ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-7046/16 от 11.04.2017 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи С.А. Чумаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой А.Н., рассмотрев материалы дела по заявлениюпо заявлению Главного управления информатизации и связи города Севастополя (пр. Генерала Острякова, д. 13, г. Севастополь, 299029; ОГРН 1149204007325, ИНН 9204003863) о признании незаконным предупреждения

заинтересованные лица:

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, гор. Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869);

- Правительство Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011; ОГРН 1149204002166, ИНН/КПП 9204001231/ 920401001).

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

  - Акционерное общество «Компания «Интертраст» (ул. Фадеева, д. 7, стр. 1, оф. 2, г. Москва, 125047; ОГРН 1037739188453 ИНН/КПП 7710219946/771001001)

по заявлению Правительства Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011; ОГРН 1149204002166, ИНН/КПП 9204001231/ 920401001) о признании незаконным предупреждения

заинтересованные лица:

- Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, гор. Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869);

при участии:

от Главного управления информатизации и связи города Севастополя – Шевчук Н.М., по доверенности от 22.06.2016 № 13, удостоверение;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю – Левицкий Р.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 б/н;

от Правительства Севастополя  - Апальков Ю.А., представитель по доверенности от 05.10.2016 №4269/31/2-16;

от Акционерного общества «Компания «Интертраст» – не явился;

УСТАНОВИЛ:

03.10.2016 в адрес Арбитражного суда Республики Крым поступило заявление Главного управления информатизации и связи города Севастополя о признании незаконным Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Главного управления информатизации и связи города Севастополя о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 10.08.2016 № 8/3683с.

Заявление программным комплексом «Судебно – арбитражное делопроизводство» распределено на судью Букину Е.Н.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2016 заявление принято к производству и назначено к слушанию.

Судебное заседание неоднократно откладывалось.

Определением от 16.01.2017 Заместителя председателя Арбитражного суда Республики Крым Лазаренко Л.Б., в связи с уходом судьи Букиной Е.Н. в длительный отпуск, невозможностью по имеющейся версии программы «Судебно-арбитражное делопроизводство» повторно распределить дело с помощью автоматизированной системы, произведена замена судьи Букиной Е.Н. по делу № А83-7046/2016 на судью Чумаченко С.А.

В судебном заседании, состоявшимся 16.01.2017 суд принял дело № А83-7046/2016  к своему производству.

Определением от 16.01.2017 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Правительство Севастополя и отложил судебное разбирательство на 07.02.2017.

По делу № А83-7202/2016 Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд республики Крым  о признании незаконным Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Главного управления информатизации и связи города Севастополя о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 15.08.2016 № 8/3759с.

Определением от 13.02.2017, суд объединил дела № А83-7202/2016 и А83-7046/2016 в одно производство для совместного рассмотрения, в связи с однородностью вышеотмеченных дел, поскольку последние связаны между собой одинаковыми основаниями возникновения заявленных требований и представленным доказательствам; участием в них одних и тех же лиц, а также риском принятия противоречащих друг другу судебных актов. Присвоил объединенным делам  № А83-7046/2016.

Заявители свои требования поддерживают в полном объеме.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Крым и городу Севастополю против удовлетворения заявленных требований возражает по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд считает возможным в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривать заявление в отсутствие Акционерного общества «Компания «Интертраст», поскольку в материалах дела имеется достаточно документов и доказательств для рассмотрения заявления по существу.

На основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 11.04.2017 объявлена резолютивная часть принятого решения.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования истца, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

15.08.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Правительства Севастополя вынесено предупреждение № 8/3759с о прекращении действий, которые содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем отмены распоряжения Правительства Севастополя № 381 - РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» в течении 10 дней со дня получения Правительством Севастополя данного предупреждения.

25.07.2016 Главным управлением информатизации и связи города Севастополя был заключен государственный контракт № 12 с Акционерным обществом «Компания «Интертраст» на оказание услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота», на сумму 16997500,00 руб.

Заключение данного контракта было осуществлено на основании Распоряжения № 381 – РП Правительства Севастополя от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» и извещения о проведении закупки у единственного поставщика № 1 от 19.07.2016.

10.08.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Главного управления информатизации и связи города Севастополя вынесено предупреждение № 8/3683с о прекращении действий (бездействия), которые являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем совершения действий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, направленных на расторжение государственного контракта № 12 заключенного 25.07.2016 с Акционерным обществом «Компания «Интертраст» в течении 10 дней со дня получения Главным управлением информатизации и связи города Севастополя.

Не согласившись с предупреждениями от 15.08.2016 № 8/3759с, от 10.08.2016 № 8/3683с Правительство Севастополя и  Главное управление информатизации и связи города Севастополя обратились в суд с данными заявлениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания арбитражным судом решений, действий (бездействия) государственного органа, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявители считают, что Правительством Севастополя принято Распоряжение № 381-РП 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» в рамках предоставленных им полномочий установленных Постановлением от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году», Постановлением Правительства Севастополя № 612-ПП от 21.06.2016 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Севастополя от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году», пунктом 35 статьи 112 Федерального закона 01.05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Следовательно, предупреждения от 15.08.2016 № 8/3759с, от 10.08.2016 № 8/3683с незаконны и подлежат отмене.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом  35 статьи 112 Федерального за кош 01.05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» до 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образовании Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядки установленном настоящим Федеральным законом, или в порядке, который согласован с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С целью реализации указанной нормы закона постановлением Правительства Севастополя от 22.04.2016 №399-ПП утвержден Порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году (далее - Порядок).

В качестве обоснования принятия Распоряжения № 381-РП Правительство Севастополя ссылается на главу 27-1 Порядка осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году» (далее - Постановление № 399-ПП), которая введена Постановлением № 612-ПП.

Согласно главе 27-1 «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» Порядка, в соответствии с настоящий Порядком заказчик, кроме случаев, установленных статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Севастополя. В данном правовом акте указывается предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требования обеспечения исполнения контракта. При подготовке проекта указанного правового акта к нему прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно Постановлению Правительства Севастополя № 612-ПП от 21.06.2016 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Севастополя от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году» (далее - Постановление № 612-ПП), осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) проводится в целях сокращения сроков реализации федеральной целевой программы «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее - Программа).

В рамках реализации Программы должны быть достигнуты следующие цели - интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Решены задачи по устранению ограничений транспортной инфраструктуры; устранению ограничений и повышение качества энергоснабжения региона; устранение ограничений инженерной инфраструктуры; развитие социальной сферы; обеспечение межнационального согласия. Также Программа содержит перечень мероприятий для реализации данной Программы.

Распоряжение Правительства Севастополя 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» предусматривает заключение контрактов с единственным поставщиком на выполнение работ по созданию и внедрению системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя.

Следовательно, заключение контрактов на выполнение услуг по созданию и внедрению системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя должно проводиться по итогам проведения процедуры, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) либо с учетом частей 33, 35 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Применение  Порядка №399- ПП определено Постановлением Правительства Севастополя №453-ПП «О применении исполнительными органами государственной власти города Севастополя, подведомственными указанным органам государственными учреждениями постановления Правительства Севастополя от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году».

В соответствии с которым Положения Порядка №399- ПП применяются в двух случаях:

- в целях реализации федеральной целевой программы;

- при наличии отдельного решения исполнительного органа государственной власти города Севастополя о проведении закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города Севастополя указанным органом либо подведомственным ему учреждением.

Мероприятия по созданию и внедрению системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, указанные в Распоряжении Правительства Севастополя 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком», указанной выше федеральной целевой Программой не предусмотрены.

Согласно текста Распоряжения Правительства Севастополя 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком», данным распорядительным актом Правительства Севастополя предписывается Главному Управлению информатизации и связи города Севастополя заключить договор с единственным поставщиком.

В тоже время, текст Распоряжения № 381-РП не содержит указания о применении Главным Управлением информатизации и связи города Севастополя положений Порядка №399-ПП, т.е. распоряжение не содержит указаний на совершение юридически значимых действий, в части применения положений Порядка №399-ПП, что свидетельствует о нарушении порядка применения положений Порядка №399-ПП, установленного Постановлением Правительства Севастополя №453-ПП.

Судом также установлено и не опровергается сторонами, что в период издания Распоряжения Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» Главным Управлением информатизации и связи города Севастополя осуществлялась процедура определения поставщика конкурентным способом в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

По состоянию на 12.07.2016 на дату издания Распоряжения №381-РП Главным Управлением информатизации и связи города Севастополя проводился конкурс (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок 014200001916001218).

04.07.2016 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе о закупке № 0174200001916001218 «На оказание услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота». Конкурсная комиссия осуществила оценку заявок на участие в открытом конкурсе и выявила победителя на основе критериев, указанных в конкурсной документации. По итогам подсчета критериев, победителем открытого конкурса, с большим отрывом от других участников, стало АО «Интертраст».

05.07.2016 УФАС признана обоснованной жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЭОС (СОФТ)» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота» № 0174200001916001218 в части отсутствия в документации показателей, позволяющих определить соответствие товаров, работ, услуг установленным Заказчиком и предписала Главному управлению информатизации и связи города Севастополя (далее - ГУИС) и предписано:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса 04 июля 2016 года;

- внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения УФАС по делу № 08/1315-16:

- вернуть процедуру определения поставщика на стадию подачи заявок, продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- провести процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Все пункты вышеуказанного предписания УФАС выполнены в полном объеме.

Согласно извещению № 014200001916001218:

- дата и время окончания подачи заявок 31.08.2016 в 11:30;

- дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников 31.08.2016 в 11:30;

- дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 01.09.2016.

09 августа 2016 года решением Заказчика (ГУИС) отменен открытый конкурс для закупки № 0174200001916001218.

Следовательно, на момент издания Распоряжения Правительства Севастополя 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком»проводилась процедура отмены открытого конкурса на оказание услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота».

С учетом ихложенного, суд приходит к выводу, что на момент вынесения Правительством Севастополя Распоряжения № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» закупка объекта и отбора поставщиков по данному объекту осуществлялась в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (открытый конкурс).

Таким образом, до момента отмены открытого конкурса (до 09.08.2016 года) Распоряжение Правительством Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 было преждевременным, в нарушение порядка установленного п. 1.2 Постановлением 16.05.2016 № 453-ПП «О применении исполнительными органами государственной власти города Севастополя, подведомственными указанным органам государственными учреждениями постановления Правительства Севастополя от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году».

 Кроме того, в Распоряжении Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 отсутствовала ссылка на применение Главным управлением информатизации и связи города Севастополя Постановления от 22.04.2016 № 399-ПП «Об утверждении порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города федерального значения Севастополя в 2016 году».

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе:

- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С принятием Распоряжения Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» создается угроза нарушения принципа обеспечения конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе, что может привести к отсутствию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и необоснованному сокращению числа участников закупки, создаются предпосылки для непрозрачности осуществления таких закупок, возможного проявления коррупции и других злоупотреблений.

Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков является основополагающими целями принятия и применения Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия в понимании Закона о защите конкуренции - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Данная позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. № 14686/10.

Суд приходит к выводу, что распоряжение Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» противоречит положениям Закона о контрактной системе, антимонопольного законодательства, государственной политики Правительства Российской Федерации, принципам, направленным на экономию бюджетных средств, повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Следовательно, издание такого распоряжения является актом ограничивающего конкуренцию в период осуществления конкурентной процедуры по отбору поставщика в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение контракта Главным управлением информатизации и связи города Севастополя на основании акта – Распоряжения Правительства Севастополя 381-РП от 12.07.2016 является продолжением антиконкурентных действий. Главное управление информатизации и связи города Севастополя заключением контракта от 12.07.2016  лишил иных субъектов на реализацию права по предоставлению услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота» в рамках существующей процедуры (открытый конкурс).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в данном Федеральном законе.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

Предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции), то в рамках рассмотрения настоящего судебного дела проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения (п. 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года).

Приказом Крымского УФАС России от 13 сентября 2016 года № 132 возбуждено дело № 08/2180-16 по признакам нарушения Правительством Севастополя части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в принятии акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Распоряжения Правительства г. Севастополя № 381-РП от 12.07.2016), который приводит к ограничению конкуренции.

Оспариваемое предупреждение от 15.08.2016 № 8/3759с не устанавливает факта нарушения Правительства Севастополя антимонопольного законодательства и не предопределяет субъекта ответственности, а указывает только на наличие признаков нарушения, не создает препятствий для осуществления экономической деятельности. Антимонопольным органом был соблюден порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2016 № 57/16, а Правительством Севастополя реализовано право на судебное обжалование предупреждения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности вынесенного Крымским УФАС предупреждения от 15.08.2016 № 8/3759с и полном его соответствии требованиям действующего законодательства, что не нарушает права и законные интересы Правительства Севастополя в сфере экономической деятельности.

Отсутствие оснований в распоряжении №381-РП для применения Главным Управлением информатизации и связи города Севастополя Порядка №399-ПП для заключения договора с единственным поставщиком, в силу положений пункта 2 постановления №453-ПП, обязывает последнего руководствоваться Законом о контрактной системе, положения статьи 93, которого лишают Главное Управление информатизации и связи города Севастополя правовых оснований для закупки у единственного поставщика, и обязывает проводить конкурентные процедуры с целью отбора поставщика.

В период издания Распоряжения Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» Главным Управлением информатизации и связи города Севастополя осуществлялась процедура определения поставщика конкурентным способом в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Суд считает, что Распоряжения Правительства Севастополя № 381-РП от 12.07.2016 «О заключении контракта на создание и внедрение системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти города Севастополя с единственным поставщиком» противоречит положениям нормативных правовых актов, конкурентным принципам осуществления выбора поставщика, установленным Законом о контрактной системе и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на устранение которых были выданы предупреждения Крымским УФАС России от 10.08.2016 г. № 8/3683с и 15.08.2016 №3579с.

Учитывая наличие единых оснований полагать, что издание распорядительного акта о заключении контракта с единственным поставщиком и совершение такого действия содержат признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит к устранению конкуренции, то имеются все основания для отказа в удовлетворении требований Правительства Севастополя и Главного управления информатизации и связи города Севастополя о признании незаконными предупреждений Крымского УФАС России 15.08.2016 № 8/3579с и от 10.08.2016 № 8/3683с соответственно.

Судом установлено, что предупреждения Крымского УФАС России 15.08.2016 № 8/3579с и от 10.08.2016  № 8/3683с приняты в соответствии с законом, порядок принятия не нарушен, в связи, с чем оснований для удовлетворения заявленных Правительства Севастополя и  Главного управление информатизации и связи города Севастополя о признании предупреждений от 15.08.2016 № 8/3759с, от 10.08.2016 № 8/3683с незаконными, у суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Главного управления информатизации и связи города Севастополя о признании незаконным Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Главного управления информатизации и связи города Севастополя о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 10.08.2016 № 8/3683с, отказать.

В удовлетворении заявления Правительства Севастополя о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 15.08.2016 № 8/3759с, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21).

Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          С.А. Чумаченко