АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс +7(8692) 54-34-91
e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
16 июня 2016 года дело № А84-1462/2016
город Севастополь
Резолютивная часть решения объявлена “09” июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен “16” июня 2016 года
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Шевчук А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность №1/32 от 04.04.2016;
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 01.04.2016.
от третьего лица - ФИО1, доверенность №19 от 1.03.2016;
рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» к Департаменту сельского хозяйства города Севастополя, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
12.04.2016 в Арбитражный суд города Севастополя (далее по тексту – суд) обратилось общество с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» (далее – заявитель, ООО «СВЗ-Агро») с заявлением к Департаменту сельского хозяйства города Севастополя (далее – административный орган, Департамент) в котором просит суд признать незаконным решение, изложенное в письме от 16.03.2016 №56/5 об отказе ООО «СВЗ-Агро» в предоставлении компенсации на возмещение части затрат на закладку виноградников и обязать Департамент сельского хозяйства города Севастополя в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» от «29» февраля 2016 г. исх. №11/20 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в порядке, установленном Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 2.11.2015 №1083-ПП «О внесении изменений дополнений в постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса»).
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не согласен с выводами, изложенными в оспариваемом решении относительно отсутствия у ООО «СВЗ-Агро» статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку главным видом деятельности ООО «СВЗ-Агро» является растениеводство, направленное на производство сельскохозяйственной продукции (виноград) и ее реализацию. Кроме того, заявитель указывает, что им сдана отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2015 год: 21-СХ «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции», 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур», согласно годовой бухгалтерской отчетности 100% дохода получено от реализации сельскохозяйственной продукции (винограда): первая и единственная реализация выращенного обществом винограда в 2015 году была 30.10.2015.
При этом, заявитель полагает ошибочным определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), указывая, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку при отнесении предприятия к данной категории, следует руководствоваться фактической деятельностью общества, отчетами которые оно сдает, а также доходами от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, составляющими за 2015 год по расчету ООО «СВЗ-Агро» не менее 70%, а именно – 100%. По мнению заявителя, нормы Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Постановления Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП не содержат оговорки о том, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году).
Определением суда от 22.04.2016 заявление принято к производству суда и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
По достижению задач подготовки дела к судебному разбирательству, руководствуясь правилом части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 12.05.2016 судом завершено предварительное судебное заседание и незамедлительно открыто и проведено судебное заседание на стадии судебного разбирательства, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика к участию в деле привлечено Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» (далее – третье лицо, ГУП «АО «СВЗ»).
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось, в последний раз на 09.06.2016.
В итоговое судебное заседание 09.06.2016 явились представители сторон и третьего лица.
Заявитель в судебном заседании частично отказался от исковых требования, просил принять отказ от исковых требований в части обязания Департамента сельского хозяйства города Севастополя в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от «29» февраля 2016 г. исх. №11/20 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в порядке, установленном Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 2.11.2015 №1083-ПП «О внесении изменений дополнений в постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса») и производство по делу в данной части прекратить. Также уточнил требования в части признания незаконным решения Департамента сельского хозяйства города Севастополя, изложенного в письме Департамента сельского хозяйства города Севастополя от «16» марта 2016 г. №56/5 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» в предоставлении компенсации на возмещение части затрат на закладку виноградников. Указанные отказ и уточнение заявленных требований мотивированы следующим: в соответствии с пунктом 1 Приложения №1 «Правила получения субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» к Постановлению Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 2.11.2015 №1083-ПП «О внесении изменений дополнений в постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса»), настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - субсидии) сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители) с целью реализации мероприятий в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 № 511 (далее - Программа). Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. №235-ПП «Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016 - 2018 годы» постановление Правительства Севастополя от 27.11.2014 № 511 «Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015 - 2020 годы» признано утратившим силу. Исходя из того факта, что Правила получения субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП, были разработаны с целью реализации мероприятий в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановление м Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 511, которое в настоящий момент утратило силу, вышеуказанные Правила не смогут регулировать порядок получения субсидий в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016 - 2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. №235-ПП, что влечет за собой невозможность рассмотреть повторно заявление ООО «СВЗ-Агро» от «29» февраля 2016 г. исх. №11/20 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в порядке, установленном Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП. Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, которые устанавливают порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее – сельскохозяйственные товаропроизводители) в текущем и отчетном финансовых годах с целью реализации мероприятий в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 235-ПП, будут утверждены отдельным правовым документом Правительства Севастополя.
Судом частичный отказ от исковых требований и уточненные исковые требования приняты к рассмотрению в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала частичный отказ от исковых требований и уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленных пояснениях.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в ранее представленном письменном отзыве, в котором, со ссылкой на нормы постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 №1295, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, постановления Правительства Севастополя от 27.11.2014 №511, которым утверждена Государственная программа города федерального значения Севастополя «Развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы», Постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» указывает, что в представленных к заявлению о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками документах отсутствовала информация, подтверждающая статус ООО «СВЗ-Агро» сельскохозяйственного товаропроизводителя. указал, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя. Полагает, что субсидия может предоставляться сельхозпроизводителю при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год. Против прекращения дела в части заявленных требований не возражал.
Третье лицо в своих письменных пояснениях подтвердило, что между ГУП «АО «СВЗ» (Арендодатель) и ООО «СВЗ-Агро» (Арендатор) были заключены договоры аренды движимого имущества (многолетних насаждений) №131/2а от 23.10.2015 и №167 от 30.12.2015, согласно которым Арендатору предоставлено за плату во временное владение и пользование движимое имущество – многолетние насаждения (общая площадь виноградников 496,6 га, общая площадь черешни 20,8 га, общая площадь персика 91 га) и шпалеры, которые расположены в районе с. Осипенко, с. Вишневое, с.Полюшко и пгт. Кача, находящиеся на балансе Арендодателя. Кроме того, указало, что многолетние насаждения, в частности виноградники, переданные ООО «СВЗ-Агро» по указанным договорам принадлежат ГУП «АО «СВЗ» на праве хозяйственного ведения согласно распоряжения Правительства Севастополя от 29.01.2015 №24-РП «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Севастополя от 30.10.2014 №382 «О закреплении имущества за ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод».
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя 23.10.2015 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
В соответствии с уставом ООО "СВЗ-Агро" а также согласно сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности заявителя является выращивание винограда (ОКВЭД 01.13.1).
Как усматривается из материалов дела, 29.02.2016 ООО «СВЗ-Агро» обратилось в Департамент сельского хозяйства города Севастополя с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, предусмотренной постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (далее - Постановление №388-ПП). К заявлению ООО «СВЗ-Агро» были приложены в том числе следующие документы: копия выписки из единого государственного реестра, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, смета затрат по подготовке почвы и посадке виноградников, учетный лист труда и выполненных работ, отчет 29-СХ, учетный лист тракториста-машиниста, акты выполненных работ согласно описи к заявлению, акты оказания услуг согласно описи к заявлению, акт о приеме выполненных работ от 24.02.2016, акт от 31.12.2015, акты об оказании услуг от 17.12.2015, акты выполненных работ согласно приложению, контракт №11/11-15 от 11.11.2015, декларация на товары, справка об отсутствии задолженности.
16.03.2016 Департаментом сельского хозяйства города Севастополя принято решение, изложенное в письме исх.№56/5, об отказе в предоставлении компенсации части затрат понесенных обществом на закладку виноградников.
Полагая, что указанное решение противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым принять отказ от исковых требований в части обязания Департамента сельского хозяйства города Севастополя в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от «29» февраля 2016 г. исх. №11/20 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в порядке, установленном Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 2.11.2015 №1083-ПП «О внесении изменений дополнений в постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса»), производство по делу в данной части прекратить, уточенные требования удовлетворить полностью на основании следующего.
Настоящее заявление рассматривается в порядке глав 22, 24 АПК РФ (статьи 189, 197-201).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций;
В рассматриваемом случае оспаривается изложенное в письме Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 16.03.2016 исх.№56/5 решение об отказе заявителю в предоставлении компенсации части затрат понесенных им на закладку виноградников.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть также указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено, что согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12. 2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12. 2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 6 этого Федерального закона одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (далее по тексту в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ) предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к категории бюджетных ассигнований.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 БК РФ) В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1431 от 12.12.2012 утверждены Правила предоставление и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
В силу пункта 3 Правил, одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 №511 (далее – Постановление №511) утверждена Государственная программа города федерального значения Севастополя «Развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы».
В рамках реализации Постановления №511 Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» утверждены Правила получения субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства согласно приложению № 1 (далее - Правила предоставления субсидии).
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидии, субсидии предоставляются из бюджета города Севастополя. Источником субсидирования являются средства федерального бюджета, направляемые бюджету города Севастополя, и средства бюджета города Севастополя, предоставляемые в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по реализации следующих мероприятий Программы:
а) возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых многолетних насаждений и рекультивацию раскорчеванных площадей;
б) возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками до начала их товарного плодоношения;
в) возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;
г) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Согласно пункта 4 Правил предоставления субсидии, субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований: для предоставления субсидий по мероприятию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, - наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории города Севастополя на начало текущего финансового года не менее 2 гектаров площади виноградников и виноградных питомников.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидии, сельскохозяйственные товаропроизводители - претенденты на получение субсидий представляют в адрес Главного распорядителя заявку на получение субсидии и следующие документы или их копии, заверенные в установленном порядке, по составленной ими описи:
- копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица на территории города Севастополя;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданную налоговым органом не ранее 30 дней, предшествующих дате обращения;
- копию заполненной в установленном порядке формы статистической отчетности №29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
- обязательство получателя субсидии в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 12 настоящего Положения, перечислить необоснованно полученные средства в бюджет города Севастополя в полном объеме.
Получатели субсидий несут ответственность за предоставление в соответствии с настоящими Правилами органам государственной власти и (или) должностным лицам органов государственной власти города Севастополя заведомо ложной информации.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (пункт 1); цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 2).
Правила получения субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденные Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП, определяют предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители) с целью реализации мероприятий в рамках Государственной программы города федерального значения Севастополя "Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015 - 2020 годы".
В то же время, Постановление Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП не содержит определения "сельскохозяйственного товаропроизводителя в области растениеводства" для целей получения субсидии.
Вместе с тем указанное определение содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", содержание которого приведено выше.
В соответствии с уставом ООО «СВЗ-Агро» а также согласно сведений, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности заявителя является растениеводство и выращивание винограда (ОКВЭД 01.13.1).
23.10.2015 между ГУП «АО «СВЗ» (Арендодатель) и ООО «СВЗ-Агро» (Арендатор) заключен договор аренды №131/2а движимого имущества (многолетних насаждений), предметом которого является предоставление за плату во временное владение и пользование Арендатору движимого имущества: многолетних насаждений (общая площадь виноградников 496,6 га., общая площадь черешни 20,8 га, общая площадь персика 91 га) и шпалеры, которые расположены в районе с. Осипенко, с. Вишневое, с. Полюшко и пгт Кача, находящиеся на балансе Арендодателя. Наименование и инвентарные номера Имущества указаны в Спецификации к настоящему Договору (Приложение №1).
Во исполнение условий указанного договора сторонами подписан акт приема-передачи аренды движимого имущества (многолетних насаждений) от 23.10.2015, который является неотъемлемой частью договора.
30.12.2015 между теми же сторонами подписан договор аренды №167 движимого имущества (многолетних насаждений) о том же предмете, который вступает в силу с 01.01.2016, после прекращения действия договора аренды №131/2а.
Многолетние насаждения, в том числе и виноградники, переданные в аренду ООО «СВЗ-Агро» по вышеуказанным договорам, принадлежат ГУП «АО «СВЗ» на праве хозяйственного ведения согласно распоряжения Правительства Севастополя от 29.01.2015 №24-РП «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Севастополя от 30.10.2014 №382 «О закреплении имущества за ГУП «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» (перечень виноградников указан в Приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 29.01.2015 №24-РП.
02.11.2015 между ГУП «АО «СВЗ» (Арендодатель) и ООО «СВЗ-Агро» (Арендатор) заключены:
- договор аренды №134/2 сельскохозяйственной техники (без предоставления услуг по управлению (без экипажа)), по условиям которого Арендодателем Арендатору предоставляется во временное владение и пользование сельскохозяйственная техника согласно перечню техники (Приложение №1) к договору;
- договор №134/3 аренды сельскохозяйственного оборудования и прочего инвентаря, по условиям которого Арендодателем Арендатору предоставляется во временное владение и пользование сельскохозяйственное оборудование и прочий сельскохозяйственный инвентарь, перечень которых определен приложением №1 к договору.
В штат сотрудников ООО «СВЗ-Агро» входили, в том числе: агрономы, виноградники, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства (штатное расписание от 23.10.2015 (т.1, л.д.179-180), учетные листы труда и выполненных работ т.1, л.д.82-156).
11.11.2015 между фирмой «AGROEXIM» DOO (Продавец) и ООО «СВЗ-Агро» (Покупатель) был заключен контракт №11/11-15, предметом которого является купля-продажа привитых на подвое Кобер 5ББ саженцев винограда (далее- Товар). Согласно пункту 2.1 указанного контракта общее количество покупаемого Товара составило 350400 шт., общая стоимость Товара составила 273312,00 Евро (т.1, л.д.36-42).
Приложением №2 к контракту №11/11-15 от 11.11.2015 стороны обусловили регламент проведения работ по посадке привитых саженцев винограда и уходу за посаженными привитыми саженцами винограда. Указанное приложение регламентирует основные вопросы проведения предпосадочных и послепосадочных работ, выполняемых Покупателем, связанных с поставкой привитых саженцев винограда в рамках контракта №11/11-15, согласно которому предусмотрена обязанность его исполнения Покупателем и обязанность Продавцом контролировать ход исполнения настоящего регламента Покупателем.
В материалах дела имеются доказательства исполнения условий данного соглашения, контракта №11/11-15, в виде деклараций на товары (т.1, л.д.43-57), акты выполненных работ в соответствии с положениями Регламента проведения работ по посадке привитых саженцев винограда и уходу за посаженными привитыми саженцами винограда (Приложение №2 к контракту №11/11-15).
В соответствии с актами расхода семян и посадочного материала от 29.12.2015 N 1,2 и от 29.02.2015 №1,2 закупленная партия насаждений (виноградников) была высажена в количестве 256044 шт. на общей площади 96 га.
Также заявителем были понесены сопутствующие расходы по приобретению саженцев винограда на общую сумму 111 722,98 руб., в т.ч. НДС:
- консультационные услуги по подготовке документов для таможенного оформления ООО «Морконсалтингсервис», что подтверждается актами об оказании услуг №№7,8,9,11 от 17.12.2015 г. на сумму 73 000,00 руб., в т.ч. НДС;
-электронное декларирование ИП ФИО3, что подтверждается актом о выполнении работ от 27.11.2015 г. на сумму 650,00 руб., в т.ч. НДС;
- радиационный контроль, размещение на территории терминала ООО «ЮГАВТО ТЕРМИНАЛ», что подтверждается актом №1289 от 11.12.2015 г. на сумму 1 000,00 руб., в т.ч. НДС;
- хранение товара на площадке ООО «КРЫМАВТОПОРТ», что подтверждается актом №1279 от 09.12.2015 г. на сумму 15 569,00 руб., в т.ч. НДС;
- организационно-консультационное сопровождение груза ООО «Экспо Лайн», что подтверждается актом №1334 от 08.12.2015 г. на сумму 6 501,00 руб., в т.ч. НДС;
- транспортно-экспедиционные услуги ООО «Варф-Е», что подтверждается актом оказания услуг №2015151 от 23.11.2015 г. на сумму 7 000,00 руб., в т.ч. НДС;
- страховка ООО «ТЛТ Маршалл», что подтверждается отчетом №880 от 18.11.2015 г. и актом №881 от 18.11.2015 г. на сумму 2 559,00 руб., в т.ч. НДС;
- выемка проб и лабораторная экспертиза Филиал ФГБУ «ВНИИКР», что подтверждается актами №16051 от 27.11.2015 г., №16536 от 18.12.2015 г., №16052 от 01.12.2015 г., №16537 от 18.12.2015 г. на сумму 5 443,98 руб., в т.ч. НДС.
Помимо это заявителем понесены расходы, связанные с посадкой саженцев винограда, данные расходы состояли из работ, осуществленных собственными силами (механизированные и ручные), подтвержденные соответствующими учетными листами труда и выполнения работ на общую сумму 283 506,07 руб., в т.ч. НДС, и работ, осуществленных сторонними организациями, а именно:
- составление схемы планировочной организации земельного участка ФГУП Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости -Федеральное БТИ, что подтверждается актом выполненных работ №9616000000118 на сумму 70 000,00 руб., в т.ч. НДС;
- выполнение разбивки участка под виноградник общей площадью 150 га, что подтверждается ООО «Садвинпроект», что подтверждается актом оказания услуг №057/15 от 26.11.2015 г. на сумму 43 487,00 руб., в т.ч. НДС;
- посадка саженцев винограда ООО «Легенды Крыма», что подтверждается актом о приемке выполненных работ №1 от 24.02.2016 г. на сумму 48 000,00 руб., в т.ч. НДС;
- укрывка саженцев винограда ИП ФИО4 15.12.2015 между ООО «СВЗ-Агро» (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО4 (Исполнитель) заключен договор на возмездное оказание услуг №б/н, предметом которго является предоставление Исполнителем услуг по укрывке винограда по заданию Заказчика в количестве или объеме 46481 куст в срок – 31.12.2015 по адресу: г. Севастополь, с. Осипенко. Исполнение данного договора подтверждается актом о приемке выполненных работ №1 от 24.02.2016 (т.1, л.д.160) и актом оказания услуг №057/15 от 26.11.2015 (т.1, л.д.161).
Итоговая сумма затрат понесенных заявителем на закладку и уход за виноградниками составила 10 515 092,53 руб., в т.ч. НДС.
Как следует из данных, указанных в отчете Форма №29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» (т.1, л.д.170- 178) заявителем фактически убрано 4 га, фактический сбор винограда составил 400 кг, которые в дальнейшем были реализованы, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 30.10.2015 с получением прибыли в размере 10169,00. Данная реализация произведенной обществом сельскохозяйственной продукции являлась в 2015 году единственной, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2015 год, согласно которой выручка от реализации составила 10 169,00 рублей.
Таким образом, доход общества в 2015 году составил 100% от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции (винограда).
29.02.2016 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, предусмотренной постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (далее - Постановление №388-ПП). К заявлению ООО «СВЗ-Агро» в частности была представлена смета затрат по подготовке почвы и посадке виноградников, составленная на сумму 10 515 092,53 руб.
Таким образом, судом установлено, что ООО «СВЗ-Агро» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 23.10.2015, основным видом деятельности которого в соответствии с уставом общества является растениеводство и выращивание винограда. На момент подачи заявления о предоставлении субсидии, обществом надлежащим образом сдана отчетность в органы статистики от 06.01.2016 (форма №21-СХ «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции за 2015 год»), от 20.11.2015 (форма №29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 01.11.2015 года со всех земель»). Обществом заключены соответствующий договор на приобретение саженцев винограда (контракт №11/11-15 от 11.11.2015), дальнейшего его высаживания и сбора. Многолетние насаждения (виноградники) используются заявителем на основании заключенных 23.10.2015 и 30.12.2015 между ГУП города Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» и ООО "СВЗ-Агро" договоров аренды движимого имущества соответственно 131/2а и №167. Кроме того, обществом взяты в аренду сельскохозяйственная техника по договору №134/2 от 02.11.2015 и сельскохозяйственное оборудование и прочий инвентарь по договору №134/3 от 02.11.2015 для возделывания сельскохозяйственных культур. В штате числились и числятся сотрудники, обладающие специальностью в области сельского хозяйства. Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло посадку саженцев винограда и уборку винограда на арендованных виноградниках.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество в 2015 г. осуществляло посадку и уборку сельскохозяйственной культуры - винограда, а также в дальнейшем реализовало указанную сельхозпродукцию.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ "Об исчислении времени", указано, что календарный год это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
Вместе с тем, суд считает, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также Постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 № 86 не устанавливают, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующие оговорки указанные нормы не содержат.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ООО «СВЗ-Агро» в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Указанная правовая позиция подтверждена судебной практикой, в частности, вытекает из содержания определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 № 303-КГ14-7933, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.10.2014 по делу № А04-1511/2014.
Таким образом, вывод Департамента сельского хозяйства города Севастополя о невозможности отнесения ООО «СВЗ-Агро» к сельскохозяйственным товаропроизводителям исключительно на том основании, что юридическое лицо зарегистрировано в текущем году, является необоснованным, не соответствующим приведенным правовым нормам.
Кроме того, судом при рассмотрении настоящего дела исследованы в полном объеме представленные ООО «СВЗ-Агро» документы, при этом обстоятельств, свидетельствующих о невозможности отнесения заявителя к сельскохозяйственным товаропроизводителям для целей получений спорной субсидии не установлено, следовательно, оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд обращает внимание Департамента, что оспариваемое решение не мотивировано, из его содержания невозможно установить причину отказа в предоставлении субсидии (указанная причина изложена лишь в ходе судебного разбирательства представителем административного органа), что само по себе является основанием для признания решения Департамента, изложенного в письме от 16.03.2016 №56/5 об отказе ООО «СВЗ-Агро» в предоставлении компенсации на возмещение части затрат на закладку виноградников, незаконным.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что решение Департамента об отказе в компенсации части затрат понесенных обществом на закладку виноградников, от 16.03.2016 является незаконным и не соответствует Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановлению Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с признанием оспариваемого отказа незаконным суд считает, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права будет возложение на Департамент сельского хозяйства города Севастополя обязанности по устранению допущенных нарушений.
Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта заявителем не пропущен.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 102 АПК РФ, нормам главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины, в том числе основания освобождения от ее уплаты, а также основания и порядок возврата государственной пошлины из бюджета, регулируются налоговым законодательством и возникают между плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Статьей 110 АПК РФ закреплено, что между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Кодекса.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», поскольку законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов, в случае принятия судебного акта не в пользу таких органов расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Указанная правовая позиция соответствует правовой практике, в частности, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2015 по делу №А40-97280/2014.
При подаче заявления в арбитражный суд ООО "СВЗ-Агро" уплачена государственная пошлина в сумме 3 000,00 рублей по платежному поручению № 91 от 31.03.2016.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 рублей подлежат взысканию с Департамента сельского хозяйства города Севастополя ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 117, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Уточненное заявление общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» удовлетворить полностью.
2. Признать незаконным и отменить Решение Департамента сельского хозяйства города Севастополя, изложенное в письме Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 16.03.2016 №56/5 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» в предоставлении компенсации на возмещение части затрат на закладку виноградников.
3. Обязать Департамент сельского хозяйства города Севастополя (ул.Репина, 18, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 920101001, зарегистрировано 12.09.2014 Инспекцией ФНС по Гагаринскому району г.Севастополя) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро».
4. В части требований об обязании Департамента сельского хозяйства города Севастополя в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» от 29.02.2016 исх.№11/20 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в порядке, установленном Постановлением Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Севастополя от 02.11.2015 №1083-ПП «О внесении изменений дополнений в постановление Правительства Севастополя от 13.05.2015 №388-ПП «Об утверждении Правил получения субсидий в отраслях агропромышленного комплекса») - производство по делу прекратить.
5. Взыскать с Департамента сельского хозяйства города Севастополя (ул.Репина, 18, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 920101001, зарегистрировано 12.09.2014 Инспекцией ФНС по Гагаринскому району г.Севастополя) в пользу общества с ограниченной ответственностью «СВЗ-Агро» (ул. Портовая, д. 8А, <...>, ОГРН <***>, зарегистрирована 23.10.2015 Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Севастополя) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 (три тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если на него не подана апелляционная жалоба.
На решение суда в течение одного месяца со дня его принятия может быть подана жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.
Судья А.Ю. Александров