ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А83-975/20 от 17.12.2020 АС Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ruE-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

24 декабря 2020 года                                                                            Дело №А83 – 975/2020

          Резолютивная часть решения оглашена  «17» декабря 2020  года.

          Полный текст решения изготовлен  «24» декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Осоченко И.К., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плохотник С.В., рассмотрев в судебном заседании   материалы дела по заявлению

Дачного некоммерческого партнерства "Красная поляна"

к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым

об оспаривании постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении,

при участии представителей:

от Дачного некоммерческого партнерства "Красная поляна"ФИО1, представитель, доверенность от 22.06.2020,

от Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики КрымФИО2, представитель, доверенность от 19.06.2020  №07/01/2261,

УСТАНОВИЛ:

Дачное некоммерческое партнерство «Красная поляна» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым   с  заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,  согласно    которому  заявитель просит суд:

- отменить Постановление Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении административного наказания от 09.01.2020 по делу №355 в отношении Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна»;

-  производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административном правонарушениях Российской Федерации, в отношении  Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна», прекратить по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения).

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2020 суд принял заявление, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.09.2020 суд  определил передать дело №А83 – 975/2020 по заявлению Дачного Некоммерческого Партнерства «Красная поляна» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании Постановления о привлечения к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении - в Верховный Суд Республики Крым для направления его в суд общей юрисдикции, к  подсудности которого оно отнесено законом.

Постановлением  Двадцать первого арбитражного суда от 29.10.2020 апелляционная жалоба Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна» удовлетворена, определение Арбитражного суда Республики Крым от 10.09.2020 по делу №А83 – 975/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.

Определением  Арбитражного суда Республики Крым от 16.11.2020 дело принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на  «17» декабря 2020 года.

Во время предварительного судебного заседания, которое состоялось 17.12.2020 представитель Дачного некоммерческого партнерства "Красная поляна" предоставил  суду дополнительные  документы  по делу, которые судом приобщены к материалам дела.

После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов,  с  учётом  мнения  участников  процесса, суд  признал дело подготовленным к судебному разбирательству,  огласил  о завершении предварительного судебного заседания и  об открытии судебного заседания в первой инстанции на основании  части  4 статьи 137 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

    В  соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд разместил полную информацию о совершении всех процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым  в   информационно - телекоммуникационной сети  Интернет www.crimea.arbitr.ru.

В судебном заседании 17.12.2020 судом была объявлена резолютивная часть решения на основании части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства,  на  которых  основываются   заявленные требования, возражения  заинтересованного лица,    оценив   относимость,  допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, судом установлено следующее:

Дачное некоммерческое партнерство «Красная поляна»  обратилось в Арбитражный суд Республики Крым   с  заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,  согласно    которому  заявитель просит суд:

- отменить Постановление Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении административного наказания от 09.01.2020 по делу №355 в отношении Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна»;

-  производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административном правонарушениях Российской Федерации, в отношении  Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна», прекратить по основанию пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения).

Ранее Арбитражным судом Республики Крым  было вынесено определение   о передаче   дела   №А83 – 975/2020 по   заявлению    Дачного Некоммерческого Партнерства «Красная поляна» к  Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании Постановления о привлечения к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении - в Верховный Суд Республики Крым для направления его в суд общей юрисдикции, к  подсудности которого оно отнесено законом,  при этом суд первой инстанции исходил из следующего:

согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Дачное некоммерческое партнерство «Красная поляна» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и имеет право, в том числе, заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом Партнерства.

 При этом  согласно пункту 1.9 Устава Партнерство не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими членами.

Исходя из материалов данного дела, суд  первой инстанции   и пришел   к    выводу, что заявитель по делу - Дачное некоммерческое партнерство «Красная поляна» - является добровольным объединением граждан, деятельность которых не связана с извлечением прибыли,    а связана с удовлетворением бытовых личных потребностей членов такого Партнерства путем выращивания экологически чистых сельскохозяйственных продуктов только для их личного потребления и членов их семей.

Принимая во внимание все указанные обстоятельства, учитывая саму организационно-правовую форму заявителя по данному спору, учитывая цели и   задачи его деятельности, исходя из субъектного состава, характера спорных отношений, предмета и оснований заявленных требований, принимая во внимание положения действующего законодательства, правовую связь требования, заявленного Дачным некоммерческим партнерством «Красная поляна» с возникающими из административных и иных публичных правоотношений экономическими спорами и иными делами, связанными с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, которые компетентны рассматривать арбитражные суды, арбитражный суд пришёл к выводу, что данный спор по настоящему делу не подлежит рассмотрению арбитражными судами, так как отсутствует экономический характер данного спора.

 Однако постановлением  Двадцать  первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 определение суда первой инстанции  от 10.09.2020  о передаче данного дела в Верховный Суд Республики Крым  отменено,  направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.

Суд апелляционной инстанции  указал, что пунктом 3.8. Устава предусмотрено, что в интересах достижения своей цели Партнерство вправе (кроме прочего) осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия ( в том числе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, заключать договоры, привлекать заемные средства и иные.

Суд апелляционной инстанции указал, что  согласно п. 3.9. Устава, для достижения своей цели Партнерство обязано (кроме прочего) обеспечивать оказание платных коммунальных услуг членам Партнерства. Также заявителем представлены гражданско – правовые договоры, заключенные ДНП «Красная поляна» с подрядными организациями и индивидуальными предпринимателями, акты и накладные, с целью создания, ремонта и содержания инженерных сетей, дорог и других объектов общего  пользования за счет средств Партнерства, что, по мнению суда апелляционной инстанции,  подтвердило  довод заявителя об осуществлении иной экономической деятельности.

Суд  первой  инстанции остается на  своей позиции  относительно того, что  данный спор  не  подлежит   рассмотрению в арбитражных судах, однако   связан с   тем  подходом, который   изложил   Двадцать первый арбитражный апелляционный суд  в своем постановлении от  29.10.2020, в   связи   с   чем суд первой инстанции  рассматривает данный спор по существу, исходя из указаний суда апелляционной инстанции.

Судом установлено, что  11.11.2019 на основании распоряжения Администрации Симферопольского района Республики Крым от 27.09.2019  №127, начальником отдела, муниципальным инспектором отдела муниципального контроля Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО3, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении - Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна», по результатам проведения которой   был составлен Акт проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019  № 260.

В результате осмотра установлено, что на земельных участках, принадлежащих ДНП «Красная поляна», расположенных по адресу: Россия, Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, лот №65, пай                №10 (кадастровый номер 90:12:041601:44) и пай №11 (кадастровый номер 90:12:041601:45), отсутствуют   следы по обработке (вспашке, посадке).

Как указано в акте проверки,  признаков использования земельных участков для растениеводства не установлено. Однако на данной территории осуществляется строительство капитальных объектов пригодных для проживания людей. Частично вокруг данных капитальных строений расположены ограждения из сетки (рабицы) и металлопрофиля.

В последующем,  15.11.2019  ДНП «Красная поляна» от Администрации Симферопольского района  Республики Крым было получено Предписание об   устранении  выявленных   нарушений требований  земельного законодательства Российской Федерации №260 от 15.11.2019  к Акту проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019  №260.

12.12.2019заведующим сектором контроля за деятельностью субъектов распоряжения землей управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель ФИО4  составлен Протокол об    административном правонарушении, в отношении Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна», предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

09.01.2020 заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующим отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении №355 от 12.12.2019 о нарушении земельного законодательства ДНП «Красная поляна», по результатам рассмотрения которых было вынесено Постановление о назначении административного наказания от 09.01.2020 по делу №355.

Согласно указанного Постановления   ДНП «Красная поляна» признано     виновным   в   совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Использование земельного участка не по ааацелевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием», а также назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000, 00 руб.

Как следует из Постановления, суть  совершенного ДНП «Красная поляна»  правонарушения состоит   в том, что ДНП «Красная поляна» использует земельные участки с кадастровыми номерами 90:12:041601:44 и 90:12:041601:45, расположенные   по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, лот №65, пай №10 и  пай №11, не в соответствии с документировано установленным видом разрешённого использования - «растениеводства», фактически используются для расположения объектов капитального строительства, что является нарушением, по мнению заинтересованного лица,  статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

13.01.2020 Постановление о назначении административного наказания от 09.01.2020  по делу №355 было отправлено в адрес ДНП «Красная поляна».

15.01.2020 Постановление о назначении административного наказания от 09.01.2020  по делу №355 было получено ДНП «Красная поляна», о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления, сформированный официальным сайтом Почта России.

С указанным Постановлением ДНП  «Красная поляна» не  согласно,  считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

   Суд отмечает,  что  частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (пункт 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением порядка, исключающего использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 ЗК РФ понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка (жилой, общественно-деловой, производственной, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационный и иные) определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статей 9 (часть 1) и 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды (определения от 24 марта 2015 года "671-О, от 28 сентября 2017 года "1919-О и др.).

Указанный принцип земельного законодательства реализуется, в том числе, посредством возложения законодателем на владельцев и пользователей земельных участков обязанности использовать их в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Судом установлено, что земельный участок, общей площадью 31.716,00 кв. м., кадастровый номер 90:12:041601:44, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета лот №65, пай №10, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, принадлежит на праве собственности ДНП «Красная поляна», на основании Договора передачи земельного участка в качестве имущественного взноса от 22.11.2016, номер и дата государственной регистрации: 90-90/016-90/016/911/2016-1177/2 от 02.12.2016.

Земельный участок, общей площадью 34.500,00 кв. м., кадастровый номер: 90:12:041601:45, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета лот №65, пай №11, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, принадлежит на праве собственности ДНП «Красная поляна», на основании Договора передачи земельного участка в качестве имущественного взноса от 22.11.2016, номер и дата государственной регистрации: 90- 90/016-90/016/921/2016-1828/2 от 02.12.2016.

10.09.2018  ДНП «Красная поляна» обратилось в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением об отнесении принадлежащих ДНП «Красная поляна» вышеуказанных земельных участков, к землям с видом разрешённого использования - ведение садоводства, при разработке генерального плана Добровского сельского поселения (вх. №8500/01- 108).

Судом установлено, что для изменения вида разрешённого использования «растениеводство» на «ведение садоводства» были предоставлены необходимые документы, для рассмотрения данного заявления и принятия положительного решения, а именно: экспертное заключение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по результатам агрохимического, эколого-токсикологического обследования почв на участке в районе с. Краснолесье Симферопольского района Республики Крым №130-К от 13.07.2018, проект рекультивации вышеуказанных земельных участков, письмо Управления Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору №УФС-ИО-01/2521 от 06.08.2018.

Согласно Экспертному заключению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по результатам агрохимического, эколого-токсикологического обследования почв на участке в районе с. Краснолесье Симферопольского района Республики Крым №130-К от 13.07.2018, земельные участки, принадлежащие на праве собственности ДНП «Красная поляна», имеют показатель почвенного плодородия (ППП) №1 – 45, 5 балла (низкоплодородная).

В связи с отсутствием ответа Администрации Симферопольского района Республики Крым на указанное заявление от 10.09.2019, ДНП «Красная поляна» повторно обратилось в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым с обращением от 28.01.2019  содержащей просьбу дать письменные разъяснения о причинах отсутствия ответа на заявление ДНП «Красная поляна» от 10.09.2019.

Согласно ответа Администрации Симферопольского района Республики Крым (исх. №01 – 108/1846 от 22.02.2019), заявление ДНП «Красная поляна» от 10.09.2019  было рассмотрено и не прошло идентификацию, согласно требованиям Порядка, утвержденного Постановлением Председателя Симферопольского районного совета Республики Крым от 17.08.2018  №11 «О назначении общественных обсуждений по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым».

ДНП «Красная поляна», не согласившись с ответом Администрации Симферопольского района Республики Крым (исх. №01-108/1846 от 22.02.2019), ДНП «Красная поляна» обратилось в Прокуратуру Симферопольского района Республики Крым с заявлением от 26.02.2019, с просьбой  принять меры прокурорского реагирования и защитить конституционные и гражданские права членов ДНП «Красная поляна».

Как усматривается из материалов дела, на обращение ДНП «Красная поляна» от 26.02.2019  о нарушении требований градостроительного законодательства при утверждении органами местного самоуправления документов территориального планирования и градостроительного зонирования, Прокуратурой Симферопольского района Республики Крым был дан ответ от 25.03.2019  №1696ж-2018.

Согласно ответа Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от 25.03.2019 №1696ж-2018, по причине ненадлежащего изучения поступивших (приложенных к обращению) документов, данное обращение (предложение к проекту генерального плана) ДНП «Красная поляна» от 10.09.2019, необоснованно отклонено.

С целью устранения выявленных нарушений в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым внесено соответствующее Представление Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым «Об устранении нарушений требований градостроительного законодательства» от 25.03.2019  №1695ж-2018.

Согласно ответа Администрации Симферопольского района Республики Крым от 30.04.2019 №01-90/4675, по результатам рассмотрения Представления Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от 25.03.2019  №1695ж-2018 «Об устранении нарушений требований градостроительного законодательства», в ходе рассмотрения, нарушения требований градостроительного законодательства нашли свое подтверждение.

Кроме того, Администрация Симферопольского района Республики Крым в своем ответе в адрес Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от 30.04.2019  №01-90/4675, указала, что учитывая в настоящее время причины и условия, способствовавшие совершение нарушения выявленного входе проведения проверки Прокуратурой Симферопольского района Республики Крым не представляется возможным ввиду утверждения Генерального плана Добровского поселения 06.12.2018  решением 85 сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым, данное нарушение будет устранено на этапе последующего внесения изменений в Генеральный план Добровского сельского поселения.

Согласно ответу Администрации Симферопольского района Республики от 31.05.2019  №01-108/5651, по результатам рассмотрения Представления Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от 25.03.2019  №1695ж-2018 «Об устранении нарушений требований градостроительного законодательства», относительно обращения ДНП «Красная поляна» от 26.02.2019 вопрос об отнесении принадлежащих ДНП «Красная поляна» вышеуказанных земельных участков, к землям с видом разрешённого использования - ведение садоводства, при работке генерального плана Добровского сельского поселения, будет рассмотрен при проектировании генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района.

26.12.2019 ДНП «Красная поляна» обратилось с заявлением в адрес Администрации Симферопольского района Республики Крым (вх. б/н от 26.12.2019) и Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым (вх. б/н от 26.12.2019) с требованием о предоставлении информации о выполнении Представления Прокуратуры Симферопольского района Республики Крым от 25.03.2019  №1695ж-2018 «Об устранении нарушений требований  градостроительного законодательства», а также о предоставлении информации о существующих рассмотренных, завершенных, корректировках генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 06.12.2018  по 15.11.2019.

Ответы на заявления ДНП «Красная поляна» от 26.12.2019  от Администрации Симферопольского района Республики Крым и Прокуратуры Симферопольского района Республики  Крым до настоящего времени не получены.

Как усматривается из материалов дела, вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью 31.716,00 кв. м., кадастровый номер: 90:12:041601:44 и земельного участка, общей площадью 34.500,00 кв. м., кадастровый номер: 90:12:041601:45, является - растениеводство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» растениеводством, является осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2 - 1.6.

1.2. Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных, и иных сельскохозяйственных культур.

1.3. Овощеводство

Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц.

1.4. Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством чая, лекарственных и цветочных культур.

1.5. Садоводство

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур.

1.6. Выращивание льна и конопли

Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием льна, конопли.

Согласно Акту проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019 №260, при проведении внеплановой выездной проверки муниципальным инспектором отдела муниципального контроля Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО3 в отношении - Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна» было установлено отсутствие следов  обработки (вспашки, посадки). Признаков использования земельных участков для растениеводства не установлено.

 Суд соглашается с доводом заявителя о том, что   внеплановая выездная проверка проводилась в декабре и соответственно каких-либо следов обработки (вспашки, посадки) в этот период не могло быть обнаружено, в связи с проведением данных видов работ в иные сезоны года (весна, лето, осень).

Кроме того, как указано в Акте проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019  №260, на данной территории осуществляется строительство капитальных объектов пригодных для проживания людей. Частично вокруг данных капитальных строений расположены ограждения из сетки и  металлопрофиля.

 Также суд признает  обоснованным довод заявителя о том,  что  начальник отдела, муниципальный инспектор отдела муниципального контроля Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО3 не является специалистом в области архитектуры и градостроительства, а также не является дипломированным специалистом в области государственного строительного надзора, чтобы давать  заключение о целевом использовании объектов строительства на земельном участке, кадастровый номер 90:12:041601:44 и земельном участке, кадастровый номер: 90:12:041601:45, соответственно не обладающим специализированными знаниями по определению возможности использования объектов недвижимого имущества, расположенных на данных земельных участках.

  При этом представителем Госкомрегистра  не опровергнуты доводы заявителя о том, что   отраженные в Акте проверки органом муниципального земельного контроля юридического ища, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019  №260, строения используются   членами ДНП «Красная поляна» для выращивания, хранения и переработки сельскохозяйственных культур   и  не являются пригодными для проживания людей.

Кроме того, на земельном участке, кадастровый номер: 90:12:041601:44 и земельном участке, кадастровый номер: 90:12:041601:45, размещены теплицы, для выращивания овощей и сельскохозяйственных культур.

Факт строительства капитальных объектов якобы пригодных для проживания людей, объективно ничем не подтвержден.

 Довод заявителя о  том, что    на   территории земельного участка, кадастровый номер: 90:12:041601:44 и земельного участка, кадастровый номер: 90:12:041601:45, до настоящего времени отсутствует электроснабжение, а также не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих  устройств ДНП «Красная поляна» к электрическим сетям, на указанных земельных участках даже отсутствуют электроопоры,  а  земельные участки, кадастровый номер: 90:12:041601:44 и кадастровый номер90:12:041601:45, не подключены к сетям ГУП РК «Воды Крыма», на них отсутствует водоснабжение и водоотведение,   Госкомрегистром   также   не  опровергнуты.

Как  пояснил  сам  заявитель,   ограждения из сетки (рабицы) и металлопрофиля, отраженные в Акте проверки органом муниципального земельного контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.11.2019 №260, фактически являются ограждениями земельных участков, на которых   осуществляется  ведение растениеводства    членами   ДНП   «Красная поляна».  Указанные ограждения из сетки (рабицы) и металлопрофиля, установлены и используются для охраны выращиваемых членами ДНП «Красная поляна» многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур, а также картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе обустроенных на земельных участках теплиц, так как на общая территория земельных участков ДНП «Красная поляна» не огорожена и на ней осуществляется выпас домашних животных (коров, коз, овец) жители близлежащих деревень.   Кроме того, учитывая низкий уровень балла плодородия земельных участков ДНП «Красная поляна» не позволяет их рентабельно использовать в сельскохозяйственном производстве, в том числе в растениеводстве.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии вторых конкретное деяние становится административным правонарушением.

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких агентов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Судом было установлено, что осуществление использования земельного участка, кадастровый номер: 90:12:041601:44 и земельного участка, кадастровый номер: 90:12:041601:45, фактически для растениеводства членами ДНП «Красная поляна» (выращивание, хранения и переработки сельскохозяйственных культур, ведение овощеводства и садоводства, размещение теплицы), свидетельствуют об отсутствии в действиях ДНП «Красная поляна» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ.

Вывод административного органа о том, что заявитель использует земельный участок с нарушением разрешенного использования, не основан на объективных данных и не доказан.

Следовательно, оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.

Процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.

При рассмотрении данного дела суд также учитывает доводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные  в  Постановлении от 14.11.2019 №35 – П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО6.

             В связи с чем Постановление Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении административного наказания от 09.01.2020  по делу №355, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующим отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым  ФИО5, является незаконным и подлежит отмене.

Рассмотрев второе требование заявителя  о   прекращении производства по делу об административном правонарушении, судом   установлено  следующее:

ст. 24.5 КоАП РФ не регулирует порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться: название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении; наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

В связи с изложенным, указание на прекращение производства по делу об административном правонарушении  противоречит в любом случае  требованиям ст. 211 АПК РФ.

Согласно ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении     может быть    прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего     дело об оспаривании постановления (решения) административного органа о привлечении к административной ответственности,  решение данного вопроса не входит.

Учитывая изложенное, производство по настоящему спору    в части требования о прекращении  административного  дела  подлежит  прекращению  на основании п.1.ч.1 ст.150 АПК РФ.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, 151, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым

РЕШИЛ:

1.Требования Дачного некоммерческого партнерства "Красная поляна" – удовлетворить частично.

2.Признать незаконным и отменить Постановление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении административного наказания от 09.01.2020 по делу №355, вынесенное в отношении Дачного некоммерческого партнерства "Красная поляна".

3.В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении – производство по делу в этой части прекратить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десятидневного срока со дня его принятия.

               Для сведения: Информацию о движении дела, а также тексты судебных актов могут быть получены через официальный источник, - «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru/ на официальном сайте Арбитражного суда Республики Крым.

Судья                                                                                                                        И.К. Осоченко