ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 086Г от 26.04.2017 Омского областного суда (Омская область)

председательствующий Акулова О.В. дело № 33-2756/2017

строка по статотчёту № 086г

Апелляционное определение

26 апреля 2017 года город Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Ланцовой М.В.

судей Будылка А.В., Лозовой Ж.А.

при секретаре Асланян Л.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1, ФИО2, действующей и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей и в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО6 к Администрации Камышловского сельского поселения, Администрации Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации по апелляционной жалобе ответчика Администрации Любинского муниципального района Омской области на решение Любинского районного суда Омской области от <...> об удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя ответчика Администрации Любинского муниципального района Омской области ФИО7, объяснения истцов ФИО1, ФИО4, ФИО5, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, действующая и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующая и в интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО6 обратились в суд с исками к Администрации Камышловского сельского поселения, Администрации Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации.

В обоснование исков указали на то, что в апреле 2016 года их домовладения были затоплены паводковыми водами, в связи с чем отсутствовала возможность использовать земельные участки по назначению. Домовладения истцов отсутствовали в приложении к Постановлению Администрации Любинского муниципального района от 19 апреля 2016 года № 221-п, так как границы зоны подтопления устанавливались в зависимости от поступления обращений. При этом, ответчиком не было публично объявлено об оказании единовременной материальной помощи всем пострадавшим домам в границах поселения. Истцам не было известно об объявлении режима чрезвычайной ситуации, а также о праве на получение материальной помощи.

На основании изложенного истцы просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; возложить на ответчика обязанность внести их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Определением суда от <...> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Любинского муниципального района Омской области, в качестве третьих лиц привлечены Главное управление региональной безопасности Омской области, ГУ МЧС России по Омской области.

Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации Камышловского сельского поселения в судебном заседании пояснила, что Камышловское сельское поселение не вошло в границы подтопления, поскольку обращений граждан о подтоплении их домовладений не поступало. При этом пояснила, что сама видела, что домовладение семьи Л-вых было полностью подтоплено в весенний период, поскольку проживает недалеко от них. О ситуации Б-вых пояснить не смогла.

Истец ФИО2, представитель ответчика Администрации Любинского муниципального района Омской области, представители третьих лиц Главного управления региональной безопасности Омской области, ГУ МЧС России по Омской области в судебном заседании участия не принимали.

Решением суда ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6 признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка в апреле 2016 года. На Администрацию Камышловского сельского поселения, Администрацию Любинского муниципального района Омской области возложена обязанность включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Любинского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённым приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470, к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в жилых помещениях, попавших в границу зоны затопления (подтопления) в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области. Между тем, Камышловское сельское поселение не было включено в зону подтопления и не было отрезано от основных транспортных путей и пунктов обеспечения более 10 дней. Кроме того, <...> Любинским районным судом Омской области по делу № <...> было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований граждан, также проживающих на территории Камышловского сельского поселения, поскольку на территории данного поселения не был введён режим чрезвычайной ситуации.

Представитель Администрации Камышловского сельского поселения представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил удовлетворить требования Администрации Любинского муниципального района Омской области.

О слушании дела стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явились представитель ответчика Администрации Любинского муниципального района Омской области ФИО7, поддержавшая апелляционную жалобу, истцы ФИО1, ФИО4, ФИО5, согласившиеся с решением суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, поскольку выводы, изложенные в нём, противоречат нормам права и обстоятельствам дела.

Судом установлено, что в апреле 2016 года вследствие быстрого таяния снега и стекания воды в низменные места произошло подтопление сельских поселений Любинского муниципального района Омской области путём образования больших объёмов талых вод над уровнем почвы.

В связи с возникшей ситуацией на территории Любинского муниципального района Омской области Постановлением Главы администрации № 203-п с 12 апреля 2016 года был введён режим чрезвычайной ситуации на территории Красноярского городского поселения, Северо-Любинского сельского поселения, Любино-Малоросского сельского поселения.

Распоряжением Губернатора Омской области от 18 апреля 2016 года № 51-рп на территории Омской области введён режим чрезвычайной ситуации.

19 апреля 2016 года Главой Администрации Любинского муниципального района Омской области было утверждено постановление № 221-п, которым определены границы зон затопления (подтопления), возникшие результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района. Постановлением от 08 июня 2016 года № 354-п границы зон затопления были расширены.

Камышловское сельское поселение в границы зон затопления включено не было.

Постановлением Главы Любинского муниципального района от 20 июня 2016 года № 229-п с 15 часов 00 минут режим чрезвычайной ситуации, введённый в границах Любинского городского поселения, Красноярского городского поселения, Любино-Малоросского, Алексеевского, Большаковского, Пролетарского, Протопоповского, Северо-Любинского сельских поселений, отменён.

29 июля 2017 года Главой Любинского муниципального района утверждено Постановление № 477-п, которым был утверждён Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие подтопления населённых пунктов паводковыми водами в 2016 году на территории Любинского муниципального района Омской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На организационный отдел Любинского муниципального района возложена обязанность опубликовать указанное постановление в бюллетене «Вестник Любинского муниципального района», разместить на официальном сайте Любинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Основанием для предоставления заявителю материальной помощи, а также финансовой помощи, является включение заявителя в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи (пункт 2 Порядка).

Из представленных в материалы дела справок Администрации Камышловского сельского поселения следует, что ФИО2 проживает в <...>, совместно с ней проживают ФИО1 (муж) и ФИО3 (сын). Указанная квартира принадлежит ФИО2 и ФИО1 на праве общей совместной собственности.

ФИО5 проживает в <...>, совместно с ней проживают ФИО4 (муж), ФИО6 (дочь) и ФИО8 (дочь). Указанная квартира принадлежит ФИО5, ФИО4, ФИО6 и ФИО8 на праве общей долевой собственности (по <...> доли).

Обращаясь в суд с приведёнными выше исками, истцы просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в 2016 году на территории Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области; обязать Администрацию Камышловского сельского поселения включить их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Разрешая спор, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку показаниями свидетелей <...> и <...> а также объяснениями представителя Администрации Камышловского сельского поселения достоверно подтверждён факт затопления домовладений истцов паводковыми водами.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан, как было указано выше, в противоречие с обстоятельствами дела и в нарушение норм права, что в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области социальной защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Указанным Федеральным законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11).

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3 «О чрезвычайном положении».

Согласно пункту «з» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Пункт 11 Правил предусматривает, что для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по оказанию гражданам единовременной материальной помощи подготавливаются следующие документы: заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи согласно приложению № 9 к настоящим Правилам; список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению № 10 к настоящим Правилам; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях согласно приложению № 11 к настоящим Правилам.

Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 названных Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 12 Правил).

Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470 утверждён Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которым предусмотрено, что при наступлении чрезвычайной ситуации не позднее одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации в созданную Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляют документы, обосновывающие право на получение финансовой помощи. Комиссия рассматривает документы и подготавливает заявку на получение бюджетных ассигнований (пункты 4, 5).

Подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в следующем порядке (пункт 7).

На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10 и № 12 к Правилам, подписываются Главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Акты обследования составляются на каждый повреждённый объект и должны содержать информацию о наименовании, дате наступления и классификации чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта, размере страхового возмещения (если объект был застрахован), балансовой и остаточной стоимости объекта, а также перечне работ, необходимых для восстановления объекта. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённым МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7, при формировании списка граждан следует учесть, что в список могут быть включены граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по адресу, включённому в границы зоны чрезвычайной ситуации.

Из анализа приведённых выше норм права следует, что обращение граждан за оказанием единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации носит заявительный характер, а предоставляемая гражданам финансовая помощь носит адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. При этом, пострадавшими в результате подтопления паводковыми водами признаются граждане, проживающие только в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Омской области, определённой органом местного самоуправления Омской области.

Между тем, как было указано ранее и не оспаривалось истцами, на территории Камышловского сельского поселения, в котором они зарегистрированы и постоянно проживают, режим чрезвычайной ситуации не вводился, в границы зон затопления (подтопления) названное сельское поселение включено не было; правовые акта органа местного самоуправления о введении режима чрезвычайной ситуации, о границах зоны подтопления истцами в установленном порядке не оспорен.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нахождении домовладений истцов зоне подтопления, вследствие чего их имуществу был причинён вред, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в материалы дела не представлено. С заявлением об оказании единовременной материальной помощи истцы в Администрацию Камышловского сельского поселения, либо в Администрацию Любинского муниципального района Омской области не обращались.

Доводы истцов о том, что им не было известно о производящихся ответчиком выплатах единовременной материальной помощи судебной коллегией отклоняются, поскольку, во-первых, постановление Главы Любинского муниципального района от 29 июля 2016 года № 477-п, которым был утверждён Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, также как и все предшествующие постановления Главы Любинского муниципального района по данному вопросу были опубликованы в бюллетене «Вестник Любинского муниципального района», а также размещены на официальном сайте Любинского муниципального района. Во-вторых, из пояснений истцов суду апелляционной инстанции следует, что они периодически выезжали из Камышловского сельского поселения, соответственно, не могли не видеть ситуацию, сложившуюся в Любинском районе Омской области, и не знать о том, что граждане, проживающие в других поселениях, обращались с соответствующими заявлениями в орган местного самоуправления и получали единовременную материальную выплату.

Показания допрошенных судом в качестве свидетелей <...><...> а также объяснения представителя Камышловского сельского поселения не могли быть приняты в качестве единственного доказательства причинения ущерба имуществу истцов в результате паводка в апреле 2016 года, поскольку основанием для выплаты единовременной материальной помощи является проживание лица в населённом пункте, включённом в границы зоны затопления, заявление лица, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, а также наличие акта комиссионного обследования повреждённого имущества.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Любинского районного суда Омской области от <...> отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, действующей и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей и в интересах несовершеннолетних ФИО8, ФИО6 к Администрации Камышловского сельского поселения, Администрации Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации отказать.

Председательствующий

Судьи