ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-205/19 от 19.03.2019 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

26 марта 2019 года

                                                Дело № А84-205/2019

Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2019.

Решение изготовлено в полном объеме 26.03.2019.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Архипенко А.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масленниковой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» (далее – АО «Балаклавское РУ», общество, заявитель; 299042, <...>)

об оспаривании действий должностных лиц Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент, государственный орган; 299011, ул. Советская, д. 9),

в присутствии представителя заявителя – ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

АО «Балаклавское РУ» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Департамента по обследованию земельного участка № 1А с кадастровым номером 91:01:007004:38.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что обследование земельного участка с кадастровым номером 91:01:007004:38 осуществлено с нарушением требований Административного регламента по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя (далее – Административный регламент), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 № 1292-ПП.

Определением от 21.01.2019 заявление АО «Балаклавское РУ» принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу и назначена подготовка дела к судебному разбирательству.

Определением от 19.02.2019 суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил судебное заседание на 19.03.2019.

            Департамент явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, сведения о причинах его неявки отсутствуют. Отзыв на заявление государственный орган также не представил.

Согласно части 4 статьи 131 и части 1 статьи 156 АПК РФ непредставление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 АПК РФ).

            С учетом изложенных правил арбитражного процессуального законодательства дело рассматривается судом по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие в судебном заседании представителя Департамента и при непредставлении им отзыва на заявление.

            Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения представителя заявителя, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление АО «Балаклавское РУ» не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 28.07.1998 между Севастопольской городской государственной администрацией и Балаклавским государственным рудоуправлением им. Горького (землепользователь) заключен договор № 266 на право временного пользования землей (далее – Договор №266), по условиям которого землепользователю был предоставлен земельный участок общей площадью 202,2294 га, из них площадью 29,93301 га (участок 1), 152,1433 га (участок 2) и 20,1560 га (участок 3), расположенные в районе Балаклавского ДОФ и рудника согласно плана землепользования.

28.07.1998 осуществлена государственная регистрация Договора №266, о чем в Книгу записей договоров на право временного пользования внесена соответствующая запись за №266.

В связи с изменением организационно-правовой формы землепользователя, Соглашением от 19.02.2002 сторонами внесены изменения в Договор №266, согласно которому преамбула договора изложена в следующей редакции: «Настоящий договор составлен Севастопольской городской государственной администрации в лице заместителя председателя ФИО2, с одной стороны, и открытым акционерным обществом «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» в лице ФИО3 с другой стороны».

В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ОАО «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации с изменением своего наименование на АО «Балаклавское РУ», о чем 30.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

           Распоряжением Департамента от 23.10.2018 №16205-ГС о проведении мероприятий по контролю за использованием собственности города Севастополя, на основании письменного обращения Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Севастополю, решено провести мероприятия по контролю за использованием АО «Балаклавское РУ» собственности города - земельных участков площадью 965204,04 кв.м (кадастровый номер 91:01:000000250) и площадью 201552,02 кв.м (кадастровый номер 91:01:007004:31), расположенных по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавского ДОФ и рудника.

           01.11.2018 государственным инспектором отдела контроля использования имущества Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента ФИО4 проведено обследование/осмотр земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавского ДОФ и рудника.

По результатам данного обследования составлен Акт мероприятия по контролю за использованием собственности города Севастополя от 01.11.2018 №16205-ГС (далее – Акт обследования), в котором проверяющий указал, в частности, следующие установленные им обстоятельства:

земельный участок площадью 152,1433 га разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 91:01:000000:250, площадью 965 257 кв.м, вид разрешенного использования – недропользование (далее – Земельный участок №1); с кадастровым номером 91:01:000000:38, площадью 546 599 к.м вид разрешенного использования – для разработки Псилерахского карьера (далее – Земельный участок №1А). Общая площадь указанных участков 1 511 856 кв.м (или 151,1856 га);

на момент проведения обследования Земельный участок №1 не огражден. На данном земельном участке расположена различная техника для добычи, переработки щебня и его транспортировки, некапитальные ангары для хранения добытых недр и вышеуказанной техники, бытовые вагончики для отдыха сотрудников; велась хозяйственная деятельность;

согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № 99/2018/207842161 от 22.10.2018 земельный участок по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавского ДОФ и рудника, участок 2, кадастровый номер 91:01:000000:250, вид разрешенного использования – недропользование, площадь 965 257 кв.м, является собственностью города Севастополя и предоставлен в аренду АО «Балаклавское РУ» на основании договора аренды от 19.01.2018.

Однако часть добываемых отвалов грунта расположена на смежном земельном участке по адресу: Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника, участок 2, кадастровый номер 91:01:007004:38, то есть на Земельном участке №1А;

земельный участок №1А, находящийся в собственности города Севастополя, после окончания 01.07.2017 срока действия Договора № 266 на право временного пользования землей от 28.07.1998 землепользователю для дальнейшего пользования не предоставлялся;

следовательно, землепользователь самовольно занимает Земельный участок №1А, так как не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Не согласившись с действиями Департамента по осуществлению 01.11.2018 обследования Земельного участка № 1А,АО «Балаклавское РУ» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

   При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов - на заявителя.

   В рассматриваемом случае, заявитель указывает, что неправомерность действий Департамента при проведении мероприятия по контролю за использованием собственности города Севастополя заключается в выходе за рамки распоряжения от 23.10.2018 №16205-ГС (в части осмотра земельного участка с кадастровым номером 91:01:007004:38).

   В обоснование факта нарушения своих прав и законных интересов заявитель ссылается на изложенные в Акте обследования выводы о самовольности занятия обществом земельного участка с кадастровым номером 91:01:007004:38, что может послужить основанием для возбуждения уполномоченным органом дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.

   В связи с чем, суд делает вывод, что фактически настоящий судебный спор направлен на оспаривание Акта обследования, посредством признания незаконности действий соответствующих должностных лиц при проведении мероприятий по контролю за использованием собственности города.

    Согласно части 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

   Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации (части 2 и 4 статьи 72 ЗК РФ).

    Общие принципы осуществления земельного контроля за использованием земель на территории города Севастополя в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства в сфере использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами установлены Законом города Севастополя от 26.02.2015 №119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» (далее – Закон №119-ЗС).

   Статьей 4 Закона №119-ЗС установлен перечень функций земельного контроля на территории города Севастополя, к числу которых, в частности, относится проверка законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки (пункт 4).

   По результатам обследования должностные лица уполномоченного органа составляют акты обследования земельных участков (пункт 1 статьи 5 Закона №119-ЗС).

   Постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1292-ПП утвержден Административный регламент по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя (далее – Административный регламент).

   Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, полномочия по осуществлению земельного контроля на территории города Севастополя, а также полномочия по осуществлению от имени города Севастополя управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, закреплены за Департаментом (пункт 1.2 Административного регламента).

            Осуществление деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя (далее - контроль за использованием собственности города), - деятельность исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного осуществлять от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, по контролю за соответствием использования объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, требованиям земельного законодательства, условиям договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера в целях защиты имущественных прав и интересов города Севастополя (пункт 1.1.3 Административного регламента).

            В соответствии с пунктом 1.4.1 Административного регламента предметом земельного контроля является соблюдение (исполнение) органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования), в том числе: требований законодательства о законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или частей земельных участков, в том числе их использования, лицами, не имеющими предусмотренных законодательством прав на указанные земельные участки(подпункт 3).

            Объектом контроля за использованием собственности города являются земли государственной собственности города Севастополя - земельные участки, право собственности города Севастополя на которые зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также все объекты земельных отношений в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, муниципальной собственности, федеральной собственности (пункт 1.4.2.1 Административного регламента).

            Пунктом 1.4.3.2 Административного регламента предусмотрены, в частности, такие формы мероприятий по контролю: организация и проведение мероприятий по контролю за использованием земельных участков без взаимодействия с правообладателями таких земельных участков, в том числе плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков (подпункт 2); организация и проведение мероприятий по контролю за использованием собственности города (подпункт 3).

   Пунктом 1.5.6 Административного регламента предусмотрено право должностных лиц, уполномоченных на осуществление земельного контроля, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать, обследовать и осматривать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также объекты недвижимости (за исключением жилых помещений), расположенные на данных земельных участках; привлекать специалистов, экспертов и экспертные организации для проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления земельного контроля; запрашивать и безвозмездно получать у собственников, пользователей зданий, строений, сооружений, правообладателей земельных участков и иных лиц документы, устанавливающие и удостоверяющие право на земельные участки и расположенные в их границах объекты недвижимости, и иные документы, необходимые для осуществления земельного контроля; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению земельного контроля, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

При этом, при осуществлении контроля за использованием собственности города арендаторы земельных участков, лица, использующие такие земельные участки на правах субаренды, на основании договорных отношений иной формы, на праве постоянного пользования, а также лица, не являющиеся правообладателями земельных участков, обязаны:

- по требованию должностного лица, уполномоченного на осуществление земельного контроля, предъявить документы, предоставить устные и (или) письменные пояснения относительно использования объекта земельных отношений, а также обеспечить свое присутствие либо присутствие уполномоченных представителей при осуществлении указанных мероприятий;

- не препятствовать должностным лицам, уполномоченным на осуществление земельного контроля, при проведении мероприятий по контролю, обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок, а также в здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке (подпункт 1.6.3 Административного регламента).

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.7.2 Административного регламента одним из юридических фактов завершения мероприятия по контролю является составление актов, соответствующих характеру проведенных мероприятий по контролю, в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом.

   Мероприятия по контролю за использованием собственности города проводятся в рамках осуществления Департаментом полномочий по управлению, владению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, по контролю соответствия использования объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, требованиям законодательства, условиям договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера в целях защиты имущественных прав и интересов города Севастополя (пункт 3.2.1 Административного регламента).

            Пунктом 3.2.8 Административного регламента предусмотрено, что результаты мероприятий по контролю за использованием объектов земельных отношений оформляются актом обследования объекта земельных отношений. Акт подписывается лицом, непосредственно проводившим мероприятие, единолично. В акте делается вывод о наличии либо отсутствии нарушений земельного законодательства, за которые предусмотрена административная или иная ответственность, а также вывод в соответствии с целями и задачами проводимого мероприятия, указанными в распоряжении.

При обнаружении нарушений и необходимости организации внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным действующим законодательством для органа государственного земельного надзора, соответствующий акт с материалами направляется в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление функций государственного земельного надзора.

   По материалам дела усматривается, что обследование спорного земельного участка, который находится в государственной собственности города Севастополя, проводилось Департаментом открыто, без взаимодействия с проверяемым лицом, при этом какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов местного самоуправления на заявителя не возлагались.

   Составленный Департаментом акт обследования о проведении мероприятий по контролю за использованием собственности города Севастополя от 01.11.2018 №16205-ГС соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Закона №119-ЗС и подпункта 1 пункта 1.7.2 Административного регламента.

            Указанный акт обследования не содержит положений властно-распорядительного характера, влекущих для заявителя юридические последствия. Кроме того оспариваемый акт не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности заявителя, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержат лишь результаты осмотра земельного участка.

 Учитывая изложенное, оснований полагать, что оспариваемые  действия Департамента по оценке состояния использования находящегося в государственной собственности города Севастополя земельного участка с кадастровым номером 91:01:007004:38 и составлению Акта обследования нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, у суда не имеется.

Следовательно, при недоказанности заявителем  одного из обязательных условий – нарушение его прав и законных интересов, основания для удовлетворения заявленныхАО «Балаклавское РУ» требований о признании незаконными действийдолжностных лиц Департамента по обследованию земельного участка № 1А с кадастровым номером 91:01:007004:38 у суда также отсутствуют.

По правилам статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат отнесению на АО «Балаклавское РУ».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать полностью в удовлетворении заявления акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» об оспаривании действий должностных лиц Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по обследованию земельного участка № 1А с кадастровым номером 91:01:007004:38.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд города Севастополя в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                          А.М. Архипенко