АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Севастополь
25 ноября 2015 года Дело №А84-2182/2015
Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2015 года
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Безродной Ю.С., после перерыва - ФИО1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 30.09.2015 №4;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 11.09.2015 № б/н;
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» в лице филиала «Войсковая часть 80367» федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) о признании смягчающих вину обстоятельств и освобождении от уплаты штрафа,
установил:
филиал «Войсковая часть 80367» федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» (далее – заявитель, войсковая часть) обратился в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) (далее – управление, пенсионный фонд) о признании обстоятельств, смягчающими вину заявителя и исключающими вину должностного лица в совершении правонарушения, а также об освобождении от уплаты штрафа.
В обоснование предъявленных требований заявитель указывает на то, что им не оспаривается законность как вынесенного в отношении него управлением решения от 15.10.2015 №092С04150000838 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, так и наложенных на него штрафных санкций, включая и их размер. Вместе с тем, войсковая часть ссылается на то, что при рассмотрении материалов камеральной проверки ею было подано ходатайство о признании смягчающих вину обстоятельств и об уменьшении суммы наказания, в удовлетворении которого уполномоченным органом отказано. В качестве таковых заявитель приводит следующее: своевременная уплата страховых вносов в Пенсионный фонд в полном объеме; совершение правонарушения по неосторожности; привлечение по результатам административного расследования должностных лиц, виновных в совершении данного правонарушения, к дисциплинарной ответственности; наличие у войсковой части статуса неприбыльной бюджетной организаци, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы; взыскание в принудительном порядке сумм штрафов с расчетного счета части приведет к нехватке денежных средств на выплату заработной платы, денежного довольствия сотрудникам войсковой части; объективные трудности переходного периода – интегрирование Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации, выразившиеся в необходимости освоения нового законодательства, подготовки новых форм отчетности.
Протокольным определением от 11.11.2015 судом приняты уточнения войсковой части, дополненные устно в судебном заседании, относительно заявителя, которым по делу следует считать федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 40056» в лице филиала «Войсковая часть 80367» федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056».
В предварительном судебном заседании представитель войсковой части устно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил предъявленные требования и просил суд признать изложенные обстоятельства, смягчающими его вину.
Протокольным определением от 11.11.2015 судом приняты уточнения.
Приняв во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, против перехода к судебному разбирательству, а также подготовленность дела к судебному разбирательству, суд, руководствуясь статьей 137 АПК РФ, завершил предварительное и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель войсковой части настаивал на уточненном заявлении, а представитель учреждения возражал против его удовлетворения.
В судебном заседании 11.11.2015 в соответствии со статьей 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв на 18.11.2015.
Информация о перерыве размещена на Интернет-сайте «Картотека арбитражных дел» 11.11.2015, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда и с участием представителей сторон.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, уполномоченный орган провел камеральную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) войсковой частью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов за первый квартал 2015 года.
В ходе проверки учреждение выявило, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за означенный период представлен заявителем на бумажном носителе лишь 12.08.2015, то есть с нарушением сроков, предусмотренных пунктом первым части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), а, кроме того, исходя из численности организации, с несоблюдением порядка представления расчета в электронном виде.
Указанные нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 02.09.2015 №092С03150000822.
Письмом от 11.09.2015 №13-22/9689 пенсионный фонд направил заявителю данный акт, в котором одновременно предложил страхователю в случае несогласия с фактами, отраженными в этом документе, в течение 15 дней со дня получения последнего представить письменные возражения. Одновременно в указанном письме сообщалось о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
От войсковой части 14.10.2015 в адрес учреждения поступило ходатайство об уменьшении суммы штрафа за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 части 9 статьи 15 Закон №212-ФЗ, со ссылкой наличие смягчающих ее вину обстоятельств, аналогичных изложенным в заявлении, поданном в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения материалов проверки пенсионный фонд вынес решение от 15.10.2015 №092С04150000838 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 263 858 руб. 06 коп. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за первый квартал 2015 года в установленный срок, а именно: не позднее 15.05.2015, а также по части 2 статьи 46 Закон №212-ФЗ в виде 200 руб. штрафа за несоблюдение порядка предоставления расчета по начисленным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Не согласившись с законностью размера наложенного на нее штрафа, войсковая часть обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд считает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статья 2 АПК РФ определяет, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, объединения граждан часть 1 статьи 4 АПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
По смыслу указанных норм под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в данном деле. Одновременно выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом (заявителем) и должен действительно привести к восстановлению нарушенного права или реальной защите законного интереса.
