ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 02/2-157/20 от 25.02.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Татарникова Н.Ю.

№ 33-496-2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

25 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Самойленко В.Г.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 02/2-157/2020 по иску ФИО4 к администрации Терского района Мурманской области о взыскании денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами

по апелляционной жалобе администрации Терского района Мурманской области на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области) от 24 ноября 2020 года,

Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к администрации Терского района Мурманской области о взыскании денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов.

В обоснование заявленных требований, с учетом последующих уточнений указал, что 17 сентября 2018 года между ним и администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района Мурманской области был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ..., стоимостью 682 656 рублей. В связи с тем, что сделка приостанавливалась Росреестром, право собственности за администрацией Терского района Мурманской области на квартиру было зарегистрировано только 05 августа 2019 года. Вместе с тем, до настоящего времени денежные средства по договору купли-продажи ему не выплачены.

Просил суд взыскать с ответчика в свои пользу стоимость квартиры в размере 682 656 рублей по договору купли-продажи жилого помещения от 17 сентября 2018 года; проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 06 августа 2019 года по дату вынесения решения суда; судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 10 027 рублей.

Судом принято решение, которым исковые требования ФИО4 к администрации Терского района Мурманской области о взыскании денежных средств по договору купли-продажи жилого помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов на уплату государственной пошлины удовлетворены частично.

С администрации Терского района Мурманской области в пользу ФИО4 взыскана стоимость квартиры по договору купли-продажи жилого помещения от 17 сентября 2018 года в сумме 682 656 (шестьсот восемьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06 сентября 2019 года по 24 ноября 2020 года в размере 46 203 (сорок шесть тысяч двести три) рубля 24 копейки; судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 10 027 (десять тысяч двадцать семь) рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Глава администрации Терского района ФИО5 просит решение отменить.

Не соглашаясь с определенным судом периодом взыскания процентов по статьей 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации, указывает, что полномочия к администрации Терского района, как правопреемнику администрации муниципального образования городского поселения Умба, Терского района, не исполнившей обязательства по договору купли - продажи, перешли с момента регистрации в ЕГРЮЛ, то есть с 02 декабря 2019 года, соответственно ответчик не мог пользоваться чужими денежными средствами ранее указанной даты.

Приводит довод о том, что в проекте бюджета администрации Терского района на 2020 год денежные средства на оплату стоимости указанного недвижимого имущества предусмотрены не были, о приобретении спорной квартиры администрации стало известно только в декабре 2019 года.

Обращает внимание, что при разрешении настоящего спора судом не исследовано решение Совета депутатов Терского района № 16 от 26.09.2018 года «О ликвидации администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 17 сентября 2018 года между ФИО4 (продавец) и администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района (покупатель) был заключен договор № 40 купли-продажи жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ...

Выкуп жилого помещения, принадлежащего ФИО4, производился в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнение принятого постановления администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района от 13 марта 2018 года № 146 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным в период с 01 января 2012 года по 01 января 2014 года». Квартира ФИО4 признана аварийной и включена в программу переселения из аварийного жилья.

Общая стоимость жилого помещения в соответствии с пунктом 2.1 указанного договора определена сторонами в сумме 682 656 рублей.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что оплата денежных средств в указанном в пункте 2.1 размере производится безналичным путем на расчетный счет продавца в течение 30 дней после государственной регистрации настоящего договора и осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на эти цели.

Согласно пункту 3.1.1 договора покупатель обязуется оплатить в течение 30 дней денежные средства за приобретаемое жилое помещение по цене, указанной в пункте 2.1 настоящего договора в соответствии с условиями, установленными в пункте 2.2. настоящего договора.

Материалами дела подтверждено, что сделка по регистрации права собственности на спорное жилое помещение была приостановлена регистрирующим органом в связи с наличием обременения в виде ипотеки на жилое помещение.

Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14 июня 2019 года удовлетворены исковые требования ФИО4 к К(Ч) О.А., Ч.Е.А. о прекращении обременения в виде ипотеки в отношении квартиры. Судом при рассмотрении дела было установлено, что обременение наложено органом опеки и попечительства в соответствии с постановлением администрации Терского района Мурманской области от 16 февраля 2005 года № 52 «О разрешении Ч.О.А. сделки по отчуждению доли несовершеннолетнего» при заключении договора купли-продажи квартиры от 17 февраля 2005 года между ФИО4 и К(Ч) О.А., Ч.Е.А., в отношении квартиры *, расположенной по адресу: ....

Решение суда вступило в законную силу 12 июля 2019 года.

05 августа 2019 года право собственности на данную квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием городское поселение Умба, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2020 года № КУВИ-001/2020, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 октября 2020 года № КУВИ-001/2020-31203351, копией информационного письма Управления Росреестра по Мурманской области от 19 мая 2020 года № 3449-20, из которого следует, что в записях ЕГРН исправлена техническая ошибка в отношении квартиры расположенной по адресу: ..., - исправлено наименование собственника на муниципальное образование городское поселение Умба Терского района.

Вместе с тем, покупателем - администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района денежные средства в установленные договором сроки продавцу ФИО4 выплачены не были.

Как следует из материалов дела, Советом депутатов муниципального образования городское поселение Умба Терского района от 26 сентября 2018 года принято решение № 16 «О ликвидации администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района», с 01.01.2019 года начаты ликвидационные мероприятия по ликвидации администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района, с 02.12.2019 года Администрация прекратила свою деятельность.

В пункте 1 статьи 39.1 Устава Терского района регламентировано, что администрация Терского района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом и Уставом муниципального образования городское поселение Умба Терского района исполняет полномочия администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района.

Полномочия по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение Умба в соответствии со статьей 6.2 Устава муниципального образования городское поселение Умба возложены на администрацию Терского района. Администрация городского поселения Умба не образуется.

Разрешая дело, руководствуясь положениями статей 549, 550, 551, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия приведенного выше договора купли-продажи жилого помещения от 17 сентября 2018 года № 40, которые администрацией муниципального образования городское поселение Умбы Терского района в части оплаты за приобретенное жилое помещение не исполнены, принимая во внимание, что полномочия администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района, в том числе по управлению муниципальной собственностью, возложены на администрацию Терского района, суд первой инстанции обоснованно взыскал с последней стоимость квартиры по договору в размере 682 656 рублей.

Решение в указанной части сторонами по делу не обжалуется, в связи с чем в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Разрешая требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, суд, руководствуясь положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», учитывая, что установленный пунктом 2.2 договора купли-продажи срок истек 05 сентября 2019 года, пришел к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за неисполнение денежного обязательства за период с 06 сентября 2019 года по 24 ноября 2020 года (дату вынесения решения).

Выводы суда в указанной части подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что период просрочки исполнения денежного обязательства необходимо исчислять с момента перехода полномочий к администрации Терского района, как к правопреемнику администрации муниципального образования городского поселения Умба Терского района, то есть с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации администрации муниципального образования городского поселения Умба, Терского района, подлежат отклонению ввиду следующего.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

На основании абзаца третьего части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

По смыслу данной нормы исполнение полномочий администрации городского поселения в таком случае возлагается на существующую администрацию муниципального района, а использованный в абзаце третьем части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ термин "образование местной администрации муниципального района", по сути, означает только расширение объекта полномочий действующей администрации муниципального района.

Как указано выше, администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района ликвидирована по решению Совета депутатов муниципального образования городское поселение Умба Терского района от 26.09.2018 № 16 на основании части 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ.

Решением Советов депутатов муниципального образования городского поселения Умба Терского района создана ликвидационная комиссия, на которую возложена обязанность осуществить в соответствии с действующим законодательством юридические реорганизационные мероприятия, связанные с ликвидацией администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района, в срок до 01.03.2019 года в порядке, установленном в Приложении № 3 к настоящему решению. Утверждено Положение о ликвидационной комиссии (далее Положение).

Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что выплаты кредиторам ликвидируемой Администрации денежных сумм производятся Ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, определена очередность выплат.

В соответствии с пунктом 3.13. Положения оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемой администрации передается в казну администрации Терского района.

Пунктом 3.14 Положения предусмотрено, что ликвидация Администрации считается завершенной, а Администрация прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в порядке установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с пунктом 4 Порядка ликвидации администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района (Приложение № 3 к решению Совета депутатов МО городское поселение Умба Терского района от 26.09.2018 № 16) возложена обязанность осуществить инвентаризацию имущества администрации МО ГП Умба Терского района.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами имущество администрации МО ГП Умба Терского района, оставшееся после удовлетворения требований кредитора, передается в казну муниципального образования Терский район.

Как усматривается из материалов дела, в ходе ликвидационных мероприятий выплата ФИО4 денежных средств не осуществлена.

В соответствии с Уставом Терского района и Уставом муниципального образования городское поселение Умба Терского района исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования городское поселение Умба Терского района возложено на администрацию Терского района в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ.

Следовательно, указанная администрация осуществляет права и обязанности муниципального образования городское поселение Умба Терского района в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Как следует из Постановления об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.10.2020 года, вынесенного прокурором Терского района Мурманской области по материалам проверки по заявлению Л.П.В. относительно невыплаты администрацией Терского района денежных средств за жилое помещение ее брату – ФИО4, при переходе права собственности на спорную квартиру у администрации муниципального образования Терский район имелись денежные средства на погашение обязательств перед ФИО4 по договору купли-продажи жилого помещения, выделенные в рамках Программы, направленной на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, однако, они не были выплачены продавцу. Согласно отчету о расходовании средств, направленных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 09.01.2019 года, остаток средств на 01.01.2019 года составил 1129 153, 21 рубля.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Терского района Мурманской области обязанности по уплате процентов за неисполнение денежного обязательства за период с 06 сентября 2019 года по 24 ноября 2020 года (дату вынесения решения) в сумме 46203 рубля 24 копейки.

Доводы о недостаточности бюджетного финансирования на указанные мероприятия не влияет на законность принятого решения, и не может служить основанием для освобождения администрации от ответственности за неисполнение денежного обязательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области) от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Терского района Мурманской области – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: