АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь
06 декабря 2018 года Дело № А84-2992/18
Резолютивная часть решения по делу оглашена 29.11.2018.
Полный текст решения составлен 06.12.2018
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Погребняка А.С., при ведении протокола секретарем Антиповой В.И., рассмотрев дело
по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр» (г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (г.Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Министерство обороны Российской Федерации (РФ, <...>).
о взыскании задолженности в размере 634 686,56 рублей,
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности;
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России» о взыскании 591 537,48 руб.
Иск обоснован тем, что ответчик уклоняется от участия в затратах на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...>, в связи с чем образовалась задолженность в указанном размере.
Определением суда от 03.09.2018 исковое заявление принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание.
В ходе рассмотрения спора истец представил суду заявление об уточнении исковых требований, где указал, что ответчик в период времени с 01 июля 2015 года по 30 июня 2018 года должен участвовать в затратах на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома,расположенного по адресу: <...>, в связи с неоплатой у ответчикаобразовалась задолженность в размере 591 537,48 рублей. В связи с неуплатой суммы задолженности в указанном размере, истец также заявил требования о взыскании с ответчика суммы начисленных процентов по ст. 395 ГК РФ в размере 68 919,59 руб за период с 01.10.2015 по 26.09.2018, пеню за период с 01 октября 2015 года по 26 сентября 2018 года в сумме 154 093,83 руб на основании части 14 ст. 155 ЖК РФ.
Заявление об уточнении исковых требований было принято судом, согласно положений ст. 49 АПК РФ.
Ответчик представил отзыв на иск, где указал, что доводы, изложенные в иске (с учетом уточнений) являются необоснованными, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из того, что к представленному в материалы дела договору управления многоквартирным домом от 31.07.2017 (далее - Договор) заключенному между ГУПС «УК «Центр» и ФИО4 на основании протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации № 15/2 от 21.07.2017 не приложены приложения №№3,4. ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России не было извещено о заключении указанного договора.
Ответчик также обратил внимание, что договор управления многоквартирным домом заключен 31.07.2017, однако истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности начиная с 01.07.2015, что является не обоснованным. Кроме того, истцом не указано какие именно он оказывал услуги и выполнял работы для управления многоквартирным домом, а именно для нежилого помещения здания по ГП № 1 (морская библиотека) общей площадью 1601,0 кв. м военного городска № 254, расположенного по адресу: <...>.
На основании вышеизложенного ответчик считает, что исковые требования ООО «УК «Центр» не подлежат удовлетворению, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Третье лицо представило отзыв на иск, указав на необоснованность исковых требований, исходя из того, что собственником помещений не принималось решений о передаче в управление и распоряжение принадлежащего ему имущества истцу, между сторонами по делу отсутствуют договорные отношения, а также отсутствуют в рамках договора от 31 июля 2017 года. Кроме того, истцом не предоставлены доказательства (акты выполненных работ, оказанных услуг, иные документы), на основании которых осуществлялся ремонт и содержание спорных помещений.
Также третье лицо указало, что расчеты, представленные истцом произведены на основании распорядительных актов местных органов власти в части, касающейся объектов жилого фонда, при этом, помещения, принадлежащие ответчику таковыми не являются. Не представлено доказательств, свидетельствующих, что истец при разграничении зон обслуживания многоквартирных домов и в частности в самом доме - затрагивает помещения, не принадлежащие на праве собственности городу. В том числе, из материалов дела невозможно установить на каком основании истец взыскивает задолженность с июля 2015 года.
В ходе судебного разбирательства по делу истец представил заявление об уточнении (уменьшении) исковых требований, согласно которых, в связи с предоставлением третьим лицом доказательств того, что Министерством обороны. РФ, самостоятельно, без заключения Договора с ООО «УК «Центр», осуществлялись услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, сумма исковых требований подлежит уменьшению на размер тарифа на участие в затратах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из указанного, истец просил взыскать с ответчика задолженность за участи в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в размере 50 5371,66 руб за период с 01.10.2015 по 26.09.2018, пеню за период с 01 октября 2015 года по 26 сентября 2018 года в сумме 129 314,90 руб на основании части 14 ст. 155 ЖК РФ, всего просил взыскать 634 686,56 руб.
Заявление об уменьшении исковых требований принято судом, согласно ст. 49 АПК РФ
В судебном заседании 29.11.2018 суд перешел на стадию судебного разбирательства по делу, представители сторон изложили правовые позиции, ответили на вопросы суда, дали пояснения по сути спора.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 № 89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» определены зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя до заключения договоров управления по результатам проведения Правительством Севастополя открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами собственниками помещений, в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы либо до даты реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своего права на выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно приложению №4 к вышеуказанному распоряжению, в зону обслуживания многоквартирных домов, а именно дом 7 по пр. Нахимова, в г. Севастополь определено Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания «Центр».
В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения последнее вступает в силу 01.03.2015.
Таким образом, Государственное унитарное предприятие Севастополя «Управляющая компания «Центр» приступило к обслуживанию многоквартирным домом, расположенным по адресу: пр. Нахимова 7, в г. Севастополь, с 01 марта 2015 года в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя № 89-РП от 26 февраля 2015 года «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя».
В дальнейшем, в связи с проведением открытого конкурса по отбору управляющей организации 04 октября 2017 года в отношении указанного многоквартирного дома была избрана управляющая организация ГУПС «УК «Центр»
26 января 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования — Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр».
Также судом установлено, что нежилые помещения здания по ГП № 1 (морская библиотека) общей площадью 1601,0 кв. м военного городска № 254, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с п. 179 акта приема-передачи к распоряжению Правительства Севастополя от 25.03.2015 № 195- РП переданы в федеральную собственность.
На указанные нежилые помещения зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Однако по состоянию на 26.09.2018 право оперативного управления на морскую библиотеку за ФГКУ «Крымское ТУПО» Минобороны России не оформлено.
В рамках уставной деятельности территориальное управление осуществляет функции обеспечения решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации
Согласно п. 4 приказа Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 N75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» обеспечение квартирным довольствием (мебелью, пожарным оборудованием и имуществом, топливом, коммунальными услугами), учет и эксплуатация защитных и специальных, сооружений местной обороны, а также производство капитального и текущего ремонта этих объектов осуществляется в соответствии с Положением о местной обороне в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
В соответствии с пунктом 14 статьи 4 ФЗ «Об обороне» N 61-ФЗ от 31.05.1996 утверждение положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов входит в компетенцию Президента РФ.
В пункте 1 и подпунктах 15 и 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11.11.1998 N 1357 в ред. от 19.11.2003) указано, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одними из функций которого являются обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами; осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной инфраструктуры в Вооруженных Силах.
В соответствии с подпунктами 36 и 37 пункта 11 Положения Министр обороны издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение, а также издает по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 N 75 КЭУ (КЭО) военного округа осуществляет руководство квартирно-эксплуатационной службой военного округа и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, дислоцированных на территории военного округа и состоящих у него на квартирном довольствии (п. 18).
Третье лицо (Министерство обороны Российской Федерации) в отзыве указало на то, спорный объект обеспечивается слугами энерго- и водо- снабжения через контракты, заключаемые Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» и поставщиками ресурсов в городе Севастополе.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2008 года № 1082, в полномочия ведомства входит оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; ФИО5 осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), правление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; организует выполнение организациями, находящимися в ведении Минобороны России, работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Министр обороны, в свою очередь, организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил, утверждает планы и программы по видам обеспечения вооруженных сил, планы капитального строительства в Вооруженных силах.
Также, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также полномочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, оставленных в пользование Вооруженным Силам.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 №483 утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 № 483 право Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
Передаточный акт подписан 25.03.2015.
В полномочия ФГКУ «Крымское ТУИО Минобороны России» входит управление военным имуществом, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что ответчик осуществляет функции, соответствующие праву хозяйственного ведения относительно спорного объекта недвижимого имущества. Указанное опровергает доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчиком в материалы дела представлены государственный (муниципальный) контракт на энергоснабжение №4032918 от 20.12.2018 (объект Морская библиотека, <...>), государственный контракт №5136 холодного водоснабжения и водоотведения от 21.12.2017 (объект Морская библиотек по адресу: <...>).
В материалы дела представлены письма истца в адрес ДИЗО, директора Морской библиотеки, в/ч 06984 Миноборны с предложением заключить договор управления многоквартирным домом по адресу: <...>
В обоснование самого факта оказания услуг истцом представлен Договор управления многоквартирным домом от 31.07.2017, в соответствии с которым ГУПС «УК «Центр» (Управляющая организация) и ФИО4 (собственник или собственники помещений) заключили договор управления многоквартирным домом по адресу <...> в соответствии с которым, Договор заключен на основании протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации №15/2 от 21.07.2017. Управляющая организация в течение срока действия Договора, за плату обязуется осуществлять по управлению многоквартирным домом, а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - имущество) в порядке, установленном в разделе 4.1. Договора; предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (далее - потребителям), в порядке, установленном в разделе 4.2, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе 4.3 Договора.
Договор заключен с даты его подписания на срок 36 месяцев.
26.06.2018, 16.08.2018 истец направлял в адрес ответчика претензии, где указал на задолженность ответчика в возмещении затрат управляющей организации на содержание и текущий ремонт дома с 01 июля 2015 года по 31 мая 2018 года, в связи с чем, просил ее оплатить. Доказательства направления претензий ответчику представлены в материалы дела.
27.07.2018 ответчик направил в адрес истца ответ на претензию, где указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца.
В качестве доказательств надлежащего исполнения услуг по содержанию и осуществлению текущего ремонта многоквартирного дома истцом представлены Акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с августа 2015 года по июль 2018 года, акты оказания услуг ООО «Клин тайм» по дератизации и дезинсекции, акты выполнения истцом текущих ремонтных работ в многоквартирном доме.
Ответчиком и третьим лицом представлены Государственный контракт 322/ЭА/2015/ДГЗ/3 на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных и жидких готовых отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах (Республика Крым) для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 26.06.2015, заключенный сроком до 31.12.2016, включающий объект по адресу: <...> а также Государственный контракт №294/ ЭА/2015/ДГЗ/З на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменно - жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах от 10.06.2015 с указанием перечня оказываемых услуг в п. 5.26 контракта, сроком действия до 31.12.2016 (п. 15.1 Контракта).
19.10.2017 между ФКУ «Управление ЧФ» (гос.заказчик) и ООО «Южный город Севастополь» заключен государственный контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации, размещению твердых коммунальных и жидких бытовых отходов для нужд ФКУ «УЧФ» в 2017 году, сроком действия до 31.12.2017, включающий обслуживание объекта по адресу: <...>.
Согласно представленной в материалы дела справки Минобороны РФ от 01.11.2018 государственный контракт от 19 октября г. № 0895 100001 1 1 7000249 3 15145 на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и размещению твердых коммунальных и жидких бытовых отходов для нужд федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в 2017 г. заключен между федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» (далее - заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Южный Город- Севастополь» ИНН <***> (далее - Исполнитель) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение в БИС от июля 2017 г. № 0895100001117000249) с использованием функционала электронной торговой площадки АО «Единая электронная торговая площадка» в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Исполнителя, в порядке, предусмотренном статьей 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ).
28.10.2016 между гос.заказчиком ФИО5 и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и размещению твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны РФ для нужд Минобороны РФ а 2016-2017 годах, сроком действия до 31.12.2017, включающий обслуживание объекта по адресу: <...>.
В подтверждение оказания услуг по указанному контракту, в материалы дела представлены акты сдачи-приемки услуг по сбору, транспортировке, утилизации и размещению твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков по гос.контрактам а также иные документы в подтверждение оказанных услуг: справки о фактически оказанных услугах, копии журнала заявок на выполнение услуг.
В соответствии с данными 166 отдела морской инженерной службы Минобороны РФ от 17.10.2018 с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2016 года техническое обслуживание военного городка № 254 (морская библиотека) согласно государственного контракта № 294/ЭА/ 2015/ДГЗ/З осуществляло АО « ФЛАГМАН КЛИН». Функции по эксплуатации казарменно-жилищного и жилого фонда с 166 отдела МИС сняты с 01.01.2016 года и возложены КЭУ Черноморского Флота.
Письмом от 17.10.2018 КЭУ ЧФ Минобороны РФ сообщено, что на основании приложения к Приказу командующего Черноморским лотом от 26 марта 2018 года № 965 дсп «О расквартировании войсковых частей...» военный городок № 245 закреплен за начальником Морской библиотеки. Вопросы организации эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами возложены на квартирно- эксплуатационную часть г. Севастополя.
Согласно представленного в материалы дела письма Севастопольская КЭЧ от 18.10.2018, в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом №965дсп 26.03.2018г. «О расквартировании войсковых частей, управлений, служб, отделов, предприятий, организаций и учреждений МО РФ на территории Республики Крым и города Севастополя и закреплении за ними военных городков» по адресу: <...> дислоцируется Морская библиотека им. М.П. Лазарева - военный городок №254, войсковая часть 06984 – (Морская библиотека). Организацию эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами Морской библиотеки, согласно п/п 116 вышеуказанного приказа осуществляет квартирно-эксплуатационная часть в г. Севастополе.
В рамках выполнения возложенных задач, в Морской библиотеке КЭЧ производились ремонтные работы. Так, согласно полученных от ора Морской библиотеки телефонограмм - заявок, в 2017-2018 году выполнено: устранение неисправности водопровода в книгохранилище и подвальномпомещении; устранение протекания в системе отопления; устранение протекания в системе канализации и пр. Таким образом, содержание и текущий ремонт здания, помещений библиотеки, в том числе наружные работы, в случае необходимости, осуществляются силами КЭЧ (г.Севастополь).
Для определения технического состояния здания Морской библиотеки организовано проведение ежегодного осмотра. 10 апреля 2018 года комиссией составлен акт общего весеннего осмотра объектов венного комплекса здания №1 Морской библиотеки. Согласно акта, сооружение Морской библиотеки находится в удовлетворительном состоянии и требует текущего ремонта.
Также в письме 18.10.2018 указано, что какие-либо договоры, контракты между ООО «Управляющая компания» и ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице начальника КЭУ Черноморского флота или КЭЧ (г.Севастополь) на управление и эксплуатацию помещений Морской библиотеки, проведение текущего ремонта - не заключались; акты выполненных работ не подписывались, счета не представлялись. За заключением договора ООО - являющая компания» Центр» в КЭЧ (г.Севастополь) не обращалась.
Кроме того, организован вывоз твердых коммунальных отходов с ого городка №254 в соответствии с условиями государственного контракта оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и размещению дых коммунальных и жидких бытовых отходов для нужд ФКУ «Управление г поморского флота» в 2018 году от 16.02.2018г., заключенного между ФКУ «Управление Черноморского флота» и ООО «Южный город - Севастополь».
Также между поставщиками: ГУПС «Водоканал», ГУПС «Севтеплоэнерго», «Севэнергосбыт» и ФКУ «Управление Черноморского флота» с июля 2015 года и по настоящее время заключены государственные контракты за счет средств лимитов бюджетных обязательств в порядке Закона № 44-ФЗ (копии указанных контрактов с объектом обслуживания: <...> представлены в материалы дела).
Также ответчиком представлено в материалы дела письмо ООО «УК «Центр» в адрес Севастопольской КЭЧ о невозможности произвести работы по замене участка трубопровода холодного водоснабжения по причине отсутствия заключенного государственного контракта по содержанию и ремонту общего имущества (письмо №990 от 02.03.2018).
Исходя из того, что требование об уплате долга добровольно не было удовлетворено, истец обратился в суд с требованиями о взыскании суммы задолженности и пени, начисленной согласно положений ЖК РФ, в соответствии с представленными уточнениями исковых требований.
В качестве оснований для уменьшения (уточнения) исковых требований истец указал осуществление перерасчета суммы задолженности ввиду представления третьим лицом доказательств того, что Минобороны РФ самостоятельно, без заключения договора с ООО «УК «Центр» осуществлялись услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов. В данной части применяемый тариф на участие в затратах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома уменьшен на размер данного тарифа.
Истец представил суду развернутый расчет начисленной задолженности а также пени за просрочку выполнения обязательств.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенная норма корреспондирует статьям 39, 155 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Упомянутые нормы не содержат указания на самостоятельные действия по обслуживанию, ремонту, содержанию общего имущества, а предусматривают обязательное участие в расходах соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Следовательно, согласно действующему законодательству в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений.
Согласно пунктам 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники нежилых помещений наряду с собственниками жилых помещений владеют на праве собственности общим имуществом многоквартирного жилого дома и несут бремя его содержания.
Исходя из статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В статье 157 ЖК РФ закреплено, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Следовательно, все собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме в равной степени должны оплачивать весь объем коммунальных ресурсов, отпущенных в многоквартирный дом.
Как уже приводилось выше, ответчиком осуществляются функции по управлению нежилым помещением по адресу: <...>.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд полагает, что в рассматриваемом случае содержание многоквартирного дома в целом невозможно отдельно от нежилого помещения, собственник (пользователь) которого является потребителем услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательства обратного суду не представлены.
Материалами дела подтверждается и то, что именно ООО "УК "Центр", будучи правопреемником государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр", начиная с 01.03.2015 осуществляло функции по обслуживанию спорного дома.
Доказательства того, что услуги по управлению многоквартирным домом предоставлял иной хозяйствующий субъект ответчиком не представлены.
Пояснения Севастопольской КЭЧ, согласно письма от 18.10.2018, представленного в материалы дела, об осуществлении текущего ремонта в помещениях Морской библиотеки, также не опровергают доводов истца о том, что ООО «УК Центр» осуществлялось обслуживание общего имущества.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (части 7, 8 статьи 156 ЖК РФ). Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пунктам 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Пунктом 31 Правил №491 закреплено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Исходя из части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации.
В силу постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-ГЗ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Ответчиком обязательства по несению расходов на содержание общего имущества не исполнялись (за исключением оплаты услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов), доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При этом, те действия, которые совершались ответчиком в отношении спорного объекта самостоятельно, не являются идентичными тем, действиям (услугам), которые выполняет истец.
Размер платы за содержание жилого помещения определяется на основании Постановления Правительства Севастополя, в частности Постановлением от 30.12.2014 № 680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения" (с последующими изменениями), от 25.12.2015 № 1304-ПП "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2016 год", от 28.12.2016 N 1286-ПП "Об утверждении платы за содержание жилого помещения на 2017 год".
Перечисленными нормативными актами утверждена плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом или установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилищном фонде города Севастополя, в зависимости от этажности и уровня благоустройства в размере согласно приложению N 1 к постановлению.
Перечень работ (услуг), выполнение которых осуществляется за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждены в приложении N 2 к данным постановлениям.
При расчете размера задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома истцом применены тарифы, указанные в данных постановлениях и размер площади помещения, занимаемого ответчиком.
Доводы ответчика и третьего лица на то, что истцом не выставлялись документы для оплаты исследуемых расходов, ввиду чего у него не имеется оснований для предъявления требования об их взыскании в судебном порядке, не могут быть приняты судом, исходя из следующего.
Истцом в адрес ответчика направлялись претензии об оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и пени, которые оставлены ответчиком без какого-либо реагирования.
Тем самым у ответчика имелась возможность для погашения задолженности либо иного урегулирования спорного вопроса вне рамок судебной процедуры.
Исходя из того, что доказательства уплаты основной задолженности за участие в расходах по содержанию и ремонту общего имущества (за исключением обязательств по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов) за период с 01.07.2015 по 30.06.2017 в сумме 505 371,66 руб ответчиком не представлены, требования искового заявления подлежат удовлетворению в указанной части.
Кроме того истец просит взыскать с ответчика пеню за период с 01 октября 2015 года по 01.11.2018 в сумме 129 314,90 рублей, согласно части 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ за просрочку внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги подлежит начислению неустойка в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто-тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Изучив представленный истцом расчет пени, суд счел его обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем, начисленная сумма в размере 129314,90 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр» (ОГРН <***>) задолженность в размере 505 371,66 рубль, неустойку в размере 129 314,90 рубля, а также расходы по оплате госпошлины в размере 15 694 рубля.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр» (ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 597 рублей.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд города Севастополя.
Судья А.С. Погребняк