ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 100001-01-2021-000661-27 от 22.03.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Седлецкий А.В. №33-834/2022

УИД № 10RS0001-01-2021-000661-27

Дело № 2-376/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2022 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.

при ведении протокола секретарем Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2021 г. по иску прокурора Беломорского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению Беломорского района «Беломорская СОШ №3» о понуждении к совершению определенных действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Беломорского района Республики Карелия обратился в суд с названным выше иском по следующим основаниям. Прокуратурой района по результатам проведения проверки исполнения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних установлен факт неоснащения медицинского блока муниципального образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №3» (далее также – МОУ БМР «Беломорская СОШ №3») необходимым медицинским оборудованием, предназначенным для оказания медицинской помощи воспитанникам указанной образовательной организации. По результатам проверки установлено, что в медицинском блоке МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» отсутствует необходимое медицинское оборудование, предусмотренное законодательством, а именно: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) – 2 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу - 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 2 шт., носилки - 2 шт., шины пневматические (детские и взрослые) – 1 комплект, вакуумный матрас – 1 шт., косынка – 1 шт., фиксатор ключницы – 1 шт., воротник Шанца (2 размера) – 1 шт., гелевый охлаждающе-согревающий пакет – 1 шт., зонды желудочные разных размеров – 4 шт., термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт., столик манипуляционный – 1 шт., лампа настольная – 2 шт., персональный компьютер – 1 комплект, принтер – 1 комплект, калькулятор – 2 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт., коврик (1 м. х 1,5 м.) – 1 шт. Ненадлежащее оснащение медицинского кабинета образовательной организации нарушает права воспитанников на охрану здоровья, может привести к возникновению ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних может повлечь некачественное оказание им медицинской помощи, в том числе и в экстренной форме. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», функции и полномочия учредителя осуществляет АМО «Беломорский муниципальный район». Администрация Беломорского муниципального района является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования. На основании изложенного прокурор просил обязать ответчика в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению медицинского кабинета МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» в соответствии с требованиями Приложения №3 к Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 г. №822н, отсутствующим вышеуказанным медицинским оборудованием, а также обязать МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по оснащению медицинского кабинета МОУ БМР «Беломорская СОШ №3».

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Беломорская центральная районная больница» (далее также – ГБУЗ «Беломорская ЦРБ»), Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство образования и спорта Республики Карелия.

Решением суда требования прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в срок до 01 июля 2022 г. обеспечить финансирование мероприятий по оснащению медицинского кабинета муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Беломорская СОШ №3» отсутствующим медицинским оборудованием и обязал муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская СОШ №3» в срок до 01 июля 2022 г. организовать и выполнить мероприятия по оснащению медицинского кабинета муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Беломорская СОШ №3» отсутствующим медицинским оборудованием, подробно описав его в резолютивной части решения суда.

С таким решением не согласен ответчик администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район». В своей апелляционной жалобе просит его отменить полностью, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом не был исследован вопрос передачи ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» помещения в безвозмездное пользование под медицинский кабинет и находящегося в нем движимого имущества. Указывает, что в штатном расписании образовательного учреждения отсутствует медицинский работник. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что поскольку медицинский работник находится на территории школы не в течение всего рабочего дня, отсутствует целесообразность обеспечения медкабинета обозначенными в иске медикаментами и оборудованием. Не согласен с необходимостью приобретения сейфа для хранения медикамента, поскольку в школе не имеется никаких лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. Требование о приобретении сейфа ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. Не согласен с установленным судом сроком до 01 июля 2022 г., указывает, что он является фиксированным и не зависит от даты вступления решения в законную силу. Обращает внимание на особый порядок финансирования бюджетных учреждений и формирование бюджета, на планируемость бюджета и сроки рассмотрения внесения изменений в бюджет в текущем году, на дефицит бюджета. Просит увеличить срок исполнения решения суда в части финансирования на 12 месяцев.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Беломорского района, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лахтина К.А. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах, изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 г. №822-н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее также – Порядок).

В силу пунктов 3 - 6 указанного Порядка несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях; организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями; первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях; при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

Согласно пунктам 7-11 Порядка оснащенное помещение для оказания первичной медико-санитарной помощи предоставляется образовательной организацией, где в дальнейшем организуется первичная медико-санитарная помощь обучающимся медицинской организацией.

Приложением №3 к Порядку установлен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, предусматривающий перечень необходимого оборудования, мебели, оргтехники и медицинских изделий.

Судом первой инстанции установлено, что на основании решения прокурора Беломорского района Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ г. прокуратурой Беломорского района Республики Карелия в период с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. проведена проверка в МОУ Беломорского муниципального района «Беломорская СОШ №3» по соблюдению требований Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздрава России от 05 ноября 2013 г. №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

По результатам проверки было установлено, что в медицинском блоке МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» отсутствуют предусмотренные стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а именно: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) – 2 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу - 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 2 шт., носилки - 2 шт., шины пневматические (детские и взрослые) – 1 комплект, вакуумный матрас – 1 шт., косынка – 1 шт., фиксатор ключницы – 1 шт., воротник Шанца (2 размера) – 1 шт., гелевый охлаждающе-согревающий пакет – 1 шт., зонды желудочные разных размеров – 4 шт., термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт., столик манипуляционный – 1 шт., лампа настольная – 2 шт., персональный компьютер – 1 комплект, принтер – 1 комплект, калькулятор – 2 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт., коврик (1 м. х 1,5 м.) – 1 шт., что подтверждается актом проверки от 14 сентября 2021 г., составленным с участием заместителя директора по АХЧ МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» Постниковой С.В., фельдшера Ивановой М.А. Копия акта вручена представителям школы.

В соответствии с п. 1.5 Устава МОУ БМР «Беломорская СОШ №3» функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район».

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, посчитал установленным факт ненадлежашего оснащения медицинского блока образовательного учреждения необходимым медицинским оборудованием, предназначенным для оказания медицинской помощи воспитанникам МОУ БМР «Беломорская СОШ №3», что может привести к возникновению ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, возложив на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении иска законными и обоснованными.

Согласно ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Поскольку судом было установлено, что образовательной организацией не созданы условия для организации медицинского обслуживания обучающихся, а деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества – муниципальным образованием «Беломорский муниципальный район», суд пришел к правильному выводу о законности требований прокурора Беломорского района.

Бездействие МОУ БМР «Беломорская СОШ №3», выразившееся в неисполнении обязанности по оснащению медицинского блока необходимым оборудованием, не соответствует требованиям ч. 3 ст. 41 Закона об образовании, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 11 Порядка и Приложению № 3 к нему.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о неэффективности расходования бюджетных средств на приобретение указанного в иске оборудования ввиду того, что медицинская помощь обучающимся фактически организуется ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ», основанием к отмене обжалуемого решения не являются, поскольку действующее законодательство прямо возлагает на образовательное учреждение обязанность обеспечить оснащение медицинского блока необходимым оборудованием, а орган местного самоуправления – профинансировать соответствующие расходы на его приобретение.

Ссылка в жалобе на отсутствие необходимости в приобретении сейфа для хранения медицинских (психотропных, наркотических) препаратов также признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку п. 57 Приложения №3 к приказу Минздрава России от 05 ноября 2013 г. №822н прямо предусмотрено оснащением им медицинского кабинета школы.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами обжалуемых судебных постановлений, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену или изменение обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел оценку представленных в материалы дела доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Существенных нарушений норм процессуального права, которые бы могли повлечь отмену решения, судом не допущено.

Соглашаясь с правильным по существу решением суда, судебная коллегия, вместе с тем, полагает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы ответчика о недостаточности установленного судом срока исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 206 ГПК РФ.

Исходя из фактических обстоятельств дела, состава оборудования и медицинских изделий, которые необходимо приобрести для исполнения решения суда и учитывая доводы администрации Беломорского муниципального района о необходимости перераспределения бюджетных лимитов и недостаточности бюджетного финансирования, принимая во внимание продолжительность летних каникул и необходимость обеспечить готовность образовательной организации к приему детей к началу учебного года, судебная коллегия, не изменяя по существу решения суда, полагает необходимым установить для ответчиков срок его исполнения продолжительностью до 01 сентября 2022 г.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 20 декабря 2021 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» – без удовлетворения.

Установить срок исполнения решения суда по настоящему гражданскому делу до 01 сентября 2022 г.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи