Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Севастополь | Дело № А84-5606/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2020.
Решение изготовлено в полном объеме 01.06.2020.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Архипенко А.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бойченко О.В., рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель; ОГРНИП <***>, ИНН <***>; Севастополь) об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю (далее – Инспекция ФНС, государственный орган, налоговый орган; Героев Севастополя ул., <...>),
в присутствии представителей:
от заявителя – ФИО2;
от налогового органа – ФИО3, ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 обратилась в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) с заявлением, в котором изложило требование о признании незаконным и отмене решения Инспекции ФНС от 27.09.2019 № 757 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 03.12.2019 заявление предпринимателя принято судом к рассмотрению и возбуждено производство по делу.
Протокольным определением суда от 13.05.2020 судебное разбирательство по делу назначено на 26.05.2020.
Представитель заявителя в судебном заседании обосновала свою позицию по делу, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме по доводам, приведенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представители государственного органа, в свою очередь, высказали возражения относительно предъявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, в удовлетворении заявления предпринимателя просят отказать полностью.
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление ИП ФИО1 не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
С момента государственной регистрации в декабре 2014 года для предпринимателя определен основной вид фактически осуществляемой им экономической деятельности в соответствии с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (далее – ОКВЭД 1), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, - «показ фильмов» (код 92.13), входящий в класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с приведенной нормой НК РФ 14.11.2014 Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя N 77-ЗС «О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» (далее – Закон №77-ЗС), которым установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в том числе осуществляющих такой вид экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, как класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (пункт 5 части 1 статьи 2).
Кроме того, Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №349-ФЗ) статья 346.20 НК РФ дополнена пунктом 3 следующего содержания (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»):
«Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.
В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.».
В соответствии с Законом №379-ФЗ региональным законодателем принят Закон города Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №110-ЗС), пунктом 2 части 1 статьи 2 которого установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка в отношении периодов 2015 - 2016 годов устанавливается в размере 7 процентов, за исключением отдельных категорий плательщиков, определенных в части 1 статьи 2 Закона N 77-ЗС.
С учетом приведенных выше требований налогового законодательства, в период 2015-2016 годы при исчислении налога предприниматель, деятельность которой подпадала под действие части 1 статьи 2 Закона №77-ЗС, применяла льготную налоговую ставку в размере 5%.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст введена в действие с 01.01.2017 новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД 2), а ОКВЭД 1 утратил свою силу.
В результате принятия нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности произошла реструктуризация разделов классификатора и осуществляемый предпринимателем вид экономической деятельности был отнесен к группе 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» класса 59 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот» раздела J «Деятельность в области информации и связи».
Законом города Севастополя от 03.11.2016 N 289-ЗС «О внесении изменения в статью 2 Закона города Севастополя от 14 ноября 2014 года N 77-ЗС «О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» (далее - Закон №289-ЗС) наименования и коды видов экономической деятельности, указанные в Законе №77-ЗС, были приведены в соответствие с новым ОКВЭД 2, в частности, указание на класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» заменено указанием на раздел R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».
Также, Законом города Севастополя от 03.11.2016 N 287-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 3 февраля 2015 года N 110-ЗС «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» статья 2 Закона №110-ЗС дополнена частью 1.1, согласно пункту 3 которой в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка в отношении периодов 2017-2021 годов устанавливается в размере 10 процентов, за исключением отдельных категорий плательщиков, определенных частью 1 статьи 2 Закона N 77-ЗС.
Согласно правовой позиции Инспекции ФНС, в результате изложения Закона №77-ЗС в новой редакции, которая не содержит указания на группу 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» класса 59 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот» раздела J «Деятельность в области информации и связи», с 01.01.2017 ИП ФИО1 утратила право на применение к осуществляемой ею деятельности по показу кинофильмов льготной налоговой ставки в размере 5%. С указанной даты предприниматель обязана исчислять налог по ставке, установленной пунктом 3 части 1.1 статьи 2 Закона №110-ЗС, - в размере 10%.
По итогам проведенной Инспекцией ФНС в августе 2019 года выездной налоговой проверки в отношении предпринимателя за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 установлено, что заявитель в проверяемый период необоснованно применила пониженную налоговую ставку в размере 5% в отношении доходов, уменьшенных на величину расходов, облагаемых по УСН (акт налоговой проверки от 22.08.2019 №559), что привело к занижению налога, подлежащего уплате в бюджет, на общую сумму 1 417 418,00 рублей, в том числе: за 2017 год – 563 617,00 рублей; за 2018 год – 853 801,00 рублей.
В связи с чем, установив факт неуплаты в результате занижения налоговой базы суммы налога в размере 1 417 418,00 рублей, Инспекция ФНС приняла решение от 27.09.2019 № 757 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение №757), которым на основании статьи 75 и пункта 1 статьи 122 НК РФ взыскала с предпринимателя штраф в размере 141 742,00 рублей (1 417 418,00 * 0,2 / 2) и начислила пени в размере 172 078,60 рублей.
Решение №757 было обжаловано ИП ФИО1 в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС от 12.11.2019 №07-15/10320@ жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия Инспекции ФНС по исчислению подлежащего уплате предпринимателем налога за периоды 2017-2018 годов по ставке 10% и вынесенное государственным органом Решение №757 являются незаконными, ФИО1 обратилась в суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих доводов о незаконности оспариваемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявитель указывает на наличие у нее права применения в спорные периоды пониженной налоговой ставки в размере 5 %, в частности, в силу следующего: согласно пояснениям ОКВЭД 2, приведенным в классе 90 раздела R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», такой вид экономической деятельности как
«демонстрация кинофильмов» (код 59.14), включенный в другой раздел (раздел J«Деятельность в области информации и связи»), по-прежнему относится к деятельности в области культуры, организации досуга и развлечений. Данный вывод также следует из Перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, которым деятельность в области демонстрации кинофильмов перечислена в разделе «Культура, организация досуга и развлечений»; Закон №289-ЗС не предполагал изменения установленной на территории города Севастополя Законом №77-ЗС налоговой ставки по налогу, взимаемой с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, а отразил лишь изменения наименований и кодов видов экономической деятельности в соответствии с принятым ОКВЭД 2. В этой связи по проекту данного закона не проводилась процедура оценки регулирующего воздействия (письмо Законодательного Собрания города Севастополя от 30.04.2019 №П-294/2); Закон №289-ЗС не соответствует пункту 2 статьи 6 НК РФ; в результате приведения Законом №289-ЗС наименований и кодов видов экономической деятельности, указанных в Законе №77-ЗС, в соответствие с новым ОКВЭД 2 в нормах последнего из указанных региональных законов утратился принцип определенности правовых норм, установленный Конституцией Российской Федерации. Появившуюся неопределенность правовых норм в связи с введением в действие нового ОКВЭД 2 признает Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 13.10.2017 №03-15-07/66964 (на примере применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов на УСН). Кроме того, Законом города Севастополя от 02.04.2020 №110-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы города Севастополя о специальных налоговых режимах» в статью 2 Закона №110-ЗС внесены изменения, в силу которых в 2020 году по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 5 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих, в том числе, такой вид экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, как 59.14 «деятельность в области демонстрации кинофильмов»; в силу пункта 3 статьи 346.20 НК РФ применяемая предпринимателем пониженная налоговая ставка в размере 5% не могла быть увеличена до истечения 2021 года.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По правилу пункта 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, упрощенная система налогообложения (далее – УСН).
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.12 НК РФ).
Объектом налогообложения по УСН в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.14 НК РФ признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи.
Как ранее установлено судом, ИП ФИО1 в соответствии со статьей 346.12 НК РФ является плательщиком налога по упрощенной системе и в периоды 2017-2018 годов применяла в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ, в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, установлены статьей 346.20 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 2, 4 и 7 статьи 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Исходя из пункта 6 статьи 346.21 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ, индивидуальные предприниматели уплачивают налог не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как свидетельствуют материалы дела и подтверждается участниками судебного процесса, согласно книгам учета доходов и расходов предпринимателя за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 сумма полученных ИП ФИО1 доходов составила 73 898 415,60 рублей (в 2017 году – 28 362 019,00 рублей, за 2018 год – 45 536 396,60 рублей), а сумма произведенных расходов – 45 550 062,77 рублей (в 2017 году – 17 089 688,51 рублей, в 2018 году – 28 460 374,26 рублей). Таким образом, налоговой базой (разница доход-расход) для определения и уплаты заявителем в указанный период суммы налога является денежная сумма 28 348 352,83 рублей (в 2017 году – 11 272 330,49 рублей, в 2018 году – 17 076 022,34 рублей).
Предприниматель исчислила налог за налоговые периоды 2017-2018 годов, применив установленную Законом №77-ЗС пониженную налоговую ставку в размере 5%, в сумме 1 417 418,00 рублей (28 348 352,83 рублей * 0,05).
Между тем, по выводам государственного органа, поскольку фактически Закон №77-ЗС (в редакции Закона №289-ЗС) с 01.01.2017 не содержит в себе указания на осуществляемый предпринимателем вид экономической деятельности (деятельность в области демонстрации кинофильмов), относящийся по ОКВЭД 2 к группе 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» класса 59 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот» раздела J «Деятельность в области информации и связи», то и основания для применения ИП ФИО1 в спорный период налоговой ставки в размере 5% отсутствовали.
Суд соглашается с приведенной правовой позицией Инспекции ФНС и признает, что за периоды 2017-2018 годы ИП ФИО1 обязана была уплатить налог по УСН с применением налоговой ставки в размере 10% (пункт 3 части 1.1 статьи 2 Закона №110-ЗС) на общую сумму 2 834 835,28 рублей (28 348 352,83 рублей * 0,1).
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что указанная налоговая обязанность была исполнена предпринимателем частично в сумме 1 417 418,00 рублей.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ИП ФИО1 недоимки по налогу за налоговые периоды 2017-2018 годы в сумме 1 417 418,00 рублей.
При этом доводы заявителя, приведенные им в обоснование своих требований, суд отклоняет по следующим мотивам.
Как указывает предприниматель, исходя из пояснений ОКВЭД 2, приведенных в классе 90 раздела R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», данная деятельность включена также в ряд других группировок, в том числе «демонстрация кинофильмов» (код 59.14). В связи с чем, можно сделать вывод, что такой вид экономической деятельности, как демонстрация кинофильмов, включенный в раздел J«Деятельность в области информации и связи», по-прежнему относится к деятельности в области культуры, организации досуга и развлечений.
Во Введении в ОКВЭД 2 указано, что в качестве классификационных признаков видов экономической деятельности используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак «используемое сырье и материалы».
Таким образом, в ОКВЭД 2 при формировании разделов используются различные классификационные признаки видов экономической деятельности, а не только сфера деятельности. Очевидно, что данное обстоятельство и послужило причиною того, что виды экономической деятельности со схожими характеризующими сферу деятельности признаками размещены в разных группировках, в частности, осуществляемая предпринимателем деятельность с кодовым обозначением 59.14 «демонстрация кинофильмов» - в группе 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» класса 59 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот» раздела J «Деятельность в области информации и связи».
Вместе с тем, установленный Законом №77-ФЗ перечень льготных категорий налогоплательщиков определен региональным законодателем путем указания на конкретные разделы и кодовые обозначения классов, подклассов осуществляемой такими налогоплательщиками экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 1 (с 01.01.2017 в соответствии с ОКВЭД 2).
Следовательно, отсутствие в Законе №77-ЗС указания на конкретное кодовое обозначение вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД либо группировку (раздел, класс, подкласс), включающую такой вид деятельности, влечет для налогоплательщика, осуществляющего соответствующую деятельность, невозможность применения установленной этим Законом пониженной налоговой ставки в размере 5%.
Оцениваемый довод заявителя мог бы быть признан справедливым, в случае наличия в Законе №77-ФЗ указания только на сферу деятельности, которая подлежит льготному налогообложению, то есть без ссылки на кодовые обозначения группировок по ОКВЭД (например, «деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений»).
Однако, как ранее указано судом, в Законе №77-ФЗ перечень льготных категорий налогоплательщиков определен с привязкой на кодовые обозначения видов и группировок экономической деятельности по ОКВЭД, а поэтому содержащиеся в классе 90 раздела R ОКВЭД 2 пояснения относительно отнесения осуществляемой предпринимателем деятельности (группа 59.14 «демонстрация кинофильмов» класса 59 раздела J) к деятельности в области культуры, организации досуга и развлечений, в отсутствие в Законе №77-ЗС конкретного указания на данный вид деятельности (код 59.14, раздел J), не может служить основанием для распространения действия этого Закона после 01.01.2017 на ИП ФИО1
В письме ФНС России от 25.10.2017 N ГД-4-11/21578@, на которое ссылается заявитель в обоснование своих требований, обозначена позиция Минфина России по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов на упрощенной системе налогообложения, у которых изменилось наименование вида экономической деятельности в связи с введением нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Так, в письме от 13.10.2017 N 03-15-07/66964 Минфин России указывает, что установленный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя виды деятельности, как объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.
В связи с введением в действие ОКВЭД 2 и утратой силы ОКВЭД 1 Минэкономразвития России разработало прямые и обратные переходные ключи между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
В результате введения ОКВЭД 2, повлекшего реструктуризацию разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, у ряда плательщиков страховых взносов, осуществлявших до 01.01.2017 и продолжающих в настоящее время осуществлять деятельность в производственной и социальной областях, изменилось наименование вида экономической деятельности, и некоторые из льготируемых видов деятельности согласно ОКВЭД 1 попали в состав иных видов деятельности согласно ОКВЭД 2.
При этом, по мнению Минфина России, плательщики на УСН, которые до 01.01.2017 осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемом в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД 1, и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 НК РФ, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД 2 согласно применяемым ключам.
В письме ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22069 приведен следующий пример, к которому применимы вышеприведенные разъяснения Минфина России: до перехода на ОКВЭД 2 деятельность по предоставлению услуг по установке, ремонту и техническому обслуживанию теле- и радиопередатчиков (код ОКВЭД 32.20.9) относилась к подклассу 32.2 «Производство передающей аппаратуры, аппаратуры для проводной телефонной и телеграфной связи» класса 32 «Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи» подраздела DL «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» раздела D «Обрабатывающие производства». Данный вид деятельности поименован в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ как «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования». Согласно переходным ключам между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2 деятельность по коду 32.20.9 «Предоставление услуг по установке, ремонту и техническому обслуживанию теле- и радиопередатчиков» в ОКВЭД 2 соответствует коду 95.12 «Ремонт коммуникационного оборудования» класса 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения» раздела S «Предоставление прочих видов услуг». В подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ в целях применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков на УСН деятельность по ремонту коммуникационного оборудования не поименована.
Вместе с тем, суд отмечает, что никаких разъяснений относительно применения пониженных налоговых ставок в отношении доходов, уменьшенных на величину расходов, облагаемых по УСН, письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-15-07/66964 не содержит.
Кроме того, вышеприведенные разъяснения Минфина России были даны в период, когда ОКВЭД 2 уже был внедрен и наименования видов экономической деятельности предпринимателей и организаций в соответствующих государственных реестрах изменены, а изложенный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности все еще соответствовал наименованиям по ОКВЭД 1 (соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В связи с чем, справедливой и обоснованной является позиция Минфина России о том, что в сложившейся ситуации неопределенности правовых норм плательщики на УСН, которые до 01.01.2017 осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемом в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД 1, и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, независимо от совпадения или несовпадения видов деятельности по ОКВЭД 2 согласно применяемым ключам.
Вместе с тем, применение указанной позиции Минфина России уместно только в период существования вышеописанной неопределенности правовых норм, которая была устранена внесением Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ необходимых изменений.
В ситуации же с Законом №77-ЗС (в редакции Закона №289-ЗС) никакой неопределенности правовых норм не усматривается, поскольку региональный законодатель четко и ясно со ссылкой на конкретные кодовые обозначения видов и группировок экономической деятельности по ОКВЭД 2 определил перечень видов экономической деятельности, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Новая редакция Закона №77-ЗС вступила в законную силу 01.01.2017, то есть одновременно с введением в действие ОКВЭД 2.
В обоснование своих доводов о неопределенности правовых норм заявитель также указывает, что Законом города Севастополя от 02.04.2020 №569-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы города Севастополя о специальных налоговых режимах» в статью 2 Закона №110-ЗС внесены изменения, в силу которых в 2020 году по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 5 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих, в том числе, такой вид экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, как 59.14 «деятельность в области демонстрации кинофильмов».
Однако, по оценке суда, принятие указанного регионального закона в первую очередь подтверждает то обстоятельство, что до 2020 года такой вид экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, как 59.14 «деятельность в области демонстрации кинофильмов», не был включен в перечень видов экономической деятельности, по которым возможно было применение пониженной налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона №77-ЗС.
При таких обстоятельствах спора, суд отклоняет доводы заявителя о том, что в результате приведения Законом №289-ЗС наименований и кодов видов экономической деятельности, указанных в Законе №77-ЗС, в соответствие с новым ОКВЭД 2, в нормах последнего из указанных региональных законов утратился принцип определенности правовых норм.
Относительно доводов предпринимателя о противоречии Закона №289-ЗС пункту 3 статьи 346.2 НК РФ суд пришел к следующим выводам.
Закон №77-ЗС был принят 14.11.2014, а статья 346.20 НК РФ была дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом №349-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2015, то есть уже после принятия Закона №77-ЗС.
Пункт 2 статьи 346.20 НК РФ наделяет законодательные органы субъектов Российской Федерации правом устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пункт 3 статьи 346.20 НК РФ предоставляет Республике Крым и городу федерального значения Севастополя право уменьшать налоговую ставку на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков (в периоды 2015-2016 годов – до 0 процентов; в периоды 2017-2021 годы - до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
Таким образом, исходя из даты принятия Закона №77-ЗС и его содержания в части размера налоговой ставки, очевидным является тот факт, что данный региональный закон принят именно в соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ. Пункт 3 статьи 346.20 НК РФ послужил основанием для принятия иного регионального законодательного акта – Закона №110-ЗС, что прямо следует из содержания статьи 1 этого закона.
Соответственно, норма абзаца четвертого пункта 3 статьи 346.20 НК РФ, устанавливающая запрет на повышение налоговых ставок, установленных в соответствии с данным пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в течение периодов, указанных в данном пункте, не распространяет свое действие на налоговые ставки, установленные Законом №77-ЗС.
Кроме того, абзац четвертый пункта 3 статьи 346.20 НК РФ запрещает повышать налоговые ставки в течение периодов 2015-2016 годов и 2017-2021 годов. Данная норма подразумевает, что установленная в соответствии с данным пунктом налоговая ставка на периоды 2015-2016 годы не может быть повышена в течение этих периодов, а установленная налоговая ставка на периоды 2017-2021 годы – в течение именно этих периодов.
В связи с чем, позиция заявителя со ссылкой на абзац четвертый пункта 3 статьи 346.20 НК РФ о том, что установленная Законом №77-ЗС в 2014 году налоговая ставка не может быть повышена до истечения 2021 года, является неправомерной и подлежит отклонению.
В силу пункта 1 статьи 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт, в частности: отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом; вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; изменяет установленные в соответствии с настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 6 НК РФ нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими данному Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 данной статьи.
Признание нормативного правового акта не соответствующим данному Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 3 статьи 6 НК РФ).
Судом установлено, что решением Севастопольского городского суда от 11.03.2020 по делу №3А-19/2020 отказано в удовлетворении административного иска ИП ФИО1 о признании недействующим со дня принятия Закона №289-ЗС в части исключения обжалуемым законом вида деятельности «демонстрация фильмов» из перечня видов экономической деятельности, для которых установлена налоговая ставка 5 процентов.
Таким образом, довод заявителя о несоответствии Закона №289-ЗС нормам НК РФ также является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 1-4 статьи 75 НК РФ).
В рассматриваемом случае, в связи с неправомерным применением заявителем пониженной налоговой ставки в размере 5 процентов сумма неисполненного им обязательства по уплате налогов за налоговые периоды 2017-2018 составляет 1 417 418,00 рублей. В связи с чем, с предпринимателя подлежат взысканию также пени и штрафы, установленные статьями 75 и 122 НК РФ.
Согласно представленному Инспекцией ФНС расчету общий размер штрафных санкций, подлежащих взысканию с заявителя, составляет 313 820,60 рублей, из которых: штраф - 141 742,00 рублей (1 417 418,00 * 0,2 / 2); пени - 172 078,60 рублей.
Данный расчет проверен судом и признан арифметически верным и обоснованным. Доводов относительно арифметической неверности начисленных оспариваемым решением штрафных санкций заявитель также не заявляет.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о правомерности принятия Инспекцией ФНС решения от 27.09.2019 № 757 о привлечении ИП ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в связи с установлением судом законности действий Инспекции ФНС по исчислению подлежащего уплате предпринимателем налога за периоды 2017-2018 годов по ставке 10% и вынесенного государственным органом Решения №757, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований ИП ФИО1
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат отнесению на предпринимателя.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ при подаче физическими лицами в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Однако из материалов дела следует, что при обращении в суд с настоящим заявлением предпринимателем на основании платежного поручения от 26.11.2019 №428 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено настоящим Кодексом, подлежит возврату частично или полностью.
Исходя из вышеуказанного, расходы ИП ФИО1 по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат отнесению на заявителя, а излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 2 700 рублей - возврату из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать полностью в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г. Севастополю от 27.09.2019 № 757 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 700,00 рублей (две тысячи семьсот рублей 00 коп.), уплаченную по платежному поручению от 26.11.2019 №428.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд города Севастополя в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.М. Архипенко