ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-3538/2021 от 14.10.2021 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 21 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи С.А. Чумаченко, при ведении протокола предварительного судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Ермак А.С., рассмотрев материалы дела по заявлению ФИО1 (299003, <...>),

заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополя (295000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.04.2014, ИНН: <***>, КПП: 91020100)

об оспаривании,

при участии представителей сторон:

от лиц, участвующих в деле – не явились.

УСТАНОВИЛ:

от ФИО1 в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление, согласно которому истец просит:

-определение Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу
Севастополю от 14.10.2020. об отказе в возбуждении дела об административном
правонарушении в отношении должностных лиц ООО «Информ-Медиа» - отменить,
обязать Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю
возбудить в отношении должностных лиц и генерального директора ООО «Информа-
Медиа» ФИО2 дело об административном правонарушении
по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, направив в установленные сроки и порядке в компетентный
суд для рассмотрения;

-истребовать из Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу
Севастополю материалы по заявлению ФИО1 от 08.10.2020. о возбуждении дела
об административном правонарушении.

Определением от 15.02.2021 суд принял заявление к рассмотрению заявление.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, судом была размещена информация о совершении процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

11.03.2021 суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением завершил предварительное судебное заседание и открыл слушание дела в первой инстанции.

В судебное заседание, состоявшееся 21.10.2021, стороны явку своих представителей не обеспечили. О дате и месте проведения судебного заседания были уведомлены надлежащим образом и своевременно. О причинах неявки суд не уведомили. Каких – либо ходатайств, заявлений в адрес суда от последних не проступало.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассматривать заявление в отсутствие сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно документов и доказательств для рассмотрения заявления по существу.

На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.10.2021 была объявлена резолютивная часть принятого решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

14.10.2020 ведущим специалистом – экспертом ФИО3 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №ОО-91/2/83 по ч.2 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вышеуказанным определением заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд, находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207 - 211).

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статей 14.12, 14.13 КоАП РФ).

Определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 14.10.2020 № ОО-91/2/83 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ, по обращению ФИО1 отказано по части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Часть 2 статьи 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Таким образом, необходимым условием для данного состава правонарушения является установление факта обработки персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к составу сведений, включаемых в согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

По пунктам 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, из совокупности вышеприведенных норм следует, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события или состава административного правонарушения.

При отсутствии события (состава) административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато.

Как следует из материалов дела, в том числе оспариваемого определения,в Управление Роекомнадзора по Республики Крым и городу Севастополь поступило обращение ФИО1 от 08.10.2020 № 02-01-07-500/91, поступившее из прокуратуры города Севастополь по вопросу возможного нарушения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» со стороны ООО «Информ Медиа».

В своем обращении ФИО1 указала, что на сайте страницы опубликована статья, где размещена переписка в родительском чате об эпидемиологической ситуации в СОШ № 45, и количестве заболевших.

При анализе полученного обращения ФИО1                        , Управлением Роекомнадзора по Республики Крым и городу Севастополь установлено, что Факт нарушения прав ФИО1 как субъекта персональных данных со стороны ООО «Информ-Медиа» в результате рассмотрения обращения не подтвердился.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон) уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона персональные данные -     любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных, а также при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2-11 части 1 статьи 6, частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 Федерального закона.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона предусмотрено, что обработка персональных данных в случаях, предусмотренных Федеральным законом, возможна только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Такими случаями являются:

- включение в общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги) (статья 8 Федерального закона);

- обработка специальных категорий персональных данных, при отсутствии правовых оснований предусмотренных пунктами 1-10 части 2 статьи 10 Федерального закона;

- обработка биометрических персональных данных, которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, при отсутствии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона;

- трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных (статья 12 Федерального закона);

- принятие решения на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных, порождающего юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права (часть 2 статьи 16 Федерального закона).

Указанный в обращении ФИО1 случай не подпадает под требования части 4 статьи 9 Федерального закона, так как в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Таким образом, информация включающая в себя только фамилию и имя, будет являться персональными данными при условии наличия дополнительной информации, позволяющей однозначно идентифицировать ФИО1 как субъекта персональных данных (фото, номер телефона, адрес, паспортные данные и т.д.).

Таким образом, заинтересованное лицо правомерно пришло к выводу об отсутствии в действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ.

Доводы заявителя изучены судом и отклонены как противоречащие фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела, основанные на неверным толковании заявителем Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

На основании изложенного, основания для отмены указанного определения отсутствуют.

По части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения.                                                                      

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                            С.А. Чумаченко