ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-7519/2021 от 02.06.2021 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

04 июня 2021 года                                                                                   Дело №А83-7519/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021 года.  

В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2021 года.

           Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Евдокимовой Е.А., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Левичевой Н.А., рассмотрев заявление

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым,

заинтересованное лицо – Контрольно-счётный орган Нижнегорского района Республики Крым

о признании незаконным и отмене пункта представления,

с участием представителей сторон:

от заявителя – Величко А.А., представитель по доверенности №198 от 25.05.2021г.,

от заинтересованного лица – не явился,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Контрольно-счётному органу Нижнегорского района Республики Крым, в котором просит суд признать незаконным и отменить пункт 4 Представления Контрольно-счётного органа Нижнегорского района Республики Крым №04-02/4 от 28.12.2020г.

Требования мотивированы тем, что оспариваемый пункт Представления необоснованный и незаконный, нарушает права и законные интересы заявителя. Во время судебного разбирательства представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления, предоставил дополнительные письменные пояснения.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание после перерыва 02.06.2021 не явился, уведомлен надлежащим образом. Во время судебного разбирательства против удовлетворения заявления возражала, предоставила письменный отзыв, в частности, отметила, что пункт 4 Преставления законный и обоснованный, поскольку заявителем использованы денежные средства субсидии не по целевому назначению. Также, представитель заинтересованного лица во время судебного разбирательства предоставила дополнительный письменный отзыв в обоснование своей позиции.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы и доказательства, судом установлено следующее.

С 29.06.2020 по 30.12.2020 заинтересованным лицом проведено контрольное мероприятие «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» за период 2017-2019 года», по результатам которого составлен Акт проверки № 04-01/5 от 28.12.2020.

На основании вышеуказанного Акта проверки, заинтересованным лицом вынесено Представление № 04-02/4 от 28.12.2020, согласно п. 4 которого заявителю предложено согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, возвратить в бюджет средства субсидии, использованной не по целевому назначению в размере 1111835,80 рулей. Средства использованы с несоблюдением требований ст. 38, ст. 162 БК РФ, п. 2, п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 12, ст. 91 Закона об образовании, п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», Приказа Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии БУ на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.

Не согласившись с вышеуказанным п. 4 Представления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, на основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, на заявителе лежит обязанность доказать нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А на заинтересованном лице лежит обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения.

Частью 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 162 БК РФ).

Пунктами 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» закреплено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ определено, что к основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с предписаниями ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

В свою очередь, перечень утвержден вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, а также Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

Как следует из материалов дела, в 2018 году и в 2019 году приказом управления образования (от 23.01.2018 года №25 и от 26.06.2019 №239) было утверждено Муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ».

Муниципальное задние сформировано и утверждено управлением образования администрации Нижнегорского района РК в соответствии:

- с основным видом деятельности МБОУ ДО «ЦДЮТ» - «Дополнительное образование детей»;

- с имеющейся лицензией по виду образования «Дополнительное образование», подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых»;

- общероссийским базовым перечнем государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.

МБОУ ДО «ЦДЮТ» - это некоммерческая организация, которая создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий администрации Нижнегорского района РК, предусмотренных законодательством РФ в сфере образования.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3 образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Как было отмечено судом выше, согласно Закону об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям,направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Заявителем получена лицензия по виду образования «Дополнительное образование», подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых». Иные лицензии в МБОУ ДО «ЦДЮТ» отсутствуют.

С учетом предписаний, закрепленных ч. 2 ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ, по профессиональному образованию реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию дополнительные образовательные программы.

Таким образом, заявитель наделён полномочиями по реализации только дополнительных образовательных программ в рамках утвержденного муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ».

Для реализации программ профессионального обучения согласно ст. 69.2 БК РФ, предусмотрена иная муниципальная услуга - «Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих».

Как следует из Акта проверки Контрольно-счётного органа Нижнегорского района РК от 28.12.2020 года №04-01/5 заявителем в 2018-2019 году в рамках муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ», была организована деятельность, не относящаяся к установленному муниципальному заданию, а именно, заявитель оказывал услуги относящиеся к профессиональному обучению.

Заявителем была реализована дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная предпрофессиональная программа) по профессиональному обучению технической направленности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории В, С, Е».

Из письма, полученного заинтересованным лицом от Министерства образования науки и молодежи РК от 05.03.2021 года №01-15/1410/1 следует, что реализовать единую дополнительную общеобразовательную программу (дополнительную предпрофессиональную программу) по профессиональному обучению не предоставляется возможным. В данном случае должны быть утверждены отдельные образовательные программы по каждому виду образования, а также получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по данным видам образования.

Профессиональное обучение является самостоятельным подразделом образования, наряду с общим образованием, профессиональным образованием и дополнительным образованием и согласно Закону об образовании, подлежит лицензированию, как отдельный вид образования.

В соответствии с п. 5 части 4 ст. 23 Федерального закона об образовании организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, а именно по образовательным программам профессионального обучения. В случае реализации данных программ организация дополнительного образования, согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона об образовании должна пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по виду образования - профессиональное обучение.

При наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по профессиональному обучению учреждение дополнительного образования вправе обучать вождению на тракторе или иных транспортных средствах в рамках основных программ профессионального обучения.

Из системного анализа вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявитель имеет право осуществлять деятельность непосредственно связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящимся к его основным видам деятельности в соответствии с муниципальными заданиями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что  заявитель в нарушение требований ст. 162 БК РФ не обеспечил целевое использование предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В связи с вышеизложенным, из предоставленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 4 Представления заинтересованного лица обоснован и соответствует вышеизложенным предписаниям законодательства.

Доводы заявителя судом отклоняются ввиду их необоснованности, во время судебного разбирательства опровергнуты материалами дела.

Анализируя все вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании ст.110 АПК РФ судом отнесены на заявителя в размере 3000,00 руб.

Вместе с тем, судом установлено, что заявителем переплачена государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению №23891 от 04.03.2021 в размере 1500,00 руб., которая подлежит возврату заявителю из Федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                          РЕШИЛ:

1.   В удовлетворении заявления - отказать.

2. Возвратить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым (297100, Республика Крым, пгт. Нижнегорский, ул. Ленина, д.3, ОГРН 1159102010154, ИНН/КПП 9105009254/910501001) из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500,00 рублей, уплаченную по платежному поручению №23891 от 04.03.2021г.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Судья                                                                                                   Е.А. Евдокимова