ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-5933/15 от 09.03.2016 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2016 г..

Полный текст решения изготовлен 14.03.2016 г..

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Радвановской Ю.А. при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Крутько В.В., рассмотрев исковое заявление

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

к обществу с ограниченной ответственностью «Дружба народов»

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Администрации Петровского сельского поселения

о признании права собственности

при участии представителей:

от истца   – ФИО1, представитель, доверенность б/н от 15.12.2015 г., ФИО2, представитель, доверенность б/н от 05.11.2015 г.;

от ответчика – ФИО3, представитель, доверенность б/н от 29.12.2015 г.;

от третьего лица – ФИО4, представитель, доверенность б/н от 18.12.2015 г.;

УСТАНОВИЛ:

Администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дружба народов» о признании права муниципальной собственности муниципального образования Красногвардейский район на объект недвижимости – общежитие № 69, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с. Петровка, кв. ФИО5.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 04.12.2015 г. исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 21.12.2015 г..

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2015 г. было завершено предварительное судебное заседание и отложено до 01.02.2016 г..

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 01.02.2016 г. судебное заседание отложено до 09.03.2016 г..

Явку своих уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 09.03.2016 г., обеспечили стороны и третье лицо.

Представитель истца исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Свои требования истец обосновывает тем, что спорное имущество – общежитие относится к специализированному жилищному фонду, принадлежит муниципальному образованию, однако ответчиком право муниципальной собственности не признается и оспаривается, что выражается в его попытках признать право собственности на спорное имущество.

Представитель ответчика в судебном заседании отрицал обстоятельства, изложенные представителями истца в части осуществления им действий по оспариванию муниципального права на спорное имущество, просил исключить его из числа ответчиков в порядке статьи 1 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судом пояснения представителя ответчика были приняты к сведению, однако ввиду того, что согласно статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел арбитражные суды не руководствуются положениями Гражданского процессуального кодекса РФ, ходатайство представителя ответчика об исключении его из числа ответчиков было отклонено судом.

Представитель третьего лица поддержал исковые требования.

Рассмотрев материалы дела, изучив предоставленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как указывает истец, ООО «Дружба народов» обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на кадастровый учет общежития, расположенного по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с. Петровка, кв. ФИО5, 69.

Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком.

Судом также было установлено, что после постановки общежития на кадастровый учет ООО «Дружба народов» обратилось с иском в суд о признании за ним права собственности на общежитие.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.10.2015 г. по делу № А83-747/2015 в иске было отказано в полном объеме.

Администрация Красногвардейского района указывает на неправомерность владения ответчиком и распоряжения общежитием, так как в соответствии с нормами действующего законодательства данный объект недвижимости находится в муниципальной собственности.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в иске, объяснениях сторон и третьего лица, данных в ходе судебных заседаний, суд находит заявленные исковые требования такими, что подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и иных юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

При этом защита гражданских прав, в соответствии со статьей 12 ГК РФ, может осуществляться, в том числе, путем признания права.

Как уже указывалось, истец просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования Красногвардейский район на объект недвижимости – общежитие № 69, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с. Петровка, кв. ФИО5.

Судом из материалов дела было установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РК от 16.10.2015г. по делу № А83-747/2015 был установлен факт того, что спорное имущество относится к объектам специализированного жилищного фонда, а также то, что данное спорное имущество не может находиться в частной собственности юридических лиц.

При этом арбитражный суд исходил из доказанности наличия у спорного имущества статуса общежития.

При этом, то обстоятельство, что общежитие № 69, как объект жилого фонда, передавался в коммунальную собственность местных советов подтверждается протоколом № 1 общего собрания уполномоченных КСП АФК «Дружба народов» от 19.02.00 г., а также Порядком реорганизации коллективного сельскохозяйственного предприятия агрофирмы-колхоза «Дружба народов», утвержденного указанным собранием уполномоченных КСП.

Кроме того, судом было установлено, что жилищный фонд КСП агрофирма – колхоз «Дружба народов» передавался в коммунальную собственность на основании постановления Совета министров АРК от 11.01.1997 г. № 11 «О передаче ведомственного жилого фонда объектов и инженерных сетей на баланс жилищно-коммунальных организаций исполкомом местных советов» и на основании решения исполкома № 82 от 16.06.1998 г. «О передаче в собственность жилищного фонда КСП агрофирма – колхоз «Дружба народов».