Оценив содержание предъявленных войсковой частью требований, суд считает, что фактически заявитель не согласен с решением учреждения в части назначенного ему размера санкции, ввиду чего суд пришел к выводу о возможности рассмотрения заявления по существу.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью четвертой статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом №212-ФЗ.
Согласно части первой статьи 5 Закона №212-ФЗ организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом третьим части второй статьи 28 Закона №212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно пункту первому части девятой статьи 15 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа не позднее 20-ого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Исходя из части 10 поименованной нормы, плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, предоставляют расчеты, приведенные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии со статьей 10 Закона №212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно части первой статьи 46 Закона №212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 46 Закона, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
В силу части второй этой же статьи за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Материалами дела подтверждается и войсковой частью не оспаривается, что расчет по начисленным и уплаченным ею страховым взносам (по форме РСВ-1) представлен на бумажном носителе с нарушением срока, предусмотренного законодательством (не позднее 15.05.2015), а именно: 12.08.2015. При этом, исходя из того, что среднесписочная численность организации указана как 148 человек, в силу прямого указания Закона №212-ФЗ такой расчет должен был быть представлен страхователем в электронном виде, чего заявителем сделано не было.
Следовательно, у учреждения имелись правовые основания для применения к войсковой части предусмотренной Законом №212-ФЗ меры ответственности.
Произведенный пенсионным фондом размер санкции проверен судом и как обоснованный по праву признан верным и по сумме.
Процедура привлечения заявителя к ответственности учреждением соблюдена.
Признавая факт допущенного нарушения и не оспаривая законность наложения штрафа, войсковая часть, в то же время, указывает на наличие обстоятельств, смягчающих ее ответственность, в частности: своевременная уплата страховых вносов в Пенсионный фонд в полном объеме; совершение правонарушения по неосторожности; привлечение по результатам административного расследования должностных лиц, виновных в совершении данного правонарушения, к дисциплинарной ответственности; статус войсковой части как неприбыльной бюджетной организацией, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы; взыскание в принудительном порядке сумм штрафов с расчетного счета части приведет к нехватке денежных средств на выплату заработной платы, денежного довольствия сотрудникам войсковой части; объективные трудности переходного периода – интегрирование Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации, выразившиеся в необходимости освоения нового законодательства, подготовки новых форм отчетности.
До 01.01.2015 статья 44 Закона №212-ФЗ предусматривала, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Оспариваемое решение вынесено пенсионным фондом 15.10.2015, то есть после утраты силы статьи 44 Закона №212-ФЗ, что исключает право как учреждения, так и суда определить размер санкции с учетом наличия (отсутствия) обстоятельств, смягчающих вину.
Исключающих вину заявителя в совершении правонарушения обстоятельств судом также не выявлено, исходя из того, что переходный период согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» завершен 01.01.2015, со стороны войсковой части имело место неоднократное нарушение Закона №212-ФЗ аналогичного характера (факт обращения в рамках дела №А84-1930/2015 с заявлением такого же характера только за другие периоды). Одновременно суд принимает во внимание, что заявитель является коллективным субъектом права, обладающим иными, нежели физическое лицо возможностями, для исполнения публично-правовых обязательств, определенных Законом №212-ФЗ.
При таком положении предъявленные требования подлежат отклонению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Севастополя
решил:
В удовлетворении заявления федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 40056» в лице филиала «Войсковая часть 80367» федерального казенного учреждения «Войсковая часть 40056» отказать.
Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Морозова