ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-4213/20 от 17.12.2020 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-4213/20

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2020 г.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН <***>, ИНН <***>) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, с участием заинтересованного лица – ФИО1,

лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились,

при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарём судебного заседания Орловой А.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд) с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 04.08.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, обязании Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть обращение заявителя от 01.06.2020 №17-31/04601.

Заявитель считает, что административным органом не дана объективная оценка всем доводам, изложенным в обращении на действия конкурсного управляющего ФИО1, а выводы об отсутствии в его действиях события административного правонарушения не соответствуют выявленным обстоятельствам по делу, так как в действиях конкурсного управляющего имеются нарушения ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Административным органом не дана объективная оценка бездействию конкурсного управляющего ФИО1

В судебное заседание лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель заявителя пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил заявление удовлетворить, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя просил в  удовлетворении заявления отказать, по мотивам, изложенным в отзыве на заседании заявление.

От арбитражного управляющего ФИО1 поступили письменные пояснения по существу заявленных требований, так же были даны пояснения в ходе судебного разбирательства.

Согласно части 5 статьи 156 АПК РФ, при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу изложенного, дело рассматривается судом по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле.

Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.

ФИО1 является конкурсным управляющим ФИО2 (далее – ФИО2) на основании решения Арбитражного суда города Севастополя от 18.06.2019 по делу № А84-2160/2019.

УФНС России по г. Севастополю как уполномоченным органом  было направлено обращение на действия (бездействие) конкурсного управляющего ФИО2 ФИО1 в связи с тем, что арбитражным управляющим:

1.         Несвоевременное опубликование в газете «КоммерсантЪ» сообщения о признании ФИО2 несостоятельным (банкротом), о введении в отношении него процедуры банкротства - реализация имущества гражданина.

2.         Неопубликование на сайте ЕФРСБ заключения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

3.         Неопубликование на сайте ЕФРСБ сведений о результатах проведения торгов.

4.         Непредставление кредиторам:

-           отчета о своей деятельности за 3 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года;

-           анализа финансового состояния Должника;

-           анализа наличия или отсутствия оснований для оспаривания сделок;

-           заключения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

 Подобные действия не соответствуют целям конкурсного производства и являются нарушением Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Севреестром было вынесено определение от 09.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного  расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1 по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Также административным органом в адрес ФИО1 было направлено определение об истребовании сведений от 09.06.2020.

04.07.2020 от ФИО1 поступили письменные пояснения с приложением документов, в обоснование данных пояснений.

Изучив представленные документы, Севреестр пришел к выводу, что не имеется доказательств нарушения законодательства о банкротстве, в частности, указывающие на затягивание процедуры конкурсного производства и бездействии относительно истребования документации должника, нарушения прав и законных интересов кредиторов, а также сведений, указывающих, что действия (бездействие) конкурсного управляющего привели к неблагоприятным последствиям. На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 6 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Севреестр постановлением от 04.08.2020 прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ФИО1

По мнению, уполномоченного органа в действиях арбитражного управляющего ФИО3 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, а выводы административного органа об обратном сделаны без надлежащего исследования и оценки всех обстоятельств дела, в связи с чем, УФНС России по г. Севастополю обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

Частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрено неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Орган, должностные лица которого уполномочены возбуждать дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотренном статьей 14.13 КоАП РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) определена в качестве органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На основании ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 указанного Кодекса.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 названного Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 данного Кодекса (ст. 28.9 КоАП РФ).

В силу ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного обстоятельства, указанных в данной норме, в частности, отсутствие события административного правонарушения (пункт 1), отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2).

Таким образом, после проведения административного расследования при наличии одного из указанных обстоятельств, административный орган вправе и обязан был вынести мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а при отсутствии таковых - составить протокол об административном правонарушении и направить заявление с материалами дела об административном правонарушении в уполномоченный на его рассмотрение орган.

Как следует из текста оспариваемого постановления от 04.08.2020, административный орган прекратил производство по административному делу в отношении арбитражного управляющего ФИО1 по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;

выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены статьей 9 настоящего Федерального закона, и принимать меры по привлечению лица, виновного в нарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 61.12 настоящего Федерального закона, а также сообщать о выявленном нарушении в орган, уполномоченный составлять протокол о соответствующем правонарушении;

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

В силу ч. 4 ст.20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Частью 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ определены обязанности конкурсного управляющего, в том числе:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Таким образом, предполагается, что конкурсный управляющий обязан предпринять предусмотренные положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ действия в данный шестимесячный срок (максимальный), который в случае мотивированного ходатайства конкурсного управляющего может быть продлен.

Однако возможность продления срока конкурсного производства не предоставляет право конкурсному управляющему полагать об отсутствии временных ограничений для осуществления всех предусмотренных законом действий.

В первоначально установленный судом срок конкурсного производства, конкурсным управляющим должны быть предприняты все возможные и положенные по нормам Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ действия, а в случае невозможности их осуществления необходимо обосновать причины их не совершения. То есть, продление срока конкурсного управляющего, не означает возможность бездействовать.

Заключение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства опубликовано на сайте ЕФРСБ только 04.07.2020, то есть после жалобы Управления.

Только факт, что конкурсное производство неоднократно продлевалось, не является основанием для вывода о соблюдении конкурсным управляющим положений ст.ст. 20.3, 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

На сайте ЕФРСБ финансовым управляющим ФИО1 опубликовано сообщение от 24.02.2020 №4741554 о проведении торгов в виде публичного предложения по продаже имущества Должника. Срок окончания приема заявок для участия в торгах - 25.03.2020.

На торги выставлено 5 лотов.

В соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов.

В соответствии с п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 (далее - Порядок) сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.1. Порядка.

По результатам проведения торгов оператор электронной площадки в срок, установленный п. 7.1 приказа МЭР № 495, формирует протокол о результатах проведения торгов и направляет его в форме электронного документа организатору торгов для утверждения.

Организатор торгов с момента получения протокола о результатах проведения открытых торгов утверждает такой протокол и направляет его оператору электронной площадки в форме электронного документа для размещения на электронной площадке в срок, установленный п. 7.2 приказа МЭР № 495.

Сведения о победителе торгов публикуются в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися в газете «КоммерсантЪ», на сайте «КоммерсантЪ», в СМИ по месту нахождения должника, в иных СМИ, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов (п. 15 ст. 110 Закон о банкротстве), а также на сайте ЕФРСБ (п. 1, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве) в течение 3 рабочих дней (п. 3.1 Порядка).

В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли- продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного указанным Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 18 ст. НО).

Протокол о результатах проведения торгов и копия решения о признании торгов несостоявшимися опубликовывается в вышеуказанные сроки.

Таким образом, в ходе административного расследования Севреестром не установлена дата, когда ФИО1 должен был произвести публикацию о результатах торгов в деле о банкротстве ФИО4

Последующие действия финансового управляющего, направленные на передачу транспортного средства победителю торгов, не влияют на сроки опубликования сообщения о результатах торгов.

Кроме того, финансовым управляющим 04.07.2020 произведена публикация на сайте ЕФРСБ сообщения о результатах проведения торгов только в отношении трех лотов из пяти.

Согласно сообщению от 04.07.2020 победителями торгов стали ФИО5, г. Краснодар (лот №2, лот №3) и ФИО6, г. Ялта, Республика Крым (лот №4).

По состоянию на 12.08.2020 сведения о результатах проведения торгов в отношении двух лотов (№1, №5) не опубликованы.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» раскрыто понятие длящегося административного правонарушения. Порядок и сроки опубликования сведений о результатах торгов четко регламентированы Порядком.

Таким образом, учитывая наличие установленных сроков для опубликования соответствующих сведений на сайте ЕФРСБ, довод Севреестра об отсутствии нарушений ФИО1 в части публикации сведений о результатах торгов по причине размещения информации 04.07.2020 не состоятелен.

Вопрос о выявлении наличия оснований для оспаривания сделок должника отнесен к компетенции арбитражного управляющего и подлежит разрешению в судебном порядке.

В рамках дела №А84-5144/2019 конкурсным управляющим ФИО1 опубликовано сообщение от 09.06.2020 № 5085322 о проведении 25.06.2020 собрания кредиторов ООО «Крымэнергопроект» в форме очного голосования.

В рамках дела №А84-3467/2019 конкурсным управляющим ФИО1 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение о результатах проведения собрания кредиторов ООО «Сэндмаркет» (сообщение от 10.04.2020 № 4900467).

В рамках дела № А84-3175/2019 опубликовано сообщение о проведении инвентаризации имущества ООО «УК Остряково» от 13.05.2020№4978386.

Таким образом, в указанный период финансовым управляющим не представлены доказательства о невозможности выполнения своих обязанностей в рамках дела о банкротстве ФИО2

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Из оспариваемого постановления не усматривается недоказанность какого элемента состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, послужила основанием для прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Более того, в оспариваемом постановлении фактически не исследовались обстоятельства, на которые указал в своем обращении уполномоченный орган, а именно нарушение процедуры инвентаризации (сроков и выявления имущества), а также не осуществления всех возможных действий в шестимесячный срок конкурсного производства, установленный решением от 24.10.2017 по делу № А84-1909/2017.              

Согласно статье 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В рассматриваемом случае, суд приходит к выводу, что в оспариваемом постановлении не указаны однозначные обстоятельства позволяющие сделать вывод об отсутствии в действиях (бездействии) конкурсного управляющего именно состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в связи с чем постановление от 04.08.2020 не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, постановление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 04.08.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит признанию незаконными и отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Требования Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 04.08.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть обращение Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 01.06.2020 №17-31/04601.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья

О.В. Минько