Председательствующий: Валитова М.С. Дело № 33-2906/2018
строка отчета № 091г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 16 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.
и судей Дьякова А.Н., Ивановой В.П.
при секретаре Киселевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 марта 2018 года, которым остановлено:
Отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании стажа работы в период исполнения обязанностей начальника Территориального строительного объединения «Омскстрой» с 8 сентября 1988 года по 16 июля 1990 года соответствующим пункту 3 Указа Губернатора Омской области № 154 от 16 декабря 2015 года «О ежемесячном материальном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью», а также установлении ежемесячного материального обеспечения,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области, указывая в обоснование требований, что его трудовая деятельность на территории г. Омска составляет около 40 лет. Он работал на различных должностях, в том числе с 07.08.1978 - вторым секретарем Кировского райкома КПСС (г.Омск), с 07.01.1979 по 05.11.1980 - первым секретарем Ленинского райкома КПСС (г.Омск), с 06.11.1980 по 20.08.1987 - заведующим отделом строительства Омского обкома КПСС; с 21.08.1987 по 08.09.1988 - начальником «Главомскстроя» Министерства по строительству в районах Сибири и Дальнего Востока, далее реорганизованного в Территориальное строительное объединение «Омскстрой»; с 08.09.1988 по 16.07.1990 - начальником ТСО «Омскстрой».
Реорганизация Главного управления «Главомскстрой» в ТСО «Омскстрой» производилась в ходе так называемой «перестройки» во исполнение решения Правительства страны по ликвидации общестроительных Министерств и передачи функций учредителя Главных управлений облисполкомам. Предполагалось реорганизовать их по типу областных объединений, чтобы сохранить общую базу строительства, в составе которой в г. Омске были подрядные организации, механизированные подразделения, заводы стройиндустрии, училища по подготовке кадров, медицинские учреждения, ведомственное жилье и дома культуры. Перестройка строительной отрасли, как и всей производственной деятельности в стране затормозилась. Министерства еще сохранялись, но с момента реорганизации и изменения названия объединением был утрачен статус экстерриториальности, оно стало территориальным, как указано в названии, т.е. областным. Произошло изменение системы материально - технического обеспечения деятельности. Защита ресурсов на производство строительно- монтажных работ стала производиться в областной плановой комиссии и в Госснабе РСФСР, а не в Госснабе CCCP, как это было ранее, по лимитам облисполкома вместе с областными объединениями и управлениями. Дополнительным подтверждением того, что ТО «Омскстрой» являлось фактически областным, а не федеральным объединением является решение бюро Обкома КПСС, который в указе приравнен к областной власти, об участии Омской области в ликвидации землетрясения в Армении в декабре 1988 года, в котором ТО «Омскстрой» поручалось проведение восстановительных работ в г. Ленинакане Армянской ССР. Во исполнение указанного решения в объединении был сформирован строительный трест, который более года занимался разборкой завалов, восстановлением инфраструктуры и строительством жилых домов.
При обращении к ответчику ему было отказано в начислении доплаты к пенсии, предусмотренной п. 3 Указа Губернатора области № 154 от 16 декабря 2005 г. в связи с тем, что статус ТО «Омскстрой», в котором он исполнял обязанности руководителя с 08.09.1988 по 16.07.1990, не соответствует указанному в п. 3 Указа определению «объединение». Считает данное решение необоснованным, т.к. ТО «Омскстрой» фактически являлось областным, а не федеральным объединением. Период с 08.09.1988 по 16.07.1990 продолжительностью 1 год 9 месяцев 20 дней подходит под условия Указа № 154, общая продолжительность исполнения должностей, подпадающих по данный Указ, составляет 11 лет 10 дней, а размер его пенсии - 15 690 руб. 40 коп.
Просил признать его стаж работы в период исполнения им обязанностей начальника ТСО «Омскстрой» с 08.09.1988 по 16.07.1990 соответствующим п. 3 Указа Губернатора Омской области № 154 от 16 декабря 2005 г., установить ему выплату ежемесячного материального обеспечения (далее - ЕМО) со дня подачи заявления от 14.11.2017.
В дополнительных заявлениях просил признать продолжительность его стажа для начисления ЕМО в соответствии с Указа № 154 от 16 декабря 2005 г. равным 10 годам 10 месяцам; признать юридический факт, что на основании перечисленных им в заявлении документов, определяющих характер экономических изменений в строительной отрасли в государстве, ТО «Омскострой» являлось областным.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточнил, что поддерживает первоначально заявленные требования. Пояснил, что с момента подписания приказа Минуралсибстроя о создании территориально – строительных объединений от 08.09.1988 ТСО «Омскстрой» фактически стало областным объединением.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области ФИО2 требования не признала ввиду их необоснованности, ссылаясь на недоказанность факта, что ТСО «Омскстрой» до 1992 года являлось областным управлением или объединением.
Представитель Правительства Омской области ФИО3 полагала, что требования истца удовлетворению не подлежат по аналогичным основаниям.
Представитель БУ Омской области «МФЦ» в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит ФИО1, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального права. Полагает судом не учтены его доводы и не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, не проведен юридический анализ представленных им Постановлений ЦК КПСС, Правительства СССР, Правительства РФ, на основании которых производились внедрение методов хозрасчета и самофинансирования, переход на контрактную систему материально технического обеспечения на всех без исключения производственных структурах, что приводило к существенным изменениям в организации производственной деятельности. Также судом необоснованно отказано в приостановлении производства по делу до принятия решения по делу 2-1082/2018 в Куйбышевском районном суде г. Омска.
В возражениях на апелляционную жалобу представители МТиСР Омской области - ФИО2, Правительства Омской области - ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме (л.д. 132-137), в суд не явился представитель БУ Омской области «МФЦ», о причинах неявки не сообщил, доказательства уважительности этих причин не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителей: МТиСР Омской области - ФИО2, Правительства Омской области - ФИО3, поддержавших возражения против жалобы, коллегия судей приходит к следующему.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Законом Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрены меры социальной поддержки граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью.
В соответствии со ст. 33 Закона право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящей статьей, имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Омской области, получающие пенсию, ежемесячный доход которых составляет не более 300 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Омской области, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью (далее - граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью).
Категории граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью, определяются Губернатором Омской области.
Гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью, предоставляется ежемесячное материальное обеспечение в размере не более 100 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Омской области.
Порядок определения конкретного размера ежемесячного материального обеспечения, назначения и выплаты ежемесячного материального обеспечения устанавливается Правительством Омской области.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 16 декабря 2005 года № 154 "О ежемесячном материальном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью " установлены следующие категории граждан, имеющих право на материальное обеспечение:
1) пенсионеры, которым до 1 января 1992 года выплачивались персональные пенсии союзного, республиканского или местного значения, при наличии стажа, дающего право на страховую пенсию по старости (дававшего право на трудовую пенсию по старости), на территории Омской области не менее 15 лет;
2) пенсионеры, награжденные государственной наградой Омской области - медалью "За высокие достижения";
3) лица, получающие страховую пенсию по старости (за исключением лиц, получающих пенсию за выслугу лет, установленную федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также лиц, получающих пенсию за выслугу лет, предусмотренную Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, пенсию за выслугу лет, доплату к страховой пенсии, установленные для лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы), при наличии стажа, дающего право на страховую пенсию по старости (дававшего право на трудовую пенсию по старости), на территории Омской области не менее 15 лет и замещавшие не менее 10 лет следующие должности, в том числе суммарно:
- секретаря, заведующего отделом областного комитета КПСС;
- секретаря городского, районного комитета КПСС;
- председателя, заместителя председателя, секретаря исполнительного комитета областного, городского, районного Совета народных депутатов;
- руководителя самостоятельного структурного подразделения (начальника управления (заведующего (начальника) отделом)) исполнительного комитета областного Совета народных депутатов;
-председателя областного комитета, начальника областного управления, объединения.
Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное материальное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе, при соблюдении условия осуществления предусмотренных Перечнем должностей в названных в Указе № 154 областных, городских, районных комитетах КПСС, исполнительного комитета областного, городского, районного Совета народных депутатов, самостоятельных структурных подразделениях управления исполнительного комитета Совета народных депутатов, областного комитета, областного управления, областного объединения.
Основанием установления дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином в уполномоченный орган.
С момента введения в действие Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ рассмотрение вопросов о признании граждан имеющими право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью, относится к компетенции Министерства труда и социального развития Омской области.
Как предусмотрено Постановлением Правительства Омской области от 12 ноября 2008 года №190-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан в Омской области» (пункт 3), в целях предоставления мер социальной поддержки гражданин, имеющий право на получение мер социальной поддержки обращается с заявлением по утверждаемой Министерством форме. Приказом Минтруда от 26 ноября 2014 года № 176-п утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Назначение ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью».
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента гражданин, имеющий право на ежемесячное материальное обеспечение, для назначения предъявляет в уполномоченное государственное учреждение Омской области - находящееся в ведении Минтруда - функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и вместе с заявлением представляет, в том числе документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих право на ежемесячное материальное обеспечение.
Согласно п. 81 Административного регламента решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячного материального обеспечения принимается учреждением путем подписания руководителем учреждения соответствующего распоряжения.
Пунктом 28 Административного регламента в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрено обращение с заявлением лица, не относящегося к числу заявителей, имеющих право на получение ежемесячного материального обеспечения.
Принятие учреждением решения о назначении (отказе в назначении) ежемесячного материального обеспечения в конкретном размере осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня личного оставления заявителем заявления и необходимых документов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что трудовая деятельность ФИО1 на территории Омской области в период с 01.08.1962 по 06.07.2002 составляет около 40 лет, в том числе в должностях секретаря Кировского и Ленинского районных комитетов КПСС, заведующего отделом Областного комитета КПСС, начальника управления «Главомсктрой», начальника ТСО «Омскстрой».
Предъявляя в суд иск, ФИО1 указал, при обращении к ответчику ему было отказано в начислении доплаты к пенсии, указанной в п. 3 Указа Губернатора Омской области № 154 от 16 декабря 2005 г. в связи с тем, что его деятельность за период с 08.09.1988 по 16.07.1990 не может быть включена в стаж, дающий право на такое обеспечение, т.к. статус ТСО «Омскстрой», в котором он исполнял обязанности руководителя в названный период, не соответствует указанному в п. 3 Указа определению «объединение», и ТСО «Омскстрой» не являлось областным управлением, объединением.
Полагает, что ТСО «Омскстрой» фактически являлось областным, а не федеральным объединением, и спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на доплату к пенсии, указанную в п. 3 Указа Губернатора Омской области.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что истец в установленном законом порядке обращался к ответчику с соответствующим заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, представив при этом необходимые документы.
Не имело место и обращение истца с таким заявлением в БУ Омской области «МФЦ».
Также суду не было представлено истцом доказательств того, что ТСО «Омскстрой» фактически являлось областным, а не федеральным объединением в период с 08.09.1988 по 16.07.1990.
С учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения деятельности ФИО1 за период с 08.09.1988 по 16.07.1990 в должности начальника ТСО «Омскстрой» в стаж, дающий право на ежемесячное материальное обеспечение, указанное в п. 3 Указа Губернатора области № 154 от 16 декабря 2005 года, а также отсутствии доказательств нарушения ответчиком прав истца, и правомерно отказал в удовлетворении его иска в полном объеме.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия.
Определение того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного толкования.
В соответствии с абз. 6 п. 3 Указа № 154 в стаж засчитываются периоды работы в должности председателя областного комитета, начальника областного управления, объединения.
Согласно справке БУОО «Исторический архив Омской области» от 26 декабря 2017 г. в архивном фонде ОАО "Омскстрой" имеется приказ Министерства строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР от 10 ноября 1988 г. № 228 следующего содержания: «В связи с постановлением Совета Министров СССР от 09 июня 1988 года № 733 «О генеральной схеме управления строительством в районах Урала и Западной Сибири СССР» (приказ Министерства от 28 июня 1988 года № 145) ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить состав ТСО "Омскстрой" согласно приложению № 1.
2.Утвердить Устав ТСО "Омскстрой" согласно приложению № 2».
В Уставе ТСО "Омскстрой" указано, что объединение является единым производственно-хозяйственным комплексом, охватывающим на территории Омской области организационно и технологически связанные строительные организации, промышленные предприятия, другие обслуживающие и обеспечивающие хозяйства, объединенные для достижения конечной цели строительства - ввода в действие производственных мощностей и объектов. Объединение находится в непосредственном подчинении Министерства строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР.
В Уставе АООТ «Омскстрой», утв. распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области № 301-рк от 29 октября 1992 года и зарегистрированном постановлением Омской городской регистрационной палаты № 145 от 19 ноября 1992 года, указано: «1.1. Акционерное общество открытого типа «Омскстрой», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92 г. № 721 и на основе учредительного договора комитета по управлению государственным имуществом Омской области и предприятий-учредителей, список которых приведен в Учредительном договоре.
1.2. Учредители являются юридически самостоятельными организациями…».
2.2. Учредителями общества являются комитет по имуществу администрации Омской области, утвердивший его устав и предприятия-учредители…» (л.д.87-88).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 09 июня 1988 г. № 733 «О генеральной схеме управления строительством в районах Урала и Западной Сибири СССР» в целях обеспечения эффективного сочетания новых методов хозяйствования и прогрессивных организационный структур управления Совет Министров постановил утвердить и ввести в действие в 3-х месячный срок разработанную Минстроем Урала и Западной Сибири генеральную схему управления строительством, предусматривающую в том числе, упразднение главных территориальных и специализированных управлений строительства и создание крупных производственных структур в строительстве - территориальных строительных объединений, охватывающих, как правило, все строительное производство на территории автономной республики, края, области и организующих свою деятельность как единый производственно-хозяйственный комплекс на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. № 606 «О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Омской области», в числе организаций, переданных в государственную собственность Омской области, значится и Территориальное строительное объединение «Омскстрой» (л.д.58-64).
Таким образом, до 1992 года ТСО «Омскстрой» не являлось областным управлением, объединением и не относилось к государственной собственности Омской области.
Доводы апеллянта об обратном противоречат материалам дела и отклоняются.
Указание на то, что территориально строительное объединение «Омскстрой» было расположено в Омской области, правового значение не имеет.
Ссылка апеллянта на необоснованный отказ суда в приостановлении производства по делу до принятия решения по делу 2-1082/2018 в Куйбышевском районном суде, состоятельной не является, поскольку не установлена объективная невозможность рассмотрения дела, находящегося в производстве суда, до разрешения другого дела. Приостановление производства недопустимо, если факты и правоотношения могут быть установлены судом в рассматриваемом деле. Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для принятия решения по заявленным истцом требованиям.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность постановленного решения, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, регулирующего спорные отношения, отличного от приведенного судом в мотивировочной части решения.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения в апелляционной инстанции, а направлена на переоценку доказательств по делу.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 6 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: