АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь «21» июня 2018 года | Дело № А84-946/18 |
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Минько О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВТО-КОМПЛЕКТ» (далее – ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ», заявитель; ул. Шабалина, д. 19-А, <...>) об оспаривании решения Департамента экономического развития города Севастополя (далее – Департамент, государственный орган; ул. Ленина, 2, <...>),
при участии представителей в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 28.12.2017; ФИО2, доверенность от 28.12.2017;
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 22.01.2018 №1/18;
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Бадмаевой Д.Д.,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит, с учетом уточнений требований от 22.05.2018:
признать незаконным решения Департамента об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне исх. №3629/21-02/17 от 25.12.2017;
возложить обязанность на Департамент выполнить требования части 8 статьи 13 Федерального закона №377-ФЗ от 29.11.2014 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заключив в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения по данному делу с ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ» договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на условиях действовавших для участников свободной экономической зоны до 31.12.2017;
а также возложить обязанность на Департамент внести в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении общества в указанный реестр с установлением записи – 25 декабря 2017 года.
Заявитель мотивирует свои требования тем, что при составлении инвестиционной декларации выполнил все требования, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №856 от 18.11.2015 «Об утверждении формы инвестиционной декларации» (далее – Приказ №856).
Представители заявителя заявленные требования поддержали, по мотивам изложенным в заявлении и просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Департамента с заявленными требованиями не согласился, дал пояснения по сути спора, высказал правовую позицию и просил в удовлетворении заявления отказать, по сути спора представил в суд отзыв.
Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
11.12.2017 заявитель подал в Департамент заявление о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым (далее –СЭЗ).
К заявлению были приложены инвестиционный проект, графике осуществления ежегодного объема капитальных вложений (приложение № 1 к инвестиционному проекту), прогноз инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений (приложение № 2 к инвестиционной декларации), устав общества, свидетельство о постановке на налоговый учет и свидетельство о государственной регистрации юридического лица, решение о создании общества, приказ о назначении директора, доверенность, подтверждающая полномочия представителя.
Заявление было принято Департаментом, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
13.12.2017 (№3413/21-02/17) в адрес директора ООО «Авто-комплект» направлено письмо о предоставлении информации.
Как усматривается из текста письма, Департамент отказал в заключении договора, указав, что в инвестиционной декларации имеются не соответствия с требованиями Приказа № 856, предложив устранить недостатки и повторно обратиться с соответствующим заявлением.
19.12.2017 заявитель обратился с заявлением в Департамент о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ. При этом были представлены повторно документы: инвестиционный проект, графике осуществления ежегодного объема капитальных вложений (приложение № 1 к инвестиционному проекту), прогноз инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений (приложение № 2 к инвестиционной декларации), устав общества, свидетельство о постановке на налоговый учет и свидетельство о государственной регистрации юридического лица, решение о создании общества, приказ о назначении директора, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, а также договор аренды нежилого помещения, используемое при реализации инвестиционного проекта.
Заявление было принято Департаментом, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
25.12.2017 (№3629/21-02/17) Департаментом в адрес директора общества направлено письмо об отказе в заключении договора.
Мотивами отказа послужило следующее.
Департаментом указано, что в ходе рассмотрения инвестиционной декларации на соответствие форме, Приказа № 856 выявлено:
-в таблице 1 «График осуществления ежегодного объема капитальных вложений» и таблице 2 «Прогноз инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений» необходимо указать календарные годы реализации инвестиционного проекта;
При рассмотрении инвестиционной декларации на соответствие требованиям части 3 статьи 13 Федерального закона выявлено следующее:
-в пункте 1.1 «Цель инвестиционного проекта с указанием краткого описания инвестиционного проекта» отсутствует описательная часть сути инвестиционного проекта;
-в пункте 1.7.1 «Общий объем капитальных вложений, планируемый
в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне» отсутствует объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Также Департаментом обращено внимание, что в пункте 1.5 «Количество планируемых к созданию рабочих мест, в то: числе с привлечением иностранных специалистов, и размер средней заработной платы», отсутствует информация, в части привлечения иностранных специалистов
-в пункте 1.6 «Предполагаемая потребность в специалистах с указание! специализации и квалификации, а также описания профиля деятельности» указан потребность в создании должности директора, который уже числится на предприятии;
-в пункте 3.8 «Объем производства заявителя за пять последних отчетных периодов (кварталов) с выделением основных видов (типов) продукции (товаров работ, услуг). Предполагаемый объем производства заявителя на пять отчетных периодов (кварталов). В случае если заявитель осуществляет деятельность менее пяти отчетных периодов (кварталов), следует указывать данные с момента начала осуществления деятельности» отсутствует информация о предполагаемом объеме производства в разрезе пяти периодов (кварталов);
-в пункте 3.11 «Количество и квалификация производственного, инженерно- технического и иного персонала, необходимого для реализации инвестиционного проекта» не указана квалификация необходимого персонала.
Полагая, что решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ Департамента изложенное в письме от 25.12.2017 противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что требования общества не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено:
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций;
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя
№ 6-ЗС от 30.04.2014 «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя» (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Согласно Указу Губернатора города Севастополя от 15.11.2017 № 66-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора города Севастополя от 06.09.2016 №63-УГ «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указа Губернатора города Севастополя от 11.04.2016 №25-УГ» Департамент экономики города Севастополя переименован в Департамент экономического развития города Севастополя.
Упразднен Департамент приоритетных проектов развития города Севастополя. Функции упраздняемого Департамента переданы Департаменту экономики города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2017 № 870-ПП утверждено положение о Департаменте экономического развития города Севастополя.
Согласно п. 1.1. Положения, Департамент, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере экономической, промышленной и инвестиционной политики на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Целью деятельности исполнительного органа является обеспечение устойчивого социально-экономического развития города Севастополя, в том числе создание благоприятных условий для опережающего развития инновационно-промышленного, агропромышленного потенциала города Севастополя через реализацию приоритетных проектов, стимулирование роста частных инвестиций через государственно-частное партнерство, концессию, свободную экономическую зону (п.1.2. Положения).
Согласно п. 87 р. П Положения о Департаменте, к функциям и правам Департамента относятся полномочия, связанные с функционированием свободной экономической зоны, а также контроль выполнения обязательств инвесторов по заключенным договорам.
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что выполнение Департаментом своих функций предполагает возможность принятия им в пределах своей компетенции в лице руководителя административного органа актов императивного характера, обязательных для исполнения субъектами, которым они адресованы.
Пунктом 5.2 Положения о Департаменте предусмотрено, что его возглавляет директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.
Распоряжением Правительства Севастополя от 31.05.2015 №231-РП «О полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне» утвержден Порядок заключения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее – Порядок №231-РП).
Пунктом 1.1. Порядка №231-РП установлено, что настоящий Порядок заключения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" и устанавливает процедуру заключения договоров об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.2. Договор заключается между Правительством Севастополя и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, намеревающимся получить статус участника свободной экономической зоны.
В день получения всех документов Департамент экономики города Севастополя: - регистрирует поступление заявления в журнале регистрации заявлений лиц, намеревающихся получить статус участника СЭЗ;
- принимает заявление и прилагаемые к нему документы по описи (приложение N 2), копию которой с отметкой о дате приема документов направляет Заявителю;
- проверяет комплектность представленных документов;
- уведомляет Заявителя о принятии одного из следующих решений: а) принятие к рассмотрению документов; б) отказ в принятии к рассмотрению документов (пункт 2.3. Порядка №231-РП)
Решение об отказе в принятии к рассмотрению документов допускается только в случае непредставления Заявителем документов, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.4).
В силу пункта 2.6. Порядка №231-РП, решение об отказе в заключении Договора об условиях деятельности в СЭЗ принимается только в случаях несоответствия требованиям действующего законодательства.
Федеральным Законом Российской Федерации «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №377-ФЗ от 29.11.2017 устанавливлен особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
Статьей 13 Закона № 377-ФЗ определено, что лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, представляет в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - заявитель) с приложением следующих документов:
1)копии учредительных документов (для юридических лиц);
2)копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3)копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
4)инвестиционная декларация по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) виды деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;
4) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме:
а) не менее трех миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
б) не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц;
5) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
6) осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представляются заявителем. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя не вправе требовать у заявителя документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 настоящей статьи, если указанные документы или сведения, содержащиеся в них, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, за исключением случаев включения указанных документов в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя самостоятельно запрашивают указанные документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, принимаются высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных документов направляется заявителю.
В день получения всех документов, указанных в части 2 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя уведомляет заявителя о принятии одного из следующих решений:
1) принятие к рассмотрению документов;
2) отказ в принятии к рассмотрению документов.
Решение об отказе в принятии к рассмотрению документов допускается только в случае непредставления лицом документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
10. В срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения документов, указанных в части 9 настоящей статьи, соответствующий экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны рассматривает полученные документы и проект договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и принимает одно из следующих решений:
1) о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
2) об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием причин отказа.
11. Решение экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны о заключении с заявителем договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне также может содержать одно обязательство или несколько обязательств по внесению изменений в инвестиционную декларацию, исполнение которых возлагается на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом и учитывается высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
В соответствии со статьей 12 Закона №377-ФЗ, в день принятия решения соответствующий экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны информирует высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя о результатах рассмотрения документов и проекта договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также о принятом решении.
В силу статьи 13 Закона, в день получения решения, указанного в части 10 настоящей статьи, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя подписывает и направляет заявителю заключенный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с указанием мотивированных оснований такого отказа.
Статьей 14 Закона определено, что решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается только в случаях несоответствия требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
Как указывалось выше, инвестиционная декларация должна соответствовать форме, утвержденной Приказом №856 Минэкономразвития РФ.
Как усматривается из материалов дела, Департаментом было отказано письмом от 25.12.2017 в заключении договора об участии с СЭЗ на основаниях несоответствия инвестиционной декларации форме , утвержденной Приказом №856.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что действия Департамента осуществлены в соответствии с требованиями законодательства об участии в СЭЗ.
Суд соглашается с доводами заявителя, что заполненные Приложения № 1 и № 2 соответствуют форме утверждённой Приказом №856, однако иные, указанные в отказе несоответствия форме и дополнительные указания заявителем устранены не были, доказательств иного, в обоснование своих возражений заявителем представлены не были.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования общества не обоснованы, а потому удовлетворению не подлежат.
Относительно возложений обязанности на Департамент внести в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении общества в указанный реестр с установлением записи – 25 декабря 2017 года, судом отмечается следующее.
В соответствии с п.п. 17, 18 статьи 13 Закона № 377-ФЗ, в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию заключенного договора.
В течение трех дней со дня получения копии заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр.
Таким образом, функции по внесению участника СЭЗ в реестр отнесены уполномоченному Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти –Минэкономразвития РФ.
При таких обстоятельствах данное требование также не подлежит удовлетворению.
Остальные доводы заявителя судом изучены и не приняты во внимание, как не имеющие значение для оценки спорных правоотношений.
Расходы по оплате государственной пошлины, с учётом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Авто-Комплект», отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения.
Судья | О.В. Минько |