Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Севастополь | Дело № А84-4718/20 |
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 21 января 2021 г.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя – Гагаринского муниципального округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным предписания,
при участии представителей в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1., по доверенности от 27.02.2020 № Д-04, диплом ВСВ 0579206 30.07.2006,
иные лица, участвующие в деле не явились;
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Орловой А.Д.,
У С Т А Н О В И Л:
Местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя – Гагаринского муниципального округа обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене предписания главного специалиста – эксперта отдела инспекционной работы Управления контроля городского хозяйства Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО2 от 25.08.2020 №5947 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства.
Представитель заявителя в судебном заседании обосновал свою позицию по делу, настаивает на незаконности оспариваемого предписания Департамента, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо Департамент городского хозяйства города Севастополя явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещены надлежащим образом, сведения о причинах их неявки отсутствуют. Ранее в судебном заседании представитель государственного органа возражал против удовлетворения требований заявителя, считал оспариваемое предписание законным и обоснованным.
При неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 5 статьи 156 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ). При этом, согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенных правил арбитражного процессуального законодательства дело рассматривается судом по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие в судебном заседании стороны.
Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Как усматривается из материалов дела, 25.08.2020 главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления контроля городского хозяйства Департамента ФИО2 установлен факт образования несанкционированной свалки в районе дома №33 по ул. Маячная, что является нарушением пунктов 4.11.3, 11.1, 11.5 Правил благоустройства территории города Севастополя (далее – Правила благоустройства), утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП.
25.08.2020 Департаментом вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства №5947.
Полагая, что выданное Департаментом предписание об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства является незаконным и подлежит признанию недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление Администрации подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица 4 надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП утверждены Правила благоустройства города Севастополя, которые регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.
Благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя (пункт 2.3.7 Правил благоустройства).
Согласно пункту 4.11.3 Правил благоустройства контроль за уборкой территории города Севастополя осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя в пределах своей компетенции.
Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают, в том числе, ликвидацию несанкционированных свалок отходов (подпункт «в» пункта 4.11.3 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 11.1 Правил благоустройства мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов осуществляются уполномоченными лицами и включают мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов, в случае выявления лиц, осуществляющих организацию несанкционированных свалок отходов, направлению информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечению непосредственной ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Пунктом 11.2 Правил благоустройства установлено, что мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по постоянному мониторингу территории, размещению информационных щитов о незаконности размещения отходов с установкой в случае необходимости и технической возможности средств видеофиксации. Уполномоченные лица обязаны постоянно осуществлять мониторинг территории в целях выявления несанкционированных свалок отходов. Результаты мониторинга должны быть зафиксированы с указанием местоположения несанкционированных свалок отходов, примерной площади, а в случае выявления лица, организовавшего несанкционированную свалку, с указанием о принятых мерах в отношении указанного лица. В местах постоянного образования несанкционированных свалок отходов уполномоченные лица обязаны установить информационные щиты о незаконности размещения отходов с установкой в случае необходимости и технических средств видеофиксации.
Лица, осуществившие организацию несанкционированных свалок отходов, обязаны за свой счет обеспечить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка (пункт 11.4 Правил благоустройства).
Исходя из пункта 11.5 Правил благоустройства, в случае невозможности установления лиц, осуществивших организацию несанкционированных свалок отходов, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок отходов производится за счет уполномоченного лица.
Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими, юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления настоящих Правил осуществляют уполномоченные Правительством Севастополя исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 1 раздела І Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства.
В перечень основных задач деятельности Департамента входят, в частности: принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок (подпункт 9 пункта 3 раздела І Положения); предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства (подпункт 29 пункта 3 раздела І Положения).
29.12.2016 Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Закон №314-ЗС).
На основании пункта 2 статьи 1 Закона №314-ЗС органы местного самоуправления наделены полномочиями по реализации мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации.
Таким образом, исходя из буквального содержания указанной правовой нормы, органам местного самоуправления в городе Севастополе переданы государственные полномочия по непосредственному удалению твердых коммунальных отходов с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации. Полномочиями по контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе в форме постоянного мониторинга территории муниципальных образований в целях выявления несанкционированных свалок отходов, органы местного самоуправления в городе Севастополе на основании Закона №314-ЗС не наделены.
Данный вывод согласуется с требованиями пункта 5 части 2 статьи 5 Закона №314-ЗС, в силу которого, площадь и виды территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке, при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяют уполномоченные органы.
Одновременно, контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется Правительством Севастополя и уполномоченными органами, в том числе посредством: проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц и муниципальных служащих по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (далее - проверка); направления обязательных для исполнения органами местного самоуправления, их должностными лицами и муниципальными служащими письменных предписаний об устранении выявленных, в том числе при проведении проверок, нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя (пункт 6 части 2 статьи 5, часть 1, пункты 2, 3 части 2 статьи 8 Закона №314-ЗС).
В свою очередь, при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных органов об устранении нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона №314-ЗС).
Следует отметить, что исходя из требований Закона №314-ЗС (пункты 5 и 6 части 2 статьи 5), полномочия Департамента по «определению площади и видов территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке» и по «направлению обязательных для исполнения письменных предписаний» являются самостоятельными процедурами. При этом условия и порядок «определения площади и видов территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке» нормативно никак не урегулированы.
В целях реализации Законов №131-ФЗ и №314-ЗС Постановлением Правительства Севастополя от 09.03.2017 N 179-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя, в частности, Департамент - в части осуществления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя, указанных в пунктах 1 - 9, 13, 14 статьи 1 Закона №314-ЗС.
Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Севастополя на уполномоченные органы возложена обязанность в срок до 01.04.2017 разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Данная правовая норма согласуется с пунктом 3 статьи 2 Закона №314-ЗС, согласно которому уполномоченные органы в пределах своей компетенции издают нормативные и иные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, и осуществляют контроль за их исполнением.
Судом установлено, что во исполнение пункта 4 Постановления Правительства Севастополя от 09.03.2017 N 179-ПП специальный нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, Департаментом не разрабатывался и не принимался.
При этом государственный орган указывает, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе удаление несанкционированных свалок, должен осуществляться по общим правилам проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства.
В период возникновения спорных правоотношений действовал Порядок осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Севастополя (далее – Порядок), утвержденный приказом Департамента от 19.12.2016 N342-ОД.
Пунктами 2 и 3 указанного Порядка установлено, что контроль за соблюдением Правил благоустройства осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере благоустройства, в форме мониторинга территории города Севастополя, фиксации нарушений Правил благоустройства, установленных в ходе такого мониторинга, составления протоколов об административных правонарушениях, выдачи предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства, установления факта исполнения или неисполнения предписания и организации мер по привлечению лиц, не исполнивших предписание, к ответственности в установленном порядке. В случае установления в ходе проведения мониторинга территории города Севастополя нарушения Правил благоустройства составляется акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства.
В ходе выявления нарушений в сфере государственного контроля в сфере благоустройства Департамент вправе выдавать обязательные для исполнения юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами предписания об устранении выявленных правонарушений (подпункт 4 пункта 1.10.6 Положения о Департаменте).
При этом, исходя из требований действующего законодательства, предписание должно содержать только законные требования, то есть на субъект может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В рассматриваемом случае, согласно оспариваемому предписанию выявленное в деятельности Местной администрации нарушение в сфере благоустройства является нарушением подпункта «в» пункта 4.11.3, пунктов 11.1, 11.5 Правил благоустройства. С целью устранения выявленных нарушений Правил благоустройства, оспариваемым предписанием государственный орган возложил на заявителя обязанность осуществить непосредственное удаление отходов с места несанкционированной свалки.
Однако, в отсутствие у Администрации полномочий по контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе в форме постоянного мониторинга соответствующей территории города Севастополя, суд не усматривает в деятельности заявителя вменяемых ему в вину нарушений пунктов 11.1, 11.5 Правил благоустройства.
Действительно, сам по себе факт наличия несанкционированной свалки в местах общего пользования является нарушением законодательства города Севастополя в сфере благоустройства. Вместе с тем, в каких конкретно действиях (бездействии) выражена вина Администрации в совершении указанного правонарушения, Департамент надлежащим образом не обосновал.
При этом суд отмечает, что нарушение требований пункта 11.2 Правил благоустройства, устанавливающего обязанность по осуществлению постоянного мониторинга территории в целях выявления несанкционированных свалок отходов, в рассматриваемом случае в деятельности Администрации государственным органом не установлено. Данное обстоятельство также подтверждает выводы суда об отсутствии у заявителя такой обязанности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу №А84-2719/2018 от 14.03.2019.
Департаментом не исполнен пункт 4 Постановления Правительства Севастополя от 09.03.2017 N 179-ПП, которым предусмотрена необходимость принятия специального нормативного правового акта, определяющего порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Не установлен Департаментом в рамках применения Закона №314-ЗС ни порядок определения площади и видов территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке, ни порядок направления обязательных для исполнения письменных предписаний.
Судом установлено, что 09.01.2020 между Департаментом и Администрацией заключено Соглашение №2 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Соглашение).
Согласно заключенному 09.01.2020 г. между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и местной администрацией Соглашению № 2 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 № 314-3C «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» в 2020 году (далее - Соглашение) (копия прилагается) на реализацию мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации на территориях ВМО Гагаринский муниципальный округ из бюджета города Севастополя предусмотрено предоставление субвенции в сумме 4 600 700,00 руб.
В абзаце одиннадцатом пункта 1.4 Соглашения предусмотрено, что на территориях, не включенных в перечень мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 24.05.2019 №228-ОД «Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу» (с изменениями), являющихся государственной или муниципальной собственностью, при необходимости выполняются мероприятия, указанные в подпунктах 1-8 пункта 1.4 настоящего Соглашения, при наличии заключения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий, с обязательным последующим включением данной территории в перечень мест общего пользования, подлежащих содержанию за счет средств бюджета города Севастополя.
Таким образом, оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность удалить несанкционированную свалку отходов в районе дома №33 по ул. Маячная в г. Севастополе за счет бюджетных средств.
В числе прочего, на реализацию мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных : валок, и по их транспортировке для утилизации на территориях ВМО Гагаринский муниципальный округ из бюджета города Севастополя предусмотрено предоставление субвенции в сумме 4 600 700,00 руб.
По состоянию на 09.07.2020 г. отдельное государственное полномочие по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест -^санкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для типизации, исполнено в полном объеме, остаток средств субвенции с учетом суммы выданных заявок - 0,00 руб., окончательный расчет произведен 20.07.2020 г., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов с ООО «Благоустройство города «Севастополь» от 20.07.2020 г. и платежным поручением № 142487 от 20.07.2020 г.
Для решения вопроса покрытия дефицита средств на мероприятия по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации, с целью недопущения ухудшения санитарной и пожарной обстановки на территории внутригородского муниципального образования, местной администрацией в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя неоднократно направлялись письма (копии прилагаются) с просьбой оперативного перераспределения средств субвенции. Однако перераспределение средств сделано не было.
Перераспределение средств субвенции по мероприятиям органами местного самоуправления внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующего разрешения со стороны Департамента.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №ё 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, в связи с чем исполнение местной администрацией отдельного государственного полномочия по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке с 10.07.2020 г. невозможно, о чем направлено письмо в Департамент городского хозяйства города Севастополя, для дальнейшего обеспечения реализации мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных : свалок, и по их транспортировке для утилизации силами Департамента городского хозяйства города Севастополя.
В постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу №А84-1806/2018 сделан вывод, что необходимым условием для реализации переданных Администрации государственных полномочий по проведению мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов является заключение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий.
В рассматриваемом случае, заключение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц вещных прав на земельный участок в районе дома №33 по ул. Маячная, на территории которого размещены отходы, не выдавалось.
Иные допустимые доказательства, с помощью которых можно достоверно установить факт размещения выявленных Департаментом отходов за пределами земельных участков, находящихся в пользовании юридических и физических лиц либо индивидуальных предпринимателей, также отсутствуют.
Администрация считает, что обязанность по удалению отходов, расположенных в районе дома №33 по ул. Маячная, в силу пункта 11.4 Правил благоустройства, должна быть возложена на правообладателя этих отходов. Удаление же выявленной Департаментом свалки в порядке пункта 11.5 Правил благоустройства приведет к нецелевому использованию выделенных из бюджета города Севастополя средств. Указанные доводы заявителя государственным органом в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ не опровергнуты.
Кроме того, государственным органом не доказан и сам факт нахождения на земельном участке в районе дома №33 по ул. Маячная твердых коммунальных отходов.
В письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 Минприроды России разъяснило, что к твердым коммунальным отходам могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению твердых коммунальных отходов, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Таким образом, поскольку Департаментом не обосновано наличие в деятельности заявителя вменяемых ему в вину нарушений пунктов 11.1, 11.5 Правил благоустройства и не доказано наличие необходимой для реализации пункта 11.5 Правил благоустройства совокупности условий (территория несанкционированной свалки не принадлежит юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве; невозможно установить лиц, осуществивших организацию несанкционированной свалки), суд пришел к выводу о незаконности предписания государственного органа от 04.08.2020 №5441 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства в части удаления несанкционированной свалки. В связи с чем, заявленные Администрацией требования подлежат удовлетворению, а предписание Департамента в оспоренной части – признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринского муниципального округа удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью предписание Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25.08.2020 №5947 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд города Севастополя в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
На основании части 1 статьи 177 АПК РФ копии настоящего решения направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения этого судебного акта на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку на основании соответствующего ходатайства.
Судья | О.В. Минько |