ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 080Г от 25.08.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.Б.Курбанова Дело № 33-14267/2016

Учет № 080г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2016 года г.Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.И.Муртазина,

судей Г.А.Сахиповой, Э.И.Садыковой,

при секретаре судебного заседания Л.Р.Шамсутдиновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 23 мая 2016 года, которым в удовлетворении его исковых требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Отделу социальной защиты в Авиастроительном районе города Казани Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа незаконным, возложении обязанности в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности выдачи соответствующего удостоверения отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании отказа незаконным, возложении обязанности в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности выдачи соответствующего удостоверения.

В обоснование требований указывается, что он обратился в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе г.Казани с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», поскольку был награжден Почетной грамотой Федерального агентства по недропользованию.

Ему было отказано, так как Почетная грамота не относится к ведомственной награде Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Истец считает данный отказ необоснованным, истец просил признать отказ отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе г.Казани незаконным, обязать ответчика признать за ним право на присвоение звание «Ветеран труда» и обязать ответчика выдать удостоверение установленного образца.

В судебном заседании представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с иском не согласился.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика Отдела социальной защиты в Авиастроительном районе города Казани Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Суд вынес решение об отказе в иске.

В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на неверную оценку представленным доказательствам, неправильное толкование и применение норм законодательства. По мнению заявителя апелляционной жалобы, Почетная грамота Федерального агентства по недропользованию относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право на присвоение звания «Ветеран труда».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Другие лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Республике Татарстан порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Законом Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в статье 1 которого установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.

Во исполнение Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 № 210, которым утверждены «Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан», а также «Перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений, организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан».

В пунктах 2 и 4 указанного Положения предусмотрено, что отнесение органов к соответствующему перечню находится в компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан и осуществляется при условии, если в нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность органа, закреплены положения о его участии в осуществлении государственных (ведомственных) функций, и он действовал в период награждения лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда».

При этом в перечне под пунктом «с» названы центральные органы общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении отдельных государственных (ведомственных) функций.

Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан приказом от 29 июня 2012 года № 481 утвержден «Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 августа 2015 года приказом Федерального агентства по недропользованию N 103-лс истец награжден Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд в геологической отрасли, высокий профессионализм при исполнении должностных обязанностей и в связи с 7-летием со дня образования федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых»

ФИО1 обратился в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Авиастроительном районе г.Казани с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Решением № 16 от 15 декабря 2015 года истцу было отказано в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда» и указано, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» для работников территориальных органов, организаций и учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, являются ведомственные награды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем, Почетная грамота Федерального агентства по недропользованию не может быть принята в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что Почетная грамота Федерального агентства по недропользованию не входит в Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, в связи с чем, оснований для признания его неправильным не имеется.

Для отнесения награды к ведомственной ее награждение должно производиться руководством федеральных органов исполнительной власти, судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Совета Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с Центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, либо другими лицами, но по поручению и от имени вышеуказанных государственных органов, если такой порядок предусмотрен соответствующим положением о награде.

Учитывая, что у Федерального агентства по недропользованию не предусмотрено право учреждать и награждать ведомственными знаками отличия в труде, почетная грамота указанного агентства не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

В приказе Федерального агентства по недропользованию от 1 марта 2006 года №56-к «О почетной грамоте Федерального агентства по недропользованию» не указано, что Почетная грамота является ведомственной наградой.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Почетная грамота Федерального агентства по недропользованию не является ведомственным знаком отличия в труде, является верным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спор должен рассматриваться в порядке административного судопроизводства, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в рассматриваемом случае ФИО1 заявлены требования о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Республики Татарстан об отказе в присвоении ему звания "Ветеран труда".

Поскольку оспариваемое истцом решение Министерства социальной защиты населения Республики Татарстан влияет на возникновение гражданских прав ФИО1, в частности, его прав на получение соответствующих мер социальной поддержки, заявленные им исковые требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Иные доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, обстоятельств, опровергающих правильность его выводов, и нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставиться вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 23 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи