ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 04О0000-01-2022-000003-14 от 13.07.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 04OS0000-01-2022-000003-14

66а-1074/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 13 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мулярчика А.И.,

судей Сучковой Е.Г., Вольной Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Корюкиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-52/2022 по административному исковому заявлению Бредний Кристины Вадимовны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Правительства Республики Бурятия – Тутаевой Юлии Станиславовны на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Бредний К.В. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , распложенного по адресу: , в размере его рыночной стоимости 22 233 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что Бредний К.В. является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в представленном отчете об оценке № 06/22 от 09 марта 2022 года, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 марта 2022 года административное исковое заявление Бредний К.В. удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – 55 937 000 рублей по состоянию на 29 июня 2018 года, определен период применения с 29 июня 2018 года по 31 декабря 2020 года.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия просит вышеуказанное решение отменить, прекратив производство по данному административному делу. В обоснование своей позиции указывает, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок рассмотрения спора, установленный статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки». У административного истца отсутствует право она оспаривание кадастровой стоимости, являющейся архивной, по правилам, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку подлежат применению положения Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки». Оспаривание архивной кадастровой стоимости в рамках действующего законодательства было возможно только в рамках шестимесячного срока с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, следовательно, в данном случае такой срок пропущен административным истцом. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемая кадастровая стоимость влияет на права и законные интересы лица.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов административного дела следует, что Бредний К.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Актом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29 июня 2018 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 480 558 701 рублей по состоянию на 29 июня 2018 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года № 2 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия». Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 29 июня 2018 года.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года № 80 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия» утверждена актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 54 673 479,20 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, которая подлежит применению с 01 января 2021 года.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке № 06/22 от 09 марта 2022 года, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО10., выводы которого положены в основу решения суда.

Удовлетворяя административное исковое заявление, Верховный Суд Республики Бурятия пришел к верному выводу о том, что административный истец имеет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, который признан судом надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям, установленным законодательством.

Решение Верховного Суда Республики Бурятия судебная коллегия находит обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства.

Судом первой инстанции в основу решения обоснованно положен отчет об оценке № 06/22 от 09 марта 2022 года. Исследовав указанный отчет об оценке, судебная коллегия приходит к выводу, что он полностью соответствует положениям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, следовательно, данное доказательство является допустимым, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Оценщиком составлено описание объекта оценки с определением количественных и качественных характеристик, приведены все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, описан процесс оценки, содержатся ссылки на источники информации, описание проведенных расчетов, также имеются доказательства, подтверждающие соблюдение требований законодательства относительно соответствующей квалификации оценщика.

В доводах жалобы апеллянт ссылается на несоблюдение внесудебного порядка урегулирования спора, установленного статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки».

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года № 648 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению указанного положения – 01 января 2021 года.

Согласно статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из анализа указанных положений следует, что статья 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на которую ссылается административный ответчик, не предусматривает возможности оспаривания кадастровой стоимости, ставшей архивной, во внесудебном порядке.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

В данном случае оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 29 июня 2018 года, применяется для целей налогооблажения с 29 июня 2018 года (даты начала применения) и по 31 декабря 2020 года (с 01 января 2021 года подлежит применению новая кадастровая стоимость).

Учитывая приведенные обстоятельства, следует, что установление архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика земельного налога.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Отсутствие в статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положений, регулирующих оспаривание архивной кадастровой стоимости, затрагивающей права лица, не свидетельствует о том, что такое лицо не может обратиться за судебной защитой, поскольку такой подход означал бы ограничение права лица на доступ к правосудию, что противоречит основным постулатам Конституции Российской Федерации.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.

Решение Верховного Суда Республики Бурятия вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Правительства Республики Бурятия – Тутаевой Юлии Станиславовны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: