ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 018А от 12.07.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Бикмухаметова З.Ш. дело № 33а-12638/2016

учёт №018а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2016 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Ибрагимова Р.С., Саитгараевой Р.А.,

при секретаре судебного заседания <данные изъяты> Э.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе товарищества собственников недвижимости жилья «Л» на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 05 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников недвижимости жилья «Л» о признании незаконным предписания № .... от <дата>, выданного товариществу собственников недвижимости жилья «Л» государственным жилищным инспектором ФИО1, о предоставлении заключения специализированной организации по промерзанию торцевых стен жилого дома.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

товарищество собственников недвижимости жилья «Л» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания № .... от <дата>, выданного товариществу собственников недвижимости жилья «Л» государственным жилищным инспектором ФИО1, о предоставлении заключения специализированной организации по промерзанию торцевых стен жилого дома №.... по ул. <адрес>.

В обоснование требований указано, что данным предписанием незаконно возложена обязанность на ТСНЖ заключить договор оплачиваемой услуги, тогда как нарушений по технической эксплуатации жилищного фонда со стороны ТСНЖ допущено не было.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали.

Судом по ходатайству представителя административного истца была произведена замена административного ответчика – Бугульминской зональной инспекции Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на государственного жилищного инспектора ФИО1, а также к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

Государственный жилищный инспектор ФИО1 административный иск не признала.

Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в судебное заседание не явился.

Суд в удовлетворении административного иска отказал.

В апелляционной жалобе товарищества собственников недвижимости жилья «Л» ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права. Указано, что суд не учел полномочий должностных лиц органа жилищного надзора.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 данного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела усматривается, что по обращению жительницы квартиры № .... д. .... по <адрес><данные изъяты> Е.Р. относительно сырости и плесени в квартире <дата> указанное жилое помещение было обследовано государственным жилищным инспектором ФИО1

Из акта проверки от <дата> следует, что в квартире № .... имеются темные пятна неизвестного происхождения: на стене на кухне, в спальне на обоях, в ванной на потолке.

В тот же день государственным жилищным инспектором ФИО1 выдано предписание № .... от <дата> г. ТСНЖ «Л», в котором указано о необходимости предоставить «заключение специализированной организации по промерзанию торцевых стен жилого дома» до <дата>

Разрешая данный административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого предписания государственный жилищный инспектор действовал в пределах своих полномочий в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими правоотношения в данной области.

Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.

Согласно п.7 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» (в редакции от 11.06.2013 г.) государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 данного Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 данного Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Пунктом 7 статьи 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Таким образом, оспариваемое предписание противоречит положениям приведенных выше нормативных актов, которыми предусмотрена возможность проведения, при необходимости, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю самими государственными жилищными инспекторами; и императивной нормой которых установлен должностным лицам органа государственного контроля (надзора) запрет на выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. В связи с чем административное исковое заявление подлежало удовлетворению.

Суд же первой инстанции указанные нормы материального права, устанавливающие полномочия органов государственного жилищного надзора и ограничения при проведении ими проверок, которые подлежали применению к спорным правоотношениям, не учел и при разрешении данного административного спора не применил.

При таком положении решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 177, п. 2 ст. 309, п.4 ч.2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 05 мая 2016 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.

Административное исковое заявление товарищества собственников недвижимости жилья «Л» удовлетворить.

Признать незаконным предписание № .... от <дата>, выданного товариществу собственников недвижимости жилья «Л» государственным жилищным инспектором ФИО1, о предоставлении заключения специализированной организации по промерзанию торцевых стен жилого дома.

Апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости жилья «Л» удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи