ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-2476/19 от 03.09.2020 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-2476/19

Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2020.

Полный текст решения изготовлен 10.09.2020.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (299053, <...>) к Управлению федерального казначейства по г. Севастополю (299011, г. Севастополь,
ул. Балаклавская, д. 9) о признании недействительным предписания, с участием заинтересованного лица: Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (125009, <...>),

при участии представителей в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 24-10/12 от 13.01.2020;

от Управления федерального казначейства по г. Севастополю – не явились;

от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – не явились;

при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарём судебного заседания Паршина Л.А.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) с заявлением о признании недействительным предписания Управления федерального казначейства по г. Севастополю от 22.02.2019 №74-18-13/449.

Определением суда от 28.05.2019 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 18.06.2019.

Определением суда от 18.06.2019 предварительное судебное заседание отложено на 30.07.2019, привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, просила удовлетворить заявление по мотивам, изложенным в заявлении и пояснениях, данных в судебном заседании.

Управление Федерального казначейства по г. Севастополю в судебное заседание 03.09.2020 явку представителей не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.

Ранее в судебных заседаниях представители заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по г. Севастополю просили суд отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных письменных пояснениях, а также устных пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание явку представителей не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.

В письменных объяснениях Министерство науки и высшего образования Российской Федерации поддержало заявленные требования и просило их удовлетворить.

Согласно ч. 5 ст. 156 АПК РФ, при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу изложенного, дело рассматривается судом по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц.

Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.

Как усматривается из материалов дела, в период с 04.12.2018 по 24.12.2018 Управлением федерального казначейства по г. Севастополю (далее – УФК по г. Севастополю) проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (далее – Севастопольский государственный университет, Университет), по результатам которой составлен акт №74-18-12/58 от 24.12.2018.

По результатам рассмотрения указанного акта УФК по г. Севастополю в адрес Севастопольского государственного университета направлено предписание от 22.02.2019
№74-18-13/449, в котором указано на следующие нарушения:

1.    Неправомерное принятие к учету и оплата подрядной организации
ООО «КМ-Строй» в рамках исполнения договора от 06.12.2016 №03-16/ОК-223 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по адресу: <...>, материалов, характеристики которых не соответствуют требованиям Технического задания (Приложение № 1 к Договору).

2.    Принятие к учету и оплата подрядной организации ООО «КМ-Строй» в рамках исполнения договора от 06.12.2016 №03-16/ОК-223 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по адресу: <...>, первичного документа – акта о приёмке выполненных работ формы КС-2 от 25.03.2017 №2 с недостоверными сведениями (завышенными объёмами работ, определенными по результатам контрольного замера).

3.    Расходование средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, не в соответствии с их назначением, определенным Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 11.01.2016 №16.2.18.4388.01.

По мнению УФК по г. Севастополю, указанными действиями Севастопольский государственный университет нарушил ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 2627-р «Об утверждении Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016 – 2025 годы.

Университету предписано устранить нарушения указанных требований и возместить в доход федерального бюджета в срок до 12 апреля 2019 года:

- по пункту 1 предписания – 866 728,88 рублей;

- по пункту 2 предписания – 8 501,90 рублей;

- по пункту 3 предписания – 39 791 180,44 рублей.

Также указано на необходимость информирования УФК по г. Севастополю о результатах исполнения предписания не позднее 15.04.2019 и отмечено, что неисполнение предписания в установленный срок влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оспариваемое предписание возлагает на Университет определенные обязанности, неисполнение которых является основанием для привлечения его к административной ответственности, то есть является ненормативным правовым актом.

Не согласившись с предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании этого предписания недействительным.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

УФК по г. Севастополю указанных обстоятельств не доказало.

Так, в пунктах 1 и 2 предписания УФК по г. Севастополю ссылается на нарушение Университетом ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и условий пункта 1.1 Договора от 06.12.2016 №03-16/ОК-223.

Однако, исходя из содержания норм п. 1 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, подпункта «а» пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), к полномочиям УФК по г. Севастополю как органа внутреннего государственного финансового контроля отнесен контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям государственного контракта, заключённого в рамках Закона № 44-ФЗ.

Судом установлено, что договор подряда от 06.12.2016 №03-16/ОК-223 заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а не Закона № 44-ФЗ, в связи с чем, не мог быть предметом ревизии со стороны УФК по г. Севастополю.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности Университета за 2017 год УФК по г. Севастополю превысило свои полномочия, что в силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания оспариваемого предписания незаконным в части пунктов 1 и 2.

Стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2018 № 203н, и Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.08.2018 № 16н, на которые УФК по г. Севастополю ссылается в отзыве на заявление Университета, не подлежат применению к спорным правоотношениям сторон, поскольку на момент проведения проверки и составления акта ревизии не действовали.

Также в оспариваемом предписании УФК по г. Севастополю ссылается на расходование Университетом средств субсидии не в соответствии с их назначением, определенным соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 11.01.2016 № 16.2.18.4388.01, что, по мнению заинтересованного лица, является нарушением Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 2627-р «Об утверждении Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016 – 2025 годы» и пунктов 1, 2.3.1 указанного Соглашения.

При этом неправомерное, по мнению УФК по г. Севастополю, расходование средств субсидии осуществлено по таким направлениям:

-на приобретение материальных ценностей (автомобили, мини-погрузчики, сейфы, архивный шкаф);

-на выплату работникам заработной платы и по начислениям на заработную плату;

-на выплаты по авансовым отчётам.

Суд отклоняет указанные доводы по следующим мотивам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 2627-р утверждена Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016 – 2025 годы (далее – Программа развития).

11.01.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации, правопреемником которого является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России, Министерство), и Севастопольским государственным университетом заключено Соглашение № 16.2.18.4388.01 о порядке и условиях предоставления Субсидии на иные цели.

Аналогичное Соглашение № 17.2.18.4388.01 между теми же сторонами заключено 09.01.2017 (далее – Соглашение).

Согласно Приложению № 1 к Соглашению (в редакции дополнения № 7 от 15.11.2017) направлением расходования средств субсидии по коду аналитического учёта 08-08 является «Реализация программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 2627-р «Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016 – 2025 годы».

Таким образом, доказательством расходования средств субсидии не в соответствии с их назначением может быть только их расходование не на выполнение мероприятий Программы развития.

Между тем, материалами дела подтверждается факт расходования средств субсидии на реализацию мероприятий Программы развития.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Следовательно, заявитель вправе принимать локальные нормативные акты по любым вопросам своей деятельности.

Письмом главного распорядителя бюджетных средств и средств субсидии – Минобрнауки России от 20.01.2020 исх. № МН-3/60 подтверждается, что Университет вправе осуществлять управление проектами (распределять финансирование по проектам, начинать реализацию, вносить изменения в реализуемые проекты и т.п.) в рамках Программы развития в соответствии с локальными нормативными актами Университета, без дополнительного согласования и уведомления Минобрнауки России.

В целях реализации Программы развития Севастопольским государственным университетом разработан Регламент реализации мероприятий Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» № 02-08/207 (далее – Регламент), утвержденный 20.07.2016. Данный Регламент определяет порядок организации, координации и контроля мероприятий, проводимых для достижения результатов Программы развития.

В соответствии с разделом 1 Регламента основанием для начала реализации проекта является паспорт проекта.

Такие паспорта проектов разработаны Севастопольским государственным университетом, приняты решениями учёного совета и утверждены приказами ректора. Паспортами определены целевые показатели, достижению которых способствует реализация проекта. Данные показатели согласуются с целевыми показателями (индикаторами), указанными в Приложении № 3 к Программе развития.

На основании утвержденных паспортов, в 2017 году Университетом осуществлялись мероприятия, предусмотренные соответствующими пунктами разделов I – V Программы. Так, приобретение автомобилей, мини-погрузчиков, сейфов, архивного шкафа осуществлено Университетом в рамках выполнения раздела IV «Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры» Плана реализации мероприятий программы развития (Приложение № 1 к Программе развития).

Согласно пункту 13 раздела IV Плана (Приложение № 1 к Программе развития) в рамках указанного раздела предусматривается выполнение мероприятия «Модернизация и развитие распределенного университетского кампуса в целях обеспечения комфортных и безопасных условий обучения, работы, проживания и досуга работников и обучающихся». Основным результатом данного мероприятия является «современная инфраструктура университета, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающая комфортные и безопасные условия для реализации образовательной, научной, инновационной деятельности…».

