председательствующий Акулова О.В. дело № 33-934/2018
строка по статотчёту № 076г
Апелляционное определение
14 февраля 2018 года город Омск
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Щукина А.Г.
судей Будылка А.В., Павловой Е.В.
при секретаре Будкевич О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации (Центральный военный округ), Военному комиссариату Любинского и Саргатского районов Омской области о признании ветераном боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Омской области на решение Любинского районного суда Омской области от <...> об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя третьего лица ФИО2, объяснения представителя истца ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (Центральный военный округ), Военному комиссариату Любинского и Саргатского районов Омской области о признании ветераном боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование иска указал на то, что во время прохождения срочной военной службы, в период с <...> по <...>, он участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня, был направлен в войсковую часть <...>. Истец был признан ветераном боевых действий, <...> ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, однако данное удостоверение и военный билет были им утеряны в связи с переездом и проживанием в Германии. Военным комиссариатом Любинского и Саргатского районов военный билет полностью восстановлен и выдан истцу <...>. Между тем, в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано.
На основании изложенного истец просил признать его ветераном боевых действий, принимавшим участие в боевых действиях в составе объединённой группировки войск на территории Северо-Кавказского региона войсковой части <...> (Чеченская Республика) в период с <...> по <...>; возложить на ответчиков обязанность выдать удостоверение ветерана боевых действий; взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (Центральный военный округ) судебные расходы.
Определением суда от <...> к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Военный комиссариат Омской области.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал, представил письменные возражения на иск, в которых указал на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на примыкающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта.
Представитель ответчика Военного комиссариата Любинского и Саргатского районов Омской области, представитель третьего лица Военного комиссариата Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда ФИО1 признан ветераном боевых действий, принимавшим участие в боевых действиях в составе объединённой группировки войск на территории Северо-Кавказского региона войсковой части <...> (Чеченская Республика) в период с <...> по <...>. На Министерство обороны Российской Федерации (Центральный военный округ), Военный комиссариат Омской области, Военный комиссариат Любинского района Омской области возложена обязанность выдать ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий. С Министерства обороны Российской Федерации (Центральный военный округ) в пользу ФИО1 взысканы расходы за оказание юридических услуг в размере 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, повторно приводя доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт непосредственного участия истца в боевых действиях. Суд в решении ссылается на положения Приказа Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооружённых Силах Российской Федерации», однако он утратил силу в связи с утверждением 29 сентября 2017 года нового Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий. В соответствии с положениями указанного Порядка для получения удостоверения необходима подача заявления с приложением документов: выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем задач по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Между тем, таких документов о непосредственном участии истца в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, материалы дела не содержат. Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 01 августа 2016 года по делу № 41-КГ1-23, сам по себе факт нахождения гражданина в указанный период в зоне вооружённого конфликта не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Кроме того, полагает, что размер расходов на оплату услуг представителя не является разумным.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Военного комиссариата Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком, так как он не уполномочен принимать решение о выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явились представитель третьего лица ФИО2, поддержавшая апелляционную жалобу, представитель истца ФИО3, согласившаяся с решением суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что с <...> по <...>ФИО1 проходил военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Согласно записям, имеющимся в военном билете № <...>, выданном истцу <...> начальником отдела Военного комиссариата Омской области по Любинскому району, <...>ФИО1 был призван Военным комиссариатом Любинского района Омской области на военную службу, в тот же день убыл к месту прохождения военной службы; <...> приведён к военной присяге в войсковой части <...>, ему присвоено воинское звание «рядовой». С <...> проходил военную службу в войсковой части <...> в должности водителя автомобиля <...>, с <...> – в войсковой части <...> в должности водителя автомобиля <...>, с <...> – в войсковой части <...> в должности водителя, с <...> – в войсковой части <...> в должности водителя. <...> уволен с военной службы в запас на основании приказа № <...> от <...>.
В разделе 12 военного билета «Участие в боевых действиях на территории других государств: выполнение служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах; участие в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности» содержатся сведения о том, что в период с <...> по <...>ФИО1 проходил военную службу в составе объединённой группировки войск на территории Северо-Кавказского региона в войсковой части <...> (Чечня).
Из материалов дела следует, что военный билет № <...> является дубликатом, выдан взамен военного билета № <...>.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <...> от <...>№ <...>, ФИО1 прибыл в войсковую часть, зачислен в списки личного состава части, поставлен на все виды обеспечения и назначен на должность рядового.
Приказом командира войсковой части <...> от <...>№ <...> рядовой ФИО1 полагается убывшим, исключён из списков личного состава части, с <...> снят со всех видов обеспечения.
Справкой, выданной командиром войсковой части <...> полковником <...> подтверждено, что ФИО1 в период с <...> по <...> проходил военную службу в составе объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона войсковой части <...>.
<...> командиром войсковой части <...> полковником <...> подписан отпускной билет рядовому ФИО1, согласно которому истцу предоставлен основной отпуск с <...> по <...>. По окончании срока отпуска ФИО1 обязан явиться к месту службы в Любинский РВК Омской области.
Согласно записям, имеющимся в учётно-послужной карточке к военному билету № <...>, <...>ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий № <...>.
В книге учёта удостоверений ветерана боевых действий по военному комиссариату Любинского района содержится запись за номером <...>, согласно которой ФИО1, проживающему в селе Любино-Малороссы, выдано удостоверение ветерана боевых действий № <...>.
В ведомости на выдачу удостоверения ветерана боевых действий, согласно Федерального закона «О ветеранах», статья 3, статья 16 пункт 1 по Военному комиссариату Любинского района, утверждённой военным комиссаром Омской области, в строке № <...> значится рядовой запаса ФИО1, <...> года рождения. Основание для выдачи удостоверения № <...>: СКР, восковая часть <...> с <...> по <...>, военный билет № <...>, справка войсковой части.
<...> начальником отдела Военного комиссариата Омской области по Любинскому району выдана справка о том, что ФИО1 действительно проходил военную службу по призыву с <...> по <...> и является ветераном боевых действий; принимал участие в проведении контртеррористических операций на Северо-Кавказском регионе РФ. <...> Любинским РВК Омской области выдано удостоверение ветерана боевых действий серии № <...>. Участие в боевых действиях: с <...> по <...>. Основание: учётная карточка к военному билету серии № <...>. Имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В материалы дела также представлена копия удостоверения серии № <...>, выданного <...> Любинским районным Военным комиссариатом Омской области на имя ФИО1 Предъявитель данного удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». Удостоверение бессрочное, действительно на всей территории Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что удостоверение ветерана боевых действий серии № <...> было утеряно во время переезда и проживании за пределами территории Российской Федерации (в Германии), ФИО1 обратился в Военный комиссариат Любинского района Омской области с заявлением о выдаче дубликата такого удостоверения.
Для подтверждения периодов (факта) прохождения военной службы и других данных на военнослужащего ФИО1, начальником отдела Военного комиссариата Омской области по Любинскому району на имя начальника Центрального архива Министерства обороны РФ был направлен соответствующий запрос.
Согласно ответу Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от <...> в приказах командира войсковой части <...> «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачёте выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении», в расчётно-платёжных ведомостях на выплату денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций за <...> года, ФИО1 не значится.
<...> военным комиссаром Омской области в адрес начальника управления кадров Центрального военного округа направлено обращение военнослужащего запаса и материалы для рассмотрения и принятия решения о выдаче дубликата удостоверения «Ветеран боевых действий».
<...> Председателем комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий утверждено заключение, которым ФИО1 отказано в выдаче удостоверения по причине того, что представленные документы не подтверждают факта участия в контртеррористических операциях. Рекомендовано представить выписки из приказов командира войсковой части <...> об участии в контртеррористических операциях, утверждённые руководителем Регионального штаба, а также документы, явившиеся основанием для первоначальной выдачи.
Полагая отказ ответчика в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, ФИО1 предъявил указанный иск в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением в указанному закону установлен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. В разделе III данного перечня значится период выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в абзаце 2 пункта 4 Постановления от 15 ноября 2011 года № 24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия – принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведённого в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 утверждён единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года.
29 сентября 2017 года Министром обороны РФ издан Приказ № 595, которым утверждён Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ.
Согласно данному приказу в Министерстве обороны РФ выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооружённых конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упразднённым государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны РФ.
Рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (пункт 2).
В соответствии с пунктом 8 Порядка вместе с заявлением о выдаче удостоверения должны быть приложены подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), а именно: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
При этом в пункте 21 Порядка установлено, что, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению (рапорту) ветерана боевых действий и на основании соответствующих подтверждающих документов выдаётся дубликат удостоверения.
Основанием для выдачи дубликата удостоверения являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения либо подтверждающие факт его выдачи.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 8 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763.
К документам, являвшимся основанием для первоначальной выдачи удостоверения, либо подтверждающим факт его выдачи относятся справки органов военного управления (воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, военных комиссариатов), выдавших удостоверение, или их правопреемников либо справки архивных учреждений, подтверждающие факт выдачи удостоверения, копии листов книги учёта (ведомости, списка, отчета) выдачи удостоверений, другие документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения, а также заверенные копии удостоверения (свидетельства о праве на льготы).
Заявление (рапорт) о выдаче дубликата рассматривается в порядке, предусмотренном для выдачи удостоверения.
По итогам рассмотрения заявления (рапорта) комиссия (центральная комиссия) принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения (пункт 14 Порядка).
На основании приведённых выше норм права, подтверждающими документами, на основании которых выдаётся дубликат удостоверения ветерана боевых действий, являются документы, которые подтверждают первоначальную выдачу такого удостоверения.
Представленными в материалы дела доказательствами в их совокупности и взаимной связи подтверждён факт участия истца в проведении контртеррористических мероприятий на Северо-Кавказском регионе РФ, указанные документы послужили основанием для выдачи ФИО1 удостоверения серии № <...>. Как было указано ранее, в ведомости на выдачу удостоверения ветерана боевых действий в качестве основания для выдачи документа указаны военный билет № <...>, а также справка войсковой части.
Удостоверение ветерана боевых действий было выдано истцу Военным комиссариатом Любинского района в пределах полномочий, в соответствии с пунктом «б» пункта 2 ранее действовавшего Приказа Министра обороны РФ от 15 марта 2004 года № 77 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооружённых Силах Российской Федерации», согласно которому выдача удостоверений ветерана боевых действий гражданам, уволенным с военной службы осуществляется через военные комиссариаты районов, на территории которых указанные граждане проживают.
Поскольку за ФИО1, путём выдачи удостоверения от <...> серии № <...> было признано конституционное право на гарантии социальной защиты и, соответственно, право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», при разрешении вопроса о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий взамен утерянного удостоверения следует исходить из презумпции наличия такого права, поскольку оно в установленном законом порядке оспорено не было.
В силу изложенного, поскольку судебным разбирательством установлен факт выдачи ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий ранее, что подтверждено имеющимися в материалах дела документами, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий взамен утраченного.
Доводы жалобы Министерства обороны РФ об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих факт участия ФИО1 в контртеррористических операциях, судебной коллегией отклоняются, поскольку они противоречат пункту 21 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ, утверждённого приказом № 595 Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 года.
Указание в жалобе Военного комиссариата Омской области на то, что суд неправомерно возложил на него обязанность по выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий, так как он не является органом, уполномоченным на выдачу таких удостоверений, отмену решения суда повлечь не может, поскольку указанное учреждение ответчиком по делу не является.
Военным комиссариатом Любинского и Саргатского районов Омской области решение суда не обжалуется.
Кроме того, поскольку в силу приведённых выше норм права выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, каких-либо негативных последствий решение суда для Военного комиссариата Омской области повлечь не может.
Ссылка в жалобе Министерства обороны РФ на завышенный размер взысканных в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, судебной коллегией отклоняется.
Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу приведённой статьи разумность пределов, являясь оценочной категорией, определяется судом с учётом особенностей конкретного дела.
Как следует из материалов дела, процессуальные интересы ФИО1 в двух судебных заседаниях – <...> и <...> на основании ордера от <...> представляла ФИО3.
Согласно квитанции серии № <...> от <...>, ФИО3 также оказала истцу услуги по составлению искового заявления, стоимость которых составила 3 000 рублей. Факт оплаты истцом указанной суммы подтверждается отметкой в данной квитанции.
Поскольку иных сумм, помимо расходов на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 3 000 рублей, истец ко взысканию не заявил, суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в его пользу понесённые судебные расходы в приведённом размере.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда, жалобы не содержат. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Любинского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи