ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № СИП-911/2023 от 31.01.2024 Суда по интеллектуальным правам



СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ
Огородный проезд, дом 5, строение 2, Москва, 127254
http://ipc.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

Москва  14 февраля 2024 года Дело № СИП-911/2023 

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2024 года.

Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.Н.;
судей Деменьковой Е.В., Щербатых Е.Ю.;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Адняевым М.М. – 

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального  предпринимателя Воронкина Александра Владимировича  (ОГРНИП 311222334000024) о признании недействительным решения  Федеральной службы по интеллектуальной собственности  (ОГРН 1047730015200) от 08.06.2023, принятого по результатам  рассмотрения возражения от 09.03.2023 на решение о государственной  регистрации знака обслуживания по заявке № 2021778639. 

В судебном заседании до перерыва приняли участие представители:

от индивидуального предпринимателя Воронкина Александра  Владимировича – Козырев А.А. (по доверенности от 06.09.2023); 

от Федеральной службы по интеллектуальной собственности – Елагина Д.К.  (по доверенности от 29.06.2023). 

В судебном заседании после перерыва приняли участие представители:  от индивидуального предпринимателя Воронкина Александра  Владимировича – Козырев А.А. (по доверенности от 06.09.2023); 

от Федеральной службы по интеллектуальной собственности – Тетцоева З.В.  (по доверенности от 10.02.203). 

Суд по интеллектуальным правам

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Воронкин Александр Владимирович  обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании  


недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной  собственности (Роспатента) от 08.06.2023, принятого по результатам  рассмотрения возражения от 09.03.2023 на решение о государственной  регистрации знака обслуживания по заявке № 2021778639. 

В состоявшемся 24.01.2024 и 31. 01.2024 до и после перерыва судебном  заседании представители заявителя и Роспатента приняли участие  посредством использования системы веб-конференции информационной  системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания). 

Представитель заявителя выступил с правовой позицией по делу,  просил заявление удовлетворить. 

Представители Роспатента выступили с правовой позицией по делу,  просили в удовлетворении заявленных требований отказать. 

При разрешении спора суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, обозначение 

« » по заявке № 2021778639 заявлено Воронкиным А.В.  на регистрацию в качестве знака обслуживания с приоритетом от 29.11.2021  в отношении услуг 35-го класса «абонирование телекоммуникационных  услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по  коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости;  аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для  размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и  предпринимателей, нуждающихся в финансировании; бюро по найму;  ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских  документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений  [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка;  исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные;  исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников;  консультации по вопросам организации и управления бизнесом;  консультации по организации бизнеса; консультации по управлению  бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации  профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование  рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного  обеспечения; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого  бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц;  написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и  поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации  в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка  текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно  записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания 


рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки;  организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация  подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных  целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка  коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск  информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей;  помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении  бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными  предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой  информации; предоставление деловой информации через веб-сайты;  предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов;  предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по  вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж  покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов  пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление  перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление  рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях;  предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам  товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью  розничной продажи; пресс-службы; прогнозирование экономическое;  продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных,  гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа  розничная произведений искусства художественными галереями; продажа  розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и  медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц;  продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий;  производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов;  прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в  средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат  рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов;  прокат торговых стоек; прокат фотокопировального оборудования;  профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях;  публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных  концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение  рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация  данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов;  реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная;  реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление  статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных;  сведения о деловых операциях; систематизация информации в  компьютерных базах данных; службы административные по медицинским  направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы  корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование  деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение  коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных 


индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых  деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование  психологическое при подборе персонала; управление бизнесом временное;  управление внешнее административное для компаний; управление  гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных  сотрудников; управление коммерческими проектами для строительных  проектов; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для  третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов  для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление  программами часто путешествующих; управление процессами обработки  заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду  предприятий; услуги в области общественных отношений; услуги  коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги  манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги  машинописные; услуги по исследованию рынка; услуги по напоминанию о  встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта;  услуги по планированию встреч [офисные функции]; услуги по подаче  налоговых деклараций; услуги по поисковой оптимизации продвижения  продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги  по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги  рекламные «оплата за клик»; услуги секретарей; услуги снабженческие для  третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги  стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги  телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных  станций; услуги фотокопирования; экспертиза деловая» и 42-го класса  «анализ воды; анализ компьютерных систем; анализ почерка [графология];  анализ химический; аренда счетчиков для учета потребления энергии; аудит  в области энергетики; восстановление компьютерных данных; дизайн  визитных карточек; дизайн графический рекламных материалов; дизайн  интерьерный; дизайн промышленный; дизайн художественный; защита  информационных систем от вирусов; изыскания в области нефтяных  месторождений; изыскания геологические; инжиниринг; инсталляция  программного обеспечения; информация метеорологическая; испытания  клинические; испытания материалов; испытания текстильных изделий;  исследования в области бактериологии; исследования в области биологии;  исследования в области геологии; исследования в области защиты  окружающей среды; исследования в области косметологии; исследования в  области механики; исследования в области сварки; исследования в области  строительства зданий; исследования в области телекоммуникационных  технологий; исследования в области физики; исследования в области химии;  исследования и разработка новых товаров для третьих лиц; исследования  медицинские; исследования научно-технические в области патентного  картирования; исследования научно-технические в области стихийных  бедствий; исследования научные; исследования нефтяных месторождений с  целью эксплуатации; исследования подводные; исследования 


технологические; калибровка [измерения]; консультации в области дизайна  веб-сайтов; консультации в области информационной безопасности;  консультации в области информационных технологий; консультации в  области компьютерных технологий; консультации в области разработки и  развития компьютерной техники; консультации по вопросам архитектуры;  консультации по вопросам интернет-безопасности; консультации по  вопросам программного обеспечения; консультации по защите цифровых  данных; консультации по технологическим вопросам; контроль за  нефтяными скважинами; контроль качества; контроль технический  автомобильного транспорта; межевание; моделирование одежды;  модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных  систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем  для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных;  мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; мониторинг  операций с кредитными картами для обнаружения мошенничества через  Интернет; мониторинг учетных записей для обнаружения кражи  персональных данных через Интернет; обеспечение программное как услуга  [SaaS]; обслуживание программного обеспечения; определение подлинности  произведений искусств; оформление интерьера; оценка качества леса на  корню; оценка качества шерсти; оцифровка документов [сканирование];  перенос данных или документов с физического носителя на электронный;  планирование городское; предоставление информации в области  компьютерных технологий и программирования через веб-сайты;  предоставление научной информации и консультаций, связанных с  сокращением выбросов парниковых газов; предоставление поисковых  средств для Интернета; предоставление программной платформы, готовой к  использованию облачных сервисов [PaaS]; преобразование данных и  информационных программ, за исключением физического преобразования;  проведение исследований по техническим проектам; проектирование  компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат компьютеров; прокат  программного обеспечения; разблокировка мобильных телефонов; разведка  геологическая; разведка нефтяных месторождений; размещение  компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка  компьютерных платформ; разработка планов в области строительства;  разработка программного обеспечения; разработка программного  обеспечения для издательского дела; рассеивание облаков; сервер хостинг;  советы по вопросам экономии энергии; создание и разработка  информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в  области информационных технологий]; создание и техническое  обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; составление программ для  компьютеров; составление технической документации; тиражирование  компьютерных программ; услуги «облачных» вычислений; услуги  архитектурные; услуги аутсорсинга в области информационных технологий;  услуги в области химии; услуги дизайнеров в области упаковки; услуги  дистанционного резервного копирования данных; услуги консультационные 


в области телекоммуникационных технологий; услуги научных лабораторий;  услуги по аутентификации пользователей по технологии единого входа для  программных онлайн-приложений; услуги по аутентификации пользователей  при сделках в области электронной коммерции; услуги по прогнозированию  погоды; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги по  составлению географических карт; услуги разведочные в области нефтяной,  газовой и горнодобывающей промышленности; услуги шифрования  цифровых данных; хранение данных в электронном виде; экспертиза в  области нефтяных месторождений; экспертиза геологическая; экспертиза  инженерно-техническая» Международной классификации товаров и услуг  для регистрации знаков (далее – МКТУ). 

По результатам проведения экспертизы Роспатент 17.01.2023 принял  решение о государственной регистрации знака обслуживания по заявке   № 2021778639 с указанием слова «CRAFTPROMOTION» в качестве  неохраняемого элемента знака обслуживания на основании пункта 1  статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). 

Воронкин А.В. 09.03.2023 обратился в Роспатент с возражением,  в котором выразил несогласие с решением Роспатента от 17.01.2023,  мотивированным несоответствием упомянутого решения требованиям  пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, и просил зарегистрировать заявленное  обозначение в качестве знака обслуживания для всего заявленного перечня  услуг с указанием словесного элемента «CRAFTPROMOTION» в качестве  охраняемого. 

В возражении приведены следующие доводы:

словесный элемент «CRAFTPROMOTION» выполнен буквами  одинакового размера и не имеет однозначного разделения на отдельные  слова для прочтения, потребителю приходится домысливать через  ассоциации произношение слова; 

словесный элемент в заявленном обозначении может восприниматься  российским потребителем как три слова «CRAFT» «PRO» «MOTION», что в  переводе «КРАФТ ПРО ДВИЖЕНИЕ», или «C» «RAFTPRO» «MOTION»,  что в переводе «ПРОДВИЖЕНИЕ С ПЛОТОМ» (см.:  https://translate.google.com/); 

даже в случае прочтения заявленного обозначения в качестве двух слов  «CRAFT» «PROMOTION», оно не будет ассоциироваться у среднего  российского потребителя с иностранным значением этих слов, т.к. такое  произношение слова является фантазийным и семантически нейтральным для  российского потребителя по отношению к заявляемому перечню услуг, и  слово «CRAFTPROMOTION» российским потребителем не воспринимается  в качестве указания на вид и состав заявленных услуг 35-го и 42-го классов  МКТУ; 

ни в одном словаре и/или справочнике и/или учебнике и/или журнале  и/или книге не содержится сведений, что данные два слова используются в  гражданском обороте (см.: https://translate.academic.ru/searchall.php?SWord  =CRAFT +PROMOTION &from=ru&to=xx&did=&stype=0); 


при запросе по словесному элементу «CRAFTPROMOTION»  в поисковых системах появляется только информация о предприятии  заявителя и никакой другой информации о каких-либо терминах с такой  формулировкой «CRAFTPROMOTION» и/или близкой к ней  (см.: https://www.yandex.ru/search/?lr=197&text=CRAFT+PROM OTION&p=1,  https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&q=CRAFT%20PROMOTION); 

заявитель просит обратить внимание на аналоги заявляемого  обозначения среди зарегистрированных в Российской Федерации товарных  знаков: товарные знаки « » (по свидетельству Российской  Федерации № 445348), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 278251), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 906240), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 887660), « » (по свидетельству Российской 

Федерации № 492951), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 419403), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 287135), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 659991), « » (по свидетельству Российской 

Федерации № 458358), « » (по свидетельству Российской  Федерации № 325858), « » (по свидетельству Российской Федерации   № 655367), « » (по свидетельству Российской Федерации 

 № 528282), « » (по свидетельству Российской Федерации № 626762),  « » (по свидетельству Российской Федерации № 214215), 

« » (по свидетельству Российской Федерации № 821799), « » 


(по свидетельству Российской Федерации № 274460), « »  (по свидетельству Российской Федерации № 860606), « »  (по свидетельству Российской Федерации № 864973), « »  (по свидетельству Российской Федерации № 705876), « » 

(по свидетельству Российской Федерации № 613202), « » 

(по свидетельству Российской Федерации № 691101), « »  (по свидетельству Российской Федерации № 902112), « »  (по свидетельству Российской Федерации № 839034), и подобных примеров  регистрации товарных знаков большое множество; 

заявитель просит обратить внимание, что допущение необоснованно  широких пределов усмотрения или возможности необоснованного  применения исключений из общих правил недопустимо. 

По результатам рассмотрения возражения административный орган  признал, что с учетом семантики словесный элемент «CRAFTPROMOTION»  в отношении услуг, связанных с фармацевтическими и нематериальными  товарами, применением сложных технологий, может быть признан  охраноспособным, поскольку возможное восприятие его как описательного  неправдоподобно. Наряду с этим Роспатент констатировал, что в отношении  остальной части заявленных услуг 35-го и 42-го классов МКТУ данный  словесный элемент характеризует их и для соответствующих услуг является  неохраноспособным. Учитывая данные обстоятельства административный  орган принял решение от 08.06.2023 о регистрации спорного обозначения в  качестве товарного знака с указанием словесного элемента  «CRAFTPROMOTION» в качестве неохраняемого для части заявленных  услуг 35-го и 42-го классов МКТУ, за исключением связанных с  фармацевтическими и нематериальными товарами, применением сложных  технологий. 

Принимая оспариваемый ненормативный правовой акт,  административный орган исходил из следующего. 

Проанализировав заявленное обозначение « », Роспатент  констатировал, что оно является комбинированным, доминирующее  положение в нем занимает элемент в виде фантазийной фигуры, содержит 


словесный элемент «CRAFTPROMOTION», выполненный стандартным  шрифтом заглавными буквами латинского алфавита, который размещен под  изображением фигуры. Обозначение выполнено в следующем цветовом  сочетании: белый, серый, светло-серый, красный. 

Регистрация заявленного обозначения в качестве знака обслуживания  испрашивается в отношении услуг 35-го и 42-го классов МКТУ, указанных в  заявке № 2021778639, с включением элемента «CRAFTPROMOTION» в  объем правовой охраны. 

Принимая оспариваемое решение, Роспатент установил, что элемент  «CRAFTPROMOTION» является сложносоставным словом, состоящим из  следующих элементов: «CRAFT» (в переводе с английского языка на русский  язык означает: Сущ. – ремесло; профессия; ловкость, умение, искусство;  сноровка; обман, хитрость; (the Craft) масонская ложа; ист.; = craft union цех;  гильдия; морское, речное судно; самолёт; космический корабль; рыболовные  снасти; китобойные снасти; Гл. – преим. амер. изготавливать (вручную) и  «PROMOTION» (переводится как: Сущ. – продвижение по службе;  повышение в звании; производство в чин; содействие, поддержка,  поощрение; стимулирование, активизация; продвижение, раскрутка,  рекламирование, промоушен; рекламная кампания; перевод (ученика) в  следующий класс). 

Роспатент подчеркнул, что слитное написание слов «CRAFT»  и «PROMOTION» не приводит к появлению нового слова, обладающего  самостоятельным лексическим значением. Онлайн перевод  (https://translate.yandex.ru/) слова «CRAFTPROMOTION» представляет его в  значении, аналогичном значению словосочетания «CRAFT PROMOTION», а  именно «ПРОДВИЖЕНИЕ РЕМЕСЛА». 

Административный орган отметил, что, несмотря на многозначность  понятия «CRAFT», значение образованного сложного слова определяется  понятием «PROMOTION», которое употребляется в качестве лексической  единицы, вошедшей в состав языка (ПРОМОУШН / ПРОМОУШН /  ПРОМОУШЕН – 1) поддержка; патронаж; 2) содействие распространению,  продаже, продвижению, сбыту товара потребителю, творческому успеху, см.,  например, Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006,  https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29401/ПРОМОУШН). 

Учитывая известность и широкое употребление данного слова в сфере  маркетинга и продвижения, административный орган счел, что элемент  «CRAFTPROMOTION» воспринимается в значении продвижения  ремесленных товаров (товаров, сделанных руками) и в целом служит  описательной характеристикой рассматриваемых услуг, поскольку слово  «CRAFT» ограничивает сферу применения (ремесла, то, что делается  руками). 

Довод подателя возражения о возможности разделения упомянутого  слова иным образом (например, «CRAFT» «PRO» «MOTION» или «C»  «RAFTPRO» «MOTION») административный орган отклонил, указав, что  вероятность наиболее очевидного разделения спорного слова потребителями 


на «CRAFT» и «PROMOTION» поддержано изобразительным элементом  обозначения, в котором сложная фигура образована двумя фрагментами  разного цвета, напоминающими по форме заглавные буквы латинского  алфавита «С» и «Р». 

Роспатент подчеркнул: иные возможные переводы слова  «CRAFTPROMOTION», в том числе предложенные заявителем, требуют  глубокого и детального изучения рассматриваемого элемента, учета  контекста или позиционирования обозначения на рынке. При этом в  материалы дела не представлены доказательства какого-либо определенного  восприятия спорного словесного элемента потребителями, в связи с чем  оценка его на основе наиболее очевидного разделения на части  представляется обоснованной. 

Проанализировав перечень испрашиваемых к регистрации услуг 35-го  и 42-го классов МКТУ с учетом того, что продвижение представляет собой  широкий комплекс мероприятий, направленных на увеличение спроса,  создание широкой известности, административный орган пришел к  следующим выводам. 

Услуги 35-го класса «агентства по импорту-экспорту; агентства  рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация  товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования  конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование  рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного  обеспечения; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев;  обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих  или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях;  организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление  коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам  выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж  покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов  пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление  перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление  рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях;  предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам  товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью  розничной продажи; продажа аукционная; продажа розничная произведений  искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих  лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных  мероприятий; производство программ телемагазинов; производство  рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой  информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов;  прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых  стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых  целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных 


концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение  рекламных материалов; рассылка рекламных материалов;; редактирование  рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети;  реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; составление  информационных индексов в коммерческих или рекламных целях;  телемаркетинг; управление потребительской лояльностью; управление  процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги в области  общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги  конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или  продвижения товаров; услуги по исследованию рынка; услуги по  оптимизации трафика веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации  продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными  изделиями; услуги рекламные «оплата за клик»; услуги снабженческие для  третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]» МКТУ  административный орган отнес к услугам в сфере маркетинга, рекламы,  продвижения товаров (которые могут быть созданы ремесленниками), в  связи с чем признал их характеризуемыми словом «CRAFTPROMOTION». 

Услуги 35-го класса «агентства по коммерческой информации; анализ  себестоимости; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги  посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и  предпринимателей, нуждающихся в финансировании; ведение  автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов;  выписка счетов; исследования в области бизнеса; консультации по вопросам  организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса;  консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению  персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса;  менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный;  обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах;  обновление и поддержка информации в электронных базах данных;  обработка текста; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных  документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц;  поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в  управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или  промышленными предприятиями; посредничество коммерческое;  предоставление деловой информации; предоставление деловой информации  через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и  коммерческих контактов; прессслужбы; прогнозирование экономическое;  сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в  компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация  информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по  управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; службы по  связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц;  согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц;  составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах;  управление бизнесом временное; управление внешнее административное для 


компаний; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для  третьих лиц; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по  составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги  субподрядные [коммерческая помощь]» МКТУ административный орган  признал относящимися к сведениям о финансовой стороне деятельности  предприятия, планам деятельности и развитию предприятия, информации о  ведении бизнеса, которые в итоге имеют своей целью продвижение  товаров/предприятий и создание их широкой известности. Принимая во  внимание, что продвижение представляет собой широкий комплекс  мероприятий, Роспатент отнес данную выделенную им группу услуг,  связанных с информированием и ведением бизнеса, характеризующимися  понятием «CRAFTPROMOTION». 

Кроме того, учитывая, что смысловое значение слова «PROMOTION»,  связанное с продвижением по службе (может относиться, в том числе, и к  области ремесленного производства), Роспатент признал спорный элемент  «CRAFTPROMOTION» описательным по отношению к кадровым услугам  35-го класса «бюро по найму; комплектование штата сотрудников; написание  резюме для третьих лиц; тестирование психологическое при подборе  персонала; управление деятельностью внештатных сотрудников» МКТУ. 

Упомянутый спорный элемент административный орган признал также  описательным применительно к испрашиваемым услугам дизайн-бюро 42-го  класса «дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных  материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн  художественный; консультации в области дизайна веб-сайтов;  моделирование одежды; услуги по созданию образа [промышленная  эстетика]; услуги дизайнеров в области упаковки» МКТУ по причине их  тесной связи с маркетинговыми услугами, которые сопутствуют друг другу  и по своей природе часто имеют общий источник происхождения. 

В отношении остальных испрашиваемых к регистрации услуг,  связанных с реализацией фармацевтических и нематериальных товаров, с  применением сложных технологий, Роспатент признал регистрацию  спорного обозначения допустимой ввиду неправдоподобности возможного  восприятия потребителями спорного обозначения для них как  характеризующего эти услуги. 

Приведенные подателем возражения примеры регистраций товарных  знаков с элементом «CRAFT» административный орган отклонил и указал,  что в заявленном обозначении слово «CRAFT» выполнено слитно со словом  «PROMOTION», которое однозначно и без домысливания ориентирует на  услуги, связанные с продвижением, что не относится к приведенным  примерам. 

Административный орган отметил, что в материалах дела отсутствуют  доказательства использования заявителем спорного обозначения ранее даты  подачи заявки на его регистрацию, подтверждающие приобретение им  различительной способности. 

В связи с изложенным, административный орган резюмировал 


несоответствие заявленного обозначения в отношении перечисленных выше  услуг 35-го и 42-го класса МКТУ требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ

Воронкин А.В., не согласившись с решением Роспатента от 08.06.2023,  полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает  его права и законные интересы, обратился в Суд по интеллектуальным  правам с заявлением по настоящему делу. 

В обоснование заявленных требований Воронкин А.В. ссылается  на многозначность элемента «CRAFT», фантазийность и семантическую  нейтральность сложного слова «CRAFTPROMOTION» для российского  потребителя по отношению ко всему испрашиваемому перечню услуг 35-го и  42-го классов МКТУ, поскольку совместное слитное использование двух слов  «CRAFT» и «PROMOTION» не усматривается из словарных и справочных  источников. 

Заявитель не согласен с выводом Роспатента об описательности  элемента «CRAFTPROMOTION» применительно к спорным услугам и  считает, что для такого восприятия потребителям необходимы  дополнительные рассуждения и домысливание. 

Воронкин А.В. указывает на нарушение административным органом  принципа правовой определенности, ссылаясь на перечисленные выше в  доводах возражения примеры регистраций товарных знаков, в которых  словесные элементы образованы по аналогичному принципу. 

Кроме того, заявитель полагает, из приведенных Роспатентом  аргументов не следует, что элемент «CRAFTPROMOTION» является прямым  указанием на какие-либо услуги или особенности услуг или свойства данных  услуг. 

В отзыве на заявление Роспатент возражал против его удовлетворения,  полагая оспариваемый ненормативный правовой акт законным и  обоснованным. 

В письменных пояснениях заявитель дополнил свою позицию по делу:  по его мнению, заявленное обозначение с элементом «CRAFTPROMOTION»  обладает различительной способностью само по себе, поскольку как на дату  его приоритета, так и по настоящее время нет других лиц, использующих  подобное обозначение, за исключением заявителя; рядовой российский  потребитель не обладает столь глубокими познаниями английского языка,  чтобы самостоятельно осуществить предлагаемый Роспатентом вариант  перевода слова «CRAFTPROMOTION»; Роспатент не провел анализ  ассоциативных связей, возникающих у потребителей при восприятии  заявленного обозначения применительно ко всем конкретным услугам. 

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении,  в отзыве на заявление, оценив имеющиеся в деле доказательства в  совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным  правам пришел к следующим выводам. 

Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа  или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, 


также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым  актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы  гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом  недействительными. 

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты  прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности и  иной экономической деятельности обжалование решений и действий  (бездействия) государственных органов в суд. 

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении  их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным  законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления  может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Установленный законом срок на оспаривание спорного решения  соблюден, что не оспаривается Роспатентом. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его  отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые  приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Полномочия Роспатента по рассмотрению возражения против  представления правовой охраны товарному знаку и принятие по его  результатам решения установлены частью четвертой ГК РФ и Правилами  рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по 


интеллектуальной собственности споров в административном порядке,  утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования  Российской Федерации и Министерства экономического развития  Российской Федерации от 30.04.2020 № 644/261, вступившими в силу  с 06.09.2020, и заявителем не оспариваются. 

В соответствии правовой позицией, содержащейся в пункте 27  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса  Российской Федерации» (далее – Постановление № 10), при оспаривании  решений Роспатента и федерального органа исполнительной власти по  селекционным достижениям суды должны учитывать: заявки на выдачу  патента, заявки на товарный знак, а также заявки на наименование места  происхождения товара подлежат рассмотрению в порядке, установленном  законодательством, действовавшим на дату подачи заявки, а международные  заявки на изобретение, промышленный образец или товарный знак и  преобразованные евразийские заявки – на дату поступления заявки в  Роспатент. 

По возражениям против выдачи патента, предоставления правовой  охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара  основания для признания недействительным патента, предоставления  правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения  товара определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату  подачи заявки в Роспатент или в федеральный орган исполнительной власти  по селекционным достижениям. Основания для признания недействительным  патента на изобретение, выданного по международной заявке на изобретение  или по преобразованной евразийской заявке, признания недействительным  предоставления правовой охраны промышленному образцу или товарному  знаку по международной регистрации определяются исходя из  законодательства, действовавшего на дату поступления соответствующей  международной или преобразованной евразийской заявки в Роспатент, если  иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 

Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения  соответствующих возражений, действующий на момент обращения за  признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны  товарному знаку, наименованию места происхождения товаров. 

С учетом даты подачи заявки на регистрацию в качестве товарного  знака спорного обозначения (29.11.2021) применимым законодательством  для оценки его охраноспособности являются ГК РФ и Правила составления,  подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения  юридически значимых действий по государственной регистрации товарных  знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом  Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015   № 482 (далее – Правила № 482). 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не  допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков 


обозначений, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в  том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство,  назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или  сбыта. 

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как  неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего  положения. 

В силу пункта 1.1 статьи 1483 ГК РФ положения пункта 1 этой статьи  не применяются в отношении обозначений, которые приобрели  различительную способность в результате их использования. 

Оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483  ГК РФ производится исходя из восприятия этого обозначения рядовыми,  средними потребителями – адресатами товаров, для индивидуализации  которых испрашивается правовая охрана обозначения, в отношении  конкретных товаров. Соответствующая оценка производится исходя  из восприятия такого обозначения на конкретную дату – дату подачи заявки  на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент 

Аналогичный правовой подход изложен в определении Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  от 31.10.2019 № 300-ЭС19-12932. 

При рассмотрении дел об оспаривании решений Роспатента, принятых  на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, учитываются существующие  или вероятные ассоциативные связи, возникающие у потребителей с учетом  спорного обозначения исходя из имеющихся в материалах дела  доказательств. 

При оценке решения Роспатента на соблюдение им единообразия в  правоприменительной практике (пункт 21 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых  вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»; далее –  Постановление № 21) учету подлежат сложившиеся в правоприменительной  практике правовые подходы, нашедшие отражение в Рекомендациях по  отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных  приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам  от 23.03.2001 № 39 (далее – Рекомендации № 39). 

В пункте 2.2 Рекомендаций № 39 отмечено, что заявленным  обозначениям, состоящим только из описательных элементов,  не предоставляется правовая охрана, а производителям – исключительное  право на их использование, так как у любого лица может возникнуть  необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые  описывают товар. Такие обозначения называются описательными. 

Однако следует различать обозначения описательные и обозначения,  вызывающие в сознании потребителя представление о производимых товарах  через ассоциации. Последним может быть предоставлена правовая охрана. 


Если в процессе экспертизы возникает вопрос, является ли элемент  описательным, нужно исходить из следующего. 

В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную  характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны  дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать,  что анализируемый элемент не является описательным. 

Подтверждением описательности могут быть положительные ответы  на следующие вопросы: понятен ли рядовому потребителю смысл элемента  без дополнительных рассуждений и домысливания; воспринимается  ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации)  описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе. 

Таким образом, если для адресной группы потребителей смысл  обозначения требует домысливания, оно описательным не признается. 

При рассмотрении возражения предметом является проверка  законности регистрации спорного товарного знака применительно к каждому  указанному в возражении товару, услуге (при подтверждении  заинтересованности подателя возражения). 

При этом для установления (подтверждения) того, что элемент  является описательным, можно использовать любую информацию,  касающуюся семантики анализируемого словесного элемента: энциклопедии,  справочники, в том числе и специальную, в частности техническую,  литературу, толковые и другие словари, сведения, полученные из баз данных,  сети «Интернет». 

Оценка соответствия спорного обозначения требованиям пункта 1  статьи 1483 ГК РФ прежде всего предполагает необходимость установления  его смыслового значения. При этом согласно сложившемуся в  правоприменительной практике подходу для установления семантического  (смыслового) значения словесного обозначения существенным является не  вариативность возможного смыслового содержания входящих в него частей,  а его восприятие в целом российскими потребителями. 

Семантическое значение может быть не только у слов, включенных в  словари, но и у иных словесных элементов, в отношении которых  установлено, что адресной группой потребителей (российские потребители  товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак или  испрашивается регистрация заявленному обозначению) очевидно  воспринимается их смысл, в том числе у слов, образованных по правилам  словообразования. 

Аналогичный подход изложен в постановлениях президиума Суда по  интеллектуальным правам от 10.07.2017 по делу № СИП-629/2016  (определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 № 300- КГ17-15832 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации отказано), от 10.03.2017 по делу № СИП-430/2016,  от 03.08.2018 по делу № СИП-163/2017, от 28.05.2020 по делу   № СИП-334/2019, от 28.09.2020 по делу № СИП-650/2019, от 01.04.2021 


по делу № СИП-547/2020, от 29.06.2021 по делу № СИП-402/2020. 

Суд отмечает, что заявитель не оспаривает обжалуемое решение  Роспатента в части тех услуг, для которых Роспатент принял решение о  регистрации спорного обозначения без исключения из правовой охраны  словесного элемента «CRAFTPROMOTION». 

Самостоятельно проанализировав заявленное обозначение, судебная  коллегия установила, что оно является комбинированным, доминирующее  положение в нем занимает элемент в виде фантазийной фигуры, содержит  словесный элемент «CRAFTPROMOTION», выполненный стандартным  шрифтом заглавными буквами латинского алфавита, который размещен под  изображением фигуры. 

Указанный словесный элемент не представляет собой самостоятельную  устойчивую лексическую единицу. Следовательно, семантическое  (смысловое) значение такого сложного элемента в целом и его восприятие  российскими потребителями определяется совокупным смыслом  образующих его частей. 

Аналогичная позиция изложена в постановлении президиума Суда по  интеллектуальным правам от 06.06.2022 по делу № СИП-728/2022. 

Изучив заявленное на регистрацию обозначение, суд отмечает, что  изобразительный элемент в виде двух фрагментов разного цвета,  напоминающих по форме заглавные буквы латинского алфавита «С» и «Р»,  определяет наиболее вероятную возможность разделения потребителями  элемента «CRAFTPROMOTION» на слова «CRAFT» и «PROMOTION». 

В связи с этим словесный элемент «CRAFTPROMOTION»  воспринимается как сложное слово, образованное путем слитного написания  двух слов – «CRAFT» и «PROMOTION». 

При этом приведенная Воронкиным А.В. возможная различная  интерпретация заявленного обозначения за счет деления словесного элемента  «CRAFTPROMOTION» на другие слова, например  «CRAFT»/«PRO»/«MOTION» или «C»/«RAFTPRO»/«MOTION», не  исключает необходимости оценки спорного обозначения как словосочетания  «CRAFT» и «PROMOTION», поскольку общее значение образованного  сложного слова «CRAFTPROMOTION» определяется словом  «PROMOTION» («промоушен/промоушн»), вошедшим в состав русского  языка и относящимся к общеупотребительной лексике и имеющим широкое  значение. 

Дополнительно коллегия судей также полагает необходимым отметить,  что известность российскому потребителю и узнаваемость им слова  «PROMOTION» («промоушен/промоушн»), вхождение его в качестве  лексической единицы в состав языка (что не оспаривается заявителем),  является достаточным основанием для того, чтобы потребитель разделил  словесный элемент «CRAFTPROMOTION» на две составные части  «CRAFT-» и «-PROMOTION» (даже при неизвестности перевода слова  «CRAFT»). 

Принимая во внимание, что слово «PROMOTION» в переводе 


с английского языка на русский язык означает «продвижение по службе;  повышение в звании; производство в чин; содействие, поддержка,  поощрение; стимулирование, активизация; продвижение, раскрутка,  рекламирование, промоушен; рекламная кампания; перевод (ученика)  в следующий класс), судебная усматривает, что данное слово используется в  русском языке с различными словами в значении продвижения чего-либо. 

Слово «CRAFT» в переводе с английского языка на русский язык  означает «ремесло; профессия; ловкость, умение, искусство; сноровка;  обман, хитрость / изготавливать (вручную)». 

Президиум Суда по интеллектуальным правам неоднократно  подчеркивал, что при анализе восприятия российскими потребителями  иностранных слов нужно учитывать: 

распространенность в Российской Федерации соответствующего  иностранного языка (постановление президиума Суда по интеллектуальным  правам от 13.12.2017 по делу № СИП-163/2017); 

для распространенных языков – предполагаемое знание лиц, не  владеющих им в совершенстве, о переводном значении иностранного слова  исходя из степени употребляемости этого слова (постановление президиума  Суда по интеллектуальным правам от 06.07.2020 по делу № СИП-972/2019); 

для любых языков (в том числе нераспространенных) – очевидность  восприятия смысла слова с учетом его тождества или сходства с  транслитерацией какого-либо слова русского языка (постановления  президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.01.2019 по делу   № СИП-710/2017, от 25.06.2020 по делу № СИП-943/2019, от 21.05.2020  по делу № СИП-824/2019); 

наличие или отсутствие иного – не переводного, а самостоятельного  для носителей русского языка значения слова (постановление президиума  Суда по интеллектуальным правам от 23.09.2014 по делу № СИП-191/2014). 

Аналогичный подход отражен в постановлениях президиума Суда по  интеллектуальным правам от 11.10.2021 по делу № СИП-88/2021,  от 07.04.2023 по делу № СИП-328/2022. 

При оценке средним российским потребителем иностранного слова  главную роль играет не грамотный, с точки зрения специалиста в области  лингвистики, перевод слова с иностранного языка на русский, а именно  восприятие потребителем этого слова в отношении конкретных товаров, для  индивидуализации которых испрашивается охрана. 

Аналогичный подход отражен в постановлении президиума Суда по  интеллектуальным правам от 06.07.2020 по делу № СИП-972/2019. 

Суд отмечает, что слово «CRAFT» является лексической единицей  английского языка, который достаточно распространен в Российской  Федерации. При этом данное слово имеет определенную степень  употребляемости ввиду наличия в свободном гражданском обороте таких  товаров, как, например, крафтовый шоколад, крафтовый чай, крафтовое  пиво, крафтовая бумага, где определение их как «крафтовый(-ая, -ое)»  означает товар ремесленного производства, изготовленный в ручную. 


Данные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о предполагаемом  знании лиц, не владеющих в совершенстве английским языком, о переводном  значении иностранного слова «CRAFT». 

Наряду с этим судебная коллегия не исключает возможную  неосведомленность адресной группой российских потребителей о значении  слова «CRAFT» (в частности некоторых его переводов, указанных выше)  ввиду недостаточного владения английским языком. 

Вместе с тем судебная коллегия подчеркивает, что слово «CRAFT»  используется в спорном обозначении слитно со словом «PROMOTION»  («промоушен/промоушн») известном и широко употребляемом в значении  продвижение чего-либо, в связи с чем сложное слово «CRAFTPROMOTION»  за счет семантики слова PROMOTION» («промоушен/промоушн»), в целом,  будет восприниматься российским потребителем как продвижение чего-то  (товаров или услуг, продвижение по службе). Суд также соглашается с  аргументом Роспатента о том, что в данном случае слово «CRAFT»  указывает на сферу – продвижение ремесленных товаров, по службе. 

Коллегия судей отмечает отсутствие в материалах дела доказательств  какого-либо иного (в том числе в предлагаемых заявителем вариантах)  восприятия потребителями спорного словесного элемента. 

При этом суд принимает во внимание возможность применения слова  «PROMOTION» к очень широкому спектру товаров и услуг, что обусловлено  тем, что производители товаров и лица, указывающие услуги, априори  продвигают свои товары и услуги на соответствующем рынке. 

Регистрация заявленного обозначения в качестве знака обслуживания  испрашивается в отношении широкого перечня услуг 35-го и 42-го классов  МКТУ, указанных в заявке № 2021778639, с включением элемента  «CRAFTPROMOTION» в объем правовой охраны. 

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия отмечает, что  при рассмотрении возражения предметом является проверка законности  отказа в регистрации заявленного обозначения с включением элемента  «CRAFTPROMOTION» в объем правовой охраны применительно к каждой  испрашиваемой услуге. 

Президиум Суда по интеллектуальным правам неоднократно обращал  внимание, что не исключена возможность административного органа делать  объединенные выводы по некоторым группам товаров, услуг (а не по  каждому товару, по каждой услуге в отдельности), по секторам рынка, но  лишь при условии надлежащей мотивировки причин объединения товаров,  услуг в группы для оценки вероятного восприятия спорного обозначения  адресными группами потребителей этих товаров. 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях президиума  Суда по интеллектуальным правам от 24.01.2022 по делу № СИП-762/2021,  от 22.07.2022 по делу № СИП-1042/2021, от 13.07.2023 по делу   № СИП-891/2022 и в других. 

Из оспариваемого решения усматривается, что административный  орган разделил спорные услуг на группы. 


В таком случае надлежащее применение подпункта 3 пункта 1 статьи  1483 ГК РФ требует, прежде всего, проведения анализа правильности  объединения спорных товаров (услуг) в указанные группы. 

После установления правильности объединения должна быть проведена  оценка выводов административного органа о характеристике спорного  словесного элемента услуг применительно к каждой объединенной группе. 

Так, из оспариваемого решения административного органа следует, что  услуги 35-го класса МКТУ «агентства по импорту-экспорту; агентства  рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация  товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования  конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся  коммуникационных стратегий связей с общественностью; макетирование  рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного  обеспечения; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев;  обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих  или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях;  организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление  коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам  выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж  покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов  пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление  перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление  рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях;  предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам  товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью  розничной продажи; продажа аукционная; продажа розничная произведений  искусства художественными галереями; продвижение продаж для третьих  лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных  мероприятий; производство программ телемагазинов; производство  рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой  информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов;  прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек;  профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях;  публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных  концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение  рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование  рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети;  реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; составление  информационных индексов в коммерческих или рекламных целях;  телемаркетинг; управление потребительской лояльностью; управление  процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги в области  общественных отношений; услуги коммерческого лоббирования; услуги  конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения  товаров; услуги по исследованию рынка; услуги по оптимизации трафика 


веб-сайта; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по  розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги рекламные «оплата  за клик»; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение  предпринимателей товарами]» относятся к услугам в сфере маркетинга и  рекламы, продвижения товаров, которые в том числе могут быть созданы  ремесленниками. 

Судебная коллегия соглашается с выводом административного органа  об объединении указанных услуг в одну группу – услуг в сфере маркетинга и  рекламы, продвижения товаров, назначение данных услуг непосредственно  связано с продвижением чего-либо. 

В широком смысле под маркетингом понимается совокупность  действий, цель которых – убедить покупателей приобрести продукцию  фирмы. Маркетинг включает проведение мероприятий по распространению  и рекламированию выпускаемой продукции, предполагает изучение рынка,  для того чтобы определить вероятную реакцию покупателя на планируемые к  производству новые продукты и выяснить, можно ли повысить  привлекательность уже выпускаемых продуктов. 

В соответствии с определением, содержащимся в Федеральном законе  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация,  распространенная любым способом, в любой форме и с использованием  любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Учитывая изложенное, суд полагает, что при использовании словесного  элемента «CRAFTPROMOTION» по отношению к этим услугам 35-го класса  МКТУ не требуется домысливания и рассуждений в отношении  характеристик услуг, поскольку их назначение как продвижение чего-либо  является очевидным, в связи с чем элемент «CRAFTPROMOTION» способен  восприниматься как описательный, поскольку характеризует упомянутые  услуги. 

Услуги 35-го класса «бюро по найму; комплектование штата  сотрудников; написание резюме для третьих лиц; тестирование  психологическое при подборе персонала; управление деятельностью  внештатных сотрудников» МКТУ обоснованно объединены Роспатентом в  одну группу, поскольку относятся к управлению кадровыми ресурсами. При  этом, как указано выше, слово «PROMOTION» имеет значение продвижения,  в том числе, по службе, а слово «CRAFT» может быть переведено как  «профессия». 

Таким образом, данные услуги также характеризуются значением  спорного словесного элемента – кадровое продвижения/продвижение по  службе, поскольку непосредственно связаны с проведением мероприятий по  управлению кадровыми ресурсами. Таким образом, элемент  «CRAFTPROMOTION» по отношению к ним также является описательным. 

Услуги 42-го класса «дизайн визитных карточек; дизайн графический  рекламных материалов; дизайн интерьерный; дизайн промышленный; дизайн 


художественный; консультации в области дизайна веб-сайтов;  моделирование одежды; услуги по созданию образа [промышленная  эстетика]; услуги дизайнеров в области упаковки» МКТУ правильно  объединены Роспатентом, поскольку являются услугами дизайн-бюро.  Данные услуги могут быть охарактеризованы как способ (инструмент)  продвижения товаров, услуг (как часть маркетинговой стратегии), поскольку  направлены непосредственно на создание оригинальной презентации и  рекламы (дизайн визитных карточек; дизайн графический рекламных  материалов; дизайн художественный; консультации в области дизайна веб- сайтов; услуги дизайнеров в области упаковки) или создание тематических и  оригинальных условий реализации товаров и оказания услуг (дизайн  интерьерный; дизайн промышленный; моделирование одежды; услуги по  созданию образа [промышленная эстетика]). 

Доказательств, свидетельствующих о приобретении спорным  словесным элементом различительной способности в отношении  перечисленных спорных услуг 35-го и 42-го классов МКТУ на дату подачи  заявки, в материалах дела не содержится. 

Учитывая изложенное, коллегия судей соглашается с приведенными в  оспариваемом ненормативном правовом акте выводами административного  органа в указанной части. 

При этом довод заявителя о наличии иных товарных знаков, в которых  словесные элементы образованы по аналогичному принципу, отклоняется  судом ввиду того, что подобные товарные знаки не подтверждают  безусловную охраноспособность спорного обозначения и не исключают  необходимость его анализа применительно к конкретным заявленным  товарам и услугам. 

Вместе с тем в отношении выделенной Роспатентом группы услуг 35-го  класса «агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости;  аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по  подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей,  нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных;  ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; исследования в области  бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом;  консультации по организации бизнеса; консультации по управлению  бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации  профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого  бизнеса; менеджмент спортивный; обзоры печати; обновление и поддержание  информации в регистрах; обновление и поддержка информации в  электронных базах данных; обработка текста; оценка коммерческой  деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в  компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь  административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом;  помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями;  посредничество коммерческое; предоставление деловой информации;  предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление 


информации в области деловых и коммерческих контактов; пресс-службы;  прогнозирование экономическое; сбор и предоставление статистических  данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о  деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах  данных; службы консультативные по управлению бизнесом; службы  корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование  деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение  коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций;  составление отчетов о счетах; управление бизнесом временное; управление  внешнее административное для компаний; управление коммерческое  лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; услуги по подаче налоговых  деклараций; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению  цен; услуги субподрядные [коммерческая помощь]» МКТУ суд отмечает  следующее. 

В отношении этих услуг Роспатент указал, что они относятся к  сведениям о финансовой стороне деятельности предприятия, планам  деятельности и развитию предприятия, информации, так или иначе связанной  с ведением бизнеса. Принимая во внимание, что продвижение представляет  собой широкий комплекс мероприятий, направленных на увеличение спроса,  Роспатент счел, что подобные услуги также имеют своей итоговой целью  продвижение товаров/предприятий и создание их широкой известности.  В связи с этим Роспатент признал их соответствующими смысловому  содержанию спорного словесного элемента, который в связи с этим и для  данных услуг будет являться описательным. 

Вместе с тем суд считает, что приведенное Роспатентом обоснование  предполагает построение ассоциативного ряда, определенные домысливания,  что не может свидетельствовать об описательности упомянутого обозначения  по отношению к каждой из перечисленных в данной группе услуг. 

Так, например, услуга «аудит коммерческий» относится к бизнес- услугам, направлена на помощь предприятиям/организациям при  планировании хозяйственной деятельности, при изыскании резервов  повышения эффективности работы предприятия/организации, при  определении стратегии его/ее развития. Услуга «аудит финансовый»  представляет собой услугу по независимой проверке бухгалтерской  отчетности организации, что направлено на повышение ценности,  достоверности финансовой отчетности, включающей распределение  денежных средств. 

Данные услуги, как и некоторые другие включенные Роспатентом в эту  же группу услуги (например: «составление налоговых деклараций;  составление отчетов о счетах; услуги по подаче налоговых деклараций»),  связаны с ведением хозяйственной деятельности юридического лица,  направлены на поддержание стабильного экономического существования  лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. 

Однако Роспатент не указал, каким образом эти услуги  непосредственно связаны с продвижением товаров или оказываемых услуг, 


по каким именно причинам спорный словесный элемент без дополнительных  рассуждений и домысливаний может указывать на их характеристики, на  назначение как предназначенных для продвижения товаров и услуг. 

Кроме того, суд отмечает, что возможность делать объединенные  выводы по некоторым группам товаров, услуг (а не по каждому товару,  по каждой услуге в отдельности), по секторам рынка, не исключена, но лишь  при условии надлежащей мотивировки причин объединения товаров, услуг в  группы для оценки вероятного восприятия спорного обозначения адресными  группами потребителей этих товаров. 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях президиума  Суда по интеллектуальным правам от 24.01.2022 по делу № СИП-762/2021,  от 22.07.2022 по делу № СИП-1042/2021 и в других. 

