ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-4093/15 от 26.01.2016 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

02 февраля 2016 года                                                                             Дело №А83-4093/2015

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года. Решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитренко Е.Ю., рассмотрев заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Славус»,

Заинтересованное лицо – Министерство промышленной политики Республики Крым,

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № б/н от 12.10.2015, паспорт № <...> от 15.05.2014,

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности № б/н от 11.01.2016, паспорт № <...> от 08.06.2014,

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности № б/н от 12.10.2015, паспорт № <...> от 06.04.2014,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Славус» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству промышленной политики Республики Крым, в котором просит:

- постановление о назначении административного наказания по ст. 15.13. КоАП РФ от 03.09.2015 № 78/09-22, вынесенное Министерством промышленной политики Республики Крым – отменить;

- освободить Общество с ограниченной ответственностью «Славус» (ОГРН <***>, юридический адрес: 297578, Республика Крым, <...>) от административной ответственности по ст. 15.13. КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании ст. 2.9. КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 16.09.2015 заявление ООО «Славус» принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено предварительное заседание суда.

12.10.2015 заинтересованным лицом в материалы дела был предоставлен отзыв на заявление Общества, в котором Министерство возражает против заявленных требований и просит отказать в их удовлетворении (л.д. 42-50).

Протокольным определением от 13.10.2015 суд в порядке ст. 137 АПК РФ перешел на стадию судебного разбирательства.

19.11.2015 заявителем в суд было предоставлено уточненное заявление, в котором заявитель просит:

- признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания по ст. 15.13. КоАП РФ от 03.09.2015 № 78/09-22, вынесенное Министерством промышленной политики Республики Крым, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Славус» (ОГРН <***>; юридический адрес: 297578, Республика Крым, <...>) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.13. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 70 000,00 рублей.

  Уточненное заявление ООО «Славус» принято судом к рассмотрению, что отражено в протоколе судебного заседания от 19.11.2015.

В заседание суда явку своих уполномоченных представителей обеспечили заявитель и заинтересованное лицо.

 Представитель заявителя в заседании суда заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица против требований, заявленных Обществом, возражал.

Иных пояснений и дополнений от участников процесса не поступало.

На основании части 2 статьи 176 АПК РФ в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд установил следующее.

ООО «Славус» обратилось в лицензирующий орган - Министерство экономического развития Республики Крым с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которое было подано в орган лицензирования  08.12.2014 нарочно (л.д. 76).

Лицензирующим органом выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции № 91РАО0000020 сроком с 22.12.2014 по 21.12.2015 (л.д. 18).

Согласно журналу регистрации заявлений на выдачу (продление, переоформление) и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, она была выдана нарочно представителю заявителя ООО «Славус» ФИО4 20.01.2015 (л.д. 126-128).

31.08.2015 был составлен протокол № 73/09-22 об административном правонарушении по ст. 15.13. КоАП РФ. Административный орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Славус» не представило декларацию об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма № 11) и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 12) за 4 квартал 2014 года в установленный законодательством срок (л.д. 57-59).

Факт непредоставления декларации подтверждается выпиской из базы данных Информационной системы регистрации деклараций от 31.08.2015, и скиншотом из личного кабинета ООО «Славус» на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

03.09.2015 первым заместителем министра промышленной политики Республики Крым, ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ № 78/09-22, согласно которому ООО «Славус» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ. ООО «Славус» назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Оспаривая данное постановление, ООО «Славус» ссылается на то, что подача декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей до 20.01.2015 было невозможно ввиду отсутствия сведений о лицензии. В связи с этим, ООО «Славус» могло осуществлять лицензируемую деятельность лишь после фактического получения лицензии 20.01.2015, то есть, с 1 квартала 2015 года. Учитывая это, у ООО «Славус» отсутствовала обязанность по предоставлению декларации за 4 квартал 2014 года, а потому оспариваемое постановление Министерства промышленной политики Республики Крым является незаконным и необоснованным.

Возражая против заявленных обществом требований, Министерство промышленной политики Республики Крым ссылается на то, что ООО «Славус», получив в установленном порядке лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обязано было предпринять все зависящие от него меры по своевременному представлению деклараций в установленный срок.

В период с 08.12.2014 (дата подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с соответствующим пакетом документов в административный орган) по 20.01.2015 (граничный срок представления деклараций об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) ООО «Славус» имело достаточно времени, чтобы ознакомиться с правилами представления деклараций, приобрести сертификат электронного ключа и установить необходимое программное обеспечение. Министерство считает, что ООО «Славус» имело возможность и достаточно времени, чтобы установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не выполнило таковых.

Таким образом, Министерство промышленной политики Республики Крым считает, что вина ООО «Славус» в административном правонарушении но статье 15.13 КоАП полностью доказана.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Основанием для привлечения ООО «Славус» к административной ответственности указано: не принятие надлежащих мер по соблюдению положений  пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, пунктов 2, 13-16 Правил предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года № 815, и своевременному предоставлению в установленный законодательством срок деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных продуктов, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма № 11 и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 12) за 4 квартал 2014 года.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии события административного правонарушения; отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Согласно пунктам 3.51-3.54 Положения о Министерстве промышленной политики Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 152 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 года № 404, с изменениями, внесенными постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года № 232), Министерство:

- осуществляет в соответствии с действующим законодательством выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Крым;

- осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственный контроль за их представлением;

- в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с осуществлением полномочий в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Крым, принимает меры по предотвращению нарушения обязательных требований при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Республики Крым;

- осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции на территории Республики Крым.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона №171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.19, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19,5 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.

