судья Шакирова Г.Р.
УИД № 03RS0005-01-2023-004480-11
№ 33а-21482/2023 (апелляционная инстанция)
№ 2а-4400/2023 (первая инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2023 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Багаутдиновой А.Р.,
судей Толмачевой И.И., Кужбаевой А.Р.
при секретаре Галимове Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкортостанской таможни к Сокольцову Д. А. о взыскании таможенных платежей
по апелляционной жалобе представителя Сокольцова Д.А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Кужбаевой А.Р., объяснения представителя административного истца Шагаповой Р.Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, административного ответчика Сокольцова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Башкортостанская таможня (далее также таможенный орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сокольцову Д.А. с учетом уточнения о взыскании неуплаченных таможенных платежей в размере 493 576,15 руб., пени за период с дата по дата в размере 152 076,99 руб. и с дата по день вынесения решения суда.
Требования мотивированы тем, что проведена камеральная таможенная проверка в отношении Сокольцова Д.А., установлено, что ответчиком на Уфимский таможенный пост Башкортостанской таможни подана пассажирская таможенная декларация №.../А000087 на ввезенное из Украины на территорию Российской Федерации транспортное средство для личного пользования «.... Выпуск автомобиля в свободное обращение осуществлен с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с п. 6 приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107. При проведении проверки установлено, что документа, подтверждающего регистрацию автомобиля за Сокольцовым Д.А., переселившимся на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, в стране предыдущего проживания (Украина) не имеется. При декларировании представлены договор купли-продажи автомобиля, свидетельство регистрации в Украине на ином физическом лице (ФИО7). датаСокольцовым Д.А. получено свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, срок которого продлевался до дата. Автомобиль приобретен Сокольцовым Д.А. по договору купли-продажи от дата в адрес у ФИО7 Таким образом, ни одно из условий п. 6 (б) приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее также Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107) и ч. 6 ст. 180 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответчиком при ввозе автомобиля не соблюдено, в связи с чем у него возникла обязанность по уплате таможенных пошлин. дата вынесено решение по результатам таможенного контроля, сформировано уведомление, которое направлено административному ответчику, вернулось за истечением срока хранения. Срок для добровольного исполнения уведомления истек дата. Погашение задолженности административным ответчиком не произведено. На сумму задолженности подлежат уплате пени по день вынесения решения. Определением мирового судьи судебного участка № 10 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от дата судебный приказ от дата отменен (л.д. 3-9, 90-91).
В возражении на указанные требования Сокольцов Д.А просил отказать в их удовлетворении. Ссылался на то, что автомобилем управлял на основании доверенности, транспортное средство не продавалось, договор купли-продажи не соответствует действительности, так как автомобиль не продавал (л.д. 106-108).
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18.07.2023 административные исковые требования Башкортостанской таможни удовлетворены, с Сокольцова Д.А. взыскана недоимка по уплате таможенных платежей в сумме 493 576,15 руб., пени в сумме 174 287,93 руб., в доход местного бюджета - государственная пошлина в размере 9878,64 руб. (л.д. 113-117).
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Сокольцов Д.А подал апелляционную жалобу, в которой, повторяя доводы возражения на административный иск и позицию, занятую при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также что он является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, просил решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать (л.д. 124-125).
В возражениях на апелляционную жалобу таможенный орган просит решение суда оставить без изменения. Довод о том, что ответчик является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по мнению административного истца, является несостоятельным, ввиду того, что ответчиком не представлено свидетельство участника указанной программы.
Как усматривается из материалов дела, с дата по дата таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении гражданина Российской Федерации Сокольцова Д.А. на предмет соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
В ходе проверки установлено, что Сокольцовым Д.А. в дата году на территорию Российской Федерации ввезено транспортное средство для личного пользования «.... На Уфимский таможенный пост Башкортостанской таможни дата подана пассажирская таможенная декларация, срок временного ввоза до дата. Далее таможенная декларация на временный ввоз указанного автомобиля подавалось Сокольцовым Д.А. в июле 2015 года, в июле 2016 года, в июле 2017 года, в июне 2018 года. Таможенная декларация на ввоз (свободное обращение) подана Сокольцовым Д.А.дата. Выпуск автомобиля в свободное обращение дата осуществлен с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с п. 6 приложения № 3 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107. Документ, подтверждающий регистрацию автомобиля за Сокольцовым Д.А., переселившимся на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, в стране предыдущего проживания (Украина), не имелся (л.д. 69-74).
дата ответчику направлено требование о предоставлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверки (л.д. 63-64).
Представлен договор купли-продажи указанного автомобиля от дата между ФИО7 (продавец) и Сокольцовым Д.А. (покупатель) заключенный в городе дата России и свидетельство регистрации автомобиля на Украине на имя ФИО7 (л.д. 68).
Из представленных документов также следует, что датаСокольцовым Д.А. получено свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ №..., срок которого продлевался до дата (л.д. 75).
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от дата (л.д. 40-46), направленный дата ответчику, возвращенный по истечении срока хранения (л.д. 49-51).
дата Башкортостанской таможней принято решение по результатам таможенного контроля (л.д. 52-57).
дата направлено Сокольцову Д.А., возвращено за истечением срока хранения (л.д. 58-59).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по таможенным платежам административным ответчиком не погашена, срок для направления уведомления об уплате таможенных платежей должнику и срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки не пропущены. Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих возмещение административным ответчиком указанных выше сумм, а равно наличия иных обстоятельств, имеющих значение для дела, контррасчет сумм недоимки, суду не представлено.
Проверяя законность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Согласно положениям ст. 268 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (пункт 1).
В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в п. 6 настоящего Кодекса (пункт 5 ст. 268), в том числе в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 264 настоящего Кодекса (пп. 3 п. 6 ст. 268).
В силу положений п. 7 ст. 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (п. 4 ст. 57 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" и ч. 6 ст. 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:
- ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;
- авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС;
- таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЭАЭС авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.
При несоблюдении перечисленных требований, в отношении ввозимых физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС легковых транспортных средств для личного пользования, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единым ставкам, размеры которых установлены таблицей 2 приложения N 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Как следует из материалов дела, Сокольцовым Д.А. не соблюдены требования, предусмотренные подп. "б" п. 6 Приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107, а именно, что транспортное средство должно находиться в собственности и быть зарегистрированным на иностранное физическое лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.
Административным истцом сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки не пропущены, процедура проведения камеральной таможенной проверки в отношении ответчика соблюдена, расчет сумм таможенных пошлин, пени произведен в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с решением суда.
Указом Президента РФ от 21.02.2022 N 72 "О признании Луганской Народной Республики", вступившим в законную силу 21.02.2022, учитывая волеизъявление народа Луганской Народной Республики, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, Луганская Народная Республик признана в качестве суверенного и независимого государства (п. 1).
Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры с Луганской Стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании (п. 3).
В связи с обращением Главы Луганской Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации указано обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 данного Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики функций по поддержанию мира (п. 4).
30.09.2022 подписан договор между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Выражая общую волю своих народов, неразрывно связанных общностью исторической судьбы, к совместному проживанию в составе демократического федеративного правового государства, обеспечению защиты исторической правды, уважению подвига защитников общего Отечества, стремясь обеспечить благополучие и процветание своих народов, основываясь на свободном и добровольном волеизъявлении народа Луганской Народной Республики на референдуме, который состоялся в Луганской Народной Республике 27.09.2022, в ходе которого народ Луганской Народной Республики принял решение о воссоединении с Россией на правах субъекта Российской Федерации, учитывая предложение Луганской Народной Республики о ее принятии в Российскую Федерацию, заключен указанный договор и Луганская Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты его подписания.
04.10.2022 принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, говоря о том, что формальный подход не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
В судебном заседании административный ответчик пояснил, что транспортным средством «..., владел на основании доверенности с июня 2013 года, на свое имя не регистрировал. Однако поскольку выезд из территории Луганской Народной Республики осуществлен им в экстренном порядке - ввиду обстрелов на территории адрес, возможности перерегистрировать транспортное средство на себя у него не имелось. Данный автомобиль использовал для перевозки своей семьи на территорию Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 19 Конституции РФ о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, ст. 27 Конституции РФ о том, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, принципом территориальной целостности государства и принципом справедливости, принимая во внимание, что в настоящее время Луганская Народная Республика является субъектом Российской Федерации, а в момент ввоза транспортного средства Луганская Народная Республика провозгласила себя в качестве суверенного и независимого государства, учитывая, что ответчик получил в 2015 году статус вынужденного переселенца, а также имея ввиду несоответствие цели заявленных ко взысканию таможенных платежей вынужденному ввозу транспортного средства на территорию Российской Федерации, при этом принимая во внимание год выпуска автомобиля (дата года), судебная коллегия полагает справедливым и законным при таких обстоятельствах отказать в иске таможенного органа, несмотря на наличие формальных оснований для взыскания таможенных платежей.
Обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Башкортостанской таможни к Сокольцову Д. А. о взыскании таможенных платежей отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции
Председательствующий | А.Р. Багаутдинова |
Судьи | И.И. Толмачева |
А.Р. Кужбаева |
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 декабря 2023 года