ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 04О0000-01-2022-000352-34 от 02.08.2023 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 04OS0000-01-2022-000352-34

Дело № 66а-1180/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 02 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Роженцевой Ю.В., Войтко С.Н.,

при секретаре Ивановой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-38/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства М. к Правительству Республики Бурятия об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой представителя административного истца М. Е.Д. – М.А.Ц. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 02 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., объяснения представителя административного истца М. Е.Д. – М. А.Ц., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

М. Е.Д. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующим пункт 3.9 Порядка предоставления гранта на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия № 149 от 26 марта 2018 года в редакции постановления Правительства Республики Бурятия № 127 от 22 марта 2022 года в части, предусматривающей в перечне документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям для прохождения конкурсного отбора выписки с расчетного счета российской кредитной организации о наличии на счете собственных средств не менее 30 процентов (оригинал), а в случае если будут привлекаться заемные средства – информация российской кредитной организации (кредитного кооператива) о готовности предоставления участнику конкурсного отбора кредита (займа) для реализации бизнес-плана развития семейной фермы в размере не более 20 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенная кредитной организацией (кредитным кооперативом).

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, участвовала в 2022 году в конкурсе на предоставление гранта на развитие семейной фермы, однако ее заявка была отклонена в связи с несоответствием пункту 3.9 оспариваемого Порядка. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, Государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 года № 102, подобных требований к участникам конкурсного отбора на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предусматривающих необходимость подтверждения наличия собственных денежных средств на момент подачи заявления для участия в конкурсе, не предусмотрено. Административный истец считает, что требование о наличии собственных средств на момент подачи заявления, а не реализации проекта, срок которого может составлять до двух лет, является излишним, сокращает конкуренцию, противоречит части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых Правительство Республики Бурятия не может ограничивать гражданское право фермеров Республики Бурятии участвовать в конкурсном отборе на получение гранта на развитие семейной фермы. Не соответствуют данные положения также требованиям статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ограничивает право претендентов привлекать заемные средства от граждан и юридических лиц, не являющихся банками и иными кредитными организациями, по договорам займа. По мнению административного истца, установленный оспариваемой нормой имущественный ценз к участникам конкурса существенно ограничивает права сельхозпроизводителей Республики Бурятия.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 02 марта 2023 года в удовлетворении требований административному истцу отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца М. Е.Д. – М. А.Ц. просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование указывает, что оспариваемые нормы носят дискриминационный характер, устанавливают имущественный ценз для участия в конкурсе на представление государственной поддержки, что противоречит целям и задачам государственной политики, направленной на развитие малых форм хозяйствования приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Российской Федерации. Истребование документов, свидетельствующих о финансовом положении соискателя гранта, является излишним требованием, не предусмотренным нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. В федеральных нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление указанной меры государственной поддержки, не предусмотрен перечень документов, предоставляемых участниками конкурсного отбора.

Также апеллянт обращает внимание на то, что Правительство Республики Бурятия не зарегистрировано в качестве юридического лица, между тем обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать с изображением Государственного герба Республики Бурятия.

Прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.

По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ).

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Исходя из приведенных законоположений судом сделан правильный вывод, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Разрешая настоящий административный правовой спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Республики Бурятия с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

При этом, судом правомерно отклонены доводы административного истца о том, что Правительство Республики Бурятия не зарегистрировано в качестве юридического лица, поскольку правомочия данного высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов по предметам совместного ведения напрямую урегулированы приведенными выше нормативными правовыми актами, а также Конституцией Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия от 21 июня 1995 года № 140-I «О Правительстве Республики Бурятия».

Проверяя доводы административного истца о противоречии Порядка в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно руководствовался действующим федеральным законодательством и пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворении административного иска.

Так, в целях реализации положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2016 года № 887, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, утвердило Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

Согласно подпункту «г» пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Аналогичные положения содержатся в подпункте «д» пункта 3 действующих в настоящее время Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 № 1492.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), Приложением № 8 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления и распределения субсидий, настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - субсидии).

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возникающих при предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным и образовательным организациям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (далее соответственно - региональные программы, средства, получатели средств), на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), понесенных в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации при реализации направлений, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3 Правил предоставления и распределения субсидий).

В силу подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий средства предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде грантов на развитие семейной фермы - в размере, для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - не более 70 процентов стоимости проекта грантополучателя. При этом часть стоимости проекта грантополучателя (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий «грант на развитие семейной фермы» - это бюджетные ассигнования, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в соответствии с решением региональной конкурсной комиссии семейной ферме для финансового обеспечения ее затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, в целях развития на сельских территориях и на территориях сельских агломераций субъекта Российской Федерации малого и - среднего предпринимательства, реализации проекта грантополучателя и трудоустройства на постоянную работу новых работников исходя из расчета трудоустройства на постоянную работу не менее одного нового работника на каждые 10 млн. рублей гранта, но не менее одного нового работника на один грант, в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее 24 месяцев со дня предоставления гранта.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 года № 102 утверждена Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия», предусматривающая в своей структуре подпрограмму «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», в число основных мероприятий которой отнесен грант на развитие семейной фермы (п.1.6.1.2.1.2.).

Судом установлено, что постановление Правительства Республики Бурятия от 26 марта 2018 года № 149, утвердившее оспариваемый в части Порядок предоставления гранта на развитие семейной фермы, было принято в соответствии с названной Государственной программой, Правилами предоставления и распределения субсидий в целях исполнения Общих требований к нормативным актам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1492.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Общих требований к нормативным актам в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте субъекта российской Федерации указываются помимо прочего категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев.

В пункте 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию в правовом акте в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора), в том числе требования к участникам отбора. При этом в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Общих требований в правовом акте могут устанавливаться иные требования (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Согласно пункту 3.1. оспариваемого Порядка предоставления гранта на развитие семейной фермы грант предоставляется в размере, не превышающем 30 млн. рублей, но не более 70 процентов стоимости проекта грантополучателя. При этом часть стоимости проекта грантополучателя (не более 20 процентов) может быть обеспечена за счет средств республиканского бюджета, что в свою очередь согласуется с приведенными выше положениями подпункта «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.

Пунктом 2.5. оспариваемого Порядка установлено, что для участия в конкурсном отборе заявка подается в Министерство с комплектом документов, указанных в пункте 3.9. Порядка, подтверждающих соответствие заявителя условиям для прохождения конкурсного отбора, в перечень которых в соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 3.9. включены: выписка из расчетного счета российской кредитной организации о наличии на счете собственных средств не менее 30 процентов (оригинал), а в случае если будут привлекаться заемные средства - информация российской кредитной организации (кредитного кооператива) о готовности предоставления участнику конкурсного отбора кредита (займа) для реализации бизнес-плана развития семейной фермы в размере не более 20 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов, заверенная кредитной организацией (кредитным кооперативом).

Анализ положений оспариваемого Порядка и Государственной программы Республики Бурятия свидетельствует об ошибочности позиции стороны административного истца, сформулированной как в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, таки и воспроизведенной в суде апелляционной инстанции, относительно предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предусмотренных оспариваемым Порядком, с привлечением средств федерального бюджета.

Вопреки утверждению апеллянта, оспариваемые нормы не являются ограничением гражданских прав, не носят дискриминационный характер. Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, они направлены на реализацию принципа софинансирования средств гранта, принципа эффективности использования бюджетных средств, а также на достижение результатов предоставления средств государственной поддержки. Подтверждение наличия финансовой возможности исполнения обязательства по финансированию гранта на стадии приема документов для участия в отборе не противоречит нормам нормативных правовых актов, имеющим высшую юридическую силу.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда России № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда России 17 июля 2019 года, природа стимулирующих субсидий - это финансовая поддержка, предоставляемая в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей. В этой связи публично-правовое образование (его уполномоченные органы) вправе устанавливать требования к участникам отбора, а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям.

Таким образом, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о несоответствии приведенных выше региональных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, аналогичны позиции стороны административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.

С учетом изложенного принятый по делу судебный акт следует признать законным, а доводы стороны административного истца об обратном необоснованными.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Бурятия от 02 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца М.М.А.Ц. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Бурятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 августа 2023 года.