Судья Фатхрахманова З.Р. Дело № 33-12875/2016
Учет №080г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 августа 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Моисеевой Н.Н., Садыковой Э.И.,
при секретаре Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Фаттаховой ФИО7 на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:
Исковые требования Фаттаховой ФИО8 к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе о признании права на присвоение звания «Ветеран», признании отказа Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, обязании Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истицы в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фаттахова Р.А. обратилась в суд с иском к ответчику УСЗ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование иска указано, что <дата> Фаттахова Р.А. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и получении удостоверения соответствующего образца. Письмом от <дата> за .... ответчиком Фаттаховой Р.А. было отказано, поскольку почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия. Указанная грамота была вручена истцу, как победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации. Фаттахова Р.А., полагая отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, просила суд признать право на присвоение звания «Ветеран труда».
В суде первой инстанции истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Фаттахова Р.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания «Ветеран труда».
В суде апелляционной инстанции Фаттахова Р.А. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, пояснила, что как победителю конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителя, наряду с Почетной грамотой, также получила денежное поощрение в размере 100 000 руб.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания ветеран труда" предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210 утверждено Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений, организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Пунктом 2 приведенного Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан предусмотрено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года N 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Этим Перечнем в числе ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, названы почетные грамоты, почетные дипломы органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013года №466 установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Пунктами 6, 6.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 года N 280, действовавшего на момент награждения истца почетной грамотой установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имело право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях.
06.10.2004 года Министром образования и науки Российской Федерации издан Приказ № 84 «О знаках отличия в сфере образования и науки», действовавший на момент награждения истца Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, согласно которому в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Этим же приказом утверждено Положение о знаках отличия в сфере образования и науки, в силу раздела XI которого, почетной грамотой награждались работники министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно-производственные комплексы наукоградов РФ, работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за следующие достижения:
1) большую и плодотворную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров;
2) внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
3) развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
4) успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
5) значительные успехи в учебе и обучении;
6) постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в практической подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).
Аналогичные положения закреплены и в пункте 2.9 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2010 года № 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", действующего в настоящее время.
Как следует из материалов дела, с 15.08.1989 года истец занималась педагогической деятельностью в детских образовательных учреждениях, а в настоящее время является учителем информатики и математики в средней образовательной школе № 29 Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Приказом Министерства образования и науки России от 01.08.2007 года № 224 истец была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
26.05.2014 года ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Нижнекамском Муниципальном районе по рассмотрению спорных вопросов по присвоению звания "Ветеран труда"
Письмом от 30.05.2014 года №70-46/528 истец была уведомлена о том, что Комиссией по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" принято решение об отказе во включении ее в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ победителю конкурса лучших учителей не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение данного звания, так как вручена истице как победителю конкурса, проводимого в рамка приоритетного национального проекта «Образование», что не соответствует порядку награждения знаком отличия, установленного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2004г. №84.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, выданная по результатам конкурса, не может быть отнесена к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, который основан на тщательном анализе вышеприведенных норм материального права, а также Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.05.2006 года N 102.
При этом судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на существовавший на момент награждения истца почетной грамотой порядок возбуждения ходатайства о награждении ведомственной наградой.
Так, в соответствии с разделом XI Положения о знаках отличия в сфере образования и науки Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004 года № 84, действовавшим на момент награждения истца, ходатайство о награждении Почетной грамотой оформляется на наградном листе установленного образца (Приложение N 1), печатается на ПВЭМ или пишущей машинке, подписывается руководителем учреждения (организации), председателем коллегиального органа и заверяется печатью. В случае представления к награждению руководителя учреждения (организации) наградной лист подписывается его заместителем. В характеристике работника должны быть отражены его конкретные заслуги, достижения и успехи, раскрывающие существо и степень указанных заслуг в научно-педагогической, воспитательной, учебно-методической сферах деятельности.
Ходатайство о награждении Почетной грамотой по каждой кандидатуре направляется в вышестоящую организацию по подчиненности учреждения (организации):
- образовательные учреждения (организации) и научные организации федерального подчинения - в Минобрнауки России;
-образовательные учреждения (организации) муниципального подчинения - в орган управления образованием субъекта Российской Федерации с последующим представлением в Минобрнауки России выписки из решения коллегии органа управления образованием с указанием фамилии, имени, отчества представляемого к награждению, должности, места и стажа работы в системе образования;
- образовательные учреждения (организации) и научные организации, находящиеся в ведении других министерств и ведомств, - в соответствующие органы управления по подчиненности с последующим представлением их в Минобрнауки России.
То обстоятельство, что указанный порядок до награждения истца Почетной грамотой соблюден не был, тогда как награждение произведено в соответствии с требованиями Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2010г. №217, свидетельствует о несоответствии полученной истцом Почетной грамоты критериям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В силу вышеизложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, отказав ФИО1 в удовлетворении заявленного иска, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что награждение Почетной грамотой в рамках проекта «Образование», предполагает поощрение самых достойных кандидатов за успехи в педагогической деятельности, поэтому не может являться основанием для исключения из ведомственных знаков отличия в труде, не являются основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку не опровергают установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании законодательства Российской Федерации, сопряжены с переоценкой собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, а потому подлежат отклонению.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении дела нарушений норм материального права или неправильного применения норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО9 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи