам (статья 156 АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя заявителя, третьего лица, исследовав представленные лицами, участвующими в деле в подтверждение своих доводов доказательства, судом установлено следующее.
02.08.2016 заявитель обратился в регистрирующий орган для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества, а именно: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31, находящееся по адресу: <...> и подал заявление установленной формы о государственной регистрации права, в порядке, установленном законом, с приложением необходимых документов. В качестве правоустанавливающих документов на указанное имущество заявителем были предоставлены – договор купли-продажи №15/09-КП от 15.09.2014, решение Арбитражного суда Республики Крым по делу №А83-2939/2014 от 19.12.2014.
15.08.2016 государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 было принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости, о чём обществу с ограниченной ответственностью «Солего» было направлено уведомление. Согласно указанному уведомлению о приостановлении государственной регистрации № 90/007/656/2016-3944 от 15.08.2016 основаниями для приостановления государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества явились – отсутствие подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о регистрации прав предыдущих собственников (продавцов по договору купли-продажи нежилого имущества №15/09-КП от 15.09.2014) на указанные объекты недвижимости.
С целью исправления указанных недостатков заявителем было направлено в регистрирующий орган надлежаще оформленное заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, подлинник договора купли-продажи №15/09-КП от 15.09.2014.
14.10.2016 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение об отказе в государственной регистрации на спорный объект недвижимого имущества.
В сообщении об отказе в государственной регистрации № 90/007/656/2016-3944 от 14.10.2016 регистрирующий орган указал в качестве основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества наличие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Не согласившись с законностью вышеуказанного ненормативного акта общество с ограниченной ответственностью «Солего» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, вынесенного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.10.2016, в отношении имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правоотношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент возникновения спорных правоотношений регламентировались Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ, положения закона применяются на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2017).
В силу статьи 1 Закона № 122-ФЗ недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (часть 5 статьи 2 Закона № 122-ФЗ).
Порядок проведения государственной регистрации прав регламентирован статьей 13 Закона № 122-ФЗ. Так, в частности, государственная регистрация осуществляется в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу положений статьи 16 Закона № 122-ФЗ, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона № 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю в порядке, установленном пунктом 5 данной статьи. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.
Пунктом 2 статьи 19 Закона № 122-ФЗ установлено, что при наличии указанных в пункте 1 данной статьи случаев государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
На основании вышеизложенных правовых норм, следует признать, что целью приостановления государственной регистрации является, в том числе, предоставление заявителю возможности устранить препятствия к регистрации.
Из содержания уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.08.2016 следует, что государственным регистратором не были указаны в полном объеме обстоятельства, препятствующие проведению регистрации, предусмотренные статьей 19 Закона № 122-ФЗ.
При этом основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации №90/007/656/2016-3944 от 14.10.2016 явилось то, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Между тем, согласно части 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Несмотря на то, что указанное основание для отказа в государственной регистрации предусматривалось законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, при этом не являлось основанием для решения о приостановлении государственной регистрации, а следовательно заявитель был лишен возможности устранить недостатки либо отозвать заявление о государственной регистрации.
Суд также принимает во внимание, что государственным регистратором не были соблюдены сроки рассмотрения заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Так, часть 3 статьи 13 Закона № 122-ФЗ предусматривала, что государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что на основании уведомления о приостановлении государственной регистрации №90/007/656/2016-3944 от 15.08.2016 государственная регистрация права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31 приостановлена на срок до 14.09.2016, при этом решение об отказе в государственной регистрации, выраженное в сообщении №90/007/656/2016-3944 принято 14.10.2016, т.е. по истечении месяца с момента окончания срока приостановления государственной регистрации.
Более того, в представленных в материалы дела копиях дела правоустанавливающих документов относительно объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Россия, <...>: здание, кадастровый номер 90:19:010107:31 сведений относительно наличия существующего зарегистрированного права на указанный объект, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации, не содержится.
Представленные в материалы дела Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведения, в частности скриншот окна программы «Юстиция-Пользователь» и выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости получены заинтересованным лицом в процессе рассмотрения дела, что подтверждается датами, указанными на данных документах, а к материалам реестрового дела в качестве подтверждения законности и обоснованности отказа в государственной регистрации не приложены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ в государственной регистрации перехода права собственности ООО «Солего» на здание, кадастровый номер 90:19:010107:31, расположенного по адресу: <...>, является незаконным, поскольку регистрирующим органом изначально было нарушено право Общества на предоставление документов, содержащих сведения о наличии зарегистрированных прав на данный объект, а впоследствии, при вынесении решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, уполномоченным лицом не было совершено действий, предусмотренных частью 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ, направленных на получение необходимых сведений для осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
В этой связи, также безосновательной суд признает ссылку регистрирующего органа на не представление Заявителем документов, подтверждающих законность приобретения права собственности на представленный на регистрацию Обществом объект недвижимого имущества, прежним (до ООО «Финансовая компания «Солнечный город» и ООО «МИЛЛБ») собственником, учитывая, что данная информация могла быть получена регистрирующим органом из материалов дела о банкротстве ЧАО «Керченский стекольный комбинат» - дело № А83-3225/2012, длящегося с 2012 года), а довод об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя не принимается судом.
Соответственно, следует признать факт того, что отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 14.10.2016 № 90/007/656/2016-3944, противоречит положениям Закона № 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы по иску распределяются судом по правилам, установленным
ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Солего».
Признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, вынесенный Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 14.10.2016, в отношении имущества, расположенного по адресу: Россия, <...> – здание, кадастровый номер 90:19:010107:31.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Солего» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья С.Ю. Кузнякова