ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ЕК от 17.02.2020 АС Архангельской области

1910/2020-2340(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А., 

рассмотрев 17 февраля 2020 года в судебном заседании дело по заявлению  государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр поддержки  молодой семьи» (ОГРН 1022900547999; адрес: Россия 163001, г.Архангельск, ул. Федота  Шубина, дом 9) 

к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН 1112901009968; адрес:  Россия 163069, г.Архангельск, пл.В.И.Ленина, дом 1) 

о признании недействительным представления в части,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований, относительно предмета спора – Администрации Губернатора Архангельской  области и Правительства Архангельской области (ОГРН 1022900539980; адрес: 163004, г.  Архангельск, пр. Троицкий, дом 49), 

при участии в судебном заседании представителей сторон: от заявителя - Власовой С.Е.  (и.о.директора), от ответчика - Киселевой Ю.Н. по доверенности от 26.11.2019, от третьего  лица – Рябовой Е.П. по доверенности от 12.11.2019, 

установил:

государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр поддержки  молодой семьи» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд  Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области  (далее - ответчик) о признании недействительным пункта 2.1 представления № 01-02/926  от 16.09.2019 об обязании вернуть в областной бюджет 1 615 672 руб. 69 коп. ущерба,  причиненного нецелевым использованием средств субсидии на иные цели. 

Заявитель в судебном заседании 17.02.2020 уточнил заявленное требование, просит  признать недействительным пункт 2.1 представления № 01-02/926 от 16.09.2019,  измененного письмом контрольно-счетной палаты Архангельской области 11.02.2020   № 01-02/144, об обязании вернуть в областной бюджет 1520752 руб. 19 коп. ущерба,  причиненного нецелевым использованием средств субсидии на иные цели. 

Уточнение принято судом

Ответчик с требованием заявителя не согласился по основаниям, изложенным в  отзыве на заявление. 

Третье лицо поддержало позицию заявителя по доводам, изложенным в  письменном мнении. 

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 


В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской  Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих  принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований», областным законом от 30.05.2011   № 288-22-03 «О контрольно-счетной палате Архангельской области», планом экспертно- аналитической и контрольной деятельности контрольно-счетной палаты Архангельской  области на 2019 год, распоряжением контрольно-счетной палаты Архангельской области  от 15.05.2019 № 20-р, программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной  председателем контрольно-счетной палаты Архангельской области 20 мая 2019 года,  проведено контрольное мероприятие «Совместная проверка с правоохранительными  органами финансово-хозяйственной деятельности государственного автономного  учреждения Архангельской области «Центр поддержки молодой семьи». 

В ходе проверки в ГАУ Архангельской области «Центр поддержки молодой семьи»  выявлены недостатки и нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, в том числе: средства субсидии на иные цели, направленные на  реализацию мероприятия 1.8 подпрограммы № 2 «Молодежь Архангельской области  (2014-2020 годы)» государственной программы Архангельской области «Патриотическое  воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности  реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы)»,  утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 19.07.2013 №  330-пп, на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные  цели от 29.01.2018 № 02-55/4, использованы на цели, финансирование реализации  которых осуществлялось из средств субсидии на выполнение государственного задания,  при расходовании в 2018 году субсидии на иные цели в размере 1615 672,69 руб. нару- шены пункт 1 статьи 78.1 БК РФ, пункты 4, 10 Положения о порядке определения объема  и условиях предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям  Архангельской области субсидий на иные цели, не связанные с финансовым  обеспечением выполнения государственного задания, утвержденного постановлением  Правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 369-пп, пункт 2.6 указанной  государственной программы, пункты 1.1, 1.2, 2.3 соглашения о порядке и условиях  предоставления субсидии на иные цели от 29.01.2018 № 02-55/4, то есть осуществлено  нецелевое расходование бюджетных средств, что повлекло за собой причинение ущерба  Архангельской области. 

По результатам проверки составлен акт от 20.06.2019.

В адрес учреждения вынесено представление от 16.09.2019 № 01-02/926, согласно  пункту 2.1 итоговой части которого учреждению необходимо вернуть в областной бюджет  сумму ущерба, причиненного при нецелевом использовании субсидии на иные цели, в  общем размере 1615672,69 руб. 

Не согласившись с вынесенным представлением в части пункта 2.1, учреждение  обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. 

По мнению учреждения, вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств  является необоснованным. Как указывает заявитель, в данном случае основанием для  предоставления субсидии на иные цели, которая затем расходовалась на мероприятия,  указанные в приложении № 2 к акту проверки, являлись программа и соглашение, в  соответствии с которыми целью использования субсидии на иные цели является  достижение учреждением целей, предусмотренных мероприятием пункта 1.8 перечня  мероприятий подпрограммы № 2, а именно реализация учреждением программ,  направленных на поддержку молодых семей и молодежи. По мнению заявителя, одно  мероприятие может финансироваться из двух источников, так как часть работ  производится в рамках исполнения государственного задания сотрудником учреждения и  оплачивается из него, часть проводится в рамках исполнения мероприятия субсидий на 


иные цели, из средств которой оплачиваются привлеченные ресурсы или  приобретение материальных ценностей. Учреждение полагает, что КСП АО не доказано  наличие ущерба бюджету Архангельской области, соответственно, требование вернуть в  бюджет сумму субсидии является необоснованным. 

Учреждением также заявлен довод о том, что сборники использовались, в том  числе при проведении иных мероприятий, в подтверждение чего заявителем в судебном  заседании 31.01.2020 были представлены документы, содержащие информацию о  предоставлении учреждением методической литературы. 

Поступившие документы с учетом имеющихся сведений были дополнительно  оценены контрольно-счётной палатой Архангельской области, в результате чего было  установлено следующее. 

ГАУ Архангельской области «Центр поддержки молодой семьи» представлены  заявки 27 клубов молодых семей на получение методической литературы, в том числе:  «Семейные традиции. История и современность» - 300 экземпляров; «Они жили долго и  счастливо» - 160 экземпляров; «Калейдоскоп семейных праздников» - 250 экземпляров;  «Методические рекомендации по созданию семейных клубов» - 30 экземпляров; «Первая  любовь» - 120 экземпляров; «Пока не поздно» - 10 экземпляров. 

При сопоставлении заявок клубов молодой семьи, ведомостей на получение  информационного материала и квитанций по отправке почтовых отправлений ответчиком  установлено, что за счет средств субсидии на иные цели, полученной в 2018 году,  учреждением производилось тиражирование методической литературы, при этом  документально подтверждено получение клубами молодых семей на основании их заявок  791 сборника на общую сумму 94 920,50 руб., в том числе: «Семейные традиции. История  и современность» - 291 экземпляр на общую сумму 35 718,00 руб. (100 экземпляров*  170,00 руб.+191 экземпляр*98,00 руб.); «Они жили долго и счастливо» - 100 экземпляров  на общую сумму 20 000,00 руб. (100 экземпляров*200,00 руб.); «Калейдоскоп семейных  праздников» - 241 экземпляр на общую сумму 23 618,00 руб. (241 экземпляр*98,00 руб.);  «Методические рекомендации по созданию семейных клубов» - 29 экземпляров на общую  сумму 5524,50 руб. (29 экземпляров* 190,50 руб.); «Первая любовь» - 120 экземпляров на  общую сумму 8760,00 руб. (120 экземпляров*73,00 руб.); «Пока не поздно» - 10  экземпляров на общую сумму 1300,00 руб. (10 экземпляров* 130,00 руб.). 

На основании изложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства,  а также вновь поступившие документы, руководствуясь пунктом 6 Стандарта внешнего  государственного финансового контроля «Контроль реализации результатов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий», утвержденного распоряжением председателя  контрольно-счетной палаты Архангельской области № 22-л от 29.12.2017, коллегией  контрольно-счетной палаты Архангельской области 11.02.2020 было принято решение о  внесении изменений в представление № 01-02/926 от 16.09.2019, изменении суммы  ущерба, причиненного при нецелевом использовании субсидии на иные цели, которая  составила 1520752,19 руб. 

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд  пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного  требования в виду следующего. 

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие  оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному  правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением,  действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием  для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными  органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий  (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом в  соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный  (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и  внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере  бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно  Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований. 

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего  государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного  законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета. 

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах  организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ). 

Как предусмотрено пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов  внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам  контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ. 

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные  органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить  организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия  мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения  материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию  или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных  лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и  предупреждению нарушений (часть 1). 

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской  Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также  организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить  в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения  представления решениях и мерах (часть 3). 

