ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 052Г от 26.09.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья А.И. Шамгунов Дело № 33-15521/2016

Учёт №052г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.И. Муртазина,

судей А.Р. Гаянова, Н.Н. Моисеевой,

при секретаре судебного заседания Э.Ф. Мухаметшиной,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности по включению периода работы в стаж государственной гражданской службы, назначении и выплаты пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истицы ФИО1 в поддержку жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности по включению периода работы в стаж государственной гражданской службы, назначении и выплаты пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

В обоснование требований указывается, что 1 февраля 1999 года истица принята на работу в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Казани на должность специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота.

29 сентября 2001 года истица уволена в порядке перевода в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в г.Казани.

2 октября 2001 года истица переведена на должность специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота.

1 июля 2004 года переведена в отдел коммунального хозяйства и энергетики на должность ведущего специалиста.

5 октября 2004 года истице присвоен классный чин – советник государственной гражданской службы третьего класса.

13 марта 2014 года истице назначена трудовая пенсия.

Истице отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Республики Татарстан из-за отсутствия 15-ти летнего стажа государственной службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Период работы истицы с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года не вошел в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан на том основании, что в указанный период истица не была включена в Реестр государственных служащих Республики Татарстан, ведение которого осуществляет Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан.

По мнению истицы, указанный период должен быть зачтён в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан, поскольку должности, которые занимала истица в спорный период, предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан, Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, Реестре государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, Реестре должностей муниципальной службы Республики Татарстан.

В этой связи истица просила обязать ответчика включить в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периоды работы с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года, произвести расчет и назначить пенсию по выслуге лет государственной гражданской службы.

В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что занимаемые ею в спорный период должности входили в Реестр государственных должностей государственных должностей, она имела высшее образование, в спорный период работы получала соответствующие надбавки как государственный служащий.

Из представленного ответчиком – Министерством труда, занятости и социальной защиты отзыва следует, что в соответствии со статьей 23 Закона РТ от 08.02.1994 №2101-ХП и Указом Президента Республики Татарстан от 24.03.1997 №УП-180 государственным служащим, занимающим административные государственные должности, присваиваются классные чины. Присвоение каждого классного чина производится в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы. Согласно записи в трудовой книжке первый классный чин присвоен ФИО1 только 05.10.2004, т.е. после включения ее в Реестр государственных служащих. Истица включена в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан с 01.01.2004. Стаж государственной службы государственного служащего в государственном органе в соответствии с Положением о порядке сертификации государственных органов и утверждения Реестров государственных должностей и государственных служащих государственных органов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Департамента по делам государственных служащих № 79 от 16.04.1999, исчисляется со дня утверждения Реестра государственных служащих Департаментом по делам государственных служащих, то есть в случае ФИО1 ее стаж государственной службы (учитываемый Министерством при назначении пенсии за выслугу лет) исчисляется с 01.01.2004.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица жалобу поддержала, повторив ее доводы.

Представитель ответчика ФИО2 с жалобой не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Вопросы установления пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулированы Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

Частью 1 статьи 32 вышеназванного Закона Республики Татарстан определен перечень должностей и периоды замещения на постоянной (штатной) основе, подлежащий включению в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет.

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 23 октября 2006 года № УП-431"О порядке ведения реестров государственных гражданских служащих в государственных органах Республики Татарстан" с 1 января 1997 года в Департаменте ведется Реестр, который является сводным перечнем сведений о государственных гражданских служащих Республики Татарстан, представленных руководителем государственного органа.

Реестр государственных служащих в государственным органе составляется один раз в год по состоянию на 1 января текущего года в двух экземплярах и утверждается руководителем государственного органа.

Первый экземпляр Реестра хранится в кадровой службе государственного органа, второй экземпляр представляется в Департамент на бумажном и электронном носителях.

Сведения о гражданах, поступающих на государственную службу, вносятся в реестры государственных служащих государственного органа в течение 5 дней со дня их назначения на должности государственной службы на основании актов руководителей государственных органов о назначении.

При этом согласно части 1 статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ лица, замещавшие должности государственной службы, а также иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 данного Закона.

В силу части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:

1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;

3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.

Частью 2 той же статьи Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ определено, что государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона, до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо назначения страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности имеют право на пенсию за выслугу лет при условии наличия стажа работы (службы) не менее 15 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 1 февраля 1999 года по 29 сентября 2001 года работала в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Казани в должности специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота, в период с 1 октября 2001 года по 31 декабря 2003 года ФИО1 работала в должности специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в г.Казани

Согласно письму Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан от 21 декабря 2015 года ведется Реестр государственных служащих Республики Татарстан, ведение Реестра осуществляется кадровой службой государственного органа. Руководителями Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Казани, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан не были представлены сведения о включении ФИО1 в вышеназванный Реестр периодов работы с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года.

Согласно пенсионному удостоверению с 13 марта 2014 года ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости.

ФИО1 обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Письмом заместителя министра от 11 ноября 2015 года ФИО1 проинформирована о принятии министерством решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан в связи с отсутствием необходимой 15-ти летней продолжительности стажа государственной службы. Ответчиком стаж государственной службы ФИО1 определен в 11 лет 6 месяцев 13 дней, в указанный стаж не вошли периоды работы с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года, поскольку в Реестр государственных служащих Республики Татарстан ФИО1 включена только с 1 января 2004 года, и, соответственно, с указанной даты исчисляется стаж её государственной службы.

Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для включения в стаж государственной гражданской службы спорных периодов работы ФИО1 с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года, поскольку в указанные периоды истица не была включена Реестр государственных служащих Республики Татарстан.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе во включении спорных периодов в стаж государственной службы, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

В спорный период действовал Закон Республики Татарстан от 08.02.1994 №2101-Х11 «О государственной службе».

В соответствии со ст.32 Закона Республики Татарстан от 08.02.1994 «О государственной службе» Реестр государственных служащих представляет собой систематизированные сведения о прохождении ими государственной службы. Ведение реестра осуществляется кадровой службой государственного органа на основе личных дел и карточек учета государственных служащих.

Реестры государственных служащих являются основой формирования обобщенного республиканского реестра Республики Татарстан, который ведется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан и содержит сведения о всех государственных служащих, занимающих высшие и главные конституционные и административные государственные должности.

Установлено, что истица в спорный период не была включена в Реестр государственных служащих.

Согласно ст.6 Закона Республики Татарстан от 08.02.1994 «О государственной службе» лицам, претендующим на государственную должность, необходимо иметь:

1) на должность главного специалиста - стаж работы на должности ведущего специалиста не менее 3 лет и высшее профильное образование;

2) на должность ведущего специалиста - стаж работы на должности специалиста не менее 2 лет и высшее профильное образование;

3) на должность специалиста - высшее профильное образование либо, при наличии среднего профильного образования, стаж работы не менее 2 лет.

Таким образом, для того, чтобы занимать должность специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота необходимо иметь высшее профильное образование и стаж работы в должности специалиста не менее 2 лет.

Постановлением Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан от 16.08.2000 №208 утверждены разъяснения по профильному образованию государственных служащих Республики Татарстан.

Согласно указанных разъяснений, к высшему профильному образованию по должности специалиста 1 категории отдела кадров, контроля и документооборота (в кадровых службах) относятся:

- менеджер в области государственного и муниципального управления,

- юрист,

- психолог.

Истица закончила химико-технологический институт и имеет специальность инженер-технолога. В спорный период иного высшего образования у истицы не было. Таким образом, истица не имела высшего профильного образования и соответствующего стажа, т.е. не соответствовала квалификационным требованиям, в связи с чем, обоснованно не была включена в Реестр государственных служащих.

При таких обстоятельствах, оснований для включения в стаж государственной службы периодов работы ФИО1 с 1 февраля 1999 года по 31 декабря 2003 года, у суда не имелось.

С учетом изложенного, решение судом принято в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, в связи с чем, судебная коллегия, проверив его законность и обоснованность исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований к ее удовлетворению.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи