ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-7954/16 от 07.06.2017 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Симферополь

15 июня 2017 года                                                         Дело №А83-7954/2016

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен  15 июня 2017 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи  Осоченко И. К.  при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Смирновой Л.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «СГС Плюс»

к Крымскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство города Севастополя

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя

о признании  предписания  незаконным,

при участии представителей:

от заявителя – не явился,

от заинтересованного лица – не явился,

от третьих лиц - не явились, 

                                                      УСТАНОВИЛ:

в адрес Арбитражного суда Республики Крым поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "СГС Плюс" о признании незаконным предписания Межрегионального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по  Республике Крым и г. Севастополю об устранении нарушений законодательства в области государственного энергетического надзора и надзора в области промышленной безопасности № 10/С-П/2016 05.09.2016, в части требований:

1. «Получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта III класса опасности;

3. «Провести проверку в течение двенадцати месяцев до даты окончания работы комиссии опробования или фактического перевода котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервные (или аварийные) виды топлива, фактическим переводом на резервные (или аварийные) виды топлива с оформлением соответствующих актов опробования или перевода»;

5. «Представить график проведения ТО и ТР, утвержденный техническим руководителем предприятия»;

6. «Представить регистрацию проведения ТО и ТР»;

8. «Установить ПЗК на основной и резервной линиях редуцирования ГРП»;

11. «Представить технологические схемы наружных и внутренних газопроводов с указанием газоопасных колодцев и камер»;

13. «Установить границы охранных зон объектов теплосетевого хозяйства»;

14. «Провести периодическое техническое освидетельствование технологических схем и технологического оборудования, с занесением результатов в технический паспорт энергообъекта»;

17. «Проводить испытания оборудования, прошедшего капитальный ремонт, под нагрузкой в течение 48 часов»;

18. «Проводить оценку качества ремонта при приемке оборудования из ремонта»;

19. «Проводить периодическое техническое освидетельствование технологических систем, оборудования, зданий и сооружений»;

20. «Установить границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства»;

21. «Укомплектовать и подготовить к применению, с учетом мест размещения, аварийный запас оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийновосстановительных работ»;

22. «Провести комплексное обследование производственных зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет с привлечением специализированных организаций»;

23. «Укомплектовать подготовленным производственно-техническим персоналом для работы в осенне-зимний период»;

24. «Укомплектовать в полном объеме запасными частями и материалами, обменный фонд узлов и оборудования для своевременного обеспечения запланированных объемов ремонта»;

26. «Укомплектовать технические библиотеки нормативно-технической документацией, учебниками, учебными пособиями»;

27. «Восстановить запасы резервного (аварийного) топлива»;

28. «Подготовить к работе систему приема и разгрузки резервного топлива, топливоприема  и топливоподачи»;

 29. «Отсутствует перечень аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ»;

30. «Выполнить капитальный ремонт в полном объеме с учетом фактического технического состояния оборудования, в том числе Т20, Т21, Т22, Т23»;

31. «Организовать проведение противоаварийных, противопожарных тренировок со всем персоналом»;

32. «Выполнить вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу в сроки, указанные в годовых графиках ремонта»;

33. «Выполнить текущий ремонт трансформатора 12Т в срок, указанный в годовом графике ремонта»;

38. «Очистить от коррозии и покрасить траверсы опор ВЛ 110, порталов ОРУ 110 кВ»;

42. «Устранить течь масла выключателей МВ (Яч.4, Яч.6, Яч.9) ОРУ-110 кВ»;

52. «Покрасить порталы трансформатора 22Т»;

55. «Выполнить усиление колонн, перекрытий главного корпуса ТЭЦ»;

56. «Выполнить демонтаж существующей крыши и кровельного покрытия и устройство новой, более эффективной стропильной системы главного корпуса ТЭЦ»;

57. «Выполнить замену отмостки главного корпуса ТЭЦ»;

58. «Демонтировать участок перекрытия в осях С-Д7-8 и смонтировать новое железобетонное перекрытие главного корпуса ТЭЦ»;

59. «Выполнить частичную перекладку наружных стен главного корпуса ТЭЦ»;

60. «Выполнить замену оконных заполнений главного корпуса ТЭЦ»;

61. «Своевременно проводить планово-предупредительные ремонты несущих и ограждающих конструкций здания главного корпуса ТЭЦ».

Также  заявитель просит взыскать  в пользу ООО «СГС ПЛЮС» понесенные судебные расходы.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2016 суд принял заявление к производству, возбудил производство и назначил предварительное судебное заседание.

  В судебном заседании 19.12.2016 суд, посовещавшись на месте, в порядке ст. 137 АПК РФ признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, о чем судом было вынесено протокольное определение.

Определением заместителя председателя Арбитражного суда Республики Крым Лазаренко Л.Б., от 19.01.2017 в связи с уходом судьи Букиной Е.Н. в длительный отпуск, произведена замена судьи Арбитражного суда Республики Крым Букиной Е.Н. на судью Арбитражного суда Республики Крым  Осоченко  И.К.  для дальнейшего рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 19.01.2017 заявление принято к производству судьи Осоченко  И.К.

 Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.03.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора -  Правительство города Севастополя и  Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Третьи лица   в судебные заседания не явились, письменных пояснений суду не предоставили, направив  в адрес суда  письменные ходатайства о рассмотрении дела и принятии решения на усмотрение суда без участия третьих лиц.

             Участники процесса явку сторон в судебное заседание 07.06.2017 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, доказательства содержаться в материалах дела.

Принимая достаточность собранных  судом документов, суд счел  возможным рассмотреть данное  дело  в отсутствие   участников  процесса.

В судебном заседании  07.06.2017 года судом была оглашена резолютивная часть решения  на  основании  части  2 статьи 176 АПК РФ.

Рассмотрев  материалы дела, заслушав доводы участников процесса, судом установлено следующее:

согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом  способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

  Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

     В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

    Как усматривается из Устава заявителя основным видом деятельности Общества согласно   п.1.6 Устава  является  производство электроэнергии  тепловыми электростанциями.

Из материалов дела судом усматривается, что заявитель является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки.

На основании распоряжения Руководителя Крымского управления Ростехнадзора  В.В. Карпуся от 29.08.2016 № 114, во исполнение Приказа Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 17.06.2016 № 229 «О контроле хода подготовки электроэнергетики и теплоснабжения к работе в   осенне – зимний  период 2016-2017 годов» была проведена внеплановая, выездная проверка в отношении ООО «СГС Плюс».

    Общая продолжительность проверки составила 5 рабочих дней с 30.08.2016 по 05.09.2016.

             В  Акте проверки от 05.09.2016 года, составленного   в отношении  юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «СГС Плюс» № 10/С-А/2016  Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору  (Ростехнадзор),   выявлены   несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям; выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний).

Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) было  принято предписание от 05.09.2016 № 10/С-П/2016  об устранении нарушений законодательства  в  области государственного энергетического надзора в  области промышленной безопасности.

Согласно предписанию   контролирующим надзорным органом  предписано ООО  «СГС Плюс»:

- получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта III класса опасности;

- не разработаны (разработать)  производственные инструкции обслуживающего персонала котлотурбинного цеха;

- провести проверку в течение двенадцати месяцев до даты окончания работы комиссии опробования или фактического перевода котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервные (или аварийные) виды топлива, фактическим переводом на резервные (аварийные) виды топлива с оформлением соответствующих актов опробования или перевода;

- разработать инструкции по безопасному выполнению огневых и газоопасных работ и утвердить техническим руководителем предписания;

- представить график проведения ТО и ТР,  утвержденный техническим руководителем предприятия;

- представить регистрацию проведения ТО и ТР;

- представить данные о мониторинге за осадкой фундаментов здания ТЭЦ;

- установить ПЗК на основной и резервной линиях редуцирования ГРП;

- опломбировать запорную арматуру перед ПСК; - представить данные о проверке параметров срабатывания ПСК в ШРП;

- представить технологические схемы наружных и внутренних газопроводов с указанием газоопасных колодцев и камер;

- проверить манометры в поверочной лаборатории;

- установить границы охранных зон объектов теплосетевого  хозяйства;

- провести периодическое техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования с занесением результатов в технический паспорт  энергообъекта;

- провести периодические осмотры оборудования зданий и сооружений, результаты которых должны фиксироваться в специальном журнале;

- учитывать фактическое техническое состояние оборудования, зданий и сооружений в объеме технического обслуживания и планового ремонта;

- проводить  приемно – сдаточные испытания оборудования, прошедшего капитальный и средний ремонт, под нагрузкой в течении 48 ч.;

- проводить оценку качества ремонта при приемке оборудования из ремонта;

- проводить периодическое техническое освидетельствование технологических систем, оборудования, зданий и сооружений;

- установить границы охранной зоны объектов электросетевого хозяйства;

- укомплектовать и подготовить к применению, с учетом мест размещения, аварийный запас оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно – восстановительных работ;

- провести комплексное обследований производственных зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет с привлечением специализированных организаций;

- укомплектовать подготовленным производственно – техническим (технологическим) персоналом для работы в  осенне – зимний период;

- укомплектовать в полном объеме запасными частями и материалами, обменный фонд узлов и оборудования для своевременного обеспечения запланированных объемов ремонта;

- обеспечить в необходимом количестве персональными средствами индивидуальной защиты, спецодеждой. Инструментом и необходимой для производства работ оснасткой;

- укомплектовать технические библиотеки нормативно – технической документацией, учебниками, учебными пособиями;

- восстановить запасы резервного (аварийного) топлива;

- подготовить к работе систему приема и разгрузки резервного топлива, топливоприема  и  топливоподачи;

- отсутствует перечень аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно – восстановительных работ;

- выполнить капитальный ремонт в полном объеме с учетом фактического технического состояния оборудования, в том числе Т20, Т21, Т22, Т23;

- организовать проведение противоаварийных и противопожарных тренировок со всем персоналом;

- выполнить вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу в сроки, указанные в годовых графиках ремонта;

- выполнить текущий ремонт трансформатора 12Т в срок, указанный в годовом графике ремонта;

- выполнить план проверки и профилактических работ устройств релейной защиты трансформаторов 11Т, 21Т в сроки, указанные в годовых планах проверки;

- выполнить проверку устройств релейной защиты трансформатора 30Т согласно годового плана проверки;

- завести журнал дефектов устройств релейной защиты;

- демонтировать выведенное из эксплуатации оборудование ОРУ-110, 35 КВ;

- очистить от коррозии и покрасить траверсы опор ВЛ 110, порталов ОРУ 110 КВ;

- удалить следы коррозии и покрасить корпуса трансформаторов Т-20, Т-21, Т-22, Т-23;

- устранить течь трансформаторного масла 20Т, 21Т, 23Т;

- устранить течь масла выключателя МВ 12Т (Яч.1) ОРУ-35 КВ;

- устранить течь масла выключателей МВ (Яч. 6, Яч. 9) ОРУ – 110 КВ;

- исправить замок двери  клемной сборки Т.Н. 1 и 2 системы шин (Яч. 7) ОРУ-110 КВ;

- исправить блокировку ШР 2 СШ ТН (Яч. 7) ОРУ-110 КВ;

- исправить блокировку ШР 1 СШ ШС МВ (Яч. 3) ОРУ-110 КВ;

- исправить привод блокировки ЛР ЗН.А 1.3 – ПС -11 (Яч.1) ОРУ-110 КВ;

- восстановить блокировку ЛП ЗН В5-3 (Яч. 5) ОРУ-110КВ;

- отсутствует диспетчерское наименование щитка хознужд  ОРУ-35 КВ;

- очистить от краски изоляционную фарфографию  поверхность маслонаполненного ввода МВ ПС – 1 фаза «В» (Яч. 4) ОРУ-35 КВ;

- заменить силикагель в дыхательных фильтрах силовых трансформаторов 12Т, 23Т, 21Т;

- нанести стрелку направления вращения вентиляторов обдува системы охлаждения трансформатора 12Т со стороны НН;

- покрасить порталы трансформатора 11Т;

- устранить течь масла маслонаполненного кабеля 3 КВ трансформатора;

- отремонтировать опору: ЛР 13Т (Яч. 8);

- выполнить работы по усилению колонн, перекрытый главного корпуса ТЭЦ;

- выполнить демонтаж существующей крыши и кровельного покрытия и устройство новой, более эффективной стропильной системы главного корпуса ТЭЦ;

- выполнить замену  отмостки  главного корпуса ТЭЦ;

- демонтировать участок перекрытия в осях С-Д7-8 и смонтировать новое монолитное железобетонное перекрытие главного корпуса ТЭЦ;

- выполнить частичную перекладку наружных стен главного корпуса ТЭЦ;

- выполнить замену оконных заполнений главного корпуса ТЭЦ;

- своевременно проводить планово – предупредительные ремонты несущих и ограждающих конструкций здания главного корпуса ТЭЦ.

     Заявитель не согласен  с частью   отдельных пунктов  предписания, а именно:   п. 1, 3, 5, 6, 8, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 42, 55-61, из них,  как пояснил заявитель,    добровольно   были   исполнены  Обществом п. 5, 6, 11, 17, 18, 26, 23,31.

 В ходе судебного разбирательства заявитель  неоднократно пояснял суду, что  причиной  неисполнения  пунктов предписания является  невозможность их исполнения, а также  недостаток   времени  для их устранения.

  Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы  всех участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат,  при этом  суд исходит из следующего:

 Статья  1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

    Согласно абз. 1 ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике»  электроэнергетика - отрасль экономики  Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

   Согласно абз. 4 ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике»   субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в   электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

   Следовательно, ФЗ «Об электроэнергетике» применяется ко всем отношениям, возникающим при производстве, передаче и потреблении электрической энергии (мощности) с использованием систем электроснабжения на территории Российской Федерации, в том числе и в отношении источников энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

            Согласно Приказу № 229   Крымскому управлению Ростехнадзора в п. 1.1. предписано организовать   проведение внеплановых  проверок   хода  подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения  к  работе в    осеннее – зимний  период 2016 - 2017гг.       

             Полномочия  Крымского управления Ростехнадзора  определены  Положением, утвержденным приказом Ростехнадзора от 01.04.2014 № 133, с изменениями от 05.05.2015 №91, согласно которому Крымское управление Ростехнадзора осуществляет федеральный государственный строительный надзор  при строительстве, реконструкции объектов (4.4), ведет дело государственного строительного надзора (п. 4.20), организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ в установленной сфере деятельности (п. 4.1), выдает юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений условий обязательных требований (п. 5.7).  Полномочия  органа государственно контроля и процедура проведения проверки сторонами по делу не оспаривалась и под сомнение не ставилась.

              Изучив полномочия заинтересованного лица,  суд приходит к выводу, что Крымское управление Ростехнадзора  является органом, наделенным соответствующими полномочиями на проведение проверки юридических лиц по контролю хода подготовки объектов электроэнергии и теплоснабжения к работе.

            Согласно части 1  статьи 29.1 Закона № 35-ФЗ  под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и  потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Как усматривается  из Устава заявителя основным видом деятельности Общества согласно   п.1.6 Устава  является  производство электроэнергии  тепловыми электростанциями.

Из материалов дела судом усматривается, что заявитель является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки.

В ходе судебного разбирательства судом исследовались поэтапно каждый пункт предписания, которые обжалует заявитель;  каждый участник процесса приводил свои доводы по каждому из пунктов предписания.

Судом установлено, что    требования  пункта 1 Предписания «получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта III класса опасности»   вытекают из положений Федерального  закона  от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который   определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии со ст. 9 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 12 ст. 12 гл. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности является лицензируемым видом деятельности. Отсутствие лицензии влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В своей жалобе ООО «СГС ПЛЮС» указывает на невозможность исполнения требования закона  в связи с отсутствием  правовых  полномочий.

Срок договора аренды целостного имущественного комплекса - Севастопольской ТЭЦ истек 01.06.2016, однако ООО «СГС ПЛЮС» письмом от 13.05.2016 № 527/2016 направленного в адрес Департаментаимущественных и земельных отношений г. Севастополя  выражает свое согласие на дальнейшую эксплуатацию Севастопольской ТЭЦ.

Данные доводы не могут быть приняты   судом  во внимание, поскольку законом определены конкретные условия,  только  при наличии которых возможна эксплуатация опасного производственного объекта.

В нормативных правовых актах,  регламентирующих безопасность систем газораспределения и  газопотребления,  техническую эксплуатацию электрических станций и сетей, возлагается обязанность по безопасной эксплуатации промышленных объектов на эксплуатирующую  организацию, которая обязана содержать технические устройства в исправном состоянии,  независимо от финансовых возможностей.  Иметь достаточный резерв материалов для устранения вышедшего из строя оборудования.

   Требование  пункта   3 Предписания  «провести проверку в течение двенадцати месяцев до даты окончания работы комиссии опробования или фактического перевода  котлоагрегатов  и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервные (или аварийные) виды топлива, фактическим переводом на резервные (аварийные) виды топлива с оформлением соответствующих актов опробования или перевода»,  судом установлено, что  данное требование   вытекает из   п. 40  Положения  о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденного  решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба), протокол от 06.07.2012 № 10  (далее - Положение №10).

  Требование  пункта  5  Предписания «представить график проведения технических обслуживаний и технических ремонтов, утвержденный техническим руководителем предприятия»     вытекает   из   п. 49 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и  газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 г. № 542 СП 62.13330.2011 - Свод Правил«Газораспределительные системы» (далее - ПБСГГ).

 Требование  пункта 6 Предписания «представить регистрацию проведения технических обслуживаний и технических ремонтов»   предусмотрено    п. 22 ПБСГГ.

  Требование пункта  Предписания  «представить  данные о мониторинге за осадкой фундаментов здания ТЭЦ»   предусмотрено     п. 26  ПБСГГ.

   Требование пункта  8 Предписания «установить ПЗК на основной и резервной линиях редуцирования ГРП»  предусмотрено    п.6.5.1 Свода Правил

62.13330.2011«Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011).

  Суд соглашается с доводом надзорного органа, что  отсутствие   ПЗК на основной и резервной линиях редуцирования ГРПможет привести к аварии (взрыву) на линиях подачи газа при повышении давления в системе, что влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

   Требование  пункта  11 Предписания «представить технологические схемы наружных и внутренних газопроводов с указанием газоопасных колодцев и камер»  предусмотрено   п. 16.27 ПБСГГ.

Как пояснил надзорный орган, документы, подтверждающие отсутствие вышеуказанных нарушений, не были  ему предъявлены во время проведения проверки; заявитель обратного суду не доказал.

  Требование  пункта  13 Предписания «установить границы охранных зон объектов  теплосетевого хозяйства» предусмотрено  п. 2 типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей (введены приказом Минстроя России от 17.02. 1992 № 197.

 Требование пункта 14 Предписания «провести техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования с занесением результатов в технический паспорт энергообъекта»  предусмотрено в  п. 1.5.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей,  утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - ПТЭЭСС).

Основной задачей технического обследования зданий и сооружений является своевременное выявление аварийно-опасных дефектов и повреждений и принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации. Данное нарушение является предпосылкой для возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни и здоровью людей.

  Требование пункта 17 Предписания «проводить приемо-сдаточные испытания оборудования, прошедшего капитальный и средний ремонт, под нагрузкой в течение  48 ч» предусмотрено  п 1.6.11. ПТЭЭСС.

Оборудование электростанций, подстанций 35 кВ и выше, прошедшее капитальный и средний ремонт, подлежит  приемо - сдаточным испытаниям под нагрузкой в течение 48 ч., оборудование тепловых сетей - в течение 24 ч. В нарушение этого пункта не были проведены пуско-наладочные работы и оборудование было включено по постоянной схеме. В следствии чего возникает опасность выхода из строя дорогостоящего оборудования, что могло привести к остановке подачи электроэнергии в сеть в размере 24 МВт в осенне-зимний период, когда  возникает дефицит мощности.

  Требование пункта 18 Предписания «проводить оценку качества ремонта при приемке оборудования из ремонта» предусмотрено п. 1.6.12 ПТЭЭСС.

Согласно п. 1.6.12 ПТЭЭСС при приемке оборудования из ремонта должна производиться оценка качества ремонта, которая включает оценку: качества отремонтированного оборудования; качества выполненных ремонтных работ; уровня пожарной безопасности.

             Оценки  качества устанавливаются:

предварительно - по окончании приемо-сдаточных испытаний; окончательно - по результатам месячной подконтрольной эксплуатации, в течение которой должна быть закончена проверка работы оборудования на всех режимах, проведены испытания и наладка всех систем. В нарушении этого пункта не была проведена оценка качества ремонта оборудования, которое было включено в работу. В следствии чего возникает опасность выхода из строя дорогостоящего оборудования, что могло привести к остановке подачи электроэнергии в сеть в размере 24 МВт в осенне-зимний период, когда возникает дефицит мощности.

 Требование пункта 19 Предписания «проводить периодическое техническое освидетельствование технологических систем, оборудования, зданий и сооружений» предусмотрено п. 1.5.2 ПТЭЭСС.

Согласно п. 1.5.2. ПТЭЭСС все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта,  должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими  нормативно ­техническими  документами, но не реже 1 раза в 5 лет.

Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители  служб  энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.

В нарушении этого пункта на предприятии используется электрооборудование, в отношении которого не было проведено техническое освидетельствование. В  следствие    чего возникает опасность выхода из строя дорогостоящего оборудования, что могло привести к остановке подачи электроэнергии в сеть в  размере 24 МВт в осенне-зимний период, когда возникает дефицит мощности, а также вероятность оставления потребителей без тепла.

Требование пункта 20 Предписания «установить границы охранной зоны объектов электросетевого хозяйства» предусмотрено Гл. 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 160 (далее - ПУОЗ).

 Требование пункта  21 Предписания  «укомплектовать  и  подготовить к применению, с учётом мест размещения, аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ»  предусмотрено п. 40.5 Положения.

Согласно п. 40.5 Положения, наличие и готовность к применению, с учетом мест размещения, аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ является одним из основных условий готовности субъекта электроэнергетики к работе в осенне-зимний период. Данное нарушение является предпосылкой к длительным перерывам в электроснабжении в зимнее время года в результате затянувшихся аварийно-восстановительных работ.

  Требование пункта 22 Предписания «провести комплексное обследование производственных зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет с привлечением специализированных организаций» предусмотрено п. 1.6.20 ПТЭЭСС.

Согласно указанного пункту  производственные здания  и сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния, должны подвергаться комплексному обследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций, а в дальнейшем - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Согласно п. 4.3 Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ 31937-2011, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрация, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.) Документы, подтверждающие проведение вышеуказанных обследований не были предъявлены во время проведения проверки.

Также, в соответствии с Заключением экспертизы промышленной безопасности от 12.05.2016 № ЗС-3252/К ЗАО «ИИЦ «ТЕХНОПРОГРЕСС» техническое состояние здания главного корпуса ТЭЦ признано как аварийное и не соответствующее требованиям промышленной безопасности.

Эксплуатация аварийного здания влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Требование пункта 24 Предписания «укомплектовать в полном объёме, запасными частями и материалами, обменный фонд узлов и оборудования для своевременного обеспечения запланированных объемов ремонта»  предусмотрено п. 1.6.20 ПТЭЭСС.

   Энергообъекты  должны располагать запасными частями, материалами и обменным фондом узлов и оборудования для своевременного обеспечения запланированных объемов ремонта. Данное нарушение является предпосылкой к срыву хода подготовки к работе в осенне-зимний период 2016-2017г.

 Требование пункта  26 Предписания «укомплектовать технические библиотеки нормативно-технической документацией, учебниками, учебными пособиями» предусмотрено  п. 5.3. Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49, (далее - ПРП).Документы, подтверждающие отсутствие нарушений, по данному нарушению,  не были предъявлены  надзорному органу  во время проведения проверки. Заявитель  обратного  суду не  доказал.

 Требование пункта 27  Предписания  «восстановить запасы  резервного (аварийного) топлива»    предусмотрено п. 40 Правил.

 Требование пункта  28   Предписания   «подготовить к работе систему приема и разгрузки резервного  топлива,  топливоприема  и топливоподачи»    предусмотрено п. 40 Правил.

 Требование пункта  29 Предписания «отсутствует перечень аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения  аварийно - ­восстановительных работ»  предусмотрено п. 5.7.24 ПТЭЭСС.

Наличие и готовность к применению, с учетом мест размещения, аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ является одним из основных условий готовности субъекта электроэнергетики к работе в осенне-зимний период. Данное нарушение является предпосылкой к длительным перерывам в электроснабжении потребителей в зимнее время в результате затянувшихся аварийно-восстановительных работ.

  Требование пункта 30 Предписания «выполнять капитальный ремонт в полном объеме с учетом фактического технического состояния оборудования, в том числе Т20, Т21, Т22, Т23»   предусмотрено п. 1.6.3 ПТЭЭСС.

Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования. Данное нарушение является предпосылкой к авариям в ходе эксплуатации электрооборудования, угрозе жизни и здоровью людей.

 Требование пункта 31 Предписания «проводить противоаварийныеи противопожарные тренировки со всем персоналом»  предусмотрено п. 12.1. «Правил работы с персоналом» Приказ Минэнерго № 49.

Документы, подтверждающие отсутствие нарушений по данному нарушению не были предъявлены  надзорному органу  во время проведения проверки. Заявителем обратного суду не доказано.

 Требование по  пункту 32 Предписания «выполнить вывод оборудования и сооружений в ремонт и ввод их в работу в сроки, указанные в годовых графиках ремонта» предусмотрено  п. 1.6.9. ПТЭЭСС.

  Требование пункта  33 Предписания «выполнить текущий ремонт трансформатора 12Т в срок,  указанный в годовом графике ремонта»   предусмотрено п. 1.6.9. ПТЭЭСС.

  Требование  пункта  38 Предписания   «очистить от коррозии и покрасить траверсу опор ВЛ 110, порталов ОРУ 110 кВ»    предусмотрено П. 1.6.2, 5.7.5, 5.7.16, 5.7.17 ПТЭЭСС.

   Требование пункта  42 Предписания   «устранить течь масла выключателей МВ (Яч. 4, Яч. 6, Яч. 9) ОРУ- 110 кВ»  предусмотрено п. 5.4.1 ПТЭЭСС.  Электрооборудование распределительных устройств всех видов и напряжений по номинальным данным должно удовлетворять условиям работы при номинальных режимах, коротких замыканиях, перенапряжениях и нормированных перегрузках.  Данное нарушение является предпосылкой к выходу из строя оборудования и попаданию под действие электрического тока обслуживающего персона распределительного устройства.  При недостаточном уровне масла, в результате его утечки, снижается надежность оборудования, что особенно опасно при коротких замыканиях во время аварий. Также масло является горючим материалом, и его растекание по поверхности оборудования может привести к возгоранию и даже взрыву, что несет угрозу жизни и здоровью людей.

             Требование пункта  52 Предписания   «покрасить порталы трансформатора 11Т» предусмотрено п. 2.2.11. ПТЭЭСС.

             Требование  пункта  55 Предписания   «выполнить работы по усилению колонн, перекрытий главного корпуса ТЭЦ»   предусмотрено п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

               Требование пункта  56 Предписания  «выполнить демонтаж существующей крыши и кровельного покрытия и устройство новой, более эффективной стропильной системы главного корпуса ТЭЦ»  предусмотрено   п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

    Требование  пункта 57 Предписания «выполнить замену  отмостки главного корпуса ТЭЦ»   предусмотрено  п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

      Требование  пункта  58 Предписания   «демонтировать участок перекрытия в осях С-Д7-8 и смонтировать новое монолитное железобетонное перекрытие главного корпуса ТЭЦ»  предусмотрено п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

       Требование пункта   59 Предписания«выполнить частичную перекладку наружных стен главного корпуса ТЭЦ»  предусмотрено  п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

         Требование пункта 60 Предписания  «выполнить замену оконных заполнений главного корпуса ТЭЦ»   предусмотрено  п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

          Требование пункта  61 Предписания:«Своевременно проводить планово ­предупредительные   ремонты несущих и ограждающих конструкций здания главного корпуса ТЭЦ» предусмотрено п. 4.3 ГОСТ 31937-2011.

    Как усматривается  судом из  приведенных  доводов ООО  «СГС ПЛЮС», заявитель,  являясь субъектом  электроэнергетики, в обоснование незаконности обжалуемого Предписания, ссылается   лишь на   факт  (по его мнению)   невозможности    со своей  стороны  по ряду   тех  или  иных   субъективных    причин  исполнить  требования  такого предписания,   при  этом заявитель не  приводит  суду доводов относительно того, что    такие  требования   надзорного органа  не  основаны  на   положениях   закона  и нарушают  закон.

                Суд отмечает, что  в свою очередь,  Крымское управление  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,  являясь   надзорным   контролирующим органом,  обязано по роду своих функциональных обязанностей     проверять   работу такого важного   энергетического объекта  как Севастопольская ТЭЦ.      Заинтересованное  лицо  не просто должно,  а   обязано  при  выявлении  малейших   нарушений  в   работе   теплоэлектростанции  (не говоря уже о грубых нарушениях)    незамедлительно вынести предписание об устранении  выявленных   нарушений  с  целью    как можно  более быстрого   их   устранения    для     недопущения     возможной  техногенной     катастрофы.

           В  свою  очередь,  заявитель,   приводя   суду  свои доводы   о  незаконности  такого предписания,  только  лишь   обдумывает   о том, сколько  же   Обществу   необходимо времени   для  устранения  таких  выявленных   нарушений,  при этом до настоящего времени  ( по состоянию на июнь 2017 года)   устранив    их    добровольно    только    частично     по  пунктам    5, 6, 11, 17, 18, 26, 23,31,  в остальной части  пункты   1, 3,  8, 13, 14,   19, 20, 21, 22,  24,  27, 28, 29, 30,  32, 33, 38, 42, 55-61  Предписания  до настоящего времени   заявителем   так  и  не   исполнены.

               Суд  также  принимает  во  внимание, что третьи  лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство города Севастополя  и  Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,  понимая,  что не исполнение  данного  Предписания   со стороны ООО «СГС ПЛЮС»   может привести к  техногенной  катастрофе,   в письменном   виде   не поддержали  позицию  заявителя  по данному делу:  просили  принять   решение  на  усмотрение  суда.

   С  учетом   изложенного суд приходит к выводу, что вынесенное   предписание Межрегионального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по  Республике Крым и г. Севастополю об устранении нарушений законодательства в области государственного энергетического надзора и надзора в области промышленной безопасности № 10/С-П/2016 05.09.2016,  принято  полномочным органом,   соответствует    закону   и  не  нарушает     прав  либо  законных интересов   ООО «СГС ПЛЮС», наоборот,  требования  такого   Предписания    надзорного  органа    направлены,      в  интересах и самого заявителя,  на   усовершенствование   качества    предпринимательской   и  экономической  деятельности  ООО  «СГС ПЛЮС»   как    субъекта   электроэнергетики.

    На основании  вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявленные     требования  Общества с ограниченной ответственностью «СГС Плюс» не обоснованы,  материалами дела не подтверждаются,  а  потому   удовлетворению не подлежат.

    Судебные расходы в порядке ст.110АПК РФ по данному делу суд относит на заявителя.

    Руководствуясьстатьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,    суд

РЕШИЛ:

            1. В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «СГС Плюс»  - отказать.

   Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011,    г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения.                                                                      

   Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                              И.К. Осоченко