Из оспариваемого ненормативного правового акта не усматривается, в  связи с чем Роспатент включил в группу услуг, относящихся к сведениям о  финансовой стороне деятельности предприятия, планам деятельности и  развития предприятия, информации, так или иначе связанной с ведением  бизнеса, такие услуги, как, например: «обзоры печати; пресс-службы».  Каких-либо дополнительных мотивов, по которым административный орган  пришел к выводу об описательном характере спорного словесного элемента в  отношении этих услуг оспариваемое решение не содержит. 

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о преждевременности  содержащегося в оспариваемом решении вывода административного органа  о том, что спорное сложное слово в составе заявленного обозначения  является описательным и не отвечает требованиям подпункта 3 пункта 1  статьи 1483 ГК РФ, в отношении последней указанной сформированной  Роспатентом группы услуг 35-го класса МКТУ. 

Осуществив проверку оспариваемого ненормативного правового акта  исходя из приведенной в нем административным органом аргументации в  отношении последней указанной сформированной Роспатентом группы услуг  35-го класса МКТУ, суд констатирует отсутствие должного анализа и  мотивов, которые позволили Роспатенту признать спорный словесный  элемент описательным по отношению к услугам данной группы. 

При этом сделанный применительно ко всей группе услуг в целом  вывод административного органа, не исключает вероятности включения в  состав данной группы таких услуг, для которых спорный словесный элемент  является характеризующим без домысливания и рассуждения. 

Учитывая данное обстоятельство, отсутствие надлежащего анализа в  отношении услуг, объединенных Роспатентом в упомянутую группу, суд  полагает необходимым возложить на Роспатент обязанность повторно  рассмотреть возражение в отношении услуг 35-го класса «агентства по  коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит коммерческий;  аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору  потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в  финансировании; ведение автоматизированных баз данных; ведение  бухгалтерских документов; выписка счетов; исследования в области бизнеса; 


консультации по вопросам организации и управления бизнесом;  консультации по организации бизнеса; консультации по управлению  бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации  профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого  бизнеса; менеджмент спортивный; обзоры печати; обновление и поддержание  информации в регистрах; обновление и поддержка информации в  электронных базах данных; обработка текста; оценка коммерческой  деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в  компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь  административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом;  помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями;  посредничество коммерческое; предоставление деловой информации;  предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление  информации в области деловых и коммерческих контактов; прессслужбы;  прогнозирование экономическое; сбор и предоставление статистических  данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о  деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах  данных; службы консультативные по управлению бизнесом; службы  корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование  деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение  коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций;  составление отчетов о счетах; управление бизнесом временное; управление  внешнее административное для компаний; управление коммерческое  лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; услуги по подаче налоговых  деклараций; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению  цен; услуги субподрядные [коммерческая помощь]» МКТУ, поскольку  оспариваемое решение в этой части противоречит требованиям пункта 1  статьи 1483 ГК РФ и подлежит признанию недействительным. 

Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения  по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно  содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта  недействительным или решения незаконным полностью или в части и  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью  или в части. 

Как разъяснено в пункте 138 Постановления № 10, если по  результатам рассмотрения дела об оспаривании решения Роспатента,  принятого по результатам рассмотрения возражения, Судом по  интеллектуальным правам установлено, что данный ненормативный  правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому  акту и нарушает права и законные интересы заявителя, то суд согласно  части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации принимает решение о признании этого акта недействительным и  в резолютивной части на основании пункта 3 части 4 статьи 201 


Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на  обязанность Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов заявителя в разумный срок. 

При отмене решения Роспатента в связи с существенным нарушением  процедуры его принятия или при наличии обстоятельств, которые не могут  быть устранены на стадии судебного обжалования решения Роспатента, суд  вправе обязать Роспатент рассмотреть соответствующий вопрос повторно, с  учетом решения суда. 

Учитывая, что оспариваемым решением затрагиваются права и  законные интересы заявителя, и оно признано судом несоответствующим  подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ в упомянутой части, с учетом  положений статьи 13 ГК РФ, пунктов 136, 138 Постановления № 10,  оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит признанию  недействительным в этой части. 

Поскольку установлены обстоятельства, которые не могут быть  устранены на стадии судебной проверки решения Роспатента, суд обязывает  Роспатент повторно рассмотреть возражение Воронкина А.В. в  соответствующей части. 

Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями  статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  отнесены на Роспатент. 

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 180, 197–201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Суд по интеллектуальным правам 

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя Воронкина Александра  Владимировича удовлетворить частично. 

Признать недействительным решение Федеральной службы по  интеллектуальной собственности от 08.06.2023, принятого по результатам  рассмотрения возражения от 09.03.2023 на решение от 17.01.2023 о  государственной регистрации знака обслуживания по заявке № 2021778639,  как не соответствующее положениям пункта 1 статьи 1483 Гражданского  кодекса Российской Федерации в части в отношении следующих услуг 35-го  класса «агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости;  аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по  подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей,  нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных;  ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; исследования в области  бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом;  консультации по организации бизнеса; консультации по управлению  бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации  профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого  бизнеса; менеджмент спортивный; обзоры печати; обновление и  поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации  в электронных базах данных; обработка текста; оценка коммерческой  деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в  компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь 


административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом;  помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями;  посредничество коммерческое; предоставление деловой информации;  предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление  информации в области деловых и коммерческих контактов; прессслужбы;  прогнозирование экономическое; сбор и предоставление статистических  данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о  деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах  данных; службы консультативные по управлению бизнесом; службы  корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование  деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение  коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых  деклараций; составление отчетов о счетах; управление бизнесом временное;  управление внешнее административное для компаний; управление  коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; услуги по  подаче налоговых деклараций; услуги по составлению перечня подарков;  услуги по сравнению цен; услуги субподрядные [коммерческая помощь]»  Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. 

Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности  повторно рассмотреть возражение индивидуального предпринимателя  Воронкина Александра Владимировича от 09.03.2023 на решение  о государственной регистрации знака обслуживания по заявке № 2021778639  в указанной части с учетом настоящего решения суда. 

В остальной части заявление индивидуального предпринимателя  Воронкина Александра Владимировича оставить без удовлетворения. 

Взыскать с Федеральной службы по интеллектуальной собственности  (ОГРН 1047730015200) в пользу Воронкина Александра Владимировича  (ОГРНИП 311222334000024) в возмещение судебных расходов по уплате  государственной пошлины за рассмотрение заявления 300  (триста) рублей. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно  и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда  по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня  его принятия. 

Председательствующий судья Е.Н. Чеснокова

Судья Е.В. Деменькова 

Судья Е.Ю. Щербатых