ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-4007/2018 от 26.04.2018 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

03 мая 2018 года Дело №А83-4007/2018

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 03 мая 2018 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Евдокимовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Масалыгиной Ю.Э., рассмотрев заявление

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (295034, <...>)

о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Симстар» (295493, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Грэсовский, пер. Марсовый, д.7, кв.29; ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910201001)

к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

с участием представителей сторон:

от заявителя – не явился;

от ООО «Симстар» – ФИО1, представитель по доверенности №1 от 01.01.2018г.;

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Симстар» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 30.03.2018г. суд принял заявление, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание.

26.04.2018г. суд в порядке ч.4 ст.137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Заявитель явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом и своевременно.

Представитель ООО «Симстар» предоставила письменные пояснения с приложенными документами, в частности отметила, что Общество полностью признает вину, все нарушения в кратчайшие сроки устранены в полном объеме и просит заменить штраф на предупреждение.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ). При этом, согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения участников судебного процесса, судом установлено следующее:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополь осуществляет государственный надзор в области связи в соответствии с Положением об Управлении, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 02.04.2014г. №50, Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013г. №476.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Симстар» имеет лицензии:

- №128019 от 06.03.2015г. на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;

- №128017 от 06.03.2015г. на оказание телематических услуг связи;

- №128018 от 06.03.2015г. на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи.

Лицензии содержат ряд лицензионных требований. Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации установлен разделом XIV Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005г. №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Пунктом 9 лицензионных требований по лицензии №128017, пунктом 10 лицензионных требований по лицензии №128019, пунктом 6 лицензионных требований по лицензии №128018 предусмотрено, что лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Также, пунктом 7 «Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. №538, ввод в эксплуатацию технических средств связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности совместно с оператором связи Планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности срок ввода в эксплуатацию технических средств.

09.03.2017г. Управлением ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, ООО «Симстар» и ООО «КРЭЛКОМ» утвержден План мероприятий по организации проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – СОРМ) на сети документальной электросвязи ООО «Симстар».

Пунктом 6 Плана СОРМ предусмотрено, что приём в опытную эксплуатацию комплекса ТС СОРМ на сетях (службах) ДЭС осуществляется комиссией, включающей представителей операторов связи ООО «Симстар», ООО «КРЭЛКОМ» и УФССБ. Срок выполнения мероприятий по Плану СОРМ – июнь 2017г.

По истечении указанного срока ООО «Симстар» не направило в УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю документы, подтверждающие сдачу в опытную эксплуатацию комплекса ТС СОРМ на сетях (службах) ДЭС, которая проводится комиссией, включающей представителей операторов связи ООО «Симстар», ООО «КРЭЛКОМ» и УФССБ (Акт приема в опытную эксплуатацию сети документальной электросвязи в части выполнения установленных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий), либо мотивированной просьбы о пересмотре сроков выполнения пунктов Плана СОРМ.

10.01.2018г. в Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) из УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю поступило информационное письмо (исх.№111/15/3498 от 29.12.2017г.) о невыполнении ООО «Симстар» мероприятий, предусмотренных пунктом Планом по организации проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи ООО «Симстар», а именно, отсутствуют документы, подтверждающие сдачу в опытную эксплуатацию комплекса ТС СОРМ на сетях (службах) ДЭС, которая проводится комиссией, включающей представителей операторов связи ООО «Симстар», ООО «КРЭЛКОМ» и УФССБ (Акт приема в опытную эксплуатацию сети документальной электросвязи в части выполнения установленных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий).

На основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 22.01.2018г. №14-нд в период с 23.01.2018г. по 19.02.2018г. в отношении ООО «Симстар» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных условий (требований) при оказании услуг связи; соблюдение обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе проведения проверки, при анализе документов, поступивших от ООО «Симстар» выявлено нарушение требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий, п.7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. №538; п.9 Лицензии №128017 от 06.03.2015г.; п.6 Лицензии №128018 от 06.03.2015г.; п.10 Лицензии №128019 от 06.03.2015г.

По данному факту 19.02.2018г. сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю составлен Акт проверки ООО «Симстар» А-91/3/14-нд/14.

Кроме того, 19.02.2018г. ООО «Симстар» выдано предписание об устранении выявленного нарушения №П-91/3/14-нд//1/3, срок устранения нарушения – 19.04.2018г.

12.03.2018г. в отношении ООО «Симстар» в присутствии представителя Общества главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №АП-91/3/283, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно объяснений представителя ООО «Симстар», Общество вину признает и обязуется устранить недостатки в ближайшее время согласно Предписания.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Симстар» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

При этом под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Данное определение содержится в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона о лицензировании соблюдение лицензиатом требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 3 и пункту 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании оказание услуг связи подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

ООО «Симстар» в соответствии с выданными Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензиями оказывает услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и телематические услуги связи.

В соответствии с пунктом 9 лицензионных требований по лицензии №128017, пунктом 10 лицензионных требований по лицензии №128019, пунктом 6 лицензионных требований по лицензии №128018 оператор связи обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению, раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Пунктом 4 статьи 64 Закона о связи установлено, что порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. №538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила №538).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации устанавливаются Типовые требования к плану.

Согласно пункту 3 Типовых Требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи РФ и ФСБ РФ от 15.01.2008г. №5/8, в плане мероприятий указываются, в частности, срок проведения опытной эксплуатации технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сети связи оператора связи, включая устранение замечаний, выявленных в ходе опытной эксплуатации; срок проведения и оформления акта приемо-сдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с пунктом 10 Правил №538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.08.2014г. №258 «Об утверждении требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию» оператор связи предъявляет в комиссию по вводу сети электросвязи (фрагмента сети электросвязи) в эксплуатацию акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). Допускается по согласованию с органом федеральной службы безопасности вместо акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план мероприятий) на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). В этом случае направляется также письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий на дату представления его в Комиссию, подписанное руководителем территориального управления федеральной службы безопасности на бумажном носителе в свободной форме.

Согласно пункту 6 Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети местной фиксированной связи ООО «Симстар», Общество в срок до июня 2017г. обязано было осуществить прием в опытную эксплуатацию комплекса СОРМ на сетях (служба) ДЭС, прием осуществляется комиссией, включающей представителей операторов связи ООО «Симстар», ООО «КРЭЛКОМ» и УФСБ.

Из материалов дела, в частности, из Акта проверки ООО «Симстар» А91/3/14-нд/14 от 19.02.2018г., следует, что на момент проведения проверки мероприятия по внедрению СОРМ согласно п. 6 Плана мероприятий не реализовано в установленный срок.

Таким образом, при осуществлении предпринимательской деятельности Обществом были нарушены вышеуказанные требования закона, нормативных правовых актов, что привело к нарушению лицензионных требований и условий.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 12.03.2018г. №АП-91/3/283, актом проверки ООО «Симстар» А91/3/14-нд/14 от 19.02.2018г., Планом мероприятий, письмом Управления ФСБ России по Республике Крым и Севастополю).

Таким образом, в действиях ООО «Симстар» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства о лицензировании, равно как и принятии всех необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.

Следовательно, вина Общества с ограниченной ответственностью «Симстар» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, судом установлена и административным органом доказана.

Таким образом, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Симстар» содержится состав вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Судом при рассмотрении настоящего дела, не установлено нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

Срок давности административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не истек.

Как установлено частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Заявителем не представлены доказательства повторности совершения, причинения Обществом с ограниченной ответственностью «Симстар» своими действиями вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательства причинения имущественного ущерба.

С учетом изложенного, учитывая факт совершения Обществом административного правонарушения впервые, признание своей вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, устранение допущенных нарушений, суд считает возможным назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Симстар» наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Симстар» (295493, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Грэсовский, пер. Марсовый, д.7, кв.29; ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/910201001) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях c назначением наказания в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Е.А. Евдокимова