ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-6410/15 от 05.06.2017 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2017 года. Полный текст решения изготовлен 09 июня 2017 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведовской И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Аквавита»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым

о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

при участии:

от заявителя – Абраменков М.А. по доверенности № 129 от 07.11.2016, паспорт;

от заинтересованного лица  – Черныш А.А. по доверенности №04-32/00165 от 11.01.2017, паспорт, Грязнова Г.М. по доверенности №04-32/001229 от 11.01.2017.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аквавита» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Алушта Республики Крым (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган), в котором просит:

- признать решение ИФНС по г. Алуште Республики Крым об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7 от 27.08.2015 незаконным;

- взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя сумму государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2016 года в удовлетворении требований ООО «Аквавита» было отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2016 года решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2016 года оставлено без изменений.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2016 года решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 17 октября 2016 года дело было принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Протокольным определением от 08 ноября 2016 года суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в суде первой инстанции.

Определением от 24 апреля 2017 года суд удовлетворил ходатайство МИФНС №8 по РК и в порядке ст. 48 АПК РФ произвел замену заинтересованного лица с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алушта Республики Крым на правопреемника – Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по Республике Крым.

В судебное заседание, состоявшееся 29 мая 2017 года, явку своих уполномоченных представителей обеспечили заявитель и заинтересованное лицо.

Представитель заявителя ходатайствовал о приобщении в материалы дела дополнительных документов в подтверждение своей правовой позиции, которые, в отсутствие возражений заинтересованного лица, приобщены судом в материалы дела.

В судебном заседании 29 мая 2017 года был объявлен перерыв до 05 июня 2017 года.

После перерыва в судебное заседание явились лица, участвующие в деле до объявления судом перерыва.

В судебном заседании представитель заявителя требования, с учетом пояснений  по обстоятельствам, указанным в судебном акте суда кассационной инстанции, поддержал. Полагает, что решение налогового органа в части отказа в перенесении убытков, сформированных за последний отчетный период, в декларацию налога на прибыль за первый налоговый период Российской Федерации, незаконно.

Представители налоговой инспекции против удовлетворения требований ООО "Аквавита" просили отказать, обосновав правовую позицию обстоятельствами неправомерности действий налогоплательщика в части перенесения убытков, как нарушение требований главы 25 НК РФ, а также законодательства, регулирующего спорные правоотношения в Республике Крым в переходный период.

В судебном заседании оглашена резолютивная часть решения в соответствии с ч. 2 ст. 176 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.

В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации ООО «АКВАВИТА» на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 32063318, дата регистрации 11.10.2002, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения, - 20.11.2014, ОГРН 1149102087815.

Следовательно, Общество привело свои учредительные документы в соответствие с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 124-ФЗ, Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 506-ФЗ.

23.03.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Алуште Республики Крым (далее – ИФНС России по г. Алуште, инспекция) в отношении ООО «Аквавита» была проведена камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций за период с 20.11.2014 по 31.12.2014.

По результатам проверки налоговым органом 07.07.2015 был составлен акт № 06.1-13/177. Указанный акт вручен представителю общества по доверенности.

Согласно подписи представителя налогоплательщика на извещении от 13.07.2015 за № 06.1-13/201, заявитель был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Согласно акту, в представленной декларации обществом задекларированы убытки: - сформированные за отчетный (налоговый) 2014 год в размере 28 220 952 руб. (строка 100 листа 02 декларации); - остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода в размере 37 852 678 руб. (строка 010 приложения № 4 к листу 02 декларации); - остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода составил 66 073 630 руб. (строка 160 приложения № 4 к листу 02 декларации).

В ходе проведения указанной налоговой проверки ИФНС России по г. Алуште установлено, что Обществом в представленной декларации по налогу на прибыль за 2014 год в нарушение пункта 1 статьи 283 Налогового кодекса необоснованно отражен остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода в размере 37852678,00 руб. (по строке 010 приложения № 4 к листу 02 за 2014 год) в связи с формированием данного остатка не по правилам главы 25 Налогового кодекса.

По результатам налоговой проверки ООО «Аквавита» в акте налогоплательщику было предложено: уменьшить остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода, исчисленного налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 37852678,0 руб., и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

21 июля 2015 года налогоплательщиком были представлены возражения к акту налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов дела, заместителем начальника ИФНС по г. Алуште Республики Крым Степовским А.И. принято решение от 27.08.2015 № 06.1- 13/7 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшении остатка неперенесенного убытка на начало налогового периода, исчисленного налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 37852678,0 руб. с внесением необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Данное решение было направлено по ТКС ООО «Аквавита» 27.08.2015 и получено 02.09.2015.

Не согласившись с выводами, изложенными в решении от 27.08.2015 № 06-1.-13/7, Общество обратилось с жалобой в УФНС России по Республике Крым.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 16.10.2015 № 07-20/12739@, жалоба ООО «Аквавита» б/н, б/д на решение ИФНС по г. Алуште Республики Крым от 27.08.2015 № 06.1-13/7 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и уменьшении остатка неперенесенного убытка на начало налогового периода, исчисленного налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций за 2014 год в сумме 37852678,0 руб. с внесением необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, - оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ООО "Аквавита" обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 246 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 283 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и статьями 264.1, 268.1, 274, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280 и 304 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 283 Налогового кодекса, налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков (п. 2 ст. 283 Налогового кодекса).

В соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (дальше – Закон № 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» к правоотношениям по взиманию налогов и сборов, в том числе правоотношениям, возникшим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, возникшим в переходный период, установленный законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, применяются положения нормативных правовых актов Республики Крым и города федерального значения Севастополя, действующих до 1 января 2015 года и устанавливающих порядок налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для следующих лиц: организаций и индивидуальных предпринимателей, местом нахождения и местом жительства соответственно которых на день внесения сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц либо единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в переходный период являлась территория Республики Крым или территория города федерального значения Севастополя.

Пунктом 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 с изменениями и дополнениями (далее – Положение № 2010-6/14) установлено, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры (п. 13 Положения № 2010-6/14).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 124-ФЗ юридические лица, которые имели согласно учредительным документам место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе РФ новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могли привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 01.01.2015.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных ст. 60 Гражданского кодекса (п. 6 ст. 19 Закона № 124-ФЗ).

Пунктом 1 Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым 25 июня 2014 года № 2263- 6/14 (далее – Положение № 2263-6/14) определено, что последним днем налогового периода по налогам и сборам, установленным Налоговым кодексом Украины, является день, непосредственно предшествующий дню внесения сведений о налогоплательщике в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Первым днем налогового периода по налогам и сборам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, является день внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ (п. 2 Положения № 2263-6/14).

Налогоплательщики, которые до 1 мая 2014 года не провели переоценку из гривны в рубли статей бухгалтерского баланса и объектов, принимаемых к налоговому учету, должны провести указанную переоценку по состоянию на одну из дат в период с 1 мая 2014 года до внесения сведений в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ, по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на выбранную дату (п. 5 Положения № 2263-6/14).

Пунктом 1 раздела II «Налог на прибыль» Положения № 2263-6/14 определено, что по налогу на прибыль предприятий, установленному разделом III «Налог на прибыль предприятий» Налогового кодекса Украины, последний налоговый период состоит из отчетных периодов: - первое полугодие 2014 года; - 1 июля 2014 года по день, предшествующий дню внесения сведений в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона №124-ФЗ.

В состав последней налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за период, указанный в пункте 1 раздела II Положения, входит полный пакет финансовой отчетности за такой период времени (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания к финансовой отчетности) (п. 2 р. II Положения № 2263-6/14).

В налоговой отчетности по налогу на прибыль в составе расходов не отражаются отрицательное значение объекта налогообложения, которое не было погашено на 1 января 2012 года, отрицательное значение объекта налогообложения 2013 года, а также отрицательное значение объекта налогообложения первого полугодия 2014 года (п. 2 р. II Положения № 2263-6/14).

Первым отчетным (налоговым) периодом по налогу на прибыль организаций признается период времени со дня внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ и до конца соответствующего отчетного (налогового) периода, установленного положениями статьи 285 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (п. 6 р. II Положения № 2263-6/14).

В пп. 7.1 и 7.2 п. 7 Раздела II Положения № 2263-6/14 определено, что налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется с учетом следующего:

- не подлежат повторному включению в доходы (расходы) юридического лица суммы, ранее отраженные в составе доходов (расходов) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль предприятий.

- доходы (расходы) учитываются по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, но если дата признания доходов (расходов), установленная статьями 271, 272, 273 Налогового кодекса Российской Федерации, относится к последнему налоговому периоду по налогу на прибыль предприятий и данные доходы (расходы) не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли по причине их признания в более поздние периоды согласно положениям Раздела III «Налог на прибыль предприятий» Налогового кодекса Украины, то такие доходы (расходы) подлежат учету при формировании налоговой базы отчетного (налогового) периода, указанного в пункте 6 Раздела II настоящего Положения № 2263-6/14.

В целях выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверки полноты отражения в учете обязательств и последующего отражения в регистрах налогового учета согласно положениям статей 313—314 Налогового кодекса Российской Федерации объектов учета для целей налогообложения юридические лица в течение одного месяца с даты внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ вправе провести инвентаризацию имеющихся активов и пассивов на дату, предшествующую дате внесения таких сведений (п. 8 раздела II Положения № 2263-6/14).

Инвентаризация проводится на основании подтверждающих операции документов, в том числе договоров, приходных и расходных документов, отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств и иных документов, предусмотренных действующим по состоянию на 21 февраля 2014 года законодательством (п. 10 раздела II Положения № 2263-6/14).

Сведения о фактическом наличии имущества, имущественных прав, требований и обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (п. 11 раздела II Положения № 2263-6/14).

Результаты инвентаризации оформляются актом об итогах инвентаризации, подписанным членами инвентаризационной комиссии, к которому прилагаются инвентаризационные описи или акты инвентаризации (п. 12 раздела II Положения № 2263-6/14).

Юридическое лицо не позднее двух недель после проведения инвентаризации, в срок, установленный пунктом 8 раздела II Положения, представляет в налоговый орган два экземпляра Акта, подписанные всеми членами инвентаризационной комиссии, к которым прилагаются соответственно заверенные копии: приказов о создании инвентаризационной комиссии, утверждении ее председателя и перечня имущества и финансовых требований и обязательств; инвентаризационных описей или актов инвентаризации.

В день представления указанных документов налоговый орган выдает их один экземпляр с отметкой о его регистрации руководителю юридического лица или председателю инвентаризационной комиссии лично под расписку (п. 13 раздела II Положения № 2263-6/14).

Показатели представленных и подписанных документов последующему уточнению юридическим лицом не подлежат и являются начальными данными об объектах налогового учета с даты внесения сведений о юридических лицах в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 124-ФЗ (п. 14 раздела II Положения № 2263-6/14).

Учитывая, что сведения об ООО «Аквавита» внесены в ЕГРЮЛ 20.11.2014 - первым налоговым периодом по налогу на прибыль общества в рамках главы 25 Налогового кодекса РФ является период с 20.11.2014 по 31.12.2014.

В рамках Положения № 2263-6/14 последним налоговым периодом является период с 1 июля 2014 года по 19 ноября 2014 года.

Пунктом 3 раздела II Положения № 2263-6/14 предусмотрены ограничения для включения в последнюю налоговую отчетность по налогу на прибыль в состав расходов отрицательного значения объекта налогообложения отчетных периодов: не погашенных на 1 января 2012 года, за 2013 год, а также за первое полугодие 2014 года и не установлено порядка переноса отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, сформированного в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины в последней налоговой отчетности по налогу на прибыль в переходном периоде, как убытков, сформированных по налогу на прибыль по правилам главы 25 Налогового кодекса.

Как установлено судом, заявитель за период, предшествующий 20 ноября 2014 года, был обязан и исчислял убыток при декларировании прибыли организации по законодательству Украины, а не в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года N 117-ФЗ, а потому не вправе перенести убыток на будущее в декларации, поданной за следующий налоговый период по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Специальная норма законодательства, действовавшая на территории Республики Крым и регулирующая налогообложение, также запрещала отражение отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, возникшее за первое полугодие 2014 года.

Направляя дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Центрального округа указал на необходимость проверки судом порядка исчисления обществом убытка, отраженного как в первой, так и в последней налоговой отчетности, на соответствие его требованиям главы 25 НК РФ. Также указано, что судами не учтено, что убыток общества образовался в связи с переоценкой из гривны в рубли, обязанность проведения которой установлена пунктом 5 раздела 1 Положения № 2263- 6/14.

В соответствии со ст. 2.1 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

При новом рассмотрении дела по предложению суда заявителем были представлены документы первичной финансовой отчетности за период с 03.07.2014 по 19.11.2014.

При проверке порядка исчисления обществом убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль в отчетном периоде с 01.07.2014 по 19.11.2014, судом установлено следующее.

Согласно данным отчётности от 09.12.2014 по налогу на прибыль организаций (утверждена приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2011 № 1213) за последний отчетный период с 01.07.2014 по 19.11.2014 (до дня внесения сведений в ЕГРЮЛ) плательщиком задекларированы:

по коду строки 01 «Доходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения» указан показатель в сумме 13 582 207 руб.,

по коду строки 04 «Расходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения» указан показатель в сумме 51 434 885 руб. (расходы от операционной деятельности 8 690 509 руб. и прочие расходы 42 744 376 руб.)

по коду строки 07 «Объект налогообложения от всех видов деятельности» (строка 01 – строка 04) указан показатель в сумме – 37 852 678 руб., что является разностью показателей.

В доказательство формирования убытка в периоде с 01.07.2014 по 19.11.2014 первичных учетных документов заявителем не предоставлено.

При этом суд отмечает, что как при предоставлении отчетности, так и Акта инвентаризации в соответствии с Положением № 2263- 6/14 обществом в налоговый орган также не были представлены первичные документы, подтверждающие как наличие кредиторской задолженности, так и сформированных убытков.

В соответствии с предоставленной ООО «Аквавита» 01.11.2016 Справкой – расчетом переоценки валютных средств с 30.06.2014 по 19.11.2014, сумма отрицательных курсовых разниц, исчисленных в связи с переоценкой задолженности, составила 38 007 021,02 руб.

В соответствии с контрактом № 19-ОК/07 от 01.06.2007 Компания «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd.» продает, а ООО «Аквавита» покупает оборудование для систем капельного орошения. Валютой контракта являются доллары США. Общая стоимость контракта 200 тыс. долларов США. Срок поставки - в течение двух лет с момента подписания контракта. Оплата общей стоимости товара производится частями в течение двух лет с момента подписания контракта.

Дополнительным соглашением № 145 от 17.05.2013 к контракту № 19-ОК/07 от 01.06.2007 установлен срок его действия до 01.06.2015 года. Дополнительным соглашением № 146 от 01.06.2015 к контракту № 19-ОК/07 от 01.06.2007 установлен срок его действия до 01.07.2016 года.

В связи с тем, что предельный срок оплаты стоимости оборудования по основному договору установлен 01.06.2009, а дополнительное соглашение, которым установлен более поздний срок оплаты, подписано только 17.05.2013 года, ООО «Аквавита» не представлены документальные подтверждения внесения изменений в контракт № 19-ОК/07 от 01.06.2007 за период с 01.06.2009 до 17.05.2013.

Таким образом, ООО «Аквавита» не предоставлены документы (договор, дополнительное соглашение), являющиеся основанием для учета кредиторской задолженности по счету 632 «Расчеты с иностранными поставщиками» по контракту № 19-ОК/07 от 01.06.2007 по состоянию на 30.06.2014.

ООО «Аквавита» 01.11.2016 предоставлены только копии актов сверки расчетов по контракту № 19-ОК/07 от 01.06.2007 по состоянию на 30.06.2014 и по состоянию на 31.12.2014, указывающие на наличие задолженности покупателя перед продавцом в сумме 2 340 355,93 долларов США.

При исследовании предоставленных заявителем копий платежных документов, а также грузовых таможенных деклараций  по «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd» контракт № 19-ОК/07 от 01.06.2007, установлено погашение задолженности с 2007 по 2013 год включительно в сумме 4 768 712,18 дол. США (последняя оплата в августе 2013 года).

В предоставленных ООО «Аквавита» документах содержится значительное несоответствие суммы задолженности, указанной в актах сверки расчетов по контракту № 19-ОК/07 от 01.06.2007 по состоянию на 30.06.2014 и по состоянию на 31.12.2014 - 2 340 355,93 долларов США, сумме контракта № 19-ОК/07 от 01.06.2007 - 200 000,00 долларов США.

Кроме того, в предоставленных ООО «Аквавита» актах инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 19.11.2014 указаны показатели кредиторской задолженности «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd.» в сумме 2 162 909,3 руб., что в дальнейшем может быть использовано налогоплательщиком при определении курсовых разниц и признано как непогашенная кредиторская задолженность.

Как уже указывалось судом, налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Данные бухгалтерского и налогового учета, а также другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающие получение доходов, осуществление расходов (для организаций и предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, налогоплательщик обязан хранить в течение четырех лет. Об этом сказано в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Документы, подтверждающие объем убытка, налогоплательщик должен хранить в течение всего срока уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Такая обязанность налогоплательщика предусмотрена п. 4 ст. 283 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ №53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Возможность учета убытка носит заявительный характер. Налогоплательщик обязан доказать его правомерность и обоснованность. Таким образом, при отражении в декларации убытка без подтверждающих документов не соблюдается порядок, установленный п. 4 ст. 283 НК РФ.

При отсутствии документального подтверждения убытка налогоплательщик несет риск наступления неблагоприятных налоговых последствий.

Согласно части 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом документы, подтверждающие расходы, должны отражать достоверную информацию.

Указанные позиции отражены в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2008 по делу N А27-886/2007, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2012 по делу N А56-1315/2012 и Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2012 по делу N А56-70108/2011.

Из представленных и исследованных судом документов, которые также были проверены налоговым органом, нет оснований утверждать, что исчисленный по результатам последнего отчетного периода убыток от пересчета курсовых ризниц имеющейся кредиторской задолженности ООО «Аквавита», сформирован правомерно, а также возник именно в период, указанный налогоплательщиком.

Также судом установлено, что ООО "Аквавита" заключены контракты:

- с компанией «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd» (№ 190К/07 от 01.06.2007),  валюта контракта –доллары США;

- с  компанией ООО «ЮТА ЛТД» (№10/ОБ-14 от 31.01.2014, №14/ОБ-14 от 11.03.2014, №19 от 14.02.2014),  валюта контракта – гривны.

В соответствии со справкой – расчетом переоценки валютных средств с 30.06.2014 по 19.11.2014 сумма отрицательных курсовых разниц, исчисленных в связи с переоценкой задолженности перед  компанией «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd», составила 38 007 021,02 руб..; задолженность перед компанией ООО «ЮТА ЛТД» -168 815,07 руб.

Согласно Положению №2263-6/14 налогоплательщики обязаны провести переоценку из гривны в рубли статей бухгалтерского баланса и объектов, принимаемых к бухгалтерскому учету.

В свою очередь, сумма прочих расходов в виде отрицательной курсовой разницы 38 175 836 (из которых задолженность перед компанией «A.I.K. – AgriculturalinternationalcompanyLtd» составляет 38 007 021,02 руб. ( перерасчет из долларов США в рубли) составляет 89,3% в общей сумме заявленных ООО «Аквавита»  прочих расходов (42 744 376 руб.). При этом удельный вес суммы прочих расходов в общей сумме заявленных расходов в размере 51 434 885 составляет 83,1%.

Таким образом, основная сумма убытков образовалась за счет переоценки валютных средств из долларов США в рубли по контракту от 01.06.2007 года № 190К/07, последняя оплата по которому произведена ООО «Аквавита» в 2013 году.

Установлено, что курсовые разницы рассчитаны плательщиком в соответствии с курсом, установленным Центральным банком Российской Федерации на 19.11.2014 года из иностранной валюты (долларов) в рубль.

Однако, пункт 153.1.3 Налогового кодекса Украины (в соответствии с которым составлялась последняя отчетная декларация) гласит, что определение курсовых разниц от перерасчета операций, выраженных в иностранной валюте, задолженности и иностранной валюты осуществляется в соответствии с Положением (стандарт) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденного приказом Минфина Украины от 10.08.2000 №193 (далее – Положение 193), которое полноценно подлежало применению в переходном периоде.

В соответствии с п. 4 Положения 193 курсовые разницы возникают при пересчете в национальную валюту Украины (гривны) монетарных статей баланса, выраженных в иностранной валюте. Монетарные статьи баланса — это статьи баланса о денежных средствах, а также о тех активах и обязательствах, которые будут получены или уплачены в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквивалентов (п. 4 Положения 193).

В соответствие с нормами Налогового кодекса Украины курсовые разницы в налоговом учете отражаются именно в составе прочих доходов или расходов (п.п. 135.5.11, п.п.138.12.1 НКУ).

На основании п. 5 Раздела I Положения № 2263-6/14 курсовые разницы, возникшие в переходный период в результате переоценки из гривны в рубли, также подлежат отражению в составе прочих расходов.

Таким образом, при составлении последней налоговой отчетности по налогу на прибыль ООО «Аквавита» следовало произвести переоценку валютных задолженностей, выраженных в долларах в гривны, определить курсовые разницы и в итоге перевести их как статью баланса по установленному порядку в рубли по зафиксированному курсу.

Фактически убыток в размере 37 852 678 руб. сформирован за период с 01.07.2014 по 19.11.2014 по правилам Налогового кодекса Украины, является свернутым финансовым результатом переходного периода, который определяется путем уменьшения доходов отчетного периода на сумму расходов.

Камеральная проверка отчетности за период с 01.07.2014 по 19.11.2014, результатом которой явилось оспариваемое решение, проводилась налоговым органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов без предоставления первичных документов, поскольку обязанность документального подтверждения отсутствовала.

В соответствии с п п. 7.1 п. 7 раздела 2 Положения № 2263/2014, финансовый результат отчетного периода с 01.07.2014 по дату перерегистрации не может быть перенесен в первый отчетный (налоговый период) с 20.11.2014 по 31.12.2014, поскольку является повторным включением в состав расходов показателей, уже ранее отраженных в декларации по налогу на прибыль.

Кроме этого, как уже было указано судом, отсутствует порядок переноса отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, сформированного в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины в последней налоговой отчетности по налогу на прибыль в переходном периоде, при составлении первой декларации в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Его отражение налогоплательщиком в Приложении № 4 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций за период с 20.11.2014 по 31.12.2014 противоречит Порядку составления декларации по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 8 ст. 274 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренной главой 25 НК РФ, в данном отчетном  (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 НК РФ.

Расчет суммы убытка прошлых лет, уменьшающих налогооблагаемую базу текущего периода, подлежит отражению в Приложении № 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций. Причем данное Приложение включается в состав декларации только при формировании отчета за 1 квартал и год.

Поскольку статья 283 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет право на уменьшение налоговой базы (переноса убытков на будущее) исключительно за налогоплательщиками, понесшими убытки, исчисленные по правилам главы 25 НК РФ, следовательно, у ООО «Аквавита» отсутствуют правовые основания для уменьшения налоговой базы в декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год, вследствие отсутствия предыдущего налогового периода (2013 год), а так же в связи с формированием расходов в соответствии с требованиями НКУ и Положением № 2263-6/2014.

Право на перенос убытков на будущее возникает лишь в части убытков, сформированных (исчисленных) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, с даты внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ за период с 20.11.2014 по 31.12.2014, в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2015 год и последующие налоговые периоды.

Изложенные обстоятельства позволяет суду прийти к выводу, что решение налогового органа основано на законе, а требования налогоплательщика удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 4, 9, 65, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Аквавита» отказать.

2.Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения.

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                                       А.Г. Колосова