ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АА55-8/2022 от 15.05.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 марта 2022 года

г.Самара

Дело №

А А55-8/2022

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2022 года

Решение  в  полном объеме изготовлено 15 мая 2020 года

Судья Арбитражного суда Самарской области Матюхина Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой А.В.

рассмотрев 03 марта 2021 года в судебном заседании дело по заявлению

ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Тольятти, Россия 445032,              г. Тольятти, Самарская область, ул. Московский пр., д. 19.
к ИП ФИО1, Россия
о привлечении к административной ответственности (протокол №18-10/194)

с участием третьего лица – ТОО ЗПП «Щит»

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица – ФИО2, доверенность от 10.10.2017

Установил:

ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1 по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.01.2022 руководствуясь ст.51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ТОО ЗПП «Щит».

Согласно п.6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.

Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, возражения против завершения предварительного разбирательства и открытия судебного заседания не заявили, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 АПК РФ решил вопрос о готовности дела и переходе в судебное заседание, что отражено в протоколе судебного заседания.

Представитель третьего лица требования заявителя поддержал, просил удовлетворить.

На основании ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы, изложенные в заявлении, заслушав третье лицо в судебном заседании, суд установил следующее.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как видно из материалов дела, при проведении мероприятий общественного контроля ТОО ЗПП «Щит» 12.07.2021 г. с 12 час. 00 мин. по 13 час. 00 мин. в секции «Игрушки», расположенного по адресу: <...>, сек. 11, выявлено, что предпринимателем ИП ФИО1 допущены следующие нарушения, затрагивающие права неопределенного круга лиц:

1.            реализация товаров для детей: игрушки, товары легкой промышленности с отсутствием
необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя на русском языке на
маркировке/маркировочном ярлыке, с отсутствием маркировки/маркировочного ярлыка,
обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность:

-  детская мягкая игрушка «Лошадка» на присосках сиренево-фиолетового и оранжевого цвета по цене 180 руб.;

носки детские «DMDBS» розового цвета GL-553, 5-8 размер, знак ЕАС, по цене 70 руб.;

рюкзак детский с рисунком, с надписью «Stitch» по цене 550 руб.;

-  набор детской косметики «LOL.SURPRISE! MAKE UP KIT Apl 5+» в индивидуальной упаковке.

2.            отсутствие необходимой информации для потребителя, которая должна находится в свободном доступе для ознакомления, в доступном для потребителя месте, отсутствие правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи;

3.            отсутствие ценников на реализуемые товары, оформленных должным образом.

О выявленном правонарушении главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзра по Самарской области в г. Тольятти ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 18-10/194 от 27.12.2021 г. Указанные обстоятельства являются нарушением требований ст. ст. 4,5,7,8,10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. ст. 1,4,5, TP ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», ст. ст. 9,10,11,13 TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

На основании вышеизложенного Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти просит суд принять решение о привлечении к административной ответственности ИП ФИО1, проживающую по адресу: 445021, <...>, место совершение административного правонарушения: <...>, сек. 11.

В соответствии со ст.10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Требования к содержанию информации о товарах (работах, услугах) перечислены в п.2 ст.10 Закона №2300-1. Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Вина заинтересованного лица установлена вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тольятти от 06.10.2021 по делу №2-4759/2021.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - ФЗ № 2300-1), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно требованиям ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

На основании ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -ФЗ № 52), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании, услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации 'продукции.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 52, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК» (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798) игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Согласно пункта 5.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК» (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798) маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.

Согласно пункта 5.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК» (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798) маркировка должна содержать следующую информацию:

- наименование игрушки;

- наименование страны, где изготовлена игрушка;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;

- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости).

- способы ухода за игрушкой (при необходимости);

- дата изготовления (месяц, год);

- срок службы или срок годности (при их установлении);

- условия хранения (при необходимости).

Согласно пункта 3 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК» (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуальную, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык (в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах.

В ходе проверки установлено, что в секции «Игрушки», расположенного по адресу: <...>, сек. 11, ИП ФИО1 осуществляется реализация товаров.

При проведении проверки выявлены нарушения Технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798 (далее TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК»):

1.            реализация товаров для детей: игрушки, товары легкой промышленности с отсутствием
необходимой и достоверной информации о товаре от изготовителя на русском языке на
маркировке/маркировочном ярлыке, с отсутствием маркировки/маркировочного ярлыка,
обеспечивающей возможность их правильного выбора, качество и безопасность:

-  детская мягкая игрушка «Лошадка» на присосках сиренево-фиолетового и оранжевого цвета по цене 180 руб.;

носки детские «DMDBS» розового цвета GL-553, 5-8 размер, знак ЕАС, по цене 70 руб.;

рюкзак детский с рисунком, с надписью «Stitch» по цене 550 руб.;

-  набор детской косметики «LOL.SURPRISE! MAKE UP KIT Apl 5+» в индивидуальной упаковке.

2.            отсутствие необходимой информации для потребителя, которая должна находится в свободном доступе для ознакомления, в доступном для потребителя месте, отсутствие правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи;

3.            отсутствие ценников на реализуемые товары, оформленных должным образом.

В нарушение п. 3 ст. 7 TP ТС 008/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК» на игрушках отсутствует (маркировка) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской

Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо, как субъект предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, имело возможность для соблюдения установленных норм и правил, однако не предприняло возможных и достаточных мер к их соблюдению.

Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении связано с его указанной общественной опасностью.

Наличие состава административного правонарушения подтверждается собранными материалами ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области.

Согласно части статьи 14.43 КоАП РФ нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции реализации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -т ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, ИП ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, а именно Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии с вышеизложенным, суд считает, вину ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ доказанной материалами дела.

При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не установлено, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ

Кроме того, при назначении наказания судом учитываются положения ст.4.1.1 КоАП РФ в совокупности с положениями ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Так, материалами дела подтверждается, что ИП ФИО1 является микропредприятием, что подтверждается выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и включено в указанный реестр 01.08.2016.

Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.43 КоАП РФ не причинило вреда и не привело к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинило имущественного ущерба. Сведениями о том, что заинтересованное лицо ранее привлекалось к административной ответственности, суд не располагает и указанные заявителем и третьим лицом в материалы дела не представлены,

Таким образом, ИП ФИО1 полностью отвечает критериям, содержащимся в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, а поэтому в силу императивной нормы, содержащейся в ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ назначенный штраф подлежит замене на предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Индивидуального предпринимателя Ланчикову Марину Юрьевну, зарегистрирована и проживает по адресу: Самарская область, г. Тольятти,                        ул. Октябрьская, д.59, кв. 17, ИНН 312600323650 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 руб.

 Заменить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 административный штраф в размере 30 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья                                                                                                                   Т.М. Матюхина