ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А84-8595/2022 от 29.11.2023 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Севастополь

05 декабря 2023 г.

Дело № А84-8595/2022

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 05 декабря 2023 г.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Брынцевой О.Д., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа (далее – заявитель, Администрация; 299011, <...>) к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (далее – заинтересованное лице, Департамент; г. Севастополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта,

лица, участвующие в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеется.

Местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа обратилась в Арбитражный суд города Севастополя (далее – суд) с заявлением к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (далее – заинтересованное лицо, Департамент) в котором просит суд признать недействительным предписание № 1267 от 06.09.2022 об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства и законодательства Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Департамент в письменном отзыве и дополнениях к отзыву указал, что требования Местной администрации не признает, поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованными, не нарушающим прав и законных интересов заявителя.

Исследовав и оценив доказательства по делу, изучив доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление Местной администрации подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 06.09.2022 главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента ФИО1 в ходе мониторинга территории города Севастополя на территории Ленинского района города Севастополя выявлен ряд несанкционированных свалок, в том числе в районе дома №8А по ул. Льва Толстого (далее – свалка).

По результатам вышеуказанного мониторинга Департаментом составлен акт от 06.09.2022 о выявленных нарушениях требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также вынесено предписание от 06.09.2022 № 1267 по устранению выявленных нарушениях требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (далее вместе – Предписания), которыми заявителю предписано осуществить исполнение полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя», реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации, а именно в течение срока до 10 дней ликвидировать несанкционированную свалку в районе дома 8А по ул. Льва Толстого.

В Предписании содержится предупреждение о последствиях их неисполнения в установленный срок в виде ответственности, установленной частью 1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что выданное Департаментом предписание от 06.09.2022 № 1267 по устранению выявленных нарушениях требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий являются незаконными и подлежат признанию недействительными, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП утверждены Правила благоустройства города Севастополя, которые регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

Благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя (пункт 2.3.7 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 2.3.8 Правил благоустройства, в случае наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельными государственными полномочиями города Севастополя в сфере благоустройства, такие полномочия осуществляются при финансовом обеспечении в соответствии с соглашением о предоставлении субвенции, предусмотренным постановлением Правительства Севастополя от 19.12.2019 N 677-ПП «О вопросах предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно пункту 4.11.2 Правил благоустройства контроль за уборкой территории города Севастополя осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя в пределах своей компетенции.

Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают, в том числе, ликвидацию несанкционированных свалок отходов (подпункт «в» пункта 4.11.3 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 11.1 Правил благоустройства мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов осуществляются уполномоченными лицами и включают мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов, в случае выявления лиц, осуществляющих организацию несанкционированных свалок отходов, направлению информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечению непосредственной ликвидации несанкционированных свалок отходов.

Пунктом 11.2 Правил благоустройства установлено, что мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по постоянному мониторингу территории, размещению информационных щитов о незаконности размещения отходов с установкой в случае необходимости и технической возможности средств видеофиксации. Уполномоченные лица обязаны постоянно осуществлять мониторинг территории в целях выявления несанкционированных свалок отходов. Результаты мониторинга должны быть зафиксированы с указанием местоположения несанкционированных свалок отходов, примерной площади, а в случае выявления лица, организовавшего несанкционированную свалку, с указанием о принятых мерах в отношении указанного лица. В местах постоянного образования несанкционированных свалок отходов уполномоченные лица обязаны установить информационные щиты о незаконности размещения отходов с установкой в случае необходимости и технических средств видеофиксации.

Лица, осуществившие организацию несанкционированных свалок отходов, обязаны за свой счет обеспечить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка (пункт 11.4 Правил благоустройства).

Исходя из пункта 11.5 Правил благоустройства, в случае невозможности установления лиц, осуществивших организацию несанкционированных свалок отходов, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок отходов производится за счет уполномоченного лица.

Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими, юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления настоящих Правил осуществляют уполномоченные Правительством Севастополя исполнительные органы государственной власти города Севастополя (пункт 31.1 Правил благоустройства).

Согласно пункту 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя).

В перечень основных задач деятельности Департамента входят, в частности: обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, физическими лицами законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя) (подпункт 7 пункта 3 Положения); предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя) (подпункт 9 пункта 3 Положения).

Департамент осуществляет: проведение ежедневных и тематических мониторингов по наблюдению за выполнением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства, на территории города Севастополя гражданами, юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (подпункт 9.10.42 пункта 9.10 Положения); контроль (надзор) в соответствии с законодательством за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства города Севастополя, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства, гражданами, юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями путем проведения плановых и внеплановых проверок (подпункт 9.10.65 пункта 9.10 Положения).

29.12.2016 Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Закон №314-ЗС).

На основании пункта 2 статьи 1 Закона №314-ЗС органы местного самоуправления наделены полномочиями по реализации мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, органам местного самоуправления в городе Севастополе переданы государственные полномочия по непосредственному удалению твердых коммунальных отходов с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации. Полномочиями по контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе в форме постоянного мониторинга территории муниципальных образований в целях выявления несанкционированных свалок отходов, органы местного самоуправления в городе Севастополе на основании Закона №314-ЗС не наделены.

Данный вывод согласуется с требованиями пункта 5 части 2 статьи 5 Закона №314-ЗС, в силу которого, площадь и виды территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке, при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяют уполномоченные органы, а также с подпунктом 10 пункта 10 Положения, которым предусмотрено право Департамента информировать органы местного самоуправления в городе Севастополе о нарушениях законодательства в сфере благоустройства с целью принятия достаточных и оперативных мер по их устранению.

Одновременно, контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется Правительством Севастополя и уполномоченными органами, в том числе посредством: проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц и муниципальных служащих по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (далее - проверка); направления обязательных для исполнения органами местного самоуправления, их должностными лицами и муниципальными служащими письменных предписаний об устранении выявленных, в том числе при проведении проверок, нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя (пункт 6 части 2 статьи 5, часть 1, пункты 2, 3 части 2 статьи 8 Закона №314-ЗС).

В свою очередь, при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных органов об устранении нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона №314-ЗС).

Следует отметить, что исходя из требований Закона №314-ЗС (пункты 5 и 6 части 2 статьи 5), полномочия Департамента по «определению площади и видов территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке» и по «направлению обязательных для исполнения письменных предписаний» являются самостоятельными процедурами. При этом условия и порядок «определения площади и видов территорий, подлежащих уборке и санитарной очистке» нормативно никак не урегулированы.

В целях реализации Законов №131-ФЗ и №314-ЗС постановлением Правительства Севастополя от 09.03.2017 N 179-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя, в частности, Департамент - в части осуществления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя, указанных в пунктах 1 - 8, 13-16 статьи 1 Закона №314-ЗС.

Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Севастополя на уполномоченные органы возложена обязанность в срок до 01.04.2017 разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Данная правовая норма согласуется с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона №314-ЗС, согласно которому уполномоченные органы в пределах своей компетенции издают нормативные и иные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, и осуществляют контроль за их исполнением.

Так, приказом Департамента от 25.03.2022 №86-ОД утвержден Порядок проведения Департаментом городского хозяйства города Севастополя контроля за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий (далее – Порядок №86).

Пунктом 5 Порядка №86 установлено, что в случае выявления нарушений федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должностное лицо Департамента составляет акт о выявленных нарушениях (приложение N 3) и выдает органам местного самоуправления письменные предписания по устранению выявленных нарушений (приложение N 2).

При этом, исходя из требований действующего законодательства, предписание должно содержать только законные требования, то есть на субъект может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Кроме того, изложенные в предписании об устранении выявленных нарушений требования должны быть адресованы конкретному виновному лицу, которое допустило соответствующее нарушение.

В рассматриваемом случае, оспариваемые предписания не содержат в себе указания на конкретные нарушения федерального законодательства и законодательства города Севастополя, допущенные Местной администрацией при осуществлении ею отдельных государственных полномочий.

Фактически, должностным лицом установлен факт нарушения неизвестным лицом Правил благоустройства, выразившихся в создании несанкционированных свалок. С целью устранения этих нарушений Правил благоустройства, оспариваемыми предписаниями государственный орган возложил на заявителя обязанность осуществить непосредственное удаление отходов с места несанкционированной свалки.

20.01.2022 между Департаментом и Местной администрацией заключено Соглашение №12 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» в 2022 году (далее – Соглашение).

Соглашением (в редакции дополнительного соглашения от 09.03.2022 №1) предусмотрено, что субвенция предоставляется, в числе прочего, на реализацию мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировки для утилизации на территориях ВМО Ленинского муниципального округа.

В абзаце одиннадцатом пункта 1.4 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 09.03.2022 №1) предусмотрено, что на территориях, не включенных в перечень мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 24.05.2019 №228-ОД «Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу» (с изменениями), являющихся государственной или муниципальной собственностью, при необходимости выполняются мероприятия, указанные в подпунктах 1-8 пункта 1.4 настоящего Соглашения, при наличии заключения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий, с обязательным последующим включением данной территории в перечень мест общего пользования, подлежащих содержанию за счет средств бюджета города Севастополя.

Таким образом, оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность удалить несанкционированную свалку отходов за счет бюджетных средств.

Вместе с тем, суд отмечает, что исходя из раздела 11 Правил благоустройства, удаление отходов за счет бюджетных средств возможно только при наличии в совокупности следующих условий: соответствующие территории не принадлежат юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве; невозможно установить лиц, осуществивших организацию несанкционированной свалки.

В постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу №А84-1806/2018 сделан вывод, что необходимым условием для реализации переданных Местной администрации государственных полномочий по проведению мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов является заключение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором планируется выполнение соответствующих мероприятий.

В рассматриваемом случае, предусмотренное абзацем одиннадцатым пункта 1.4 Соглашения заключение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отсутствии у третьих лиц вещных прав на земельные участки, на которых размещены свалки №№1, 2, отсутствует.

Иных допустимых доказательств, с помощью которых можно достоверно установить факт размещения выявленных Департаментом отходов за пределами земельных участков, находящихся в пользовании юридических и физических лиц либо индивидуальных предпринимателей, также не представлено.

Также суд считает необходимым отменить, что из представленных в материалы дела фотоснимков как приложений к акту осмотра и предписанию, следует, что в фактически выявленная Департаментом несанкционированная свалка представляет собой массу строительных отходов (осколки камней и т.п.) размещенных в районе контейнерной площадки, расположенной в районе дома №8А по ул. Льва Толстого. При этом не произведено определение местонахождение данной свалки на землях города, то есть не установлено кому принадлежит земельный участок на котором располагаются отходы.

То есть морфологический состав выявленной несанкционированной свалки не может быть отнесен к категории твердых коммунальных отходов, а в отсутствии документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к землям города, невозможно однозначно утверждать, что ответственным лицом является именно заявитель.

В соответствии с Соглашением от 14.08.2017, заключенным между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ООО «Благоустройство города Севастополь» - удаление таких свалок относится к полномочиям регионального оператора по обращению с отходами – ООО «Благоустройство города Севастополь» (абзац 4 пункта 6.1 Соглашения).

Аналогичные обязательства возложены на регионального оператора и Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2022 № 205-ПП «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя».

Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что морфологический состав свалки не относится к твердым коммунальным отходам; обязательства по удалению данной свалки возложены на регионального оператора по соглашению с Департаментом городского хозяйства города Севастополя; проведение проверки должностным лицом Департамента городского хозяйство должно было быть осуществлено во взаимодействии с контролируемым лицом, что было им было нарушено; сумма выделенной субвенции была значительной меньшей, чем необходимо для осуществления мероприятий.

Заинтересованное лицо не представило доказательств, опровергающих перечисленные выше обстоятельства.

Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает в деятельности заявителя каких-либо нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Действительно, сам по себе факт наличия несанкционированной свалки в местах общего пользования является нарушением законодательства города Севастополя в сфере благоустройства. Вместе с тем, в каких конкретно действиях (бездействии) выражена вина Местной администрации в совершении указанного правонарушения, Департамент надлежащим образом не обосновал.

Сведения о том, что до вынесения Департаментом оспариваемого предписания Местной администрации было известно о наличии свалок (в том числе в рамках реализации государственным органом полномочий, установленных пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона №314-ЗС и подпунктом 10 пункта 10 Положения) и она не предприняла соответствующих мер по их удалению, отсутствуют.

Кроме того, суд обращает внимание на ряд дел (№№ А84-1731/2020, А84-1732/2020, А84-1733/2020, А84-17341/2020, А84-1735/2020, А84- 1736/2020, А84-1737/2020, А84-1738/2020, А84-1739/2020, А84-1740/2020, А84-1741/2020), ранее рассмотренных Арбитражным судом города Севастополя с аналогичным правовым исходом, вступивших в законную силу, в том числе, ввиду отсутствия их дальнейшего обжалования Департаментом в вышестоящие судебные инстанции, что в свою очередь, свидетельствует об правовой определенности для участников спора по данному виду правоотношений.

Таким образом, поскольку Департаментом не обосновано наличие в деятельности заявителя нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, не доказано наличие необходимой для реализации пункта 11.5 Правил благоустройства совокупности условий (территория несанкционированной свалки не принадлежит юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве; невозможно установить лиц, осуществивших организацию несанкционированной свалки), суд пришел к выводу о незаконности предписания государственного органа от 06.09.2022 № 1267 по устранению выявленных нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с чем, заявленные Местной администрацией требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое предписание Департамента – признанию недействительным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя – Ленинского муниципального округа удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента городского хозяйства города Севастополя от 06.09.2022 № 1267 по устранению выявленных нарушений требований федерального законодательства и законодательства города Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья

А.С. Мирошник