Статья 2 БК РФ относит к бюджетному законодательству Российской Федерации  помимо решений соответствующего уровня о принимаемом бюджете иные федеральные  законы, нормативные правовые акты иных уровней, регулирующие бюджетные  правоотношения, к которым в соответствии со статьей 1 БК РФ относятся отношения,  возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования  доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации. 


Бюджет в соответствии со статьей 6 БК РФ – это форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и  функций государства и местного самоуправления. 

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в  том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и  целевого характера бюджетных средств. 

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств  доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их  использования. 

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием  бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы  Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих  полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной  бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором  (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления  указанных средств. 

В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской  Федерации бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение  выполнения государственного (муниципального) задания предусматриваются субсидии,  которые могут предоставляться также и на другие цели (субсидии на иные цели). 

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с  данной нормой из бюджетов разного уровня устанавливаются органами власти. 

Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели  государственным учреждениям Архангельской области утвержден постановлением  Правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 369-пп (далее - Порядок № 369- пп). 

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.08.2015 № 338-пп  утверждено Положение о порядке формирования государственных заданий  государственным учреждениям Архангельской области и порядке финансового  обеспечения выполнения этих заданий» (далее - Положение № 338-пп). 

Государственным заданием на 2018 год для заявителя предусмотрено выполнение  двух работ: 

- организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на  вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую  деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирование  здорового образа жизни, для которой установлен объемный показатель в количестве 76  мероприятий; 

- организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на  гражданское и патриотическое воспитание молодежи, воспитание толерантности в  молодежной среде, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей  среди молодежи, для которой установлен объемный показатель в количестве 100  мероприятий. 

Между администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства  Архангельской области и учреждением заключено соглашение о предоставлении  субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения  государственного задания на оказание государственных услуг от 29.01.2018 № 02-55/9 


(далее - Соглашение по субсидии на госзадание от 29.01.2018). Размер субсидии  составил 5667800,00 руб. 

При проверке выполнения объемов работ, установленных государственным  заданием на 2018 год, учреждением были представлены документы: положения по  проведению конкурсов, тренингов, семинаров, акций, марафонов и пр.; заявки на участие  в конкурсе, тренинге, семинаре; регистрационные и оценочные листы участников;  документы, подтверждающие произведенные командировочные расходы и другие  документы, при исследовании которых нарушений показателей объемов по каждому виду  выполненных в 2018 году работ (услуг), установленных государственным заданием на  2018 год, не установлено. В учреждении и образовательных организациях проведены  различные психологические тренинги, в том числе «Искусство быть вместе», «Первая  любовь», обучающие семинары, в том числе «Семейные традиции. История и  современность», «Любовью дорожить умейте», «Формула счастливой семьи»,  «Психологический тренинг, как эффективная форма работы с подростками,  совершившими преступление». Организован и проведен в г. Котласе III Форум клубов  молодых семей Архангельской области. Проведены областные конкурсы «Поморский  папа», «Поморская мама» и прочие мероприятия, нашедшие свое отражение в отчете о  выполнении государственного задания. 

Между администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства  Архангельской области и ГАУ АО «Центр поддержки молодой семьи» заключено  соглашение от 29.01.2018 № 02-55/4 о порядке и условиях предоставления субсидии на  иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственных услуг  (выполнения работ) (далее – соглашение о субсидии на иные цели от 29.01.2018). 

Согласно пункту 1.1 соглашение о субсидии на иные цели от 29.01.2018 его  предметом является определение порядка и условий предоставления администрацией  заявителю субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения  государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а  именно на реализацию подпрограммы № 2 «Молодежь Архангельской области (20142020 годы)» государственной программы Архангельской области «Патриотическое  воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности  реализации молодежной политики в Архангельской области (2014-2020 годы,  утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 19.07.2013 №  330-пп. 

В рамках мероприятия 1.8 подпрограммы № 2 «Молодежь Архангельской области  (2014 -2024 годы)» заявителю были выделены средства субсидии на иные цели в сумме  1800,0 тыс. руб. по КБК 30107071123370420622. 

Мероприятие 1.8 государственной программы № 330-пп предусматривает  реализацию проектов и программ, направленных на поддержку молодых семей и  молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, и профилактику асоциальных  проявлений в молодежной среде. 

К показателям реализации относятся:

- издание ежегодно методических пособий, направленных на формирование  положительного образа семьи, пропаганду в молодежной среде ценности семьи,  материнства, отцовства и детства с ориентацией на благополучную молодую семью, 

- оказание помощи ежегодно несовершеннолетним осужденным, освобождаемым  из мест лишения свободы на территории Архангельской области, а также содержащимся в  Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления  МВД РФ по Архангельской области, в вопросах формирования социальных навыков, в  том числе противостояния наркозависимости, необходимых для полноценной интеграции  в жизнь общества, 


- оказание психолого-педагогической и социально-правовой поддержки из числа  молодежи, молодых семей ежегодно, 

- проведение акций на территориях всех муниципальных районов и городских  округов Архангельской области с участием не менее 10000 человек ежегодно. 

Как следует из сметы, являвшейся обоснованием предоставления целевой  субсидии, учреждением было запланировано проведение следующих мероприятий:  Областной Форум Клубов молодых семей; Областные акции: Международный день  семьи, Всемирный день брата и сестры, Международный день защиты детей, День семьи,  любви и верности, Всероссийский день матери, Областной день отца; «На планете  «Семья» - 5 творческих конкурсов; «Медовый месяц» (проведение обучающих семинаров  для специалистов); «Родной дом», пропаганда ЗОЖ; «Наш семейный мир» выездные  психологические тренинги в районы области; «Клуб молодой семьи Архангельской  области», «Школа молодой семьи», в т.ч. выездные семинары, семинары, проводимые на  базе учреждения, областной фестиваль «Молодая семья», «Поморский папа», «Поморская  мама», Новогодняя ярмарка; «Жизнь прекрасна», проведение 3-х семинаров-тренингов;  «Перекресток», проведение 3-х тренингов; «Юная мама». 

Как было установлено ответчиком, мероприятия, финансирование которых  предусмотрено государственной программой № 330-пп, и мероприятия, запланированные  в смете, различны. 

Как следует из отчета об исполнении мероприятий государственной программы,  предоставленного учреждением в управление по делам молодежи и патриотическому  воспитанию администрации ГАО и ПАО, заявителем выполнены четыре установленных  по мероприятию 1.8 подпрограммы № 2 государственной программы № 330-пп показателя  результата, средства субсидии на данные мероприятия исполнены на 56% или в сумме 1  008,0 тыс. руб. 

В годовом отчете учреждения, отражающем сведения об исполнении мероприятий  в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (форма  0503766), указано о расходовании средств субсидии на иные цели, не связанные с  финансовым обеспечением выполнения государственного задания, в том числе на  мероприятия, предусмотренные государственным заданием. 

По результатам проверки ответчиком установлено, что расходования целевой  субсидии осуществлено в полном объеме (1 800 000 руб.). При этом, субсидия в размере  1520752,19 руб. направлена на мероприятия, указанные в годовом отчете о выполнении  государственного задания (в приложении № 2 к акту проверки представлена информация  о фактическом расходовании целевой субсидии). 

Учитывая изложенное, расходование средств субсидии на иные цели на сумму  1520752,19 руб. (то есть за исключением мероприятий, указанных в приложении № 3 к  акту проверки, а также сборников, распространенных на иных мероприятиях, указанных в  приложении к письму КСП АО от 11.02.2020 № 01-02/144) осуществлено на мероприятия,  реализованные в рамках государственного задания. 

Доводы заявителя о том, что все мероприятия, на которые расходовались субсидии  на иные цели в 2018 году, направлены на достижение цели, указанной в пункте 1.8  перечня мероприятий подпрограммы № 2, а также о том, что данные действия по  расходованию денежных средств не могут быть признаны нецелевым использованием.  основаны на ошибочном толковании понятия нецелевого использования денежных  средств. 

Согласно подпункту 2 пункта 2 Положения № 369-пп целевые субсидии  предоставляются государственным учреждениям на финансовое обеспечение  мероприятий в рамках государственных программ Архангельской области (за 


исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за  счет средств субсидий на выполнение государственных заданий государственных  учреждений, и расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет  средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального  строительства государственной собственности Архангельской области и приобретение  объектов недвижимого имущества в государственную собственность Архангельской  области). 

Как установлено пунктом 4 Положения № 369-пп, субсидии не могут  предоставляться и использоваться на финансовое обеспечение выполнения  государственного задания. 

В силу абзаца второго пункта 10 указанного Положения субсидии носят целевой  характер и не могут быть направлены на другие цели. 

Согласно пунктам 2.3, 2.3.1 соглашения о субсидии на иные цели от 29.01.2018  учреждение приняло на себя обязательство использовать субсидию на иные цели по  целевому назначению. 

Вместе с тем, при сопоставлении мероприятий, реализованных учреждением при  выполнении государственного задания, и мероприятий, выполненных за счет субсидии на  иные цели, установлено, что расходование средств целевой субсидии в размере  1520752,19 руб. осуществлено на мероприятия, исполнение которых в силу указанных  норм, Положения № 369-пп должно осуществляться за счет субсидии на выполнение  государственного задания. 

При этом заявитель не отрицает, что использовал субсидию на иные цели для  финансирования мероприятий, проведение которых финансировалось из субсидий на  осуществление государственного задания. 

Таким образом, учреждением на одни и те же мероприятия использованы средства  из двух источников, что противоречит положениям бюджетного законодательства  Российской Федерации, предусматривающих различные направления двух видов  субсидий. Задачи предоставления целевой субсидии не могут дублировать задачи  субсидии на выполнение государственного задания. 

При таких обстоятельствах, учитывая то, что расходование целевой субсидии  должно было осуществляться на иные мероприятия установленной тематики,  учреждением при направлении этих средств на финансирование мероприятий,  подлежащих финансированию за счет субсидии на выполнение государственного задания,  осуществлено нецелевое использование средств субсидии на иные цели, чем  Архангельской области причинен ущерб в указанном размере. 

Суд не принимает довод заявителя о том, что все расходы на изготовление  методических пособий были понесены в рамках мероприятия 1.8 государственной  программы № 330-пп, в связи с чем не могут быть признаны нецелевыми. 

Как установлено в ходе проверки и не оспаривается заявителем, указанные  сборники были распространены, в том числе на мероприятиях, реализованных в рамках  государственного задания. 

Пояснениями, представленными заместителем директора учреждения  Миловидовой О.Н. при проведении контрольного мероприятия 05.06.2019, также  подтверждается, что в рамках мероприятия 1 «Издание ежегодно методических пособий,  направленных на формирование положительного образа семьи, пропаганду в молодежной  среде ценности семьи, материнства, отцовства и детства с ориентацией на благополучную  молодую семью» были подготовлены и распространены информационно-методические  сборники: «Семейные традиции. История и современность» к проведению обучающего  семинара «Семейные традиции: история и современность»; «Они жили долго и 


счастливо» к психологическим тренингам «Искусство быть вместе», «Конфликты в  паре» к обучающему семинару «Любовью дорожить умейте»; «Первая любовь» к  проведению психологического тренинга «Первая любовь»; «Калейдоскоп семейных  праздников» к обучающему семинару «Формула счастливой семьи»; Методическая  тетрадь «Пока не поздно» к проведению методического семинара «Психологический  тренинг, как эффективная форма работы с подростками, совершившими  правонарушение»; «Методические рекомендации по созданию семейных клубов» к  Форуму клубов молодых семей Архангельской области; «Отказ от собственной жизни» в  рамках мероприятий по профилактике асоциальных проявлений в социальной среде. 

При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией ответчика, согласно  которой указанные сборники были подготовлены и распространены, в том числе на  мероприятия в рамках государственного задания, в связи с чем расходы на их  изготовление за счет средств субсидии на иные цели является нецелевым использованием  бюджетных средств. 

При этом суд учитывает, что расходы учреждения на изготовление методических  пособий, которые были использованы при проведении иных мероприятий, не связанных с  выполнением государственного задания, были приняты ответчиком, в связи с чем в  оспариваемое представление были внесены соответствующие изменения. 

Учитывая изложенное, суд признает правомерным вывод ответчика о допущенном  со стороны заявителя нарушении, повлекшем за собой нецелевое использование  бюджетных средств в размере 1520752 руб. 19 коп. 

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным,  проверенного на соответствие действующему законодательству представления  контрольно-счетной палаты Архангельской области от 16.09.2019 № 01-02/926,  измененного письмом контрольно-счетной палаты Архангельской области от 11.02.2020   № 01-02/144, внесенного в адрес государственного автономного учреждения  Архангельской области «Центр поддержки молодой семьи», в части пункта 2.1 итоговой  части представления об обязании вернуть в областной бюджет сумму ущерба,  причиненного при нецелевом использовании субсидии на иные цели, в общем размере  1520752 руб. 19 коп. 

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. 

Судья И.С. Юринская