Приобретение автомобилей, мини-погрузчиков и средств ограничения доступа в помещения позволило Университету обеспечить комфортные и безопасные условия работы и обучения.

Таким образом, средства целевой субсидии расходованы заявителем в соответствии с их назначением.

Относительно иных расходов судом установлено следующее.

Стимулирующие выплаты работникам Университета осуществлялись на основании следующих локальных нормативных актов:

-Положения об оплате труда;

-Положения о порядке установления стимулирующих выплат работникам ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»;

-Методики назначения стимулирующих выплат работникам за реализацию мероприятий Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016-2025 годы.

При этом указанные в акте проверки выплаты в сумме 25 072 863,37 рублей и оплата командировочных расходов в сумме 1 093 926,07 рублей правомерно осуществлены заявителем за счет средств субсидии на иные цели, поскольку работниками выполнялась работа, не включенная в их трудовую функцию (разработка рабочих программ по новым дисциплинам; публикации в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science Scopus и др.), что подтверждается, в том числе представленной в материалы дела должностной инструкцией доцента.

Согласно пункту 2.2 Соглашения (в редакции Дополнения № 6 от 20.09.2017) субсидия предоставляется Университету в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минобрнауки России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ по аналитическому коду субсидии 08-08.

Представленным в дело актом комиссионного экспертного исследования от 09.04.2019 № 370/5-7 подтверждается, что финансово-хозяйственные операции по приобретению материальных ценностей, осуществлению стимулирующих выплат, оплате командировочных расходов отражены в регистрах бухгалтерского учета с указанием кода субсидии КЦ 08-08 и соответствующих разделов Программы развития.

При этом судом установлено, что необходимым условием для назначения и осуществления стимулирующих выплат работникам Севастопольского государственного университета является достижение целевых показателей Программы развития.

Отчетом о реализации программы развития в 2017 году подтверждается достижение Севастопольским государственным университетом целевых показателей Программы развития. Следовательно, выплата стимулирующих и оплата командировочных правомерно произведены заявителем за счет средств целевой субсидии.

Дополнительным подтверждением правильности сделанного судом вывода является тот факт, что указанный отчет о реализации программы развития принят Минобрнауки России без возражений и (или) замечаний относительно направлений расходования средств субсидии на иные цели. Обратное УФК по г. Севастополю не доказано.

Письмом от 20.01.2020 исх. № МН-3/60 Минобрнауки России также подтвердило, что Университет самостоятельно определяет направления расходования средств субсидии в рамках мероприятий Программы развития и в пределах доведенных лимитов.

Таким образом, Минобрнауки России согласованы (утверждены) указанные в паспортах проектов мероприятия в качестве основания для выделения средств субсидии. То есть главный распорядитель бюджетных средств (Минобрнауки России) подтвердил, что эти мероприятия были направленны на модернизацию образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала Университета, модернизацию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, повышение эффективности управления Университетом.

Данный вывод подтверждается и судебной арбитражной практикой, например постановлениями Арбитражного суда Московского округа от 02.10.2018 по делу № А40-188287/2017; от 12.07.2018 по делу № А40-190241/2017.

Кроме того судом установлено, а материалами дела подтверждено, что при вынесении в отношении заявителя оспариваемого предписания УФК по г. Севастополю допустило нарушения пункта 66, подпункта «а» пункта 67 Правил № 1092 в части срока принятия решения по результатам проверки.

При таких обстоятельствах предписание УФК по г. Севастополю №74-18-13/449 от 22.02.2019 подлежит признанию недействительным полностью как принятое с превышением полномочий (в части пунктов 1 и 2) и не соответствующее требованиям закона в остальной части.

Учитывая изложенное, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Заявление федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» удовлетворить.

Признать недействительным Предписание Управления федерального казначейства по г. Севастополю от 22.02.2019 № 74-18-13/449.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата и место регистрации: 24.03.2014, г. Севастополь; место нахождения: ул. Балаклавская, д. 9, <...>) в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата и место регистрации: 27.11.2014, г. Севастополь; место нахождения: ул. Университетская, дом 33, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей (Три тысячи рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.

Судья

О.В. Минько