Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Севастополь
14 февраля 2024 г.
Дело № А84-8723/2023
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2024 г.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Брынцевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношения города Севастополя (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Севастополь) о признании незаконным бездействия,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, удостоверение,
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 24.11.2023,
от третьего лица – не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Прокуратура города Севастополя (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношения города Севастополя (далее – заинтересованное лицо, Департамент, ДИЗО), в котором просит суд:
- признать незаконным бездействие Департамента в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- обязать Департамент разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
От заявителя поступило уточнение требований, которое принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором прокуратура признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя в части разработки и утверждения административного регламента по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. А также обязать Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя разработать и утвердить административный регламент по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в течении 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению заявителя, со стороны Департамента допущено бездействие в связи с не разработкой и не утверждением административного регламента оказания государственной услуги оказание которой требуется при получении Департаментом, как собственником объектов недвижимости и уполномоченным органом, заявлений от физических и юридических лиц о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. При этом заявитель отмечает, что ранее в адрес Департамента был направлено представление от 28.04.2023 № 7-48-2023, в котором указано на ненадлежащее нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных услуг, однако в указанной части представление должным рассмотрено не было.
Департаментом в материалы дела предоставлен отзыв, в котором заинтересованное лицо выразило несогласие с заявленными требованиями, поскольку существующее нормативное регулирование является достаточным для разрешения вопросов с поступающими заявленими, что указывает на отсутствие необходимости разработки отдельного административного регламента. Более того, заинтересованное лицо ссылается на наличие приказа от 12.09.2023 № 154, который регулирует порядок направления заявлений (заявок) в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в рамках оказания государственных услуг.
От Севреестра поступил письменный отзыв на заявление.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил.
Прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства при распоряжении землями города, изъятия имущества для государственных нужд, администрирования платы за пользование земель города, оказании государственных услуг выявлены ряд нарушений в деятельности Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в том числе в отношении своевременности и полноты оказания государственных услуг, а именно отсутствие административного регламента, регулирующего порядок оказания услуги по предоставлению заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, поступающих от заинтересованных лиц и подлежащих передаче в Севреестр. Данное обстоятельство приводит к поступлению в прокуратуру города и суды обоснованных жалоб и заявлений.
Перечисленные выше обстоятельства были указаны прокуратурой в представлении об устранении нарушений от 28.04.2023 № 7-48-2023, направленном в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
По результатам рассмотрения представления от 28.04.2023 Департамент направил ответ от 16.06.2023 № 5587/01-01-02.1-23/23, в котором указал, что принято решение об удовлетворении представления, но в письме отсутствовала информация о принятых мерах по устранению обозначенных в нем нарушений закона по вопросу разработки административного регламента, по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст. ст. 14, 15, 18 Закона № 218-ФЗ.
В этой связи прокуратурой города исполняющему обязанности заместителя Губернатора города Севастополя 26.06.2023 направлено письмо № 7-48-2023/5527-23 о необходимости возвращения к рассмотрению вышеприведенного акта прокурорского реагирования.
Исходя из ответа от 19.07.2023 № 6857/01-01-02.1-23/02/23 соответствующий локальный акт, регулирующий порядок взаимоотношений между Департаментом и Севреестром будет разработан. Дополнительно письмом от 02.08.2023 № 7356/01-01-02.1-23/23 сообщено о том, что нормативный правовой акт разработан и находится на утверждении.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии с п. 4 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. ч. 1, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 4.1, 4.7 Порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.06.2014 № 90 (действовавший на момент направления представления и обращения в суд с настоящим заявлением), административный регламент разрабатывается исполнительным органом, к компетенции которого относится предоставление соответствующей государственной услуги.
С 15.12.2023 вступило в силу Постановление Правительства Севастополя от 14.12.2023 N 608-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами города Севастополя и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Севастополя» (вместе с «Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами города Севастополя (далее - Порядок)»).
Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрено, что административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Вместе с тем, на момент обращения с рассматриваемым заявлением в суд Департаментом административный регламент по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав не разработан, не принят в установленном порядке.
Как следует из пояснений Департамента, заинтересованное лицо не считает процедуру направления в регистрирующий орган (Севреестр) заявлений, поступающих от физических и юридических лиц, государственной услугой, в связи с чем, и не считает необходимым разрабатывать именно административный регламент. В качестве нормативного правового акта, регулирующего порядок взаимодействия между Севреестром и Департаментом, заинтересованным лицом представлен приказ от 12.09.2023 № 154 «О назначении ответственных должностных лиц в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за организацию и направление заявлений (заявок) в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в рамках оказания государственных услуг и определения порядка направления заявлений (заявок)».
Однако, по мнению Прокуратуры города отсутствие административного регламента ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц (как юридических так и физических), так как сохраняется неопределенность в порядке подачи, возврата, рассмотрения и направления поступающих заявлений от физических и юридических лиц о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в Севреестр.
Условиями, способствующими нарушениям прав неопределенного круга лиц, является отсутствие урегулированных административным регламентом сроков предоставления государственной услуги, а также сроков выполнения отдельных административных процедур, правоотношений по осуществлению планового и текущего контроля качества и доступности предоставления государственных услуг, механизма досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц, которые подлежат обязательному правовому регулированию административными регламентами.
Таким образом, отсутствие административного регламента ведет к нарушению предусмотренного п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ права заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке и сроках предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
На основании указанных обстоятельств, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с положениями ст.ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Согласно взаимосвязанным положениям ч. 2 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для принятия решения суда об удовлетворении требований заявителя по указанной категории дел является одновременно как его несоответствие закону (иному правовому акту), так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно ст.ст. 12, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ административным регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) исполнительного органа при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций).
При разработке административных регламентов исполнительные органы предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), в том числе:
- сокращение срока предоставления государственной услуги (исполнения государственной функции), а также сроков выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги (исполнения государственной функции);
- упорядочение административных процедур (действий);
- устранение избыточных административных процедур (действий), если это не противоречит федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления государственной услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа одного окна, использование межведомственных согласований при предоставлении государственной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
- ответственность должностных лиц исполнительных органов, предоставляющих государственные услуги (исполняющих государственные функции), за несоблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур (действий);
- предоставление государственной услуги в электронной форме;
- осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.
В п. 1.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами города Севастополя указано, что при разработке административных регламентов органы, предоставляющие государственные услуги, предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе:
- возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме;
- многоканальность и экстерриториальность получения государственных услуг;
- описание всех вариантов предоставления государственной услуги;
- устранение избыточных административных процедур и сроков их осуществления, а также документов и (или) информации, требуемых для получения государственной услуги;
- внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг;
- внедрение иных принципов предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
Исходя из содержания возражений Департамента, заинтересованное лицо считает, что действия по направлению соответствующих заявлений в Севреестр не является по сути государственной услугой, а следовательно, правовые основания для разработки и утверждения именно административного регламента отсутствуют. Кроме того, Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р не содержит подобной государственной услуги.
По мнению Департамента вправе самостоятельно принимать решение относительно того каким нормативным правовым актом будут урегулированы спорные взаимоотношения. И таким актом является принятый Приказ от 12.09.2023 № 154, который размещен в открытом доступе на официальном сайте Правительства Севастополя.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами Департамента, а также тем, что принятием приказа от 12.09.2023 № 154 заинтересованное лицо урегулировало возникающие проблемы при поступлении заявлений физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В силу ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также межевых планов при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием земельного участка по заявлению собственника исходного земельного участка, из которого новый земельный участок образован.
Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ внесены изменения в ст. 18 Закона № 218-ФЗ в виде добавления п. 1.4, действие которого начинается с 01.01.2023
Согласно п. 1.4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ, п. 3.1 Порядка предоставления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении, утвержденного Приказом Росреестра от 30.12.2020 № П/0509, с 01.01.2023 органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов.
Таким образом, с 01.01.2023 постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый земельный участок могут быть осуществлены только по соответствующему заявлению Департамента исключительно в форме электронного документа и предоставленного с ним в том числе межевого плана.
Без подобного заявления, поступившего от Департамента и в форме, предусмотренной положениями Закона № 21-ФЗ, физическому или юридическому лицу, заинтересованному в государственном кадастровом учете объекта недвижимости будет отказано либо заявление будет возвращено или его рассмотрение приостановлено.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
То есть, данное определение соответствует тем действиям, которые должен производить Департамент, в связи с поступающими от физических или юридических лиц заявления о необходимости представления (направления) Департаментом (как органом исполнительной власти осуществляющем полномочия собственника имущества) заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Также в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ указано, что заявитель - это физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Указанные выше требования и задачи, которые должен преследовать и достигать административный регламент, прежде всего, направлены на обеспечение доступности получения государственной услуги именно для граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суд отмечает, что действия Департамента которые он должен предпринять при получении заявлений от граждан и организаций для последующего обращения в Севреестр с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, полностью подпадают под определение государственной услуги, приведенного в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Указание в административном регламенте как на формы подачи предложений (в том числе в электронной форме), закрепления формы и вида предложений, возможную градацию сроков рассмотрения предложений в зависимости от требуемого количества документов, а также необходимости подписания документов электронной подписью, составления заявления в электронной форме, перевод документов в электронную форму и т.д., будет способствовать как оптимизации работы самого Департамента, так и прозрачности действий Департамента для получателей такой услуги.
Во многих случаях подача Департаментом такого заявления является необходимым условием для реализации прав граждан и организаций в рамках правоотношений по предоставлению в собственность или в пользование земельных участков и других объектов недвижимости. Более того, без заявления Департамента, как уполномоченного органа, распоряжающегося имуществом города федерального значения Севастополь, невозможно поставить на государственный кадастровый учет вновь образованные земельные участки, что приводит как к невозможности государственной регистрации права собственности субъекта РФ, так и последующие оформления прав (аренды, пользования и т.д.) физических и юридических лиц на данные земельные участки.
Фактически в результате в правоприменительной деятельности Департамента сложилось самостоятельное направление по приему и рассмотрению заявлений заинтересованных лиц о необходимости направления Департаментом заявления в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Соответствующая деятельность Департамента имеет все признаки самостоятельной государственной услуги, однако Департаментом не приняты меры по надлежащему правовому регулированию стандарта ее предоставления посредством утверждения административного регламента, что привело к поступлению в прокуратуру города значительного количества обоснованных обращений граждан и организаций о нарушениях и бездействии при рассмотрении заявлений означенной категории.
Суд соглашается с Прокуратурой города в том, разработка административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, будет обеспечивать их доступность для заявителей и является гарантией соблюдения прав хозяйствующих субъектов на осуществление учетно-регистрационных действий по поданным заявлениям.
В свою очередь, отсутствие административного регламента ведет к нарушению прав субъектов хозяйствования (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) в части неурегулированности административных процедур при предоставлении государственной услуги, о чем свидетельствуют поступление обращений граждан и юридических лиц в прокуратуру города Севастополя.
Принятый Департаментом приказ от 12.09.2023 № 154 представляет собой документ с указанием конкретных должностных лиц ответственных за прием документов, их регистрацию и передачу в отделы, но не является необходимым и достаточным регулятором для определения формы заявления, приложенных к нему документов, порядка проверки данных документов, сроков рассмотрения заявлений, сроков передачи между подразделениями Департамента и непосредственно в Севреестр. Указанный документ не может быть признан судом в качестве достаточного нормативного правового акта для урегулирования и устранения проблемных отношений между лицами (физическими и юридическими) и Департаментом, на которые указала прокуратура как в представлении от 28.04.2023 № 7-48-2023, так и в рассматриваемом заявлении, с учетом уточнений.
При таких обстоятельствах, требования Прокуратуры города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности бездействия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя соответственно, заинтересованному лицу следует устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Прокуратурой города в уточненных требованиях указано, что с целью обеспечения исполнения судебного акта предложен срок для разработки и утверждения административного регламента - в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Исходя из требований действующего законодательства и практики прокурорского надзора в нормотворческой сфере, указанный срок является разумным и достаточным для подготовки проекта, его согласования с заинтересованными исполнительными органами, проведения по нему оценки регулирующего воздействия и независимой антикоррупционной экспертизы.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание положения ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и требования прокуратуры, суд считает необходимым обязать Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя разработать и утвердить административный регламент по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования Прокуратуры города Севастополя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношения города Севастополя в части разработки и утверждения административного регламента по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя разработать и утвердить административный регламент по рассмотрению заявления физического или юридического лица о необходимости представления Департаментом по имущественным и земельным отношения города Севастополя заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.
Судья
А.С. Мирошник