Таким образом, исследовав предоставленные документы, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято административным органом в пределах полномочий и с соблюдением процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.

Согласно п. 15 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с п. 16 Правил, декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Как предусмотрено п. 19 Правил, декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

На территории Республики Крым таким органом является Министерство промышленной политики Республики Крым (пункт 3.52 Положения о Министерстве промышленной политики Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 152 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 21 октября 2014 года № 404, с изменениями, внесенными постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года № 232).

В данном случае, административный орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что общество не представило декларацию за 4 квартал 2014 года в сроки, установленные п. 15 Правил при наличии такой обязанности.

Вместе с тем, судом во внимание принято следующее.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращает деятельность по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Исходя из правовой позиции, сформулированной п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23, если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то в действиях этого лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На основании п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Пунктом 3 статьи 3 Закона № 99 определено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.

Из содержания пунктов 14, 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» следует, что согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 365-ФЗ) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) действия, выражающиеся в осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии, могут быть квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Как предусмотрено п. 10 разд. I Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи), если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм лицензиат вправе осуществлять лицензируемую деятельность лишь с момента фактического получения лицензии.

Согласно п. 8 ст. 19 Закона № 171-ФЗ, решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

Согласно п. 60 «Административного регламента Министерства экономического развития Республики Крым предоставления государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Крым» утвержденного приказом № 37 от 22.09.2014 Министерства экономического развития Республики Крым указывалось о том, что должностным лицом, ответственным за выдачу лицензии, является государственный гражданский служащий лицензирующего органа, в служебные обязанности которого входит выполнение данного административного действия. Должностное лицо при выдаче лицензии проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя; проверяет полномочия представителя заявителя на получение лицензии и делает соответствующую запись в журнале выданных лицензий. Срок выдачи лицензии - в день обращения заявителя после принятия решения о выдаче лицензии. Копия лицензии приобщается к материалам лицензионного дела. Заявитель расписывается в получении лицензии в журнале выданных лицензий, после чего ему передается лицензия. Способом фиксации результата выполнения административной процедуры является регистрация лицензии в журнале регистрации выданных лицензий и в реестре лицензий в электронной форме.

Кроме того, согласно п. 57 Административного регламента, срок принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии составляет 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием электронной подписи, срок принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии составляет 25 дней со дня получения заявления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, общество обратилось в лицензирующий орган - Министерства промышленной политики Республики Крым с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В связи с этим, лицензирующим органом ООО «Славус» была выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции № 91РАО0000020 сроком с 22.12.2014 по 21.12.2015.

Доводы Министерства о том, что решение о выдаче лицензии было направлено в адрес общества электронной почтой, суд во внимание не принимает. Доказательств такого направления и его получения обществом административный орган не представил, а в заявлении о получении лицензии отсутствует указание на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа.

Доводы Министерства о том, что письмом от 24.12.2014 № 07/781 заявитель был уведомлен о решении о выдаче лицензии, суд также во внимание не принимает ввиду отсутствия доказательств направления указанного письма заявителю (л.д. 77).

Ссылки представителя Министерства промышленной политики Республики Крым о возможности получения лицензии либо информации о ней иными способами, не связанными с необходимостью личного посещения органа лицензирования, суд не принимает за отсутствием доказательств и как противоречащие Административному регламенту.

Таким образом, суд считает доказанным факт получения лицензии нарочно 20.01.2015 представителем ООО «Славус» ФИО1

Принятие решения о выдаче лицензии не свидетельствует о фактическом осуществлении вида деятельности, на которое выдана лицензия.

Действующее законодательство связывает момент начала осуществления хозяйствующим субъектом лицензируемого вида деятельности с моментом получения соответствующей лицензии, действие которой ограничено во времени определенным периодом.

Лицензия является разрешительным, юридически значимым документом, подтверждающим право хозяйствующего субъекта на осуществление определенного вида деятельности, которое в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Доказательств обратного административный орган в нарушение правил ст. 65 АПК РФ не представил.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии определенности (наличии сомнений), что в силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, не может с достоверностью свидетельствовать об установлении события административного правонарушения, а в действиях общества - состава административного правонарушения, поскольку неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что общество могло осуществлять лицензируемую деятельность лишь после фактического получения лицензии 20.01.2015, то есть, с 1 квартала 2015.

Учитывая это, у общества отсутствовала обязанность по предоставлению декларации за 4 квартал 2014 года.

Такая же правовая позиция изложена в постановлении 12 арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу № А12-34573/2014.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 2.3 раздела 2 «Порядок заполнения титульного листа» Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, который утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231, в разделе «Сведения о лицензиях» (для деклараций № 1-10) указывается серия, номер лицензии, дата начала ее действия, дата окончания ее действия, виды деятельности, указанные в лицензии. В данном разделе указываются все лицензии, имеющиеся у организации в течение отчетного периода.

При отсутствии таких данных до 20.01.2015 общество не имело возможности составить соответствующие декларации.

В связи с этим, вывод административного органа о совершении вменяемого нарушения не основан на фактических доказательствах.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку в соответствии с ч. 4ст. 208 АПК РФзаявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивалось.

Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

1.Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Славус» требования удовлетворить.

2.Признать незаконным постановление о назначении административного наказания от 03.09.2015 № 78/09-22, вынесенное Министерством промышленной политики Республики Крым, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Славус» (ОГРН <***>, юридический адрес: 297578, Республика Крым, <...>) к административной ответственности по ст. 15.13. КоАП РФ.

3.Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия решения.                                                                     

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                        А.Г.Колосова