ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-2433/2022 от 06.09.2022 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

13 сентября 2022 года                                          дело № А84-2433/2022

Резолютивная часть решения оглашена 06.09.2022.

Решение в полном объёме составлено 13.09.2022.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Погребняка А.С., при ведении протокола секретарем Коваленко А.А. рассмотрев дело 

по первоначальному иску Общества с ограниченной ответственностью "Спецгео" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Тульская область)

к Государственному казенному учреждению города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь)

о взыскании задолженности по контракту №81ПИР-ОК от 18.12.2018, неустойки

по встречному иску Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"

к Обществу с ограниченной ответственностью "Спецгео"

о взыскании неустойки по государственному контракту от 18.12.2018 № 81ПИР-ОК

при участии в судебном заседании:

от истца (по первоначальному иску): ФИО1 – представитель по доверенности (онлайн);

от ответчика (по первоначальному иску): ФИО2 – представитель по доверенности;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Спецгео" обратилось в суд с иском к Государственному казенному учреждению города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" о взыскании задолженности по контракту №81ПИР-ОК от 18.12.2018, а также неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате, в общем размере 6 154 720 руб.

Ответчик в отзыве на иск указал на то, что результат работ по Контракту не сдан Подрядчиком в установленные сроки в определенном Контрактом порядке, со стороны Подрядчика усматривается просрочка обязательств по Контракту

Ответчик представил встречное исковое заявление о взыскании неустойки по контракту.

В порядке положений ст. 49 АПК РФ исковые требования уточнялись истцом, заявлено о взыскании с ответчика суммы задолженности по контракту в размере 5 380 000 руб., неустойки за нарушение сроков оплаты по контракту в размере 343 548,00 руб., за период с 08.09.2021-31.03.2022, с начислением неустойки с даты прекращения действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» по день фактического исполнения обязательства.

В судебном заседании 06.09.22 представители сторон огласили заявленные требования (возражения) по делу, ответили на вопросы суда, дали пояснения.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Между ООО «Спецгео» (далее - истец) и ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее - ответчик) заключен Государственный контракт № 81 ПИР-OK от 18.12.2018 года (далее - контракт), по объекту: "Строительство самотечных сетей: ул. Карантинная, ул. Салтыкова- Щедрина, ул. Тургенева, ул. Катерная, ул. Фурманова, ул. Киянченко, ул. Подводников, ул. Гусева, ул. Прямая, ул. оружейная, ул. Почтовая, ул. Крутая, ул. 6-я Бастионная, ул. Капитанская, Ду-200мм» (далее - объект)

Пунктом 1.1. Контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Государственного заказчика своевременно выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство самотечных сетей: ул. Карантинная, ул. Салтыкова-Щедрина, ул. Тургенева, ул. Катерная, ул. Фурманова, ул. Киянченко, ул. Подводников, ул. Гусева, ул. Прямая, ул. Оружейная, ул. Почтовая, ул. Крутая, ул. 6-я Бастионная, ул. Капитанская, Ду-200 мм» и сдать результат работ Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

В соответствии с п. 1.3. Контракта результатом работ по настоящему Контракту является: проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий по Объекту, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рабочая документация в объеме, необходимом для обеспечения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

Работы, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки, установленные настоящим разделом и Графиком выполнения работ, приведенным в Приложении № 3 к настоящему Контракту (п. 4.1. Контракта).

Согласно п.п. 4.2. - 4.3. Контракта Подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения Контракта, которые должны быть закончены в срок не позднее 15.08.2019.

Цена Контракта составляет 5 380 000 руб., включая налог на добавленную стоимость (18%) 820 677,97 руб. (п. 2.3. Контракта).

Согласно п. 3.4.1. Контракта Подрядчик обязан выполнить работу в установленные сроки, а также в соответствии с условиями Контракта и передать Государственному заказчику ее результаты по акту сдачи-приемки работы.

Датой надлежащего исполнения обязательств Подрядчика по Контракту в целом является факт передачи Государственному заказчику проектной и рабочей документации в полном объеме, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, заключения проверки достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ, подтвержденный итоговым Аком о приемке выполненных работ (без претензий) (п. 5.16. Контракта).

Пунктом 5.2. Контракта определено, что передача Государственным заказчиком результатов работы, в том числе промежуточных, осуществляется по Акту о приемке выполненных работ, подготовленному в 2 (двух) экземплярах, и направляется Государственному заказчику с сопроводительным письмом (извещением, уведомлением) Подрядчика о готовности работы к сдаче, содержащим, в том числе, перечень передаваемых документов. Одновременно с извещением (уведомлением) о готовности работ к сдаче Подрядчик передает по накладной Государственному заказчику документацию в форме, составе и количеству экземпляров согласно Заданию на проектирование на бумажном и электронном носителях; Акт о приемке выполненных работ в 2 (двух) экземплярах, счет и счет- фактуру.

17.08.2021 года сторонами подписан акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 5 380 000 рублей.

В соответствии с п.2.5.4. Государственного контракта, оплата производится в течение 15 рабочих дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Учитывая дату подписания акта, оплата должна была быть произведена в срок не позднее 07.09.2021.

Истец по первоначальному иску направил ответчику письмо 10.11.2021 года № 151/11- 21с просьбой оплатить задолженность по контракту.

Неоплата работ стала причиной обращения истца с иском в суд.

Ответчик (истец по встречному иску) ссылается на то, что результат работ по Контракту не сдан Подрядчиком в установленные сроки и в определенном Контрактом порядке, со стороны Подрядчика усматривается просрочка исполнения обязательств и ненадлежащее выполнение обязательств по Контракту, исходя из следующего.

Согласно п.п. 4.2. - 4.3. Контракта Подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения Контракта, которые должны быть закончены в срок не позднее 15.08.2019.

Заказчик письмом от 27.12.2018 исх. № 26/7609 направил в адрес Подрядчика технические условия ГУПС «Водоканал» от 17.04.2018 исх. № 21/8-4338.

Пунктом 1.16 Задания на проектирование установлено, что Подрядчик должен в составе ПОС (проект организации строительства) на основании требований СП 126.13330.2012 (СНиП 3.01.03-84): п.п. 4.5 - 4.8, а также п.п. Г. 1- Г. 3 разработать ППГР (проект производства геодезических работ) в необходимом объеме, согласно указанным требованиям.

Провести работы по развитию государственной геодезической сети и подготовить отчет по результатам создания ГРО объекта проектирования. Оформить акт выноса в натуру (на местность) границ земельного участка, красных линий и других линий регулирования застройки.

Также пунктом 3.1. Задания на проектирование Подрядчик предоставляет топографическую съемку, которая передается в Департамент архитектуры и градостроительства (ДАиГ) города Севастополя в порядке, предусмотренном Распоряжением ДАиГ от 06.05.2016 № 377.

На основании вышеуказанного Учреждение письмом от 28.12.2018 исх. № 26/7638 запросило у Подрядчика предоставить необходимые нагрузки мощности на электроснабжение (кВт), балансы водопотребления и водоотведения (м3/сут) и топографическую съемку по Объекту в масштабе 1:500 со всеми наземными и подземными коммуникациями, согласованную с эксплуатирующими организациями и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории (далее - ППТ и ПМТ).

Письмом от 10.01.2019 исх. № 20/27 Учреждение повторно запросило у Подрядчика проект полосы отвода и топографическую схему (М1:500) по Объекту.

Письмо от 15.03.2019 № 160/3-19 Подрядчик уведомил, что приостанавливает выполнения работ с отсутствием проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Учреждением представлены возражения от 25.03.2019 исх. № 25/830, в соответствии с которыми разработка ППТ и ПМТ с целью последующего его предоставления в рамках исполнения Контракта напрямую зависит от действий Подрядчика по выполнению инженерных изысканий, материалы которых в срок, установленный Контрактом Государственному заказчику не предоставлены.

Проектный план трасс сетей канализации по Объекту Подрядчик предоставил в адрес Учреждения письмом от 05.04.2019 исх. № 179/4-19.

Инженерно-топографический план (М 1:500) по Объекту (в электронном виде) для подготовки ППТ и ПМТ направлен в адрес Учреждения письмом от 17.04.2019 исх. № 198/4-19.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы документации по Объекту получено 20.05.2019.

Проектная документация и результаты инженерных изысканий в электронном виде представлены Государственному заказчику согласно письму Подрядчика от 26.06.2019 №286/6-19.

18.06.2019 ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» под исх. № 18 сообщено в адрес Подрядчика об оставлении без рассмотрения представленной документации с указанием на наличие соответствующих замечаний, касающихся не только отсутствия реквизита утвержденного ППТ и ПМТ, но и иных недостатков, относящихся к исключительной компетенции Подрядчика (письмо Подрядчика от 24.06.2019 № 282/6-19), а именно не корректно представлены инженерно-экологические изыскания, представленный лист согласования схемы (М1:500) согласован не в полном объеме со всеми службами города.

Учитывая, что как для разработки, так и для утверждения в установленном законом порядке документации по ППТ и ПМТ установлены соответствующие регламентные сроки, а результаты инженерных изысканий, необходимых в соответствии со ст. 41.2 Градостроительного кодекса РФ для подготовки ППТ и ПМТ, представлены Подрядчиком в электронном виде 26.06.2019 исх. № 286/6-19, в ответ на запрос Подрядчика от 04.07.2019 № 296/7-19 Учреждением 11.07.2019 под исх. № 20/2174 представлено соответствующее гарантийное письмо для экспертного учреждения.

Также и в ответ на запрос Подрядчика от 31.07.2019 исх. № 338/7-19 Учреждением направлена информация о ходе подготовки ППТ и ПМТ.

Письмом от 02.08.2019 исх. № 346/8-19 Подрядчик запросил технические условия ГБУ «Севастопольский Автодор».

Письмом от 06.08.2019 Учреждение запросило недостающие приложения.

Письмом от 06.08.2019 исх. № 354/8-19 Подрядчик предоставил документы для получения технических условий ГБУ «Севастопольский Автодор».

Письмами Учреждение от 11.06.2019 исх. № 20/1734 и от 18.09.2019 исх. № 20/3151 в адрес Подрядчика сообщено о размере предельной сметной стоимости по Объекту, согласно инвестиционному пакету, утвержденному в Минэкономразвития РФ, которая составляла 46,23 млн. руб.

Также, письмом Подрядчика от 06.08.2019 № 351/8-19 направлен сводный сметный расчет по Объекту, который получен Государственным заказчиком 07.08.2019 под вх. № 18/5219.

Учреждение письмом от 28.08.2019 исх. № 27/2840 направило в адрес Подрядчика технические условия ГБУ «Севастопольский Автодор» от 22.08.2019 исх. № 136-ТУ.

Учреждением направлены Подрядчику копии приказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30.09.2019 № 226 с соответствующим приложением электронной почтой от 30.09.2019 и письмом от 01.10.2019 исх. № 20/3311 об утверждении ППТ и ПМТ.

Положительное заключение проектной документации и инженерных изысканий получено 07.10.2019 № 92-1-1-3-027141-2019.

При согласовании рабочей документации, а также технологические и конструктивные решения линейных объектов в части пересечения проектируемых самотечных сетей канализации с троллейбусными линиями с ГБУ «Севастопольский Автодор» выявил замечания: не выполнены требования Приказа Минтранса от 26.12.2018 № 480 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения», глава VI Требования к составу и содержанию ПОДД; нарушены требования ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части и. 5.1.8., 5.2.2, 5.2.27, 5.4.21, а также неверно отображены значения на знаках 8.1.1., 8.2.1.

Также необходимо согласовать прокладку инженерных сетей с ГБУ «Севастопольский Автодор» (письмо ГБУ «Севастопольский Автодор» от 05.11.2019 исх. № 3959, от 26.11.2019 исх. № 4272).

Письмом от 09.06.2020 исх. № 212/6-20 Подрядчик запросил у Учреждения доверенность для прохождения государственной экспертизы достоверности сметной стоимости.

Учреждение письмом от 09.06.2020 исх. № 10/1738 предоставило доверенность.

Со стороны ГБУ «Севастопольский Автодор» выдал обновленные технические условия от17.11.2020 исх. № 200, направленные вместе с договором на прокладку, перенос, переустройство инженерный коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.

В связи с изменением технических условий ГБУ «Севастопольский Автодор» возникла необходимость вносить изменения в проектную документацию в разделы: Раздел 1 «Пояснительная записка»;

Раздел 2 «Проект полосы отвода»;

Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта»;

Раздел 5 «Проект организации строительства»;

Раздел 9 «Смета на строительство».

На основании изложенного получено положительное заключение проектной документации при повторной государственной экспертизы от 12.04.2021 № 92-1-1-2-017491-2021, которая совместима с проектной документацией и результатами инженерных изысканий от 07.10.2019 № 92-1-1-3-027141-2019.

Письмом от 15.12.2020 исх. № 344/12-20 Подрядчик направил сметную документацию для согласования Учреждением перед загрузкой на государственную экспертизу определения достоверности сметной стоимости.

ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» от 30.12.2020 исх. № 235 отказало в принятии проектной документации (включая оценку сметной стоимости) по заявлению Подрядчика от 29.12.2020 № 9868975476.

Письмом от 13.01.2021 посредством электронной почты Учреждение направило замечания ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя».

Учреждение        выдало Подрядчику    доверенность      для прохождения государственной экспертизы достоверности сметной стоимости от 14.01.2021 № 8.

Так, актом приемки проектной и сметной документации и результатов инженерных изысканий по Контракту от 09.02.2021 Подрядчик передал Учреждению документацию на согласование перед подачей документации в ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя».

Письмом от 24.02.2021 исх. № 10/268 Учреждение согласовало проектно-­сметную документацию.

Заявлением от 26.04.2021 исх. №68/4-21 Подрядчик направил документацию в ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя», а также акт приемки проектной и сметной документации и результатов инженерных изысканий по Контракту от 26.04.2021.

Положительное заключение достоверности сметной стоимости получено 01.07.2021 под исх. № 92-1-1-2-035139-2021.

Посредством электронной почты в адрес Учреждения Подрядчик направил положительное заключение проектной документации от 12.04.2021 №      92-1-1-2-017491-2021, сметной документации от 01.07.2021 №92-1-1-2-035139-2021.

После подготовки и согласования с заинтересованными лицами рабочей документации между Учреждением и Подрядчиком подписан Акт № 1 приемки выполненных работ от 17.08.2021.

Истец по встречному иску обозначил то, что результат работ по Контракту не сдан Подрядчиком в установленные сроки в определенном Контрактом порядке, в связи с чем, со стороны Подрядчика усматривается просрочка обязательств по Контракту.

Согласно п. 9.1. Контракта стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение Контракта, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по Контракту.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств.

Заказчик указал на наличие у Подрядчика просрочки исполнения обязательств с 16.08.2019 по 17.08.2021 (733 дня).

Заказчик исключил из числа дней просрочки 167 дней (17.04.2019 - 30.09.2019, т.е. с момента передачи Подрядчиком инженерно-топографический план (М 1:500) по Объекту (в электронном виде) для подготовки ППТ и ПМТ до момента утверждения ППТ и ПМТ приказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30.09.2019 № 226).

Исходя из расчета заказчика, указанного во встречном исковом заявлении, пеня за просрочку выполнения Подрядчиком вышеуказанных работ по Контракту составляет: 5 380 000,00 х (733-167) х 1/300 х 6,5% = 659 767,33 руб., исходя из ставки 6,5 % ставка рефинансирования ЦБ РФ согласно информационному сообщению Банка России от 23.07.2021.

Государственным заказчиком в адрес Подрядчика направлены претензии (требования) от 26.06.2020 под № 07/2017, от 11.08.2020 под № 07/2590. Оплата неустойки Подрядчиком не осуществлена в добровольном порядке, что стало причиной обращения с требованиями встречного иска.

Заказчиком (ответчиком по первоначальному иску) представлен контррасчет неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ, с указанием на то, что в исковом заявлении при расчете пени применялась ключевая ставка ЦБ РФ 20%, при том, что на день подачи искового заявления ключевая ставка ЦБ РФ составляла 17 % согласно Информационного письма Банка России от 08.04. 2022.

В ходе рассмотрения дела ответчиком погашена задолженность согласно платежному поручению от 30.06.2022 № 440890, а именно заказчиком произведена оплата за выполнение работ по Контракту в размере 5 380 000 руб.

Заказчиком также представлен перерасчет пени исходя из просрочки оплаты с периодом начисления неустойки с 08.09.2021 до момента осуществления оплаты 30.06.2022 (335 дней): 5 380 000,00 х 1/300 х 335 х 9,5 % = 570 728,33 руб.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований первоначального иска, а также частичного удовлетворения встречного иска, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  ГК РФ), по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Согласно пункту 1 статьи 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

В силу норм статей 8, 307 ГК РФ, обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В дело представлены доказательства оплаты ответчиком по первоначальному иску работ по контракту уже после возбуждения производства по делу

Материалами дела установлено наличие просрочки заказчика в осуществлении оплаты выполненных по контракту работ, а именно, работы оплачены лишь 30.06.2022 в ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного, требования истца о взыскании основного долга удовлетворению не подлежат в связи с полным погашением долга.

Основываясь на доказанности факта ненадлежащего исполнения обязанности по своевременному и полному внесению платы, суд признает законным и обоснованным требование истца о взыскании с ответчика неустойки.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 9.8. Контракта, за просрочку исполнения обязательства государственным заказчиком пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не оплаченной в срок суммы.

Учитывая ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора в части оплаты работ, требования о взыскании неустойки являются обоснованными, однако, суд обращает внимание на следующее.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), с 1 апреля 2022 года на 6 месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Как следует из Постановления N 497, мораторий на банкротство не применяется только в отношении застройщиков домов-долгостроев, которые уже включены в реестр проблемных объектов. Иных ограничений по субъектам данным актом Правительства РФ не установлено.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44) в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Согласно п. 4 Постановления N 44 предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).

Как разъяснено в п. 7 Постановления N 44, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. Десятый п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Следовательно, период взыскания процентов необходимо считать до 01.04.2022.

Судом принят ко внимаю контррасчет неустойки, представленный ответчиком (по встречному иску), однако, период расчета неустойки составляет с 08.09.21 по 31.03.22 на сумму задолженности 5 380 000 руб с 25.12.2020 по 31.03.22 (включительно), ставка 9,5%, в соответствии с которым, сумма начисленной неустойки составляет 349 251,67 руб.

Поскольку Общество просило суд взыскать с Учреждения неустойку в размере 343 548 рублей, указанные требования подлежат удовлетворению в заявленном размере. Поскольку задолженность в размере 5 380 000 рублей погашена, требования истца по первоначальному иску подлежат удовлетворению частично - в размере 343 548 руб.

Относительно требований истца по встречному иску о взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения контракта, суд счел их подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статье 760 ГК РФ, в обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ входит, в том числе, выполнение работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором, и передача заказчику готовой технической документации и результатов изыскательских работ.

Статьей 762 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, в том числе: оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.

Таким образом, на заказчика законом возложена обязанность предоставлять подрядчику исходные данные и иным образом содействовать в выполнении работ.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно  свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

В силу положений статьи 328 ГК РФ, встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств

В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредставленному исполнению.

Кроме того, кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (ст. 406 ГК РФ).

В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с п. 4 ст. 41.2. Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения:

материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;

материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков;

материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.

Согласно Правилам выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 402) инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются на основании отдельного задания, в соответствии с программой выполнения данного вида изысканий.

Что касается инженерных изысканий для подготовки проектной документации, то их выполнение регламентируется иными статьями ГрК РФ.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Истцу было поручено выполнение инженерных изысканий именно для подготовки проектной документации, что подтверждается п. 1.14. Задания на проектирование.

Условиями Контракта, п. 3.8. Задания на проектирование не предусмотрена обязанность подрядчика передать заказчику промежуточные результаты работ (топографическую съемку) в качестве исходных данных для разработки ДПТ или передать заказчику результаты инженерных изысканий отдельно от проектной документации, т.е, досрочно.

Согласно п. 1.15 Задания на проектирование проект планировки территории и проект межевания территории (далее - «ДПТ») относятся к исходным данным, необходимым для выполнения работ по Контракту и предоставляемым ответчиком.

Согласно ч. 4. п. 4 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20) состав и содержание работ по инженерным изысканиям определяются с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, полученных при подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Вышеизложенное подтверждает, что подготовка документации по планировке территории, в том числе выполнение инженерных изысканий для разработки ДПТ должны были быть выполнены заказчиком или привлеченным им лицом до выполнения истцом инженерных изысканий для подготовки проектной документации и дальнейшему проектированию.

Исходя из изложенного, истцом было обосновано заявлено о приостановлении работ в связи с непредоставлением заказчиком исходных данных - проекта планировки и межевания территории.

Кроме того, ответчиком по встречному иску (подрядчиком) представлены возражения относительно начислений неустойки в части срока приостановления работ в связи с отсутствием ДПТ.

В соответствии с п. 5.1. Контракта, состав и объем работ, подлежащих сдаче подрядчиком заказчику определяется Заданием на проектирование и Графиком выполнения работ. Согласно п. 3.8. Задания на проектирование первым этапом сдачи документации является передача проектно-сметной документации заказчику перед сдачей на экспертизу. Согласно Графику выполнения работ срок предоставления данной документации - 15.04.2019 г.

25.12.2018 года письмом исх. №135/12-18 истец запросил у ответчика проект планировки и межевания территории. Письмом исх. № 160/3-19 от 15.03.2019 работы по Контракту были приостановлены в связи с отсутствием исходных данных.

Информация об утверждении ДПТ поступила в адрес истца 16.10.2019 года письмом исх. №20/3311. Период приостановки по данному основанию составил 7 месяцев. С учетом даты приостановки работ срок завершения проектных работ - 16.11.2019.

Таким образом, работы по Контракту были приостановлены до наступления срока передачи документации ответчику. Соответственно, срок приостановки подлежит учету в периоде расчета неустойки. Таким образом в период  расчета неустойки не подлежит исключению 47 дней-с 01.10.2019 по 16.11.2019.

Также подлежит учету при расчете неустойки срок приостановка работ с 12 августа 2019 года письмом исх. № 374/8-19 по мотиву отсутствия решения по объекту о предельной стоимости строительства.

Учитывая, что данный документ требуется на этапе «прохождение государственной эксперты», а не на этапе «проектная документация». На момент направления письма исх. № 374/8-19 работы по Контракту были правомерно приостановлены в связи с отсутствием ДПТ.

Соответственно, срок данной приостановки подлежит учету в периоде расчета неустойки.

Необходимый документ был предоставлен истцу 05.06.2020 письмом исх. № 10/1703.

Таким образом, в период расчета неустойки не подлежит включению 202 дня-с 17.11.2019 по 05.06.2020.

09.06.2020 письмом исх. 214/6-20 в адрес ответчика была направлена сметная документация для ее согласования перед загрузкой на проверку достоверности сметной стоимости.

 09.12.2020 письмом исх. № 10/3793 ответчик сообщил о внесении изменений в предельную стоимость по объекту, что потребовало переработки сметной документации. 24.02.2021 сметная документация была согласована ответчиком для загрузки на экспертизу.

Указанное свидетельствует об отсутствии вины подрядчика в нарушении сроков предоставления сметной документации на экспертизу. В связи с чем, в расчет неустойки не подлежит включению 261 день - с 09.06.2020 по 24.02.2021.

Процедура проверки достоверности сметной стоимости была начата истцом 26.04.2021. Следовательно, период с 26.04.2021 по 01.07.2021 (67 дней) - период нахождения документации в экспертном органе подлежит исключению из периода расчета неустойки в отношении работ по прохождению сметной экспертизы.

Рабочая документация была направлена ответчику письмом исх. 114/8-21 от 03.08.2021. Период последующей приемки работ (14 дней) подлежит исключению из периода расчета неустойки.

В соответствии с п. 9.8. Государственного контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных обязательств.

На 06.06.2020 работы по этапам 1-6 были выполнены полностью. Работы по этапу «прохождение экспертизы» были выполнены частично, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы.

Согласно сводному сметному расчету (составная часть сметной документации по Контракту) стоимость работ по прохождению проверки достоверности сметной стоимости составляет 260 060,20 руб. с НДС. Стоимость выполнения рабочей документации - 604 160,00 руб. с НДС.

Истцом по первоначальному иску представлен контррасчёт неустойки относительно нарушения сроков исполнения контракта:

по работам по прохождению проверки достоверности сметной стоимости: 260 060,20 руб. х 60 х 1\300 х 6,5% = 3 380, 78 руб., где 60 дней - период с 25.02.2021 (дата, следующая за датой согласования сметной документации) по 25.04.2021 (дата, предшествующая направлению сметной документации на проверку достоверности сметной стоимости);

по выполнению рабочей документации, 604 160,00 руб. х 42 х 1\300 х 6,5% =5 487,86 руб., где 42 дня = 733 - 167-47-202-261 - 14 = 42.

Всего размер неустойки составил 8 868,64 рублей.

Судом принят ко вниманию представленный подрядчиком контррасчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту, который признан обоснованным, соответствующим обстоятельствам по делу, в связи с чем, с подрядчика в пользу заказчика подлежит взысканию неустойка в размере 8 868,64 руб.

В соответствии с пунктом 5 статьи 170 АПК РФ, при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

В связи с предоставлением ГКУ города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» отсрочки по оплате госпошлины при подаче встречного иска, подлежащая уплате в доход бюджета госпошлина подлежит распределению пропорционально размеру удовлетворенных встречных исковых требований (1,34 %), исходя из размера подлежащей уплате госпошлины (16 195 рублей).   

Руководствуясь статьями 110, 132, 167-170Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Первоначальный иск удовлетворить.

Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецгео» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Тульская область) неустойку в размере 343 548 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 51 618 рублей.

Встречный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Спецгео» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Тульская область) в пользу Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь) неустойку в размере 8 868,64 рублей.

В остальной части встречный иск оставить без удовлетворения.

В результате зачета требований взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецгео» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Тульская область) неустойку в размере 334 679,36 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 51 618 рублей.

Взыскать с Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь) в доход федерального бюджета 15 978 рублей госпошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Спецгео» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Тульская область) из федерального бюджета 1 939 рублей госпошлины.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья                                                                А.С. Погребняк