ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 10458 от 02.09.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья А.Ф. Бисеров Дело № 10458   Учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

2 сентября 2013 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи О.А. Бегишева

судей Р.Р. Хасаншина, Р.С. Ибрагимова

при секретаре судебного заседания Д.А. Закиевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А.Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 июня 2013 года, которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 к Садовому некоммерческому товариществу <данные изъяты>, председателю правления ФИО2 о возложении обязанности по предоставлению заверенных копий документов: первичной финансовой документации за 2008-2012 годы, расходно-приходных кассовых ордеров, чеков контрольно-кассовых машины, выписок по расчетным счетам, платежных документов, расчетно-платежных ведомостей, кассовой книги, договоров на оказание услуг и актов приема-сдачи выполненных работ, накладных, актов на списание основных средств, штатного расписания, протоколов общих собраний, списка членов <данные изъяты>, протоколов собраний по распределению участков, схемы расположения земельных участков, должностных инструкций оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ФИО1 - ФИО3 и ФИО4, ФИО1 в поддержку доводов жалобы, заслушав возражения представителя ФИО2 – ФИО5, ФИО2 против удовлетворения доводов жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к садовому некоммерческому товариществу <данные изъяты> председателю правления ФИО2 о возложении обязанности по предоставлению заверенных копий документов.

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что он является членом садового некоммерческого товарищества <данные изъяты>, на территории которого находится жилой дом .... принадлежащий истцу на праве собственности, на земельном участке мерой 810 кв.м.

В связи с тем, что истец не удовлетворен результатами финансово-хозяйственной деятельности правления СНТ <данные изъяты> он обратился с заявлением к председателю правления с просьбой предоставить для ознакомления все первичные финансовые документы за период с 2010-2012 годы, а также протоколы ревизий ревизионной комиссии, протокол отчетно-перевыборного собрания от 23 сентября 2012 года. До настоящего времени указанные документы истцу не представлены.

Просил обязать СНТ <данные изъяты> в лице его единоличного исполнительного органа - председателя правления ФИО2 предоставить заверенные копии документов: первичной финансовой документации за 2008-2012 годы, расходно-приходных кассовых ордеров, чеков контрольно-кассовых машины, выписок по расчетным счетам, платежных документов, расчетно-платежных ведомостей, кассовой книги, договоров на оказание услуг и актов приема-сдачи выполненных работ, накладных, актов на списание основных средств, штатного расписания, протоколов общих собраний, списка членов СНТ <данные изъяты>, протоколов собраний по распределению участков, схемы расположения земельных участков, должностных инструкций.

Представитель ответчика СНТ <данные изъяты> - ФИО2 и ФИО6 иск не признали и просили в его удовлетворении отказать.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается, что согласно положениям Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец, как член правления СНТ «Ромашка» вправе истребовать у товарищества документы бухгалтерского учета.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представители ФИО3 и ФИО4 просили решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

ФИО2 и его представитель ФИО5 возражали против удовлетворения доводов жалобы.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.

Согласно п.1 и п.3 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела,

- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.19 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля.

В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов такого объединения.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.

Ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязана:

1) проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;

2) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;

3) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

4) докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

5) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.

4. По результатам ревизии при создании угрозы интересам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и его членам либо при выявлении злоупотреблений членов правления такого объединения и председателя правления ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов такого объединения.

В силу п.3 ст.27 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, заверенные выписки из данных протоколов представляются для ознакомления членам такого объединения по их требованию, а также органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным и правоохранительным органам, организациям в соответствии с их запросами в письменной форме.

В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу ст.9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Из материалов дела усматривается, что за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок, категории земли сельскохозяйственного назначения, использование для садоводства, общей площадью 810 кв.м, расположенным в СНТ <данные изъяты>, участок .... в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 25 мая 2010 года серии 16-АЕ241470.

ФИО1 является членом СНТ <данные изъяты>

В соответствии с Уставом СНТ <данные изъяты> в редакции от 2 апреля 2010 года товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан - владельцев садовых земельных участков, предоставленным им или приобретенными ими с целью удовлетворения материальных и иных потребностей, объединении своих усилий и возможностей для реализации задач ведения садоводства, организации здорового отдыха садоводов и членов их семей.

2 сентября 2012 года ФИО1 обратился с заявлением на имя председателя правления СНТ <данные изъяты> ФИО2 о выдаче копии: протоколов ревизии ревизионной комиссии за 2010,2011,2012 год, протокол отчетно-перевыборного собрания от 23 сентября 2012 года, а также всех первичные финансовые документы для ознакомления за 2010,2011,2012 годы.

В соответствии с выпиской из протокола правления СНТ <данные изъяты> № 83 от 7 октября 2012 года постановлено: по заявлению ФИО1, ФИО7, ФИО8 предоставить копии ревизионной комиссии за 2010,2011,2012 годы и протокол отчетно-перевыборного собрания от 23 сентября 2012 года. В предоставлении финансовых документов за 2010,2011,2012 года для ознакомления отказано, со ссылкой о необходимости обращения в ревизионную комиссию.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что выдача для постоянного пользования заверенных копий перечисленных документов, как и штатного расписания, списка членов СНТ, указанным Федеральным законом не предусмотрена.

Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.

Суд первой инстанции не учел, что ФИО1 является членом СНТ «Ромашка» и вправе получить копии всех документов общих собраний, протоколов заседаний правления ревизионной комиссии СНТ <данные изъяты> с приложениями.

Данное право за ФИО1 предусмотрено Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Более того, согласно п.42 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Соответственно, являясь членом СНТ <данные изъяты> ФИО1 вправе получить необходимые документы бухгалтерского учета.

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции ограничил его право на свободное получение информации о деятельности СНТ <данные изъяты>

Судебная коллегия считает, что решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 июня 2013 года подлежит отмене.

На основании ч.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Так как обстоятельства дела установлены, Судебная коллегия считает необходимым, принять новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, п.2 и п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 17 июня 2013 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.

Считать постановленным.

Исковое заявление ФИО1 к садовому некоммерческому товариществу <данные изъяты> председателю правления ФИО2 о возложении обязанности по предоставлению заверенных копий документов удовлетворить.

Обязать СНТ <данные изъяты> в лице его единоличного исполнительного органа - председателя правления ФИО2 предоставить заверенные копии: первичной финансовой документации за 2008-2012 годы, расходно-приходных кассовых ордеров, чеков контрольно-кассовых машин, выписок по расчетным счетам, платежных документов, расчетно-платежных ведомостей, кассовой книги, договоров на выполнение работ и услуг и актов приема-сдачи выполненных работ, накладных, актов на списание основных средств, авансовых документов, финансовых документов, указывающих движение денежных средств по расчетному счету, штатного расписания, протоколов общих собраний, списка членов СНТ <данные изъяты> протоколов собраний по распределению участков, схемы расположения земельных участков, должностных инструкций на работников СНТ <данные изъяты>

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи