АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь
«17» августа 2018 года
Дело №А84-2105/18
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2018 года
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <...>, <...>)о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй» (299001, <...>) за правонарушение предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и приложенным к нему материалом об административном правонарушении,
при участии представителей в предварительном судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2017 №02-01-55; ФИО2, доверенность от 08.08.2018 №1450/30-01-18/18;
от привлекаемого лица (общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй») – ФИО3, доверенность от 29.12.2017;
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Караваевой Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее – Севгосстройнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй» за правонарушение предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано выявлением административным органом факта неисполнения ООО «Стандарт-Строй» предписания административного органа №92-07-0423-030401-0312-0329 от 24.11.2017 об устранении нарушений, допущенных в ходе строительства «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта. Общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)», расположенного по адресу: ул. Ген. Крейзера, 2, г. Севастополь, которые не были устранены в установленный срок - до 28.02.2018 после получения указанного предписания.
В судебном заседании представитель административного органа требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель привлекаемого лица просил в удовлетворении заявления отказать.
Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Изучив материалы административного дела, Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - Севгосстройнадзор) в период с 10.11.2017 по 24.11.2017 проведена программная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Северная Пальмира» (далее ООО «Северная Пальмира»), по строительству объекта капитального строительства «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом но ул. Генерала Крейзера (ПК-1)», расположенного но адресу: ул. Генерала Крейзера, 2, г. Севастополь (далее объект капитального строительства).
При проведении проверки в период с 10.11.2017 по 24.11.2017 выявлены нарушения проектной документации.
К проведению программной выездной проверки Сезгосстройнадзором в качестве экспертов привлечена экспертная организация общество с ограниченной ответственностью «Южная строительная лаборатория», аттестат аккредитации №RA.RU.21АБ54 от 16.06.2015.
По результатам проведенных испытаний железобетонных конструкций объекта капитального строительства «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями н многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)» обществом с ограниченной ответственностью «Южная строительная лаборатория» предоставлены результаты испытаний (протоколы испытаний).
Согласно протоколам испытаний № 12-1-33 от 14.11.2017 в колонне в/оБ/5 на отметке от -0,80 до + 3,82 цокольного этажа БС - 1 фактический класс бетона составляет 8,3 и № 12-1-43 от 14.11.2017 в колонне 6-го этажа в/о В-1/6 на отметке от +18,82 до +21,82 БС-1 фактический класс бетона составляет 22,8.
Таким образом, в ходе проведения программной проверки лицом, осуществляющим строительство, ООО «Стандарт-Строй» в колонне в/оБ/5 на отметке от -0,80 до +3,82 цокольного этажа БС-1 и в колонне 6-го этажа в/о В-1/6 на отметке от +18.82 до +21,82 объекта капитального строительства: «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)» применен материал (бетон) класса ниже предусмотренного проектной документации, который должен составлять С20/25=В25, чем нарушены требования проектной документации.
По итогам вышеуказанной проверки, проведенной в период 10.11.2017 по 24.11.2017, ООО «Стандарт-Строй» выдано предписание от 24.11.2017 №92-07-0423-040401-0312-0137, согласно которому обществу предписано:
1. Устранить нарушения, указанные в акте проверки №92-07-0423- 030401 -0312-0329 от 24.11.2017, в срок до 28.02.2018.
2. В соответствии с п.22, п. 23 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1129, в связи с тем, что в отдельных железобетонных конструкциях применен материал (бетон) класса ниже предусмотренного проектной документацией, ООО «Стандарт-Строй» необходимо провести техническое обследование объекта: «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)» на предмет определения фактического класса бетона железобетонных конструкций, в срок до 28.02.2018.
3. После устранения нарушений составить соответствующий акт, который предоставить в Севгосстройнадзор по адресу: ул. Пушкина, 2, г. Севастополь. 299011, в срок до 28.02.2018.
Предписание Управления от 24.11.2017 №92-07-0423-040401-0312-0137 в установленном законом порядке не оспорено и не признано незаконным.
Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя в период с 22.03.2018 по 23.03.2018 проведена внеплановая выездная проверка по проверке выполнения требований предписания от 24.11.2017 № 92-07-0423-040401-0312-0137 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства - «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта. общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)», расположенного по адресу: ул. Генерала Крейзера, г. Севастополь.
В ходе проведения вышеуказанной проверки выявлен факт невыполнения ООО «Стандарт-Строй» предписания от 24.11.2017 № 92-07-0423-040401-0312-0137, а именно:
- отчет о проведении технического обследования объекта капитального строительства в Севгосстройнадзор в срок до 28.02.2018 не предоставлен; уведомление о проведении экспертизы, обследования, лабораторных и иных испытаний в Севгосстройнадзор по состоянию на 28.02.2018 не поступало;
- акт об устранений нарушений до 28.02.2018 в Севгосстройнадзор не представлен.
По итогам вышеуказанной проверки, проведенной в период 22.03.2018 по 23.03.2018, ООО «Стандарт-Строй» выдано предписание от 23.03.2018 №92-07-0423-040301-0080-0041, согласно которому обществу предписано:
1. С 23.03.2018 приостановить выполнение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства: «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)» до устранения выявленных нарушений.
2. Устранить нарушения, указанные в акте проверки №92-07-0423-030301-0080-0067 от 23.03.2018, в срок до 31.05.2018.
3. В соответствии с п.22, п. 23 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1129, в связи с тем, что в отдельных железобетонных конструкциях применен материал (бетон) класса ниже предусмотренного проектной документацией, ООО «Стандарт-Строй» необходимо провести техническое обследование объекта: «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта, общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)» на предмет определения фактического класса бетона железобетонных конструкций, в срок до 28.02.2018.
4. После устранения нарушений составить соответствующий акт, который предоставить в Севгосстройнадзор по адресу: ул. Пушкина, 2, г. Севастополь. 299011, в срок до 31.05.2018.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.05.2018 оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу №А84-1204/2018 в удовлетворении заявления Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано. Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» объявлено устное замечание.
В ходе проведения вышеуказанной проверки выявлен факт невыполнения ООО «Стандарт-Строй» предписания от 23.03.2018 № 92-07-0423-040301-0080-0041, а именно:
- работы на объекте капитального строительства не остановлены и продолжают выполняться, а именно выполнен монтаж элементов заполнения проемов в наружных стенах, выполнялись наружные отделочные работы по фасадам здания и работы по монтажу элементов кровли;
- нарушения указанные в акте внеплановой выездной проверки № 92-070423-030301-0080-0067 от 23.03.2018 не устранены;
- техническое обследование объекта капитального строительства - «Строительство жилого комплекса с объектами торговли, соцкультбыта. общественного питания, офисными помещениями и многоярусным паркингом по ул. Генерала Крейзера (ПК-1)», на предмет определения фактического класса бетона железобетонной конструкции, в срок до 31.05.2018 не выполнено, отчет о проведении технического обследования объекта капитального строительства в Севгосстройнадзор, в срок до 31.05.2018 не предоставлен, уведомление о проведении экспертизы, обследования, лабораторных и иных испытаний в Севгостройнадзор по состоянию на 31.05.2018 не поступало;
- извещение об устранении нарушений при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства с приложенным актом об устранений нарушений до 31.05.2018 в Севгосстройнадзор не представлен.
По результатам проверки составлен протокол № 92-07-0423-060101-0170-0189 об административном правонарушении от 20.06.2018.
Считая, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19. 5 КоАП РФ, Управление, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении указанного лица к административной ответственности.
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-Строй» к административной ответственности не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного строительного надзора.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять соответствующие контрольно-надзорные функции.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на субъект может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано, в частности, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 5 статьи 54 ГрК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Так, в частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГрК РФ основанием для проведения проверки являются: программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора (подпункт «а»); истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б»).
Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, в рассматриваемом случае основанием для проведения административным органом проверки послужило неисполнение ранее выданного административным органом предписания от 23.03.2018 № 92-07-0423-040301-0080-0041.
Исходя из статьи 16 Закона №294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (часть 12 статьи 16 Закона №294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее – Положение №54).
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден и введен в действие Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее – Порядок №1129).
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ, пунктом 14 Положения №54 и пунктом 14 Порядка №1129 при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону № 294-ФЗ.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.05.2018 оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 по делу №А84-1204/2018 в удовлетворении заявления Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано. Общество с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» объявлено устное замечание.
Указанным решением суда установлено, что фактически при проведении проверки, по результатам которой вынесено предписание от 24.11.2017 №92-07-0423-040401-0312-0137, было установлено единственное нарушение, выразившееся в том, что согласно протоколам проведенных обществом с ограниченной ответственностью «Южная строительная лаборатория» испытаний № 12-1-33 от 14.11.2017 в колонне в/оБ/5 на отметке от -0,80 до + 3,82 цокольного этажа БС - 1 фактический класс бетона составляет 8,3 и № 12-1-43 от 14.11.2017 в колонне 6-го этажа в/о В-1/6 на отметке от +18,82 до +21,82 БС-1 фактический класс бетона составляет 22,8. Также установлен факт исполнения привлекаемым лицом требований предписания от 24.11.2017 в части измерения фактического класса бетона.
Кроме того, как следует из материалов дела, фактически установленные требования предписания обществом исполнены, что подтверждается актом об устранении нарушений, указанный в пункте 4 предписания, направленным в администратвиный орган 02.04.2018, что подтверждается уведомлением №Т-121 от 30.03.2018, вх. №30/541 от 02.04.2018.
Согласно п. 23 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора, и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1129 от 26.12.2006 (далее – Порядок №1129) экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания проводятся в присутствии застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, должностного лица органа госстройнадзора.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд пришел к выводу, что в действиях ООО «Стандарт-Строй», выраженных в невыполнение в установленный срок предписания Севгосстройнадзора от 23.03.2018 №92-07-0423-040301-0080-0041, отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события или состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах спора, требование Севгосстройнадзора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ подлежит отклонению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
В силу статей 202-206 АПК РФ заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Судебные издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если на него не подана апелляционная жалоба.
На решение суда в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.
Судья
О.В. Минько