АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс (0692) 54-34-91 e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru, http://sevastopol.arbitr.ru/ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Севастополь
06 октября 2015 года Дело №А84-1497/2015
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Колупаевой Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Альвир» (ОГРН <***>, 299053, <...>, далее – заявитель, ООО «Альвир», общество)
к Главному управлению природных ресурсов и экологии г.Севастополя (299001, <...>, далее – Севприроднадзор, административный орган)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне административного органа:
Прокуратуры Ленинского района (299011, <...>, далее - прокуратура)
об отмене постановления о назначении административного наказания №132/11/2015 от 20.07.2015 и прекращении производства по административному делу,
06.08.2015 в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Альвир» к Главному управлению природных ресурсов и экологии г.Севастополя об отмене постановления о назначении административного наказания №132/11/2015 от 20.07.2015, которым общество с ограниченной ответственностью «Альвир» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по административному делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 07.08.2015 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств, к участию в деле привлечена прокуратура Ленинского района города Севастополя.
На основании части 3 статьи 228 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, предложено в установленный в определении срок, представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в упрощенном порядке. Заявление и приложенные к нему документы размещены на официальном сайте суда в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
К установленному судом сроку административным органом представлен отзыв на заявление, а также копии материалов административного дела. Отзыв с копиями материалов административного дела судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя к установленному сроку в суд поданы пояснения по данному спору и копии материалов прокурорской проверки.
В обоснование заявления ООО «Альвир» ссылается на то, что отчетность, в том числе, по форме 2-ТП за 2014 год сдана им в установленном порядке уполномоченному органу; организацией приняты меры для получения паспортов отходов 1-4 классов; места складирования ртутных и люминесцентных ламп на объекте отсутствуют, ввиду того, что такие лампы не используются, на объекте применяются светодиодные лампы, для хранения и утилизации которых не требуется оборудование специальных мест; журнал утвержденной формы для учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам и принятых от других лиц отходах, обществом ведется; для утилизации опасных отходов 01.05.2015 заключен договор со сторонней организацией.
Административный орган в возражениях требование заявителя не признал, считает, что ООО «Альвир» правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ. Вина общества установлена, доказательств того, что заявитель принял все возможные меры по недопущению нарушений, не представлены. Просил отказать в удовлетворении требований.
Рассмотрев материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд
УСТАНОВИЛ:
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Севастополя совместно с Севприроднадзором 26.05.2015 проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами на автозаправочной станции (далее - АЗС), эксплуатируемой обществом и расположенной по адресу: <...>.
В ходе проверки выявлено, что:
- в результате деятельности АЗС возможно образование следующих видов отходов: твердые коммунальные отходы; лампы ртутные, люминисцентные, утратившие потребительские свойства; обтирочные материалы, загрязненные нефтепродуктами; грунты, загрязненные нефтепродуктами; макулатура; отходы полиэтилена; отходы из выгребных ям; смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения нефтепродуктов;
- в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов отсутствует;
- в нарушение требований статей 11, 14, 15, 18, 19 Закона №89-ФЗ инвентаризация отходов, технические паспорта на отходы I-IV классов опасности, свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV классов опасности, учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год отсутствуют;
- на момент проведения проверки не представлены инструкция по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, документы, подтверждающие передачу специализированным предприятиям всех видов отходов за 2014-2015 годы, документы о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2015 года;
- на территории АЗС не оборудованы места временного складирования ламп ртутных, люминисцентных, утративших потребительские свойства, грунтов, загрязненных нефтепродуктами.
Усмотрев в деяниях заявителя признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, прокуратурой вынесено постановление от 10.06.2015 о возбуждении в отношении ООО «Альвир» дела об административном правонарушении.
Материалы дела переданы для рассмотрения по существу в Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Определением от 08.07.2015 административный орган назначил рассмотрение дела на 20.07.2015 на 15 час. 00 мин.
Постановлением от 20.07.2015 №132/11/2015 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с законностью названного постановления, ООО «Альвир» обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд посчитал требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 АПК РФ, производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, согласно требованиям статей 27, 29 АПК РФ критериями подведомственности дела арбитражному суду являются экономический характер спора и субъектный состав его участников.
Подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2014 № 261-О. Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица ООО «Альвир» внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя 27.06.2014 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***> (свидетельство серия 34 № 004182988 от 27.06.2014).
Таким образом, указанный спор подведомственен Арбитражному суду города Севастополя.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанными нормами права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Соответствующее толкование понятия "обращения с отходами" дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15331/11.
Таким образом, состав указанного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Соответствующее толкование дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 4973/12.
Законом «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона «Об отходах производства и потребления», в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 14 Закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I- IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст. 18 Закона N 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что на территории АЗС не оборудованы места для временного складирования твердых коммунальных отходов, грунтов, загрязненных нефтепродуктами, обтирочных материалов, загрязненных нефтепродуктами.
Смягчающим обстоятельством являлось представление заявителем договора №Эк-15/10 от 03.03.2015 с ООО «СамараБизнесСнаб» по разработке и согласованию паспортов отходов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество осуществляло свою деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
Согласно статье 28 Закона N 89-ФЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
В то же время, исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагается не только наличие правомерных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются существенные нарушения предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушения устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя.
Указанные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
В пункте 24 постановления №10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя. В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Как следует из материалов дела, определением от 08.07.2015 Севприроднадзор назначил рассмотрение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2015 на 20.07.2015 на 15 час. 00 мин.
Согласно отметке, проставленной управлением на данном документе, он отправлен почтой, номер почтового идентификатора 29904084028415. Из распечатки отслеживания почтовых отправлений с официального сайта Почты России в сети Интернет следует, что данное уведомление получено заявителем 27.07.2015.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения – 20.07.2015 административным органом постановления о возбуждении дела об административном правонарушении №б/н от 10.06.2015, общество не было надлежащим образом извещено о времени и места рассмотрения указанного административного дела.
В силу части четвертой статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что рассмотрение административного дела осуществлено Севприроднадзором без участия законного представителя общества и при отсутствии доказательств его надлежащего уведомления о месте и времени совершения указанных действий. Приведенное обстоятельство квалифицируется законодателем в качестве существенного процессуального нарушения.
Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что 26.05.2015 прокуратурой и административным органом проведена проверка исполнения заявителем законодательства об охране атмосферного воздуха, а в оспариваемом постановлении уже указано, что проводилась проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами. Данное нарушение, по мнению суда, также носит существенный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Относительно требования заявителя о прекращении производства по административному делу о привлечении к административной ответственности ООО «Альвир» суд отмечает следующее.
Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу обадминистративном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела обадминистративномправонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.
Учитывая изложенное, производство по делу в части требования о прекращении производства по административному делу о привлечении к административной ответственности ООО «Альвир» подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов по данномуделусудом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административногооргана опривлечениикадминистративнойответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Альвир» (ОГРН <***>, 299053, <...>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №132/11/2015 от 20.07.2015, вынесенного Главным управлением природных ресурсов и экологии г.Севастополя (299001, <...>) о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Альвир» административного наказания по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей удовлетворить полностью.
2. Постановление оназначении административного наказания №132/11/2015 от 20.07.2015, вынесенное Главным управлением природных ресурсов и экологии г.Севастополя, признать незаконным и отменить.
3. В части требованийо прекращении производства по административному делу о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Альвир» по статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство прекратить.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья Ю.В. Колупаева