Также, судом во внимание было принято изложенное в приложении 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1  «О разграничении государственной собственности в РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому  жилые помещения общежития относятся к муниципальной собственности. При этом в пункте 5 Обзора, изложенного в Информационном письме Президиума ВАС от 11.06.1997 г. № 15, разъясняется, что такие объекты являются муниципальной собственностью непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета РФ, независимо от того, оформлено ли право собственности в установленном порядке.

Учитывая изложенное, суд при рассмотрении дела № А83-747/2015 пришел к выводу о принадлежности спорного имущества к муниципальной собственности и необоснованности требований ответчика. Решение Арбитражного суда РК от 16.10.2015г. по делу № А83-747/2015 вступило в законную силу 17.11.2015г..

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ  обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, установленные указанным решением факты не подлежат доказыванию при рассмотрении данного дела.

Также, судом при рассмотрении данного дела учитывается следующее.

Согласно положениям Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981 г. № 5150-Х, действовавших на момент строительства и введения в эксплуатацию общежития № 69, общежития относились к понятию жилищного фонда (статьи 4, 5, 39).

В соответствии со статьей 6 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Аналогичные положения содержались и в Жилищном кодексе Украинской ССР от 30 июня 1983 года. Согласно статье 4 указанного Кодекса жилищный фонд включал в себя: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащих государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и другим общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома (части домов), квартиры, принадлежащие гражданам на праве частной собственности (частный жилищный фонд); квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, а также жилые помещения в других зданиях всех форм собственности, предоставляются гражданам, в соответствии с законом нуждаются в социальной защите (жилой фонд социального назначения).

В жилищный фонд не входили нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и других потребностей непромышленного характера.

Согласно статьи 127 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30.06.1983 г. для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Жилые дома регистрируются как общежития в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

При этом указанные нормы не противоречат и действующему законодательству Российской Федерации. Так, согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях .

Распоряжением Главы Республики Крым от 15.09.2014 г. № 169-рг создана рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с передачей общежитий в муниципальную собственность. Решением протокола № 2 заседания рабочей группы от 01.10.2014 г. утвержден Единый перечень общежитий в Республики Крым, которые подлежат передаче в муниципальную собственность, общежитие №69 и №70, расположенные в Красногвардейском районе, с. Петровка, кв. ФИО5, включены в данный перечень.

Согласно законодательства Украины объекты социальной сферы, жилищного фонда, в том числе незавершенного строительства, которые не подлежали делению в процессе реорганизации этих предприятий и переданы на баланс предприятий-правопреемников, подлежат безвозмездной передаче в коммунальную собственность в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, согласно ЗУ 14.02.1992 № 2114-XI «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», который действовал на момент реорганизации ордена Ленина колхоза «Дружба Народов». Обязанность передачи объектов жилого фонда при реорганизации коллективных сельскохозяйственных предприятий в коммунальную собственность была предусмотрена также постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2001 № 177, от 13.08.2003 № 1253.

Доказательств того, что Общежитие № 69 изменяло свой статус, в том числе доказательств того, что осуществлялся перевод назначения общежития № 69 из жилого в нежилой фонд суду не представлено.

Одновременно, как уже указывалось судом, необоснованными являются ссылки ответчика на отсутствие регистрации муниципального права на спорное имущество. Так, в сформировавшейся судебной практике содержится противоположная правовая позиция (пункте 5 Обзора, изложенного в Информационном письме Президиума ВАС от 11.06.1997 г. № 15, постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.12 г. № 13464/11, постановление  Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.11 г. № 20АП-1106/11 по делу № А68-8722/10).

Кроме того, суд также признает  такими, что не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводы ответчика о том, что им не осуществляются действия по оспариванию права муниципальной собственности на спорное имущество.

Так, материалы данного дела, а также дела № А83-747/2015 свидетельствуют об обратном.  Представитель ответчика также не оспаривал факт пользования и распоряжения  ООО «Дружба народов» спорным имуществом, общежитием. Кроме того, сам факт подачи ООО «Дружба народов» иска о признании права собственности на спорное общежитие свидетельствует о наличии у ответчика имущественных претензий на него и, как следствие, оспаривание права муниципальной собственности.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Красногвардейского района Республики Крым.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с исковыми исками в суд, суд пришел к выводу о необходимости взыскания в доход бюджета суммы судебных расходов с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 4, 9, 49, 65, 70, 110,  150,  167 – 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.Исковые требования Администрации Красногвардейского района Республики Крым - удовлетворить.

2.Признать право муниципальной собственности муниципального образования Красногвардейский район на объект недвижимости общежитие - № 69 по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, с. Петровка, кв. ФИО5.

3.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дружба народов» в доход федерального бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000.00 руб..

4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

5.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

6.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

7.Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                           Ю.А. Радвановская