Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Севастополь | Дело № А84-4434/20 |
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2020 года
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Бойченко О.В.
при участии:
От Севастопольэнерго –ФИО1, диплом серии ВСВ 1170087, по доверенности от 10.01.2020 № Д-4/20, предъявлен паспорт;
ИП ФИО2 - ФИО3, предъявлен паспорт РФ, по доверенности 18.09.2020, диплом серии ДВС 0459717;
Севтехнадзор явку представителя не обеспечил, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки сведения отсутствуют.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» (далее – ООО «Севастопольэнерго», заявитель; ФИО4 ул., <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Управления по промышленной безопасности, электроэнергетике и гидротехнических сооружений города Севастополя (далее – Севтехнадзор, государственный орган; 3-я Бастионная ул., <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
ООО «Севастопольэнерго» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Севтехнадзора от 17.08.2020 № 53/02-ЭН о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.8 КоАП РФ.
Заявитель обосновывает свои требования тем, что установлено наличие состава вменяемого административного правонарушения, в том числе вины ИП ФИО2 в связи с размещением кафе-бара в границах охраняемой зоны ЛЭП.
Определением от 07.09.2020 заявление принято к производству. Привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица индивидуальный предприниматель ФИО2.
Административным органом в ходе рассмотрения дела представлены письменные отзыв на заявление, согласно которого Управление против удовлетворения заявленных требований возражает, пояснив, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 № 53/02-ЭН вынесено в отсутствие вины предпринимателя в совершении правонарушения. Факт нахождения кафе-бара в пределах охранной зоны ЛЭП не отрицается.
В итоговое судебное заседание явилсись представитель заявителя и заинтересованного лица. Суд констатировал отсутствие явки представителя Севтехнадзора, который был извещен надлежащим образом о дате времени и месте его проведения (под расписку), о причинах неявки суд не известил, ходатайств о невозможности рассмотрения дела в его отсутствие не подал.
С учётом вышеприведенных норм процессуального законодательства, по мнению суда, материалы дела достаточно характеризуют спорные правоотношения, основания для отложения рассмотрения дела отсутствуют, а дело подлежит рассмотрению в отсутствие заинтересованного лица по имеющимся в деле материалам, что согласуется со статьями 137, 156 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В процессе рассмотрения документов, предоставленных ООО «Севастопольэнерго» (от 10.03.2020 № 3357/2-20 и от 12.05.2020 № 7056/2/20), Севтехнадзором установлен факт административного правонарушения: нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт.
Доказательством в совершении административного правонарушения является Акт внепланового инженерного осмотра ООО «Севастопольэнерго» от 20.02.2020, фото, карта (план) охранной зоны ВЛ 110 кВ.
Соглано указанным документам, принадлежащее ИП ФИО2 здание кафе-бара расположено на расстоянии 15 метров от проекции крайнего провода ЛЭП напряжением 110 кВ при нормативно определенной охранной зоне 20 кв.м.
Должностное лицо Севтехнадзора, руководствуясь требованиями Административного и должностного регламентов, а также ст. 28.1, 28.3 КоАП РФ, при обнаружении нарушений, выразившихся в нарушении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, составил протокол об административном правонарушении от 08.06.2020 № 53/02-ЭН в отношении ИП ФИО2 Протокол об административном правонарушении составлен с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно сведениям, представленным ООО «Севастопольэнерго», ВЛ 110 кВ находятся на балансе ООО «Севастопольэнерго», и сведения об их границах внесены в документы государственного кадастрового учета в 2015 году.
На основании полного и всестороннего рассмотрения имеющихся в деле доказательств Севтехнадзор вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 № 53/02-ЭН.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Заявитель, как лицо, интересы которого затрагивает оспариваемое постановление (потерпевший) не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке глав 22, 25 АПК РФ (статьи 189, 207- 211).
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении по статье 9.8 КоАП РФ послужил выявленный ООО «Севастопольэнерго» факт нахождения принадлежащего ИП ФИО2 здания кафе-бара на расстоянии 15 метров от проекции крайнего провода ЛЭП напряжением 110 кВ при нормативно определенной охранной зоне 20 кв.м.
Статьей 9.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 названных Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) при рассмотрении дел об административных правонарушениях, суд должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Кроме того, должностное лицо Административного органа устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с приложенной к пояснениям ИП ФИО2 схемой расположения объекта на земельном участке, кафе-бар пересекает границы охраной зоны ЛЭП, пересечение образует треугольник с размерами0,84х2.71х 2.85 (отступ от границы охранной зоны около 1 м.)
Согласно п. 8.1 Договора аренды земельного участка от 25.10.2014, заключенного между Севастопольским городским Советом и ЧП ФИО2 (далее - Договор), на арендованный земельный участок установлены ограничения в охранных зонах инженерных коммуникаций общей площадью 0,024 га.
При этом, неотъемлемыми частями Договора являются акт приема- передачи объекта аренды и кадастровый план земельного участка.
Согласно акта приема-передачи земельного участка от 25.10.2004, земельный участок имеет ограничения в его использовании на площади 0,024 га в охранных зонах инженерных коммуникаций, указанных на кадастровом плане земельного участка.
В кадастровом плане земельного участка указана единственная охранная зона - охранная зона газопровода. Другие инженерные коммуникации (в том числе охранные зоны электрических сетей) на кадастровом плане земельного участка не нанесены (не обозначены). В связи с этим, проект отвода земельного участка содержит согласования ОАО «Севастопольгаз», Управлением архитектуры и градостроительства г. Севастополя, иными службами.
В соответствии с составленным ФИО5 ФИО6 реконструкции МАФ по кафе-бар с летней площадкой, неотъемлемой частью которого является Ситуационный план М 1:500, земельный участок пересекает лишь одна охранная зона – зона газопровода, с учетом чего размещение объекта согласовано ОАО «Севастопольгаз», о чем имеется отметка датированная 19.07.2011 и скрепленная печатью газоснабжающей организации.
В то же время, факт расположения объекта в охранной зоне ВЛ 110 кВ зафиксирован и отражен в Акте ООО «Севастопольэнерго», т.е. наличие административного правонарушения установлено, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, согласно сведениям, представленным ООО «Севастопольэнерго», ВЛ 110 кВ была возведена в 1963 году, сведения о ее границах внесены в документы государственного кадастрового учета 01.10.2015 года, находится на балансе ООО «Севастопольэнерго» с 2017 года.
При этом, технологическое присоединение ЭПУ торгового киоска в районе магазина «Океан» (<...>. ФИО7) осуществлено на основании технических условий, выданных ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» в 2000 году. Указанные условия не содержат каких-либо ограничений и информации о расположении объекта или наличии его (или земельного участка под ним) в охранных зонах электрических сетей. Проект на электроснабжение торгового киоска на пр. Ген. ФИО7 у магазина «Океан» (шифр 0708-00- ЭЛС), разработан в соответствии с техническими условиями от 07.08.2000 № 728/04, выданными ОАО «ЭК «Севастопольэнерго». Проект согласован в установленном порядке. Так, в согласовании от ГАЭК Севастопольгорэнерго согласовано проведение трасс к киоску и указано на необходимость ведения земляных работ вручную. Иного запись о согласовании не содержит.
Кроме того суд отмечает следующее. К отношениям, возникшим на территории г. Севастополя до 18.03.2018, применяется материальное право Украины.
Согласно ст.25 Закона Украины от 09.07.2010 № 2480-VI «О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов» специальные зоны объектов энергетики указываются в схемах землеустройства и технико-экономическом обосновании использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимосоздающих объектов, проектах землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочения угодий, проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности), другой определенной законом документации по землеустройству.
Границы специальных зон объектов энергетики указываются в документации по землеустройству со времени предоставления земельного участка для строительства соответствующего объекта и, в случае необходимости, устанавливаются в натуре (на местности) и обозначаются соответствующими предупредительными знаками.
Указанных в законе Украины от 09.07.2010 № 2480-VI «О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических объектов» обозначений специальных зон объектов энергетики в документации, которую получала ИП ФИО2 не содержалось.
Владельцам и пользователям земельных участков, на которые установлены ограничения и обременения, выдается кадастровый план их земельных участков с нанесенными границами специальных зон, а также письменный перечень ограничений и обременений по использованию земель в этих зонах.
Как установлено из содержания вышеуказанных документов, сведения об установлении охранной зоны ВЛ 110 кВ, созданной в 1963 году, в землеустроительной и технической документации отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии установления указанной зоны в соответствии с законодательством Украины. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Охранная зона ВЛ 110 кВ была установлена лишь 01.10.2015 а соответствии с законодательством РФ, что подтверждается выпиской из ГЕРН в отношении земельного участка.
Согласно п. 1.3.1, 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих ПТЭЭП и других нормативных документах. До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию и согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона об электроэнергетике, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ЭПУ потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Присоединение энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) торгового киоска у магазина «Океан», а не ЭПУ земельного участка, было осуществлено ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» в 2000 году на основании выданных ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» технических условий.
Договор аренды на земельный участок ИП ФИО2 заключен в 2004 году, а градостроительное заключение № 1189/4-2 по проекту отвода земельного участка ФИО8 для реконструкции существующей МАФ в кафе-бар с летней площадкой и благоустройства прилегающей территории (в районе магазина «Океан» по пр. Ген. ФИО7) получено в сентябре 2003 года. В указанном заключении указан возможный срок договора аренды – 25 лет.
При этом, реконструкция объекта – кафе-бара, принадлежащего предпринимателю, осуществлена в соответствии с законодательством Украины до 18.03.2014 и до 01.10.2015, то есть до установления охранной зоны для вышеуказанной ВЛ 110 кВ, что подтверждается Проектом реконструкции, Договором №1 на оказание услуг по ремонтно-строительным работам от 21.01.2013 и Актом выполненных работ от 08.04.2013.
Согласно п. 6 Правил, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Кроме того, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления. Действия настоящих Правил на территории города Севастополя наступили в 2014 году.
Из материалов дела следует, что в проекте отвода земельного участка для реконструкции и обслуживания существующей МАФ (2003 год) имеется согласование Ленинского РГА акта выбора земельного участка, генеральный план участка, градостроительное заключение, согласование охранных зон инженерных коммуникаций, проектный план отвода, что свидетельствует о том, что технологическое присоединение объекта ИП ФИО2 к электрическим сетям ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» осуществлено в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд считает необоснованными доводы заявителя о возможности ИП ФИО2 провести согласование размещение (реконструкции) объекта недвижимости, поскольку ни из одного из документов, которые были оформлены в целях предоставления земельного участка в аренду и для реконструкции объекта, принадлежащего предпринимателю, не следовало наличие на земельном участке охранных зон электрических сетей. Безусловным подтверждением наличия таких зон является их установление с регистрацией соответствующих сведений в ЕГРН, что было осуществлено после предоставления земельного участка и реконструкции кафе-бара.
Доводы заявителя о том, что охранные зоны ВЛ 1100 кВ (20 м) являются одинаковыми в Украине и РФ и могли быть определены самостоятельно предпринимателем на местности с учетом того, что ЛЭП имеет надземный характер также не принимаются судом ввиду вышеизложенного (обязанность установления ограничений в установленном порядке), а также ввиду того, что нарушение зоны на 5 м, установленное заявителем, определено не от опоры электропередачи, а от проекции крайнего провода ЛЭП на землю, находящегося высоко над землей, при этом, охранная зона, согласно представленным предпринимателем документов, затрагивает объект недвижимости незначительно (около 1 м. по длине), что исключает возможность точного определения расстояния от провода до объекта недвижимости визуальным методом.
Исходя из указанных обстоятельств, по результатам проведенного расследования Севтехнадзор установил, что в действиях предпринимателя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - вина предпринимателя в совершенном правонарушения отсутствует.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд соглашает с выводом административного органа о недоказанности наличия вины ИП ФИО2 в совершении, вмененного ему правонарушения, следовательно, административный орган правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку, исходя из ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд не распределяет расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.
Судья | А.Ю. Александров |