ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-509/22 от 15.06.2022 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

Дело № А84-509/22

Резолютивная часть решения объявлена  15 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен  22 июня 2022  года.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Василенко А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия города Севастополя  «Севтеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Севастополь) к Управлению по тарифам города Севастополя (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Севастополь) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 06.06.2022,

иные лица в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севтеплоэнерго» (далее – заявитель, ГУПС «Севтеплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению по тарифам города Севастополя (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене  постановления от 25.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 15-тэ от 19.01.2022, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., производство по делу об административном правонарушении заявитель просит прекратить.

Общество считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку уведомление о размещении информации, предусмотренной Стандартами № 570, было направлено Управлению в установленный срок.

Управление по тарифам города Севастополя в материалы дела представило отзыв на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в удовлетворении требований ГУПС «Севтеплоэнерго» просит отказать полностью.

Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.

ГУПС «Севтеплоэнерго» осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории города федерального значения Севастополя.

24.12.2021 во исполнение обязанности о раскрытии информации, заявителем была размещена «Информация о ценах (тарифах) и плановых показателях», а именно согласно Стандартам № 570 информация о величинах тарифов на тепловую энергию, поддержанию резервной тепловой мощности, информация об условиях, на которых осуществляется поставка товаров и (или) оказание услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения на 2022 год в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM - тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; информация о величинах тарифов на подключение к системе теплоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка товаров и (или) оказание услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения на 2022 год в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM - плата за подключение к системе теплоснабжения; информация о величинах тарифов на теплоноситель, передачу тепловой энергии, теплоносителя, информация об условиях, на которых осуществляется поставка товаров и (или) оказание услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения на 2022 год в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM - тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; согласно Стандартам № 6 информация о величинах тарифов на горячую воду, транспортировку воды, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг на 2022 год в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.GVS - тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) посредством информационно-аналитической системы.

В результате осмотра размещенной информации, должностным лицом Управления по тарифам города Севастополя выявлено нарушение п. 11 Стандартов № 570 и п. 10 Стандартов № 6, поскольку уведомление  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе было направлено ГУПС «Севтеплоэнерго» только 27.12.2021.

27.12.2021 посредством системы электронного документооборота Правительства Севастополя ГУПС «Севтеплоэнерго» направило в адрес управления уведомление №7503 от 24.12.2021 о раскрытии информации в системе ЕИАС.

В связи с выявленными нарушениями заместитель начальника Управления ФИО2 было вынесено определение о возбуждении дела № 15-тэ об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.12.2021 № 635/01-43-04.3-23/03/21, в отношении ГУПС «Севтеплоэнерго» по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

19.01.2022 должностным лицом Управления был составлен, в присутствии представителя заявителя,  протокол № 15-тэ об административном правонарушении  отношении ГУПС «Севтеплоэнерго» по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

ГУПС «Севтеплоэнерго» были предоставлены пояснения от 19.01.2022 № 221, в которых предприятие выразило несогласие с вмененным административным правонарушением.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, начальником Управления по тарифам города Севастополя ФИО3 было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 15-тэ от 19.01.2022, которым ГУПС «Севтеплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ГУПС «Севтеплоэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление ГУПС «Севтеплоэнерго» подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 9 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

В силу ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Стандарты раскрытия информации утверждены:

- в сфере теплоснабжения постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее - Стандарты № 570);

- в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Стандарты № 6).

Как следует из материалов дела ГУПС «Севтеплоэнерго» была размещена и опубликована «Информация о ценах (тарифах) и плановых показателях» в соответствии с требованиями Стандартов № 570 и Стандартов № 6.

Согласно п. 11 Стандартов № 570 регулируемые организации, а также единые теплоснабжающие организации, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в ценовых зонах теплоснабжения не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (орган местного самоуправления) о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.

Пунктом 10 Стандартов № 6 установлено, что регулируемые организации не позднее дня, следующего за днем размещения информации в информационно-аналитической системе, уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.

Таким образом, установлена обязанность для регулируемой организации, которой является и ГУПС «Севтеплоэнерго», уведомлять соответствующий орган исполнительной власти о размещении информации в информационно-аналитической системе.

Информация о ценах (тарифах) и плановых показателях была размещена и опубликована заявителем 24.12.2021, следовательно, не позднее 25.12.2021 в адрес Управления по тарифам города Севастополя  должно было поступить уведомление о размещении такой информации.

Уведомление №7503 от 24.12.2021 о раскрытии информации в системе ЕИАС заявитель сформировал 27.12.2021 посредством системы электронного документооборота Правительства Севастополя и 27.12.2021 направило в адрес административного органа.

Как указывает в оспариваемом постановлении управление предприятием уведомление создано на 3 день от даты размещения информации в информационно-аналитической системе, что и является нарушением п. 10 Стандартов № 6 и п. 11 Стандартов № 570.

Однако суд не может согласиться с данным выводом административного органа.

Информация в информационно-аналитической системе размещена предприятием 24.12.2021 в пятницу, следовательно, следующий день это суббота, являющийся нерабочим днем, в связи с чем, уведомление от 24.12.2021 № 7503 было сформировано и направлено управлению в первый рабочий день – 27.12.2021.

Довод административного органа о необходимости исчисления сроков, указанных в Стандартах № 570 и Стандартах № 6, в календарных днях не отменяет положения ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, о том, что если последний день срока приходит на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Поскольку последний день срока для направления уведомления приходился на выходной день – 25.12.2021, направление уведомления № 7503 в первый рабочий день – 27.12.2021 не может считаться нарушением п. 11 Стандартов № 570 и п. 10 Стандартов № 6.

В обратной ситуации, административный орган должен доказать обязанность предприятия направлять уведомления в нерабочий день, а также вину предприятия в том, что в нерабочий день данное уведомление не было направлено, то есть что у ГУПС «Севтеплоэнерго» имелась реальная возможность направления уведомления в нерабочий день.         

По правилам статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица, в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. 

Согласно статье 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.

С учетом объяснений заявителя, представленных им и административным органом документов, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ГУПС «Севтеплоэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, так как уведомление о размещении информации в информационно-аналитической системе было направлено в установленный срок.

Также ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные условия, при которых наступает юридическая ответственность юридических лиц в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, должны быть установлены административным органом в совокупности.

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что принимая постановление о привлечении общества к административной ответственности, административный орган должен, в частности, установить факт совершения административного правонарушения конкретным лицом и доказать виновность данного лица в его совершении.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется лишь правильность установления этих признаков административным органом.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Исследовав представленные в дело документы, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в данном случае, Управлением по тарифам города Севастополя  не представлены суду достаточные доказательства наличия в действиях ГУПС «Севтеплоэнерго» состава вменяемого  административного правонарушения, его вина не подтверждена.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Все иные доводы, приведенные участниками процесса в ходе судебного разбирательства, проверены судом и не приняты во внимание, как не влияющие на сделанные выше выводы.

При таких обстоятельствах, постановление Управления по тарифам города Севастополя № 15-тэ от 19.01.2022 о привлечении ГУПС «Севтеплоэнерго» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации подлежит признанию незаконным и отмене.

Относительно требования заявителя о прекращении производства по административному делу  о привлечении к административной ответственности суд отмечает следующее.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.

Учитывая изложенное, производство по делу в части требования о прекращении производства по административному делу  о привлечении к административной ответственности ООО «Севастопольэнерго» подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части  4 статьи  208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Требования государственного унитарного предприятия города Севастополя  «Севтеплоэнерго» удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление Управления по тарифам города Севастополя от 25.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 15-тэ от 19.01.2022.

Производство по требованию о прекращении производства по административному делу прекратить.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья                                                                                             А.С. Мирошник