ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 05-01-2(1 от 24.02.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 05-01-2(1)-1764/2020;

33-1186/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2021 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,

при секретарях Лихтиной А.И., Козырецком В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании решения, назначении досрочной страховой пенсии, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное)

на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное), ссылаясь на то, что 12.03.2020 она подала ответчику заявление о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 15.06.2020 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Полагает данное решение незаконным.

С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным и отменить решение начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 15 июня 2020 года об отказе ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости; обязать УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы координатором *** средней школы *** района с 22.01.1996 по 17.08.1997, периоды учебных отпусков с 17.09.2007 по 29.09.2007, с 29.01.2008 по 1.02.2008, с 10.05.2008 по 21.05.2008, с 12.01.2009 по 25.01.2009, с 27.04.2009 по 13.05.2009, с 7.10.2009 по 28.10.2009, с 25.01.2010 по 10.02.2010, с 15.03.2010 по 25.03.2010, с 28.04.2010 по 11.07.2010, периоды курсов повышения квалификации с 29.01.2002 по 6.02.2002, с 8.04.2002 по 10.04.2002, с 23.04.2007 по 5.05.2007, с 25.06.2007 по 7.07.2007, с 31.10.2011 по 19.11.2011, с 23.03.2015 по 4.04.2015 и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 12.03.2020; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил в части решение начальника УПФР г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 15 июня 2020 года об отказе ФИО1 в назначении досрочной пенсии по старости. Этим же решением суд обязал УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить в льготный стаж ФИО1 период работы координатором *** средней школы *** района с 22.01.1996 по 17.08.1997, периоды учебных отпусков с 17.09.2007 по 29.09.2007, с 29.01.2008 по 1.02.2008, с 10.05.2008 по 21.05.2008, с 12.01.2009 по 25.01.2009, с 27.04.2009 13.05.2009, с 7.10.2009 по 28.10.2009, с 25.01.2010 по 10.02.2010, с 15.03.2010 по 25.03.2010, с 28.04.2010 по 11.07.2010, периоды курсов повышения квалификации с 29.01.2002 по 6.02.2002, с 8.04.2002 по 10.04.2002, с 23.04.2007 по 5.05.2007, с 25.06.2007 по 7.07.2007, с 31.10.2011 по 19.11.2011, с 23.03.2015 по 4.04.2015. Этим же решением суд обязал УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.03.2020. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе УПФРв г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) просит отменить обжалуемое решение в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности координатора с 22.01.1996 по 17.08.1997, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.03.2020 ФИО1 обратилась в УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 15.06.2020 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждении для детей. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 23 года 3 месяца 14 дней (требуется 25 лет). В специальный стаж истца не засчитан период работы координатором *** средней школы *** района с 22.01.1996 года по 17.09.1997 (1 год 6 месяцев 26 дней), периоды учебных отпусков и курсов повышения квалификации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении периода работы координатором *** средней школы *** района с 22.01.1996 по 17.08.1997 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на отсутствие названной должности в Списке № 463 от 6 сентября 1991 года, ФИО1 в указанный период работы осуществляла основную деятельность по воспитанию детей, а также выполняла шестичасовую педагогическую нагрузку учителя труда в школе сельской местности.

Принимая во внимание, что периодам нахождения ФИО1 в учебных отпусках предшествовала и за ней следовала педагогическая деятельность в образовательном учреждении, а нахождение на курсах повышения квалификации имело место по инициативе работодателя с сохранением за работником места работы и средней заработной платы, с отчислением страховых взносов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 198 КЗоТ РСФСР, статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный страховой стаж.

С учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца в должности координатора *** средней школы *** района, а также периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, суд установил наличие у истца стажа необходимой продолжительности для назначения пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем удовлетворил требования о признании за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение.

Проверяя законность обжалуемого решения в части включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы с 22.01.1996 года по 17.09.1997 координатором *** средней школы *** района, судебная коллегия с выводами суда в этой части не соглашается, поскольку они основаны на неверном применении закона, а обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и в учреждениях, предусмотренных приведенными Списками.

Разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, должность «координатор внеклассной работы» не предусмотрена.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Тождественность выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могла быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ.

Однако доказательств, подтверждающих неправильное наименование должности работодателем, а также то обстоятельство, что функции, должностные обязанности, характер работы истца в должности координатора были аналогичны работам в должностях, предусмотренных вышеназванным Списком должностям, истцом не представлено.

Подтверждение работодателем в справке льготного характера работы истца с 22.01.1996 по 17.08.1997 в должности координатора, основанием удовлетворения исковых требований не являются с учетом вышеприведенных норм права.

Кроме того, в материалы дела представлены должностная инструкция координатора и должностная инструкция организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, утвержденные директором МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» без указания даты их утверждения, что свидетельствует о том, что в школе имеются две указанные должности, в связи с чем, должностные обязанности по ним различны.

Из должностной инструкции координатора следует, что она разработана на основании тарифно-квалификационной характеристики старшего вожатого.

Между тем, Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, должность старшего вожатого не предусмотрена.

Таким образом, оснований для зачета в специальный стаж работы истца в качестве координатора не имеется.

Включая период работы истца с 22.01.1996 по 17.08.1997 в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд также исходил из того, что истец выполняла нагрузку учителя труда 6 часов в неделю в школе сельской местности.

Между тем, имеющиеся в материалах дела документы указанное обстоятельство не подтверждают.

Как следует из приказа от 22.01.1996, ФИО1 была принята на работу в школу на должность координатора с 22.01.1996 на время декретного отпуска Б.И.А. и ведение труда у девочек 5, 6, 7, 8, 9 классов с 6 часовой педагогической нагрузкой (л.д. 12).

Однако, данный приказ не может являться надлежащим доказательством того, что истец работал учителем труда с нагрузкой 6 часов в неделю.

Так, из акта проверки факта льготной работы. проведенной специалистом УПФР в г. Бузулуке 12.03.2020, в тарификационных списках за 1996-1997 ФИО1 значится как координатор. Сведений о работе учителем в них не содержится.

В карточке-справке за 1997 год, на которую сослался суд, имеются сведения о прочих начислениях по шифрам 19,13, 07.

Однако, указанные в названном документе сведения также не содержат сведений о начислении ФИО1 заработной платы за работу учителем.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции направлен запрос в МОБУ «*** средняя школа» Бузулукского района о предоставлении лицевых счетов за 1996, 1997 гг. (январь - август) с расшифровкой кода начислений, а также иных документов, подтверждающих выполнение ФИО1 педагогической нагрузки учителя за период с 22.01.1996 по 17.08.1997.

Согласно ответу МОБУ «*** средняя школа» *** района от 16.02.2021 лицевые счета за 1996 год хранились в архиве отдела Образования Бузулукского района и были утеряны. ФИО1 также была назначена временно учителем русского языка и литературы с 13.01.1997 по 25.01.1997 на время учебного отпуска основного сотрудника (Приложение № 2,3). С 18.08.1997 ФИО1 переведена с должности координатора на должность учителя начальных классов. В настоящее время продолжает работать по должности учителя начальных классов.

Изложенные в указанном ответе сведения в совокупности с карточкой-справкой за 1997 год, в которой в начислении за январь 1997 указаны две суммы по основной работе, подтверждают педагогической деятельности по должности учителя в период с 13.01.1997 по 25.01.1997.

Доказательств указанной деятельности в период с 22.01.1996 по 12.01.1997, с 26.01.1997 по 17.08.1997 не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с 22.01.1996 с 17.08.1997 подлежит отмене с принятием нового решения о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца период работы с 13.01.1997 по 25.01.1997.

С учетом частичной отмены решения у истца отсутствует стаж необходимой продолжительности, в связи с чем оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имелось.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 17 ноября 2020 года отменить в части признания незаконным решения начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) от 15 июня 2020 года об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости, а также включения в стаж периода работы с 22 января 1996 года по 17 августа 1997 года.

Принять в данной части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 13 января 1997 года по 25 января 1997 года работы учителем *** средней школы *** района.

В удовлетворении остальной части требований о включении периода работы в специальный стаж, а также о досрочном назначении страховой пенсии по старости отказать.

Председательствующий подпись

Судьи подписи