ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 096Г от 25.04.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Кривоногова Е.С. № 33-2659/2018

Строка по статотчету № 096г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Щукина А.Г.,

судей Чернышевой И.В., Лозовой Ж.А.,

при секретаре Прокопьевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.В,Д., Ш.М.Ю., С.В.Д., на решение Любинского районного суда Омской области от 28 февраля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних С.Д.С., Ш.М.Ю., С.В.Д., к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации – отказать».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.В.Д.Ш.М.Ю.., С.В.Д. обратились в суд с иском к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании пострадавшими от паводка и включении в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации, указав, что 12 апреля 2016 г. в связи с негативными последствиями опасных гидрологических явлений 2016 г. распоряжением Администрации Любинского муниципального района Омской области от 12 апреля 2016 года № 203-п введен режим чрезвычайной ситуации, произошло подтопление многих территорий, включая ул. М. Горького. Весь участок находился в воде, в связи с этим возможность использования земельного участка по назначению отсутствовала. Дом истцов отсутствует в приложении к постановлению Администрации Любинского муниципального района Омской области от 19 апреля 2016 года № 221-п, поскольку границы зоны подтопления устанавливались в зависимости от поступления обращений.

Просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка в апреле 2016 года, обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района внести их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Определением Любинского районного суда Омской области в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Любинского муниципального района Омской области.

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.Д.С.Ш.М.Ю., С.В.Д., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

ФИО1, представители администрации Любинского городского поселения, администрации Любинского муниципального района в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.Д.С., Ш.М.Ю., С.В.Д., просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывают, что все жильцы улицы, на которой они проживают были признаны пострадавшими от паводка, при этом принадлежащее им домовладение значительно пострадало. Из-за тяжелого материального положения у них отсутствует возможность отремонтировать дом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не явившиеся лица о причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не просили, в связи с чем коллегия судей рассмотрела дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, следует из материалов дела, что в апреле 2016 года вследствие быстрого таяния снега и стекания воды в низменные места произошло подтопление сельских поселений Любинского муниципального района Омской области путём образования больших объёмов талых вод над уровнем почвы.

В связи с возникшей ситуацией на территории Любинского муниципального района Омской области Постановлением Главы администрации с 12 апреля 2016 года был введён режим чрезвычайной ситуации на территории восьми поселений, к числу которых относилось и Любинское городское поселение.

Распоряжением Губернатора Омской области от 18 апреля 2016 года № 51-рп на территории Омской области введён режим чрезвычайной ситуации.

В тот же день Главой администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области было утверждено постановление № 114-п, которым определены границы зон затопления (подтопления), возникшие результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского городского поселения. Постановлениями от 16 мая 2016 года № 158-п, от 08 июня 2016 года № 354-п границы зон затопления были расширены.

Постановлением Главы Любинского муниципального района от 20 июня 2016 года № 229-п с 15 часов 00 минут режим чрезвычайной ситуации, введённый в границах Любинского городского поселения, Красноярского городского поселения, Любино-Малоросского, Алексеевского, Большаковского, Пролетарского, Протопоповского, Северо-Любинского сельских поселений, отменён.

29 июля 2017 года Главой Любинского муниципального района утверждено Постановление № 477-п, которым был утверждён Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие подтопления населённых пунктов паводковыми водами в 2016 году на территории Любинского муниципального района Омской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. На организационный отдел Любинского муниципального района возложена обязанность опубликовать указанное постановление в бюллетене «Вестник Любинского муниципального района», разместить на официальном сайте Любинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Основанием для предоставления заявителю материальной помощи, а также финансовой помощи, является включение заявителя в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, в списки граждан, нуждающихся в финансовой помощи (пункт 2 Порядка).

Из представленной в материалы дела справки Администрации Любинского городского поселения следует, что истцы проживают по адресу: <...>.

Указанный жилой дом и земельный участок под ним принадлежат на праве общей долевой собственности С.В.Д., С.Д.С., Ш.М.Ю.., что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

Заявив о подтоплении домовладения, расположенного по адресу: <...>, истцы обратились с настоящими требованиями в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ни один из истцов своевременно не обратился ни в Администрацию Любинского сельского поселения Любинскогомуниципального района Омской области, ни в Администрацию Любинского муниципального района Омской области либо в иные органы, ведающие вопросами ликвидации и оказания помощи в связи с чрезвычайной ситуацией с заявлением о признании территории их домовладения, относящейся к зоне чрезвычайной ситуации. Кроме того сопоставив адреса места проживания истцов с конкретными адресами жилых домов, включенных в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории поселения, указанных в приложении к Постановлению Администрации Любинского муниципального района Омской области от 08 июня 2016 года № 354-п, районный суд пришел к выводу о том, что домовладение и земельный участок истцов не расположены в непосредственной близости к границам зоны чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с указанными выше выводами суда первой инстанции, оснований для их переоценки не имеется.

Отношения в сфере защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера регулируются Законом Омской области № 586-ОЗ от 20 декабря 2004 года «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно ст. 7 Закона Омской области № 586-ФЗ от 20 декабря 2004 г. Правительство Омской области может вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечень вопросов местного значения муниципального района включает участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения (п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением главы Любинского муниципального района Омской области № 221-п от 19 апреля 2016 года «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года» определены границы зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района вследствие подтопления паводковыми водами 2016 года.

Приложением к указанному постановлению утвержден перечень территорий района с указанием наименования улиц, номеров домов, иных объектов, включающий 328 самостоятельных наименований, в который в дальнейшем вносились изменения постановлениями от 08 июня 2016 года № 354-п.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Постановлением Правительства РФ № 110 от 15 февраля 2014 года утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Правилами предусмотрен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Пунктом 2 указанных выше Правил установлено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе - оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека; а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Для целей организации предоставления поименованных выше гарантий п. 11 Правил предусмотрено условие обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований. В числе иных документов предусмотрено предоставление гражданином, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, заявления об оказании гражданам единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости).

Приказом МЧС России № 470 от 29 августа 2014 года «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» предусмотрено, что при наступлении чрезвычайной ситуации не позднее одного месяца с момента возникновения чрезвычайной ситуации в созданную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предоставляют документы, обосновывающие право на получение финансовой помощи. Комиссия рассматривает документы и подготавливает заявку на получение бюджетных ассигнований.

На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями № 10, № 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Акты обследования составляются на каждый поврежденный объект и должны содержать информацию о наименовании, дате наступления и классификации чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта, размере страхового возмещения (если объект был застрахован), балансовой и остаточной стоимости объекта, а также перечне работ, необходимых для восстановления объекта. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

Учитывая приведенные нормы права, коллегия отмечает, что оказание финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией носит заявительный характер, а предоставляемая гражданам финансовая помощь имеет адресный, целевой, компенсационный характер и направлена на социальную поддержку лиц, непосредственно пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, лишенных возможности пользоваться минимальным набором товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В границах зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Любинского муниципального района Омской области вследствие подтопления населенных пунктов паводковыми водами 2016 года, жилой дом ответчиков, расположенный в данном сельском поселении, не обозначен.

Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о подтоплении территории домовладения или жилого помещения истцов, причинения какого-либо ущерба или повреждения или утраты имущества первой необходимости, а также свидетельствующих о своевременном обращении истцов в Администрацию Любинского городского поселения, либо в Администрацию Любинского муниципального района Омской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи на себя либо на членов своей семьи, заявлением о получении финансовой помощи в нарушение статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.

Ссылка истцов на фотографии дома и мебели, судом обоснованно отклонена, поскольку снимки сделаны не в период затопления в 2016 году, а в момент рассмотрения спора, следовательно, не могут отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам по делу.

Судебная коллегия признает несостоятельными доводы жалобы о признании пострадавшими от паводка всех жильцов улицы, на которой они проживают, поскольку сам по себе факт включения некоторых жителей домов данной улицы в зону подтопления не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Приводимые в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на законность и обоснованность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Любинского районного суда Омской области от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: